Иные условия реализации права на обращение за судебной защитой

 

Основания возвращения заявления. Судья также возвращает заявление, если:

- исковое заявление подано недееспособным лицом;

- не соблюдён установленный досудебный порядок урегулирования спора или не предоставлены документы, подтверждающие это;

- заявление не подписано или подписано и подано неуполномоченным лицом;

- в производстве этого или другого суда либо третейского суда находится тождественное дело;

- до вынесения определения суда о принятии искового заявления к производству суда поступило заявление от истца о возвращении искового заявления.

По общим правилам гражданского судопроизводства за защитой своего права или интереса в суд могут обращаться только лица, которые наряду с гражданской правоспособностью, обладают гражданской процессуальной дееспособностью. Процесс, возбужденный по заявлению недееспособного лица, не порождает никаких процессуальных последствий (возврат заявления по этому основанию в судебной практики встречается довольно редко - 7 определений тверских районных судов). Эти положения закона обусловлены тем, что процесс по гражданскому делу в силу принципа диспозитивности может возникнуть лишь в результате волеизъявления заинтересованного лица. У недееспособного же гражданина имеется порок воли, он не способен своими действиями осуществлять свои права в суде и поручать ведение дела представителю.

Если гражданская процессуальная правоспособность представляет собой абстрактную возможность лица быть участником процесса по конкретному делу, т.е. носителем гражданских процессуальных прав и обязанностей, то способность такого участника своими собственными (личными) действиями осуществлять процессуальные права и обязанности или поручать ведение дела представителю называется гражданской процессуальной дееспособностью[271]. В этом и состоит отличие гражданской процессуальной дееспособности от дееспособности в материальном праве.

Поскольку разрыв между способностями "иметь" и "осуществлять своими действиями" процессуальные права и обязанности возможен только у физических лиц, защищающих свои права и законные интересы, то гражданская процессуальная дееспособность является юридическим свойством физических лиц, участвующих в процессе в качестве стороны или третьего лица. Такая дееспособность не является юридической характеристикой коллективных образований, включая юридических лиц, потому что у таких субъектов процесса способность "иметь" и способность "осуществлять своими действиями" процессуальные права и обязанности возникают одновременно. По этой причине соответствующая статья ГПК РФ целиком и полностью посвящена регламентации гражданской процессуальной дееспособности граждан, защищающих свои права и интересы. 

В отличие от процессуальной правоспособности, дееспособностью обладают не все граждане, а только те, кто отвечает возрастному признаку и признаку состояния здоровья. Говоря о критериях процессуальной дееспособности, следует отметить, что ГПК РФ признает дееспособными граждан, достигших возраста восемнадцати лет. С момента достижения гражданами совершеннолетия они могут лично выступать в суде в качестве сторон, третьих лиц, представителей, самостоятельно распоряжаться принадлежащими им процессуальными правами и нести процессуальные обязанности.

Несовершеннолетний может лично осуществлять свои процессуальные права и выполнять процессуальные обязанности в суде со времени вступления в брак или объявления его полностью дееспособным (эмансипации). Права, свободы и законные интересы несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, а также граждан, ограниченных в дееспособности, защищают в процессе их законные представители. Однако суд обязан привлекать к участию в таких делах самих несовершеннолетних, а также граждан, ограниченных в дееспособности.

В случаях, предусмотренных федеральным законом, по делам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, публичных и иных правоотношений, несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет вправе лично защищать в суде свои права, свободы и законные интересы. Суд вправе привлечь к участию в таких делах законных представителей несовершеннолетних. Права, свободы и законные интересы несовершеннолетних, не достигших возраста четырнадцати лет, а также граждан, признанных недееспособными, защищают в процессе их законные представители - родители, усыновители, опекуны, попечители или иные лица, которым это право предоставлено федеральным законом.

Закон допускает возвращение заявления по этому основанию лишь в тех случаях, когда недееспособным является лицо, обращающееся в суд. В отличие от процессуальной правоспособности, наличие которой для возникновения процесса требуется на стороне как истца, так и ответчика, недееспособность ответчика не служит препятствием "юридической действительности обращения в суд"[272], так как от имени недееспособного выступает его законный представитель. Недееспособность ответчика не может служить и основанием для оставления заявления без рассмотрения, в случае признания стороны недееспособной или отсутствия законного представителя у лица, признанного недееспособным, суд обязан приостановить производство по делу (ст. 215 ГПК РФ) для привлечения в процесс законного представителя недееспособного.

Согласно п. 1 ст. 135 ГПК РФ судья возвращает исковое заявление в случае, если не соблюден установленный федеральным законом для данной категории споров или предусмотренный договором сторон досудебный порядок урегулирования спора либо не были предоставлены соответствующие документы (5 определений тверских районных судов).

Если федеральным законодательством не предусмотрен обязательный досудебный порядок, то возвращение искового заявления по этому основанию является незаконным. Так, определением судьи областного суда заявление супругов-граждан США об установлении усыновления ребенка-гражданина России было оставлено без рассмотрения со ссылкой на несоблюдение досудебного порядка. По мнению судьи, такой порядок предусмотрен Правилами передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории РФ, утвержденными постановлениями Правительства РФ, согласно которым усыновление детей осуществляется с помощью специально уполномоченных иностранных организаций, имеющих на территории РФ аккредитованные представительства. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ отменила указанное определение на том основании, что вышеназванные акты не предусматривают предварительного досудебного порядка рассмотрения заявлений иностранных граждан, введение аккредитации таким досудебным порядком не является[273].

Наличие по некоторым категориям дел обязательного предварительного внесудебного порядка разрешения споров, несоблюдение которого влекло отказ в принятии заявления (ст. 129 ГПК РСФСР), - это, на наш взгляд, наследие прежней правовой системы, в которой существовали административные и общественные органы в обязательном порядке рассматривающие различные споры, обращение в которые было одной из стадий защиты прав и законных интересов. Из этого исходила и судебная практика. Так, в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 22.12.1992 г. № 16 (с послед. изм. и доп.) "О некоторых вопросах применения судами РФ законодательства при разрешении трудовых споров"[274] разъяснялось, что при принятии искового заявления судье необходимо определить, относится ли данный спор к той категории споров, для которых законом установлен предварительный внесудебный порядок их разрешения в КТС, или он подлежит рассмотрению непосредственно судом. Если трудовой спор относится к тем, которые рассматриваются в судах с соблюдением предварительного внесудебного порядка их разрешения, а комиссия по трудовым спорам на предприятии существует, судья должен возвратить заявление.

Однако, в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 г. "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" уже говорится о том, что, учитывая, что ст. 46 Конституции РФ гарантирует каждому праву на судебную защиту и Трудовой кодекс не содержит положений об обязательности предварительного внесудебного порядка разрешения трудового спора комиссией по трудовым спорам, лицо, считающее, что его права нарушены, по собственному усмотрению выбирает способ разрешения индивидуального трудового спора и вправе либо первоначально обратиться в КТС (кроме дел, которые рассматриваются исключительно судом), а в случае несогласия с ее решением - в суд в десятидневный срок со дня вручения ему копии решения комиссии, либо сразу обратиться в суд[275].

Некоторые правовые акты до сих пор не отказались от обязательного досудебного порядка. Например, в соответствии со ст. 797 ГК РФ и ст. 120 Транспортного устава железных дорог РФ до предъявления к железной дороге иска, возникшего в связи с осуществлением перевозки груза или грузобагажа, обязательно предъявление к ней претензии, срок для которой установлен в 6 месяцев, а в отношении штрафов и пеней - 45 дней[276]. Воздушный кодекс РФ устанавливает[277], что до предъявления к перевозчику иска в случае нарушения договора воздушной перевозки груза или договора воздушной перевозки почты к перевозчику предъявляется претензия. Обязательность претензии также предусмотрена ч. 1 ст. 403 Кодекса торгового мореплавания[278] и ст. 38 ФЗ "О связи"[279]. Досудебный порядок разрешения спора может быть установлен и в договоре или специальном соглашении. ГПК РФ не предусматривает последствий срока предъявления претензии. Из этого следует вывод, что претензия может быть предъявлена в любое время. Для суда важен факт предъявления претензии.

Претензия - это требование кредитора к должнику об уплате долга, о возмещении убытков, уплате штрафа, устранении недостатков выполненной работы[280]. Обязательная претензионная процедура неизвестна ни развитым правовым системам, ни международному коммерческому обороту[281]. Однако в отечественном законодательстве применение данного порядка урегулирования конфликтов стало правовой традицией[282].

Что же такое обязательный досудебный порядок - атавизм советской административной системы или необходимый механизм обеспечения прав? Как показывает практика внесудебное (досудебное) разбирательство, является по сравнению с судебным порядком наиболее дешевым, быстрым и эффективным способом разрешения конфликта[283]. Однако, с точки зрения ст. 46 Конституции РФ и закона "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан"[284] закреплена возможность прямого обращения в суд с жалобой на любое нарушение прав и свобод со стороны государственных органов и их должностных лиц. Конституции РФ также гарантирует возможность каждому обращаться в суд, защищая любые права и свободы, а необходимость соблюдения досудебного, несмотря на то, что это шаг к разрешению конфликта, а после его соблюдения можно обращаться в суд, является препятствием быстрого и эффективного правосудия.

Судебная защита может помочь защитить свои права в судебном порядке в тех «экстренных» случаях, когда по обстоятельствам дела промедление в обращении в суд «смерти подобно», например: кредитор получил информацию о том, что платежеспособность его должника (скажем, транспортного предприятия) резко ухудшается; или дебитор начинает «прятать имущество» и может использовать предоставленную ему дополнительную отсрочку для ответа на претензию совсем не в интересах кредитора; или имеются другие обстоятельства, требующие немедленного применения в судебном порядке мер обеспечения (наложения ареста на имущество или денежные суммы должника, запрета ответчику или третьим лицам осуществлять определенные действия и т.п.). Указанные примеры не исчерпывают всех возможных ситуаций, и в каждом конкретном случае гражданин должен решить, что будет более выгодным – сразу обращаться в суд или все же провести досудебные процедуры.

По нашему мнению, конституционное право на судебную защиту, трансформируюсь в гражданском процессе в право на обращение в суд, не должно подвергаться каким-либо изъятиям или ограничениям. Аксиомами гражданского судопроизводства должны стать следующие положения:

1. Выбор процедуры досудебного урегулирования споров по любым категориям дел с участием как граждан, так и юридических лиц является правом, а не обязанностью стороны.

 2. Возможность досудебного урегулирования спора является дополнительным способом правовой защиты, не противоречащим принципу осуществления правосудия только судом.

3. Суды (в том числе и арбитражные) не вправе отказывать заявителям в приеме и (или) в рассмотрении исковых и других заявлений на том основании, что спор между сторонами должен быть предварительно рассмотрен в досудебном порядке.

4. Если все же стороны начали добровольную процедуру досудебного урегулирования (предъявлена претензия с указанием срока для ответа и др.), но одна из сторон считает необходимым для защиты своих прав обратиться в суд, не дожидаясь окончания досудебной процедуры, суд обязан принять исковое заявление к рассмотрению.

5. Суд не вправе отказывать в приеме искового заявления и в случаях, когда должник признал претензию кредитора, если кредитор считает, что его права каким-либо образом нарушены и спор необходимо разрешать через суд.

6. Право гражданина и юридического лица на обращение в суд и на судебную защиту может быть реализовано и в случаях, когда в процессуальных кодексах или других законодательных актах прямо не предусмотрен порядок разрешения определенной категории споров.

Таким образом, в силу обновленного материального и процессуального законодательства обязательный досудебный порядок представляет собой необходимое обращение заинтересованного лица с претензией к возможному нарушителю его прав и охраняемых законом интересов. Такая ситуация, на наш взгляд, подрывает принцип диспозитивности гражданского процесса. Если стороны намерены обратиться к рассмотрению их конфликта вне стен суда, то они имеют право самостоятельно прибегать к переговорам по своей воле, без всякого принуждения, или могут ввести эту предварительную досудебную процедуру своим соглашением, также они могут договориться о том, что никто из них не обращается в суд до тех пор, пока до конца не использованы возможности переговорного процесса. Если заключено такое соглашение, то тогда этот порядок - для сторон добровольный - для суда становится обязательным. Можно предположить, что досудебный порядок сохранился в ГПК РФ как один из вариантов разгрузки судебной системы от дел, которые могут быть решены и без непосредственного участия суд. Однако, следуя логике материального законодательства, процессуальное закрепило такой порядок только в отношении нескольких случаев, тем самым, создавая дополнительные гарантии личной защиты для лиц, занимающихся железнодорожными, авиационными перевозками и т.п., что, на наш взгляд, противоречит принципу равных возможностей, закрепленному в гражданском законодательстве. С другой стороны, гарантией эффективной защиты прав является также возможность обращения к альтернативным способам разрешения споров. Субъекты гражданского оборота должны иметь возможность выбрать любую удобную процедуру, соответствующую их требованиям о времени, стоимости, конфиденциальности, императивности и последствиям решения[285]. Задача судебной власти - содействовать функционированию альтернативных процедур и, что не менее важно, гарантировать соблюдение закона и в этой сфере. В этой связи целесообразно законодательное закрепление альтернативных средств разрешения споров (путем переговоров, посредничества, консультаций и т.п.).

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 135 ГПК РФ судья, установив при принятии заявления отсутствие подписи истца или подпись и подачу заявления лицом, не имеющим полномочий на его подписание и предъявление в суд, возвращает исковое заявление (20 определений о возврате районных судов г. Твери). Здесь законодатель допустил некоторую смысловую неточность[286], смысл которой в том, что данное основание может повлечь как возвращение, так и оставление заявления без движения. Статья 136 ГПК содержит указание общего характера, в ней разъясняется, какие нарушения ст. 131 и 132 могут повлечь оставление заявления без движения. В то же время ст. 135 ГПК РФ прямо указывает на то, в каких конкретных случаях заявление возвращается. Поскольку в качестве одного из оснований возвращения заявления предусмотрено отсутствие подписи соответствующего лица, то эта норма, содержащая четкое указание на конкретное нарушение, должна иметь приоритет перед общими указаниями ст. 136 ГПК РФ.

Для возбуждения гражданского судопроизводства от имени заинтересованного лица у представителя должны быть надлежаще оформленные документы на ведение дела, удостоверенные доверенностью или иным документом[287]. Представитель вправе обратиться в суд с заявлением самостоятельно, если в доверенности, выданной ему, оговорено его право на подписание искового заявления и предъявление его в суд (ст. 54 ГПК РФ). Заявление подлежит возвращению, если оно подается лицом, которое не может быть представителем (ст. 51 ГПК РФ).

Пункт 5 ч. 1 ст. 135 ГПК РФ предусматривает основание, препятствующее возбуждению дела по иску, тождественному уже находящемуся в производстве этого или другого суда, а также третейского суда[288]. Тождество может быть определено, исходя из того, не предъявляется ли иск вторично одним и тем же лицом, к тому же ответчику, о том же предмете и по тем же основаниям. Закон не допускает рассмотрение одного и того же дела в разных судах. Производство по делу должно ограничиваться рассмотрением и разрешением дела только в одном суде, выбранном заявителем в соответствии с надлежащей подсудностью.

Например, ст. 29 ГПК РФ предоставляет право истцу по своему усмотрению выбрать один суд из двух и даже трех. В соответствии с п. 2 ст. 1 ФЗ "О третейских судах в РФ"[289] по соглашению сторон любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений, может, если иное не установлено федеральным законом, передаваться на разрешение третейского суда. Если стороны передали подведомственный суду спор на разрешение третейского суда, то он также может быть рассмотрен только в третейском суде. Одновременное рассмотрение его в судах общей юрисдикции исключено.

Если для прекращения производства по делу необходимо наличие решения или определения по первоначально предъявленному требованию, то для возвращения заявления достаточно наличия двух дел в производстве этого или другого суда либо третейского суда. Некоторые суды могут неправильно толковать данную норму и распространять ее на случаи, когда другое дело рассматривается или должно быть рассмотрено другими органами в досудебном порядке, и принимают решение об отказе в принятии заявления. В данном случае, если дело рассматривается или должно рассматриваться другими органами, то у суда есть все основания возвратить заявление до разрешения этого дела другими органами.

О возвращении искового заявления судья выносит мотивированное определение, в котором указывает, как устранить обстоятельства, препятствующие возбуждению дела: в какой суд в соответствии с родовой и территориальной подсудностью нужно обратиться заявителю, если дело неподсудно данному суду; необходимость соблюдения досудебного порядка разрешения спора и др. Определение суда должно быть вынесено в течение пяти дней со дня поступления заявления в суд и вручено или направлено заявителю вместе с заявлением и всеми приложенными к нему документами. Возвращение заявления не препятствует повторному обращению в суд с иском к тому же ответчику, о том же предмете и по тем же основаниям, если истцом будет устранено допущенное нарушение. На определение судьи о возвращении заявления может быть подана частная жалоба.

Таким образом, следует отметить прогрессивный характер ГПК РФ, который в отличие от ГПК РСФСР закрепил в отдельной статье исчерпывающий перечень оснований для возвращения искового заявления. Вместе с тем вызывает некоторую озабоченность наличие такого условия как обязательный досудебный характер спора, а так же сложность определения родовой и территориальной подсудности, что при обращении в суд может повлечь существенную потерю времени и излишние затраты особенно для лиц, не обладающих профессиональными юридическими познаниями. Несмотря на тот факт, что вышеназванные препятствия для доступа к правосудию на стадии возбуждения гражданского судопроизводства устранимы, последствия возвращения заявления могут оказаться достаточно существенными для заинтересованного лица, так как в этих случаях не прерывается течение срока исковой давности.

Основания оставления заявления без движения. Для реализации права на обращении в суд необходимо соблюдать нормы ст. 131 ГПК РФ, определяющую форму и содержание заявления (564 определения районных судов г. Твери), а также ст. 132, закрепляющую перечень прилагаемых документов, подтверждающие обстоятельства, на которых основываются требования заинтересованного лица (416 определений районных судов г. Твери). Судья, установив, что заявление подано в суд без соблюдения требований, установленных в ст. 131 и 132 ГПК РФ, выносит определение об оставлении заявления без движения (всего 980 определений районных судов г. Твери), о чем извещает лицо, подавшее заявление, и предоставляет ему разумный срок для исправления недостатков. Для оставления заявления без движения закон устанавливает основания, не подлежащие расширительному толкованию.

Прежде всего, речь идет о форме обращения. Право на обращение в суд реализуется в различных формах, наличие в гражданском процессе различных видов производства обусловливает и особенности обращения за судебной защитой. Исходя из этого, процессуальное законодательство устанавливает следующие способы возбуждения судопроизводства для защиты субъективных прав и охраняемых законом интересов:

1. иск - средство возбуждения в суде дел по спорам между сторонами о гражданском праве (исковое производство);

2. заявление - средство возбуждения в суде дел, возникающих из публичных правоотношений, а также особое производство.

Говоря об исковом производстве, следует отметить, что судебная деятельность по защите субъективных прав и охраняемых законом интересов, возникающих из гражданских, семейных, трудовых правоотношений, возбуждается с помощью иска, в котором заинтересованное лицо (истец) излагает свои требования к ответчику. Это наиболее универсальная форма обращения в суд, поэтому в процессуальной литературе значительное место отведено исследованиям, посвященным иску и исковой форме защиты права[290]. Однако вопросы понятия иска, его составных частей, видов иска, права на иск и другие и сегодня остаются спорными.

В целом следует согласиться с тем, что иск - это вся деятельность истца, предусмотренная гражданским процессуальным законодательством и направленная на возбуждение процесса и обоснование в нем принадлежности истцу субъективных прав, нарушенных или оспоренных ответчиком[291].

Для того чтобы иск мог выполнить роль средства возбуждения судебной деятельности по защите прав и интересов, он должен состоять из определенных составных частей (элементов). Выделение элементов иска имеет не только теоретическое, но и практическое значение. По элементам иски индивидуализируются, проводится классификация исков на виды, устанавливаются границы судебного разбирательства.

Каждый иск должен содержать в себе следующие элементы:

1. предмет - защита нарушенного или оспариваемого права или охраняемого интереса;

2. содержание - требование к суду о защите субъективного права, об осуществлении судом определенных действий с указанием способа судебной защиты;

3. основание - обстоятельства, обосновывающие требование истца, то есть юридические факты, подтверждающие наличие или отсутствие прав и обязанностей сторон.

Иск может выполнить роль процессуального средства возбуждения судебной деятельности лишь в том случае, если он воплощен в определенной процессуальной форме - заявлении. Заявление является внешней формой выражения иска. Оно адресуется в суд, и на его основании возникает судопроизводство. Значение заявления состоит в том, что в нем отражены все элементы иска и другие сведения, необходимые для правильного и быстрого рассмотрения и разрешения дела[292]. Заявление определяет пределы и характер подготовки дела к судебному разбирательству. Оно помогает суду определить объем судебного исследования, относимость доказательств и допустимость средств доказывания. Большое значение имеет заявление и для других лиц, участвующих в деле[293]. Оно дает возможность прокурору, государственным и муниципальным органам, их должностным лицам и другим участникам судопроизводства исполнить возложенные на них функции по защите прав граждан, государственных и общественных интересов.

Исковое заявление - это письменное обращение в суд, изучив которое судья делает вывод о необходимости возбуждения гражданского судопроизводства, поэтому столь важно правильно и точно указать наименование компетентного суда, истца (или его представителя) и ответчика, их место жительство, а также в чем именно состоит нарушение или угроза нарушения субъективных прав, свобод или законных интересов истца и его требования к ответчику. Исходя из этого истец указывает, в какой форме, каким способом суд должен оказать ему защиту. Требования к суду могут заключаться в признании прав и свобод, присуждении ответчика к совершению определенных действий, прекращению или изменению правоотношения (ст. 12 ГК РФ). Значение правильного указания требований истца к ответчику, расчет взыскиваемых или оспариваемых сумм, если иск подлежит оценке, определяют и характер решения, выносимого по делу, то есть существенно облегчают задачу суда.

На практике сделать это не всегда просто. Так, в архивах районных судов г. Твери находится около 40 дел, в которых заявители не смогли правильно определить форму защиты своего права. Граждане обращались в суд с исковыми заявлениями, содержащими требования об установлении им пенсионного обеспечения в силу того факта, что они в 1987 г. находились в 30-километровой зоне Чернобыльской АЭС. Однако доказательств этого факта они не приводили. Судьи оставляли такие заявления без движения, указывая, что, прежде всего, необходимо установить факт нахождения человека в зоне действия радиации путем особого производства[294].

Субъективное право, свобода, законный интерес, нарушенные ответчиком и указанные истцом как предмет иска должны быть обоснованы обстоятельствами, которые являются юридическими фактами, составляющими основание иска (фактическое основание иска). Указание обстоятельств, с которыми истец связывает свое требование, имеет важное значение для определения предмета доказывания и правильного разрешения возникшего спора. ГПК РФ в отличие от АПК РФ не требует от заявителя правового обоснования, то есть ссылки на норму права, которая регулирует спорное правоотношение иска (правовое основание иска), хотя на практике такое указание на норму права, подлежащую применению, соответствует интересам истца. Исключение составляют случаи, когда инициатором иска является прокурор, он в соответствии с ч. 3 ст. 131 ГПК РФ должен ссылаться на закон или иной нормативный акт, предусматривающий способы защиты интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований или неопределенного круга лиц, а также обосновать невозможность предъявления в суд иска самим гражданином.

В постановлениях Пленума Верховного Суда РФ неоднократно указывалось на необходимость соблюдать требования, предъявляемые к исковому заявлению с учетом специфики спора[295]. На практике выполнить все названные требования ГПК РФ удается далеко не всем. Анализ деятельности районных судов г. Твери выявляет проблему, особенно актуальную на стадии возбуждения гражданского судопроизводства, - это низкий уровень правовой грамотности населения. Встречается большое количество заявлений (около 10%), которые не только не учитывают специфику спора, а буквально состоят из двух-трех предложений, написанных неразборчивым почерком, и судьям зачастую приходится буквально "переводить" исковые заявления на русский язык, так как большинство из них составлены от руки, наспех, на основе несуществующих образцов. Образцы исковых заявлений, которые вывешены в судах, судя по всему, данную проблему не решают.

В связи с этим мы предлагаем разработать и закрепить в виде приложений к ГПК РФ специальных форм (образцов) как исковых заявлений, составленных с учетом специфики различных споров, так и заявлений в рамках особого производства и дел, возникающих из публичных правоотношений, выступающих в качестве своеобразного алгоритма для заинтересованных лиц, что, на наш взгляд, существенно облегчит порядок обращения в суд и уменьшит работу судей по вынесению однотипных определений о возвращении заявлений (см. Приложение).

Зачастую реализация права на обращение в суд зависит не от процессуальных условий, а от материальных возможностей заинтересованного лица, поэтому обратим свое внимание на такое требование законодателя как оплата государственной пошлины. Тем более, что более половины всех исследованных в ходе подготовки диссертации определений об оставлении без движения связаны именно с несоблюдением правил об уплате госпошлины[296].

Судебные издержки - это денежные суммы, подлежащие взысканию при рассмотрении конкретного дела для выплаты вознаграждения лицам, оказывающим содействие в осуществлении правосудия, возмещения затрат суду по совершению перечисленных в законе отдельных процессуальных действий. Отличие государственной пошлины от судебных издержек состоит в том, что она представляет собой установленный законом обязательный и действующий на всей территории Российской Федерации платеж, взимаемый в доход государства за совершение юридически значимых действий либо выдачу документов, в том числе за действия, совершаемые судом по рассмотрению, разрешению, пересмотру гражданских дел, за выдачу судом копий документов, которая является обязательным платежом, действующим на всей территории России, и согласно действующему законодательству относится к федеральным сборам. Размер государственной пошлины определяется федеральным законом и зависит от характера дела и цены иска. Размер издержек не зависит от характера дела и цены иска, он различен по каждому конкретному делу и связан с реально произведенными расходами.

Государственная пошлина делится на простую и пропорциональную. Простая определяется в твердых ставках, зависит от базовой суммы минимального размера оплаты труда, которая меняется регулярно. Пропорциональная - в процентном отношении к цене иска.

Для исковых заявлений имущественного характера размер госпошлины устанавливается пропорционально цене иска по правилам, определяемым ст. 91 ГПК РФ. Анализ действующего законодательства по вопросу определения цены иска позволяет говорить о том, что для исков о взыскании она прямо связана со стоимостью истребуемого имущества. Если же эту величину определить затруднительно или если она оказывается слишком большой, закон ограничивает цену иска предельным размером. Цена иска указывается истцом, однако в случае явного несоответствия указанной цены действительной стоимости имущества цену иска определяет судья при принятии искового заявления. В случае когда в момент предъявления иска его цену определить затруднительно, размер государственной пошлины устанавливается судьей предварительно с последующим взысканием государственной пошлины после того, как окончательная цена иска буде установлена судом в результате разрешения гражданского дела (ч. 1 ст. 92 ГПК РФ). Увеличение исковых требований в ходе рассмотрения дела влечет обязанность доплаты недостающей суммы госпошлины пропорционально увеличению цены иска. С другой стороны, уменьшение размера исковых требований не дает права требовать возврата излишне уплаченных сумм госпошлины.

Как известно, исковые заявления могут содержать требования имущественного и неимущественного характера. Размер госпошлины зависит от вида гражданского дела и характера совершаемого процессуального действия. За подачу заявлений по делам искового производства размер государственной пошлины устанавливается отдельно для имущественных и неимущественных требований. А за исковые заявления, содержащие одновременно требования имущественного и неимущественного характера, взимается одновременно госпошлина, установленная для исковых заявлений имущественного и неимущественного характера. По этой причине, даже объединив эти два требования в одном исковом заявлении, не удастся избежать уплаты госпошлины в полном размере.

Статья 89 ГПК РФ закрепляет случаи освобождения от уплаты государственной пошлины. По сравнению с утратившим силу ГПК РСФСР данный перечень значительно расширился, однако произошло это лишь по причине объединения законодателем предусмотренных федеральными законами случаев освобождения от уплаты госпошлины в единую систему, хотя и не всех, так как целый ряд лиц: Герои Советского Союза и Российской Федерации, чернобыльцы, инвалиды и участники войны и др., освобождаются от уплаты государственной пошлины в силу специального законодательства. Кроме того, в ГПК РФ предусмотрена возможность освобождения от уплаты государственной пошлины иных лиц с учетом их имущественного положения[297].

Аналогичное правило закреплено в отношении случаев отсрочки, рассрочки или уменьшения размера оплаты судебных расходов. Как определил Пленум Верховного Суда РФ[298], при рассмотрении заявлений об освобождении от уплаты в доход государства судебных расходов необходимо индивидуально подходить к определению материального положения сторон, учитывая требования о возможности отсрочить или рассрочить одной или обеим сторонам уплату судебных расходов, взыскиваемых в доход государства, или уменьшить размер этих доходов. Неуплата госпошлины влечет оставление заявления без движения, о чем судья выносит определение и извещает заявителя. Если заявитель в установленный срок не уплатит госпошлину в необходимом размере или не подаст ходатайство об отсрочке, рассрочке, частичном или полном освобождении от нее, суд возвращает поданные в суд документы.

Для того, чтобы воспользоваться правом освобождения от госпошлины, заявитель должен либо в самом заявлении указать мотивированную просьбу об этом, либо приложить ходатайство, оформленное на отдельном листе. В обоих случаях заявитель должен приложить документы, подтверждающие его доводы. Это может быть справка о получаемой заявителем заработной плате, иных доходах, справка о наличии иждивенцев, справка из службы занятости, если заявитель стоит на учете, и др. Законом не определен перечень таких оснований. В каждом случае их определяет суд и выносит мотивированное определение.

До сих пор в практике встречаются случаи, когда суды отказывают в освобождении от госпошлины без судебного разбирательства. Например, гражданин А. обратился в Московский районный суд г. Твери с заявлением о возмещении убытков. В своем заявлении он ходатайствовал об освобождении от уплаты госпошлины ввиду того, что он длительное время не работает, не имеет доходов, имущества. Судья установил нарушение правил ГПК РФ, которые следовало устранить, оплатив госпошлину в необходимых размерах, представив суду доказательства уплаты в определенный срок. При этом, кроме вынесения определения об оставлении заявления без движения, суд никаких других процессуальных действий, таких, как вызов в суд заявителя для обоснования его доводов или вынесение определения об отказе в освобождении от уплаты госпошлины, не совершил. Заявитель обжаловал действия судьи в кассационной инстанции. Областной суд отменил определение районного суда и направил дело на новое рассмотрение в тот же суд[299].

Судьи зачастую злоупотребляют свои положением и отказывают в заявлении, исходя из принципа, что это право, а не обязанность суда освобождать от уплаты госпошлины или нет. Такая позиция суда не является правомерной, так как право суда перерастает в обязанность с момента предоставления заявителем доказательств своего имущественного положения. Если заявитель не работает, то ему достаточно предъявить трудовую книжку. В противном случае ему необходимо будет предоставить справки со всех предприятий страны, что он в них не работает и не получает зарплату. Единственно, кто может представить опровергающие доказательства, это другая сторона по делу[300].

Таким образом, правовое регулирование государственной пошлины претерпело незначительные изменения. В отличие от ГПК РСФСР в ГПК РФ госпошлина не упоминается в статье, определяющей основания к отказу в принятии искового заявления (ст. 129 ГПК РСФСР). Расширился за счет систематизации норм материального законодательства перечень оснований освобождения от уплаты государственной пошлины. В целом государственная пошлина по-прежнему имеет цель в некоторой степени возместить государству его расходы материального характера. При этом обязанность заинтересованного лица, обращающегося в суд, оплачивать государственную пошлину, увеличивающуюся, в частности, за счет изменения размера МРОТ, предотвращает обращение в суд с необоснованными требованиями и побуждает лиц к добровольному урегулированию споров между собой, без вмешательства суда.

Согласно ст. 131 и 132 ГПК РФ к исковому заявлению в обязательном порядке должны быть приложены документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования. Реализуя это справедливое требование законодателя, практически у каждого гражданина или организации, испытывающих потребность в судебной защите, возникает проблема, связанная с истребованием из различных органов и у должностных лиц документов, которые необходимо приложить к иску.

Очень малый перечень информации в нашей стране доступен широкой публике. Так, не возникает никаких вопросов с получением сведений о зарегистрированном праве на недвижимость благодаря созданной системе органов регистрации прав и сделок с недвижимостью. Однако это, скорее, приятное исключение из правил, так как в большинстве случаев при попытке получить необходимые документы заинтересованное лицо сталкивается с существенными затруднениями. Причем такая ситуация относится не только к рядовым гражданам, но и, как ни странно, к адвокатам - лицам, на которые государство возложило обязанность оказывать квалифицированную юридическую помощь[301].

Право граждан на получение информации гарантировано ст. 24 и 29 Конституции РФ. Наиболее существенная для граждан правоустанавливающая норма содержится в п. 4 ст. 29, которая гарантирует, что каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, за исключением информации составляющей государственную и иную тайну. Предусмотренное Конституцией РФ право на получение информации, в том числе запрашивать справки и иные документы от органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций, на практике зачастую не может быть реализовано. Вышеназванные органы либо отказываются давать какую-либо информацию, либо отвечают, что соответствующая информация может быть предоставлена только по запросу суда, рассматривающего соответствующее гражданское дело[302]. 

Лицо, нуждающееся в судебной защите прав и свобод, попадает в порочный круг: судья не возбуждает гражданское дело, оставляя иск без движения по причине отсутствия в исковом заявлении документов, подтверждающих исковые требования; без возбуждения гражданского дела не может быть выдан судебный запрос на истребование соответствующих документов; органы власти и должностные лица, в распоряжении которых находятся необходимые истцу документы, отказываются выдавать их без судебного запроса. Круг замыкается - физическое или юридическое лицо не получают доступа к информации, соответствующим образом умаляется и их право на доступ к правосудию. Проблема в данном случае может быть разрешена двумя путями: либо отменить требование ГПК РФ об обязательном приложении к иску обосновывающих его доказательств, либо жестко регламентировать обязанность государственных органов и органов местного самоуправления предоставлять документы и информацию, чтобы у суда не было оснований оставить иск без движения. Из двух вариантов наиболее приемлемым выглядит второй, так как в первом случае возникает угроза чрезмерного затягивания гражданского судопроизводства.

Таким образом, судья, установив, что заявление подано в суд без соблюдения требований, установленных в ст. 131 и 132 ГПК РФ, выносит определение об оставлении заявления без движения, в котором указывает на недостатки заявления и упущения заявителя при его оформлении. Заявителю предоставляется разумный срок для исправления недостатков, исходя из разумно определенной возможности выполнить требования судьи. В случае если заявитель в установленный срок выполнит указания судьи, заявление считается поданным в день первоначального представления его в суд, и судья возбуждает производство по делу. С этого дня наступают материально-правовые и процессуальные последствия подачи заявления. В противном случае заявление считается неподанным и возвращается заявителю со всеми приложенными к нему документами. На определение суда об оставлении искового заявления без движения, как и в случаях с отказом и возвращением заявления, может быть подана частная жалоба.

Оставление заявления без движения - процессуальное действие судьи, предусмотренное законом для исправления недостатков заявления, препятствующих возбуждению гражданского судопроизводства при наличии права на обращение в суд и соблюдении порядка его осуществления (ст. 134, 135 ГПК РФ). Данный институт не новый для гражданского процесса (ст. 130 ГПК РСФСР), однако его содержание несколько изменилось. Данная мера является в определенной мере достаточно условной, так как лицо хотя и испытывает некоторые трудности, они устранимы путем выполнения требований суда[303]. Следовательно санкция в данном случае носит некий относительный характер и направлена в первую очередь на то, чтобы стимулировать лицо к соблюдению всех требований ГПК РФ.

Анализ практики районных судов г. Твери, проведенный в рамках данной работы, наглядно показывает, что в целом число неудовлетворенных по разным причинам заявлений граждан по-прежнему достаточно велико, а около 10% всей работы суда на стадии возбуждения гражданского судопроизводства сводится к решению вопроса, связанного с отказом, возвращением или оставлением заявления без движения на основе применения статей 134, 135 и 136 ГПК РФ.

В связи с этим, на наш взгляд, назрела необходимость нормативного, в виде приложений, закрепления в ГПК РФ образцов (форм) исковых и других заявлений по различным видам судопроизводства и категориям гражданских дел. Для облегчения доступа к правосудию на стадии возбуждения гражданского судопроизводства, для обеспечения единообразия судебной практики следует вслед за новым Уголовно-процессуальным кодексом РФ, содержащим более ста приложений, существенно облегчающих применение всего комплекса норм, регламентирующих уголовное судопроизводство[304], разработать и закрепить как образцы (формы) исковых и других заявлений, так и судебных актов, в том числе определений, выносимых на стадии возбуждения гражданского судопроизводства в суде первой инстанции (см.: Приложение).

В противном случае будут иметь место факты вопиющего нарушения прав граждан на обращение за судебной защитой. Так, Ч., проживающая в Тверской области, обратилась в Советский районный суд г. Владивостока с исковым заявлением об оспаривании действий (бездействий) должностных лиц УВД Приморского края и Прокуратуры Приморского края и о компенсации морального вреда в связи с фактом пропажи ее сына. Районный суд г. Владивостока 13.07.2004 г. за №н16 0 130/2 в ответ на исковое заявление вынес "судебное постановление", состоящее буквально из девяти слов, дословно следующего содержания: "возвращаем вам исковое заявление для определения подсудности иска". Заявительница обратилась в Приморский краевой суд с частной жалобой на решение районного суда и получила еще более интересный ответ: "возвращаем материал по частной жалобе Ч., так как в деле отсутствует процессуальный документ, подлежащий обжалованию. Письмо районного судьи от 13.07.04 г. таким документом не является". Возникает вполне резонный вопрос, что делать дальше, и в какой суд обращаться? Единственный выход - законодательно установить жесткие требования к определениям судов (в т.ч. закрепив единую форму), которые влияют на порядок возбуждения искового судопроизводства.

Заключение

Обеспечение права на доступ к правосудию на стадии возбуждения гражданского судопроизводства - это проблема, состоящая из множества слагаемых. Среди них своевременный и безотказный прием заявлений заинтересованных лиц, безотлагательное возбуждение гражданских дел, правильное определение подведомственности и подсудности, законность и обоснованность выносимых судебных определений, и многие другие, озвученные или затронутые в данной работе.

Право на доступ к правосудию (обращение за судебной защитой) представляет собой возможность свободно и беспрепятственно инициировать (возбудить) судебное разбирательство в установленном законом порядке, оно является одним из неотъемлемых составляющих права на судебную защиту и может быть ограничено только в том случае, если такое ограничение не умоляет существенное содержание этого права и соблюдается обоснованный баланс между применяемыми средствами и поставленной целью. Данное субъективное гражданское процессуальное право динамично, так как оно подвергается изменению в ходе его осуществления и на отдельных стадиях процесса проявляется как то или иное конкретное процессуальное право. До его реализации стороной в гражданском процессе оно существует как потенциальная возможность и приводится в движение только с момента обращения в суд за судебной защитой.

Заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. Заинтересованность является самостоятельной предпосылкой права на доступ к правосудию. Процессуальная заинтересованность представляет собой инициативу в возбуждении процесса принадлежащую прокурору, государственным и иным органам, их должностным лицам, организациям и отдельным гражданам, обратившимся в суд от своего имени в защиту интересов других лиц. В отличие от личной, процессуальная заинтересованность возникает в силу прямого указания закона, а также, в случае обращения в суд прокурора, связана с необходимостью представить доказательства фактической невозможности предъявления иска гражданином самостоятельно, что существенно ограничивает возможность защиты прав и интересов таких лиц.

Одним из явных достижений нового гражданского процессуального законодательства является сведение в единую систему и закрепление в ст. 134 - 136 ГПК РФ исключительного перечня оснований, которые препятствуют возбуждению гражданского судопроизводства. В отличие от ранее действующего ГПК РСФСР предпосылки и условия права на обращение в суд разведены по разным статьям и предусматривают различные санкции за их несоблюдение. Несмотря на это, существует большое количество заявлений (около 10 % от общего количества), которые по тем или иным причинам не соответствуют требованиям ГПК РФ.

В целях изменения такой ситуации следует сделать следующие практические шаги.

1. Гарантируя ст. 48 Конституции РФ, необходимо обеспечить реальность получения квалифицированной юридической помощи в гражданском судопроизводстве, без которой в современном сложном гражданском процессе право на судебную защиту теряет всякий смысл. В качестве решения данного вопроса предлагается принятие специального федерального закона, облегчающего доступ к профессиональному юристу для неимущих граждан, либо создание системы муниципальной адвокатуры. При этом, реформа системы оказания бесплатной юридической помощи должна основываться на том, что такой помощью должны пользоваться только лица, действительно в ней нуждающегося. Вторым постулатом должно стать то, что юридическая помощь должна быть бесплатна для лица, в ней нуждающегося, но не для лица, ее оказывающего.

2. Необходимо более четкое закрепление доступа в здания судов и залы судебных заседаний с тем, чтобы обеспечить как доступ к правосудию, так и безопасность его осуществления. В связи с этим необходимо внести предложение о нормативном закреплении регламента о порядке доступа в суды и организации их работы. При решении этих вопросов необходимо сохранение баланса прозрачности и доступности судопроизводства с обеспечением порядка в судебных заседаниях и уважения к суду. Обеспечивая доступ в здание суда, залы заседаний и кабинеты, необходимо ужесточить режим контроля за безопасностью членов суда, участников процесса и других граждан.

3. Активный процесс формирования судебной власти без достаточно четкого регулирования предметной компетенции судебных подсистем на сегодняшний день привел к размыванию критериев, призванных разграничить подведомственность дел разным судам, что приводит к возникновению коллизий подведомственности. Несмотря на общность целей, задач и принципов гражданского и арбитражного процесса, не следует объединять суды общей юрисдикции и арбитражные судов в одну судебную систему, это возможно и решит проблемы с установлением подведомственности, однако, потребует внесения изменений в Конституцию РФ, и породит проблемы определения подсудности. На наш взгляд, более перспективно, перевести в подведомственность арбитражного суда дела по заявлениям, содержащим связанные между собой требования, при условии, что одно из них входит в специальную подведомственность арбитражного суда (дела о несостоятельности (банкротстве), о создании, реорганизации и ликвидации организаций, по спорам между акционером и обществом, о защите деловой репутации в сфере экономической деятельности), а также дополнить ГПК РФ и АПК РФ правилом, закрепляющим прерогативу арбитражного суда при установлении подведомственности.

4. Юридическое тождество (презумптивное представительство) вынесенного решения не должно распространяться на случаи предъявления иска к нескольким солидарным ответчикам. Иначе истец будет лишен права на предъявление иска к ответчикам по его выбору и, в конечном счете, права на возбуждение гражданского судопроизводства.

5. Судебный приказ является единственным судебным актом, сочетающим в себе свойства постановления, разрешающего дело по существу, и исполнительного документа. Сходство черт судебного решения и судебного приказа, который представляет собой акт защиты гражданских прав и охраняемых законом интересов, предопределяет, по нашему мнению, необходимость применения положений ГПК РФ об отказе в принятии искового заявления по причине тождества вынесенного решения в отношении судебного приказа.

6. Отказ истца от иска не должен лишать ответчика права на обращение впоследствии в суд с аналогичным иском к истцу. Отказ от иска следует отличать от отзыва иска, который появился в ГПК РФ. При отказе от иска суд выносит определение о прекращении производства по делу, после чего истец теряет право повторного обращения в суд с тождественным требованием, отзыв иска, который оформляется заявлением лица о возвращении искового заявления, отличается по правовым последствиям и оставляет возможность повторного обращения в суд.   

7. Введение института мировой юстиции в систему судов общей юрисдикции усложнило установление родовой и территориальной подсудности. Нечеткие критерии родовой подсудности, установленные нормами процессуального и материального законодательства, порождают проблемы на практике и оставляют возможности для злоупотребления правом с целью изменения подсудности. Правила территориальной подсудности направлены на обеспечение доступа к правосудию в сложных ситуациях: неизвестно место жительство ответчика; исковые требования связаны с взысканием алиментов; и др., на практике определение правильной подсудности требует от обращающегося изрядной квалификации, что существенно снижает возможность реализации каждым права на доступ к правосудию.

8. Обязательный досудебный порядок представляет собой необходимое обращение заинтересованного лица с претензией к возможному нарушителю его прав и охраняемых законом интересов. Такая ситуация, на наш взгляд, подрывает принцип диспозитивности гражданского процесса, так как выбор процедуры досудебного урегулирования споров по любым категориям дел с участием как граждан, так и юридических лиц является правом, а не обязанностью стороны, если стороны намерены обратиться к рассмотрению их конфликта вне стен суда, то тогда этот порядок - для сторон добровольный - для суда становится обязательным. С другой стороны, необходимо развитие досудебных и альтернативных судебной форм гражданской юрисдикции, позволяющих разрешить спор во внесудебном и альтернативном внутрисудебном порядке, например, примирении, третейский суд по назначению судьи и т.п.

9. Государственная пошлина имеет цель в некоторой степени возместить государству его расходы материального характера. При этом обязанность заинтересованного лица, обращающегося в суд, оплачивать государственную пошлину, увеличивающуюся, в частности, за счет изменения размера МРОТ, с одной стороны, предотвращает обращение в суд с необоснованными требованиями и побуждает лиц к добровольному урегулированию споров между собой, без вмешательства суда, с другой, ограничивает возможность реализации права на обращение в суд для малоимущих, тем более, что основания освобождения от уплаты государственной пошлины, перечень которых расширен в ГПК РФ за счет систематизации норм материального законодательства, на практике зависят от судейского усмотрения.

10. Предусмотренное Конституцией РФ право на получение информации, в том числе запрашивать справки и иные документы от органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций, на практике зачастую не может быть реализовано. Вышеназванные органы либо отказываются давать какую-либо информацию, либо отвечают, что соответствующая информация может быть предоставлена только по запросу суда, рассматривающего соответствующее гражданское дело. Лицо, нуждающееся в судебной защите прав и свобод, попадает в порочный круг: судья не возбуждает гражданское дело, оставляя иск без движения по причине отсутствия в исковом заявлении документов, подтверждающих исковые требования; без возбуждения гражданского дела не может быть выдан судебный запрос на истребование соответствующих документов; органы власти и должностные лица, в распоряжении которых находятся необходимые истцу документы, отказываются выдавать их без судебного запроса. Проблема в данном случае может быть разрешена за счет жесткой регламентации обязанности государственных органов и органов местного самоуправления предоставлять документы и информацию, чтобы у суда не было оснований оставить иск без движения.

11. В целях обеспечения доступности и эффективности правосудия представляется необходимым разработать и дополнить ГПК РФ приложениями, содержащими образцы (формы) исковых и других заявлений по различным видам судопроизводства и категориям гражданских дел, а также судебных актов, в том числе определений, выносимых на стадии возбуждения гражданского судопроизводства в суде первой инстанции.

12. Перспективным направлением облегчения доступа к правосудию является специализация судей (индивидуальная и коллективная) - по имущественным, семейным, трудовым и прочим спорам, которая отражает современные тенденции развития судебной системы, подтвержденные в Федеральном конституционном законе "О судебной системе Российской Федерации".

13. Необходимо процессуальное закрепление статуса помощников судей, которые в настоящее время, проверяя заявления граждан и готовя проекты соответствующих определений, фактически осуществляют функции возбуждения гражданского судопроизводства и подготовки дела к разбирательству, что отвечает современным потребностям судебной практики в необходимости снижения нагрузки судей и способствует реализации принципа беспристрастности судей в рассмотрении и разрешении гражданских дел.. Таким образом, судьи освободятся от участия в данных стадиях судопроизводства, количество их работы сократиться на 10 - 20 %, и они будут вступать в процесс, рассматривая дела по существу.

 

Библиография

Нормативные акты

1. Всеобщая Декларация прав человека от 10.12.1948 г. // Собрание международных актов. М., 1998.

2. Международный Пакт о гражданских и политических правах от 16.12.1966 г. // Собрание международных актов. М., 1998.

3. Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4.11. 1950 г. // Собрание международных актов. М., 1998.

4. Венская Конвенция о праве международных договоров от 23.05.1969 г. // Собрание международных актов. М., 1998.

5. Рекомендации Комитета министров Совета Европы от 14.05.1981 г. "О мерах, обеспечивающих доступ к правосудию" // Собрание международных актов. М., 1998.

6. Рекомендации Комитета министров Совета Европы № R (93) 1 "Об эффективном доступе к праву и правосудию для самых бедных" // Российская юстиция. 1997. № 9. 

7. Конституция Российской Федерации // РГ. 1993. 25 дек.

8. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 г. «О судебной системе Российской Федерации» (с изм. от 15.12.2001 г., 4.07.2003 г.) // СЗ РФ. 1997. № 1. Ст. 56; 2001. № 51. Ст. 4825;2003. № 27. Ст. 2698.

9. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации» (с изм. и доп. от 8.02.2001 г.; 15.12.2001 г.; 7.06.2004 г.) // СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1447; 2001. № 7. Ст. 607; № 51. Ст. 4844; 2004. № 24. Ст. 2334.

10. Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 г. "Об арбитражных судах в Российской Федерации" (с изм. от 4.07.2003 г., 25.03.2004 г.) // СЗ РФ. 1995. № 18. Ст. 1589. 2003. № 27. Ст. 2669. 2004. № 13. Ст. 1111.

11. Федеральный конституционный закон от 23.06.1999 г. "О военных судах Российской Федерации" // СЗ РФ. 1999. № 26. Ст. 3170.

12. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 г. (с изм. от 30.06.2003 г., 7.06., 28.07., 2.11., 29.12.2004 г.) // СЗ РФ. 2002. № 46. Ст. 4532; 2003. № 27. Ст. 2700; 2004. №24. Ст. 2335; № 31. Ст. 3230; № 45. Ст. 4377; 2005. № 1. Ст. 20.

13. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 г. (с изм. от 28.07., 2.11.2004 г.) // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3012; 2004. № 31. Ст. 3216; № 45. Ст. 4377.

14. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 5.08.2000 г. (с изм. 29.12.2000 г., 24.03., 30.05., 6, 7, 8.08., 27, 29.11., 28, 29, 30, 31.12.2001 г., 29.05., 24, 25.07., 24, 27, 31.12.2002 г., 6, 22, 28.05., 6, 23, 30.06., 7.07., 11.11., 8, 23.12.2003 г., 5.04., 29, 30.06., 20, 28, 29.07., 18, 20, 22.08., 4.10., 2, 29.11., 28, 29, 30.12.2004 г.) // Справочно-правовая система "Гарант".             

15. Федеральный закон от 21.07.1997 г. «О судебных приставах» (с изм. от 7.11.2000 г., 29.06, 22.08.2004 г.) // СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3591; 2000. № 46. Ст. 4537; 2004. № 27. Ст. 2711; № 35. Ст. 3607. 

16. Федеральный закон от 17.12.1998 г. "О мировых судьях в Российской Федерации" (с изм. от 19.06., 22.09., 30.11.2004 г., 14.02.2005 г.) // СЗ РФ. 1998. № 51. Ст.6270; 2004. № 25. Ст. 2481; № 35. Ст. 3607; № 49. Ст. 4841; Ст. 4843; РГ. 2005. 17 фев. № 32.

17. Федеральный закон от 25.06.1993 г. "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ" (с изм. от 02.11.2004 г.) // ВСНД и ВС РФ. 1993. № 32. Ст. 1227; СЗ РФ. 2004. № 45. Ст. 4377.

18. Федеральный закон от 31.05.2002 г. «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (с изм. от 28.10.2003 г., 22.08., 20.12.2004 г.) // СЗ РФ. 2002. № 23. Ст. 2102; 2003. № 44. Ст. 4262; 2004. № 35. Ст. 3607; № 52. Ст. 5267.

19. Федеральный закон от 10.01.2002 г. "Об охране окружающей среды" (с изм. и доп. от 22.08, 29.12.2004 г.) // СЗ РФ. 2002. № 2. Ст. 133; 2004. № 35. Ст. 3607; 2005. № 1. Ст. 25.

20. Федеральный закон от 7.02.1992 г. "О защите прав потребителей" (с изм. от 02.06.1993, в ред. ФЗ от 09.01.1996, с изм. от 17.12.1999, 30.12.2001, 22.08, 02.11, 21.12.04 г.) // ВСНД и ВС РФ. 1992. № 15. Ст. 766; СЗ РФ. 1996. № 3. Ст.140; 1999. № 51. Ст. 6287; 2002. № 1. Ст. 2; 2004. № 35. Ст. 3607; № 45. Ст. 4377; № 52. Ст. 5275.

21. Федеральный закон от 8.12.1998 г. "О судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" (с изм. от 27.10.2003 г., 30.11.2004 г.) // СЗ РФ. 1998. № 2. Ст. 223; 2003. № 44. Ст. 4261; 2004. № 49. Ст. 4842.

22. Закон РФ от 26.06.1992 г. "О статусе судей в Российской Федерации" (с изм. от 14.04., 24.12.1993 г., 21.06.1995 г., 17.07.1999 г., 20.06.2000 г., 15.12.2001 г., 22.09.2004 г.) // ВСНД и ВС РФ. 1992. № 30. Ст. 1792; 1993. № 17. Ст. 606; СЗ РФ. 1995. № 26. Ст. 2399; 1999. № 29. Ст. 3690; 2000. № 26. Ст. 2736; 2002. № 1. Ст.1; 2004. № 16. Ст. 2635.

23. Закон РФ от 27.04.1993 г. "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан (с изм. от 14.12.1995 г.) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 19. Ст. 685; СЗ РФ. 1995. № 51. Ст. 4970.

24. Закон РСФСР от 8.07.1981 г. "О судоустройстве РСФСР" (с изм. от 29.05, 3.07.1992 г., 16.07.1993 г., 28.11.1994 г., 4.01.1999 г., 2.01.2000 г., 25.07.2002 г., 2.07.2003 г., 2.08.2004 г.) ВСНД и ВС РФ. 1992. № 27. Ст. 1560; № 30. Ст. 1794; 1993. № 33. Ст. 1313; СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3300; 1999. № 1. Ст. 5; 2000. № 2. Ст. 158; 2002. № 30. Ст. 3033; 2003. № 27. Ст.2702; 2004. № 34. Ст. 3528.

25. Указ Президента РФ от 2.12.1996 г. «О некоторых мерах по стабилизации положения в судебной системе Российской Федерации» (с изм. от 16.05.1997 г.) // СЗ РФ. 1996. № 49. Ст. 5536; 1997. № 20. Ст. 2241.

26. Указ Президента РФ от 20.03.1996 г. "О дополнительных мерах по обеспечению деятельности судов в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 17.06.2002 г.) // СЗ РФ. 1996. № 13. Ст. 1306; 2002. № 25. Ст. 2400.

27. Федеральная целевая программа "Развитие судебной системы России на 2002 - 2006 годы" утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2001 № 805 (с изм. и доп. от 6.02.2004 г.) // СЗ РФ. № 49. Ст. 4623; 2004. № 7. Ст. 520.

28. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 24.12.1998 г. "О парламентских слушаниях "О ходе реализации концептуальных положений судебной реформы в Российской Федерации" // 1999. № 1. Ст. 51.

29. Приказ Минюста РФ от 3.08.1999 г. № 226 "Об утверждении Инструкции о порядке исполнения судебными приставами распоряжений председателя суда, судьи или председательствующего в судебном заседании и взаимодействия судебных приставов с должностными лицами и гражданами при исполнении обязанностей по обеспечению установленного порядка деятельности судов и участия в исполнительной деятельности" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1999. № 34 - 35.

30. Решение № 4 Совета по судебной реформе при Президенте РФ от 12.03. 1997 г. "Об обеспечении доступности правосудия и быстроты его осуществления" // Российская юстиция. 1997. № 6.

31. Проект федерального закона № 390535-3 "О внесении дополнений в Арбитражный процессуальный кодекс РФ и в Гражданский процессуальный кодекс РФ" // СЗ РФ. 2004. № 48. Ст. 4735.

 

Судебная практика

 

1. Решение Европейского Суда по делу Лоулесса от 01.07.1961 г. // Справочно-правовая система "Гарант".

2. Решение Европейского Суда по делу Неймастера от 27.06.1968 г // Справочно-правовая система "Гарант".

3. Решение Европейского Суда по делу Делькур против Франции от 17.01.1970 г. // Справочно-правовая система "Гарант".

4. Решение Европейского Суда по делу Де Вильде, Оомс и Версип против Бельгии от 18.06.1971 г. // Европейский Суд по правам человека. Т.1. М., 2000.

5. Решение Европейского Суда по делу Рингейзен от 16.07.1971 г. // Справочно-правовая система "Гарант".

6. Решение Европейского Суда по делу Голдер против Соединенного Королевства от 21.02.1975 г. // Европейский Суд по правам человека. Т.1. М., 2000.

7. Решение Европейского Суда по делу Кениг против ФРГ от 28.06.1978 г. // Европейский Суд по правам человека. Т. 1. М., 2000.

8. Решение Европейского Суда по делу Эйри против Ирландии от 9.10


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: