Молодая российская военная проза в лицах

 

Авторы изученных нами произведений – участники боевых действий в Афганистане и Чечне. В настоящую ВКР вошли работы таких писателей как Игорь Фролов, Андрей Дышев, Вячеслав Миронов, Александр Тамоников. Художественные произведения наших современников очень не похожи на рассказы и повести В. Быкова, Б Васильева, И.Бабеля и др. Стилистика «афганцев» и «чеченцев» отличается особенной жесткостью, подчеркнутым натурализмом и гиперпсихологизмом. И все-таки некоторые авторы («преимущественно «афганцы») впадают в лирику. Романтическое звучание их текстов ассоциируется с прозой А.А. Бестужева-Марлинского об Отечественной войне 1812 года. Ниже представлены творческие биографии и воспоминания авторов о своем боевом опыте.

 Игорь Александрович Фролов (р. 1963) уроженец г. Алдан Якутской ССР, фактически наш земляк, так как живет и работает в г. Уфе. По окончании Уфимского авиационного института в 1985 году молодой человек проходил службу в Военно-воздушных силах СССР. В 1986 – 1987 годах он был направлен в Афганистан, в 302-ю отдельную вертолетную эскадрилию, которая дислоцировалась в Шинданде. Игорь Александрович был назначен борттехником и воздушным стрелком вертолета «Ми-8». Им было совершено 514 боевых вылетов. Как отважный офицер И.Фролов был награжден орденом «За службу Родине» 3-й степени и медалью «70 лет Вооруженных Сил СССР».

Афганские впечатления отражены в его произведениях – повестях и рассказах, опубликованных на страницах ренгиональной и центральной прессы – в газете «Вечерняя Уфа», литературно-художественных журналах «Бельские просторы», «Уральская новь», «Урал». Выходят произведения И. Фролова и отдельными книгами. Так, книга прозы «Вертолётчик» в 2008 году вошла в шорт-лист Бунинской премии. Бунинская премия является регулярной негосударственной наградой за крупный вклад в русскую словесность. Ее учредителями являются Московский гуманитарный университет, Общество любителей российской словесности, Национальный союз негосударственных вузов, Национальный институт бизнеса и Институт современного искусства.

Основным произведением писателя является повесть «Бортжурнал 57- 22 - 10», которая состоит из нескольких десятков юмористических историй, действие которых происходит на войне в Афганистане.

Помимо «Бортжурнала» у Фролов написал две повести - «Ничья» и «Теория танца». В основе первой повести лежит любовный конфликт - война служит фоном для разворачивающейся любовной интриги. В «Теории Танца» писатель затрагивает тему человека вернувшегося с войны, в ней повествуется о том, как человек после всего пережитого приспосабливается к окружающей действительности. Писатель является автором таких рассказов как «На охоте», «Смотритель», «Когда встает солнце», «Пророк», «Вкус черной кожи», «Исход», «Экзерсис», «Перед снегом» и др.

Игорь Фролов является финалистом премии имени Ивана Петровича Белкина-2008. Премия вручается начинающим авторам за лучшую прозаическую повесть, опубликованную в текущем году. Именно в этом жанре преуспел некогда Иван Петрович. Номинантом может выступить любая творческая организация, средство массовой информации или лично литературный критик. На суд высоко жюри автор представил повесть «Ничья», в которой афганские военные будни выполняют лишь функцию фона. Основной конфликт произведения – любовный. По этой причине некоторые литературные критики считают произведения писателя излишне эротичными  и утверждают, что творчество Игоря Александровича не может претендовать на звание «военной прозы». Мы не согласны с этим мнением. Так как, доминирующим в творчестве писателя является, все - таки, именно тема войны. Пресловутый эротизм же является элементом индивидуального творческого стиля автора.

Игорь Александрович активно выступает в печати с критическими статьями и филологическими исследованиями («Уравнение Шекспира, или Гамлет, которого мы не читали» и др.). Является членом Союза писателей России, что говорит о признании его таланта нашей интеллигенцией.

Следующий представитель молодой военной прозы Андрей Михайлович Дышев родился в  1960 году в Вологодской области. Он окончил Львовское высшее военное училище по специальности военный корреспондент, редакторское отделение Гуманитарной академии Вооруженных Сил России. Проходил службу в Закавказье, Средней Азии. Участник боевых действий в Афганистане в составе 201-й дивизии. Отважный солдат был награжден орденом Красной звезды и другими государственными наградами. После увольнения из армии подполковником запаса, вступил в Союз писателей России и полностью посвятил себя литературной работе. Андрей Михайлович является лауреатом премии Министерства внутренних дел России в области литературы, премии А.С. Грибоедова. Победитель Всероссийского литературного конкурса «Спасибо тебе, солдат». Целями этого конкурса являются возрождение и развитие интереса к произведениям военно-патриотической тематики, сохранение духовно – культурных ценностей России, формирование патриотического сознания. В конкурсе принимают участие представители печатных и электронных средств массовой информации, отдельные журналисты, творческие объединения и частные лица.

Андрей Михайлович так же победитель конкурса на лучшее литературное произведение «Камрад, амиго, шурави».Этот конкурс проводится украинским Союзом ветеранов Афганистана и Союзом писателей и журналистов Украины. Автор многих (более тридцати) романов и повестей, большинство из которых объединяет общий главный герой - частный детектив Кирилл Вацура. По мотивам произведений автора сняты телевизионные сериалы: «Шатун», «Следопыт», «Огонь, вода и бриллианты». Автор ряда произведений, посвященных афганской войне, «Двухсотый», «Разветрота», «Почти Живые».

Кроме того тень афганской войны ложится на содержание многих его произведений не имеющих отношение к военной тематике - персонаж Кирилл Вацура имеет опыт службы в Афганистане, благодаря которому, частному детективу удается выходить из самых опасных ситуаций.

Прошло двадцать лет, но Афганистан продолжает сниться писателю: «Мне сотни раз снилось, что я снова там. Снилась боевая техника, беззвучно ползущая по ущельям. Снились тени солдат, которые лязгают оружием и касками. Снились дуканы - я что-то бесконечно покупаю, покупаю, но все не то, что очень нужно. С замиранием сердца смотрел телерепортажи. Вот бесчинствуют талибы. Вот вихрем ворвался в Панджшер воин-освободитель Ахмадшах Масуд. Вот его убили. Вот в Афган вошли американцы... Там все время что-то происходило, но уже без нас. Там продолжался бой, но я, с тысячами других «шурави», уже сидел в зрительном зале, наблюдая за рингом издалека. Мы свое отыграли[16]».

Спустя двадцать лет А.М. возвращается в Афганистан, и описывает нахлынувшие на него воспоминания в одном из своих очерков: «Дворец Тадж-Бек, более известный в России как «Дворец Амина». 27 декабря 1979 года его штурмом взял советский спецназ, и этот день, по сути, стал началом девятилетней войны. Я впервые побывал здесь в сентябре 1983 года, когда меня в составе группы политработников, только прибывших служить в Афган, принимал член Военного совета 40-ой армии генерал А. Овчинников. Совещание проходило в большом актовом зале. Генерал ходил перед сценой и как-то буднично, устало говорил: «Наши подразделения ведут тяжелые кровопролитные бои...» Мне казалось, что я смотрю спектакль про Великую Отечественную войну, а генерал - всего лишь актер. Тогда еще мое сознание не было способно воспринять истину, что где-то недалеко, за соседней горой, идет настоящий бой, и погибают наши ребята... Второй раз я побывал здесь в 1986-м, всю ночь сидел с офицерами комсомольского актива на втором этаже, в торцевом овальном зале, и готовился к предстоящей конференции 40-й армии. И вот я рядом с дворцом в третий раз. От былого великолепия не осталось и следов. Дворец представляет собой расстрелянные руины с черными оконными проемами. Разбито, исковеркано, разграблено. Подойти вплотную к дворцу не удалось: дорога, ведущая к Тадж-Беку, перекрыта блокпостом. Афганские солдаты категорически запретили проехать к руинам, не помогли ни удостоверения сотрудников российского посольства, ни журналистские ксивы. По окружной дороге мы добрались до кишлака, откуда бывший штаб 40-й армии был как на ладони. Раньше, в «наше» время, дорожный серпантин, поднимающийся от основания холма к парадному входу дворца, утопал в зелени гранатового сада. Сейчас холм лысый, все деревья были уничтожены кроме единственной одинокой сосны».[17]

В настоящей ВКР представлен анализ вершинного творения автора - художественного романа под названием «Двухсотый», который раскрывает перед нами всю правду о Афганской войне.

Вячеслав Миронов родился 21 января 1966 года в г. Кемерово. В 1984 г. поступил в Кемеровское ВВКУ Связи им. Пересыпкина, окончил его в 1988 г. Проходил службу: Кишинев, Кемерово, Новосибирск, Красноярск. В 1997 уволен из ВС РФ,  так же проходил службу в одной из силовых структур РФ. Принимал участие в событиях в Баку, Цхинвали, Кутаиси, Приднестровье, Чечне (1995). Ранен, несколько контузий. Награжден Орденом «Мужества» Женат, воспитывает сына. Лауреат конкурса русской сетевой литературы «Тенета-Ринет» (2000) и Премии «Фонда им. В.П. Астафьева» (2003). Эта премия ежегодно вручается авторам не старше сорока лет, которые пишут на территории РФ. Вячеслав Николаевич написал такие произведения  как «Я был на этой войне», «Охота на шейха», «Черный Свет», «Не моя война». В 2006 году его роман «Я был на этой войне» удостоили диплома конкурса «Золотое Перо Руси». Это премию ежегодно вручают самым талантливым и способным писателям за вклад в развитие русской литературы.

Миронов так вспоминает о боевых действиях в Чечне: «Когда наша бригада с тяжелыми боями прорвалась на помощь майкопцам, танкам прорубаться сквозь завалы из трупов своих братьев – славян.. И когда видишь, как траки танков и БМП разламывают, молотят плоть, намывают на катки кишки, внутренности таких же, как и ты; когда с хрустом лопается под гусеницей голова и все вокруг окрашивается серо – красной массой мозгов – мозгов, может быть несостоявшегося гения, поэта, ученого или просто хорошего парня, отца сына, друга….Когда ботинки скользят на кровавом месиве – тогда главное ни о чем не думать, сосредоточится только на одном: вперед и выжить, вперед и выжить….»[18].

Рассматривая развалины Миронов задумывается: «Для чего все это было сделано? Ради чего, кого? Ради чего я получил дырку в голове? Кто -  нибудь мне объяснит, ради чего мы разрушили этот город, убили столько людей, положили своих? Чтобы безработицы не было? Не понимаю!»[19]

Он поневоле сравниваются свою войну с Великой Отечественной: «Мы не на Великой Отечественной войне, а на войне за чью – то собственность». Правда, тяжело воевать с целым народом, гораздо легче и проще с регулярной армией одного государства, так нас учили воевать. В чистом поле выбил противника, затем захватил город, набрал трофеев и снова в чистое поле. А тут как в Афганистане – воюй хрен знает  сколько со всем народом»[20]

Все эти воспоминания являются частью художественного романа под названием «Я был на этой войне». В произведении освещены события начала 1995 года, когда российские войска только вошли в Чечню для «наведения конституционного порядка». В центре повествования литературный двойник автора - офицер пехоты, бесстрашный капитан Вячеслав Миронов. В его произведении отчетливо прослеживаются литературные традиции Л.Н Толстого (в обрисовке офицеров), М.Ю Лермонтова (в портретах «горцев»), Юрия Бондарева (описание батальных сцен).Подробный анализ произведения представлен в следующем подразделе.

Александр Тамоников родился в 1959 году. Окончил Самаркандское высшее военно – командное училище. Участник боевых действий в Афганистане и Чечне. Имеет правительственные награды. Член Союза писателей и союза журналистов России. Автор более тридцати романов военно – патриотического и детективного жанров, ставших бестселлерами. Лауреат международных и всероссийских литературных премий, а так же премии общественного признания «Лучшие перья России» за 2005 год. Эта премии профессионального признания, учрежденная Ассосиацией «Российская пресса», профсоюзом работников телевидения, Домом российской прессы и объединением «Фотоцентр». Автор таких романов как «Афганский гладиатор», «И тогда он зачистил город», «Грозовые ворота», «Солдаты необъявленной войны».

 ПроизведенияАлександра Тамоникова выходят в издательстве «Эксмо» в различных сериях: «Неизвестная война», «Офицеры», «Спецназ», «Воин».  Произведениями с которых писатель начал оттачивать свой литературный стиль являются романы «Солдаты Необъявленной Войны», «Афганский гладиатор» и другие.  Зрелой книгой автора, в полной мере отражающей индивидуальные особенного его слога, является роман под названием «Грозовые ворота». Все  три книги в чем - то схожи. Их объединяет один тип героя, назовем его «человек войны Тамоникова», как правило, это уже зрелый, повидавший жизнь и войну офицер, отважный лейтенант, не совсем устроенный в личной жизни, по натуре своей бунтарь, отчаянный борец за справедливость. В «Грозовых воротах» к сюжетной линии офицерства была добавлена параллельно развивающаяся линия молодых солдат, для которых война далеко не профессиональное дело, а тяжелое физическое и душевное испытание. Авторское название произведения - «Рота». По мотивам романа был снят одноименный сериал «Грозовые ворота». Позднее и роман так же стал переиздаваться под этим названием, хотя словосочетания «Грозовые ворота» в произведении не имеется, упоминается боевая точка «Косые ворота», которую бойцам и предстоит оборонять.

События романа «Солдаты необъявленной войны» происходят в небольшом военном гарнизоне. Обитатели гарнизона в основном состоят из бойцов спецназа и их семей. В центре повествования стоит подполковник Кудреев, храбрый боец и отважный руководитель. Есть у Кудреева и поклонница, официантка Люда, отношения с которой закладывают фундамент дополнительному, любовному конфликту произведения. Кудреев готовится к очередной боевой операции - разбить бандформирование,  сосредоточенное в горах. Спецназ успешно справляется со своей задачей. На следующий день в гарнизон приезжает новый секретчик  - Ольга Воронцова, в которую герой практически сразу же влюбляется, но на их пути встает Люда, она намерена отбить Кудреева у Ольги любой ценой. Впереди бой, спецназу предстоит сопровождать автоколонну. Но Басаев и его люди пошли на хитрость - решили не нападать на колонну до некоторого времени. Но спецназ быстро распознал эту хитрость, и враг был повержен. По возвращении развязывается любовная интрига, Люда подстраивает  будто Кудреев провел с ней ночь, в результате рушатся все планы подполковника по женитьбе на Ольге. Тем временем спецназ вылетает на ложный вызов, и в это время Басаев и его люди атакуют гарнизон. Душманы захватывают Дом Офицеров. Они убивают Людмилу, перед смертью она просит прощенья у Ольги. Но спецназ знает свое дело. Бойцы героически освобождают гарнизон. Кудреев спасает возлюбленную и расправляется с Басаевым.

События романа «Афганский гладиатор» охватывают времена Афганской Войны. Основное действие происходит в одном из военных гарнизонов. В центре повествования находится старший лейтенант Тимохин.

Тимохин  - только с виду обычный офицер ведущий охрану на границе. На самом деле он состоит в тайном спецподразделении «Фергана», которое выполняет различные боевые задания в Афганистане. В сюжете можно выделить два типа конфликта: это конфликт человека на войне  и конфликт личности самого главного героя. У Тимохина есть жена в Союзе, которую он впрочем, не любит и собирается развестись с ней. Есть у него в гарнизоне любовница Ирина, которую он так же не любит.  Тимохин состоит в конфликте с местным замполитом Гломовым, который пытается навязать в гарнизоне свои порядки.

Композиционно роман делится на три части, первая часть является завязкой произведения, автор знакомит нас гарнизоном с персонажем, с событиями, которые были описаны чуть выше, вторая часть полностью посвящена боевым действиям в Афганистане. Отряду специального назначения нужно разгромить одну из военных баз противника, и захватить в плен предателя – перебежчика полковника Кашнина, который возглавил один из боевых отрядов душманов. «Фергана» успешно выполняет задание и Тимохин возвращается в гарнизон - здесь как мы видим, начинается третья часть романа, в которой заключенные тюрьмы, находящейся в гарнизоне, совершают побег и захватывают местный детский сад. В числе заложников оказывается Татьяна и ее дочь. Но Тимохин отважно сражается, освобождает заложников и расправляется с бандитами. Заканчивается все классическим хэппи- эндом: Тимохин женится на своей возлюбленной и получает повышение по службе.

Специфику композиции, создания образов и характеров персонажей, традиции построения сюжетных линий и перипетий автор перенес в свое более масштабное произведение  - «Грозовые ворота», анализ которого представлен в практической части ВКР.

Перечень представителей молодой военной прозы не исчерпывается только упомянутыми выше именами. Очень много писателей затрагивают тему войны в Афганистане и Чечне, творчество этих писателей во многом отличается, но все таки существуют таки углы соприкосновения, на которых мнения всех авторов сходятся. Из обширного списка произведений самых различных авторов мы избрали самые значимые на наш взгляд. Авторы, чьи произведения мы затронули – это совершенно разные люди, у каждого из них свой взгляд на мир, своя жизненная позиция и соответственно у каждого есть собственная специфика восприятия войны, свой уникальный стиль. В следующем разделе предоставлен подробный анализ произведений авторов, чьи биографии мы предоставили в этом параграфе.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: