История и типология русской военной прозы

Формироваться русская военная проза начала еще в Древней Руси. Представляют ее на этом этапе развития летописи, повести, сказания, а также такой жанр, как слово.

Летопись – это жанр древнерусской литературы, представляющий собою подробный рассказ о тех или иных исторических фактах: об организации государств, жизни древних городов и монастырей, святых и князей, военных походах, сражениях, т.д. Летописание начало формироваться примерно в VI веке нашей эры в Киеве, и наиважнейшую роль в этих записях играли именно события военного характера. Например, в «Повести временных лет» можно найти сведения о столкновении славян с половцами и хазарами.

На сегодняшний день сохранилось около пяти тысяч памятников древнерусской письменности. Среди наиболее известных и имеющих непосредственное отношение к истории русской военной прозы наряду с  «Повестью временных лет» -  «Cлово о полку Игореве», «Сказание о Мамаевом побоище», «Задонщина», «Повесть о разорении Рязани Батыем» и т.д. В основе этих памятников древности история становления русского народа, его борьба с враждебными народами – половцами, хазарами и татарами.

Так, «Слово о полку Игореве» повествует о неудачном походе русских князей во главе с князем Игорем Святославичем на половцев в 1185 году. Князь Игорь не показан автором «Слова..» на поле битвы, но тем не менее он явно положительный исторический персонаж, герой, чье храброе сердце «из крепкого булата сковано и в смелости закалено»[2]. Однако, здесь рассказывается не только о самом сражении, поражении, пленении и счастливом избавлении из плена князя Игоря, но и о княжеских междоусобицах. Основная идея «Слова…» сформулирована в обращенном автором к русским князьям страстном призыве прекратить усобицы, объединиться и постоять «за землю Русскую», отомстить «за раны Игоревы, буйного Святославича»[3]. А Русская земля в «Слове…» – это не только Киев и окрестные города (Чернигов, Переяславль, Путивль и др.), но и Новгород, и Суздаль, и Рязань, и даже Тмутаракань, находящаяся под игом половцев. По всей видимости, автор произведения и его повествователь настоящие патриоты своего Отечества.

Лирическое начало «Слова…» связано с образом Ярославны, которая силой своей любви помогает вернуться Игорю из плена. Ее скорбь о поражении Игоря – это обобщенная скорбь всех жен и матерей русских по ушедшим в бой сыновьям, мужьям, братьям.

В лексическом строе произведения широко используется военная терминология, как в прямом, так и в переносном значении. Так, «куряне – опытные воины» Всеволода под трубами повиты, под шлемами взлелеяны, с конца копья вскормлены»[4]. Встречаются в тексте «Слова…» и военные образы-символы: «охота отведать Дон великий заслонила ему (Игорю. – прим. К.Р.) предзнаменование»[5] или «шлемом испить из Дону»[6], т.е. победить врага у Дона.

Как мы видим, военно-историческая проза Киевской Руси уже содержит в себе многие черты последующей художественной литературы о войне: в не воспевается храбрость сражающихся и их предводителя, слышна скорбь по погибшим воинам, клеймятся враги  - словом, перед нами макет идейно- тематического содержания современного произведения о войне. Но язык древней Руси очень сложен и еще далек от идеала. Впереди у него огромный путь развития, соизмеримый с путем развития самой русской военной художественной литературы.

Следующий этап в истории отечественной военной прозы связан с Отечественной войной 1812 года. Наиболее яркими произведениями той эпохи, можно назвать «Письма русского офицерства» и «Очерки Бородинского сражения» Ф. Глинки, «Дневник партизанских действий» Дениса Давыдова.

В течение всей Отечественной войны 1812 года Ф. Глинка вел дневники, в который он заносил все свои мысли о происходящих с ним событиях. В 1839 году, Ф. Глинка издал увлекательное произведение военного жанра «Очерки Бородинского Сражения», в котором все его воспоминания приобрели литературную форму.

Денис Давыдов считал себя «человеком, рожденным единственно для рокового 1812 года». Но он был рожден, прежде всего, для литературы, его «Военные записки» сыграли заметную роль в развитии русской батальной прозы.

Третий этап в эволюции русской батальной литературы относится ко времени крымских кампаний XIX века. Крымская война 1853 – 1856 годов была результатом резких противоречий между Англией, Францией, Турцией и Российской Империей. Враждующие стороны хотели заполучить контроль над проливами Босфор и Дарданеллы в Черном и Средиземном морях. Одним из самых драматических событий этой войны является героическое противостояние русской армии англо-французским войскам у стен Севастополя.

Эта война была описана великим русским писателем Львом Николаевичем Толстым (1828 – 1910) в его цикле «Севастопольские рассказы» (1855 – 1856). Писатель был участником этой войны. Лев Николаевич сам подал рапорт о своем переводе с Кавказа в Севастополь. Севастопольский период в его жизни стал важнейшим этапом формирования его как художника. Толстому хотелось понять смысл войны, несущей человеку только смерть и страдания, он стремился узнать психологию военного человека, заглянуть в самое сердце русского войска. В своем дневнике Толстой записывал свои впечатления, анализировал происходящие события и делал свои выводы. За несколько дней он осмотрел весь город, побывал на многих бастионах, успел поговорить с участниками боевых действий. Лев Николаевич писал о замысле «Севастопольских рассказов»: «Напишу Севастополь в различных фазах»[7].

«Севастопольским рассказам» предшествовали такие рассказы, как «Набег» (1852), «Рубка леса» (1856). В них писатель отразил свои кавказские впечатления, концентрирует свое внимание на том, как ведут себя люди в условиях вооруженного конфликта, какие черты своего характера они в себе открывают. Он ищет ответ на вопрос, зачем воюют люди, во имя чего они приносят себя в жертву.

В рассказе «Набег» рассматривается вопрос о храбрости. Это первый военный рассказ великого классика. Главный герой – волонтер, от его имени и ведется повествование. Он еще не нюхал пороха, но очень хочет участвовать в сражениях. Писателем описаны различные вариации храбрости: хвастливая храбрость офицера Розенкранца, который буквально заигрывает со смертью, храбрость молодого солдата Алинина, который гибнет в ненужной схватке и губит своих товарищей; наигранная храбрость генерала Барятинского; искренняя храбрость отличает скромного капитана Хлопова, облик которого на первый взгляд кажется совершенно не воинственным, - он мягок, добр, сердечен. Хлопову свойствен трезвый взгляд на происходящее: «Чему радоваться!.. Нас вот, положим, теперь двадцать человек идет: кому-нибудь да убитым или раненым быть – уж это верно. Нынче мне, завтра ему, а послезавтра третьему: так чему же радоваться – то?»[8] И во время боя капитан остается спокойным и рассудительным. В этом человеке храбрость выглядит чем-то естественным, это качество является частью его самого. Хлопов утверждает: «Храбр тот, кто ведет себя как следует»[9]. Мысли о храбрости переходят в рассуждения о самой войне.

Толстой изображает войну противным человеческой природе явлением и катастрофой, грозящей для народа гибелью. «Война? Какое непонятное явление в роде человеческом. Когда рассудок задает себе вопрос: справедливо ли, необходимо – ли оно? Внутренний голос всегда отвечает: нет. Одно постоянство этого неестественного явления делает его естественным, а чувство самосохранения справедливым», - писал он в черновой редакции «Набега».

В этом рассказе классик новаторски подошел к теме войны и принципам ее изображения. Картины войны пропускались им через сознание человека, через его отношение к происходящим событиям. Основными мотивами для писателя являлись душевные переживания героя, его поступки. «Набег» серьезно отличался от военной прозы своего времени. Он содержал в себе внутреннюю полемику, направленную против всей лжи о войне. Он побуждал читателя задуматься. В военной среде рассказ пользовался большим успехом.

Летом 1855 года Толстой начал работать над рассказом «Рубка леса», однако по окончании работы автор нашел его очень слабым. В центре повествования образы русских солдат. С большой теплотой и любовью он раскрывает их характеры, концентрируя внимание на их моральном облике. Это одновременно искренние, непосредственные, простые, мужественные, бесстрашные и выносливые люди. Почти каждый солдат обладает каким-то талантом или способностями. Среди них есть и певцы, и не падающие духом весельчаки.

Солдаты Толстого обладают моральным превосходством над офицерами. Здесь мы видим антитезу: писатель явно противопоставляет мужество рядовых солдат трусости шефствующих над ними офицеров. Почти никто из офицеров не способен вызвать у читателя симпатии. Они пренебрегают своими обязанностями, за их громкими и пафосными фразами скрываются низкие чувства. Они только кажутся мужественными и бесстрашными, а на самом деле они крайне трусливы и расчетливы. Исключение составляют лишь молодой прапорщик Алинин и старый капитан Тросенко.

Наиболее типичным в «Рубке леса» является тип покорного солдата, преобладающей чертой характера которого является «ничем несокрушимое спокойствие и презрение ко всем превратностям судьбы, могущим постигнуть его»[10]. Толстой идеализирует элемент смирения в этом типе. Но смирение это не часть их сущности. Солдаты хоть и покорно, но с тоскою в душе несут свое бремя. В печальной покорности солдата Толстой чувствовал силу скрытого возмущения. Надо было слишком много выстрадать, что бы выработать в себе «ничем не сокрушимое спокойствие» и презирать все превратности судьбы, под которыми понимались и сама служба в армии, и самодурство и тирания военного начальства, государственная система, и сильные мира сего, способные отнять у него жизнь ради бесполезного или чужого дела.

В «Рубке Леса» Л.Н. Толстой использовал прием построения тургеневских «Записок охотника»: повествователь-юнкер дворянского происхождения размышляет о судьбе подневольных солдат. В своем рассказе Толстой раскрыл величайшую силу духа русского солдата: «Дух русского солдата не основан так, как храбрость южных народов, на скоро воспламеняемом и остывающем энтузиазме: его так же трудно разжечь, как и упасть духом. Для него не нужны эффекты, речи, воинственные крики, песни и барабаны: для него нужны напротив, спокойствие, порядок и отсутствие всего натянутого. В русском, настоящем солдате никогда не заметите хвастовства, ухарства, желания отуманиться, разгорячится во время опасности: напротив, скромность, простота и способность видеть в опасности совсем другое, чем опасность, составляют отличительные черты его характера»[11].

В этих двух рассказах Толстой уже обозначил тенденции, на которые он будет опираться при написании своего следующего творения, - величайшего цикла «Севастопольские рассказы»

Первый рассказ из цикла «Севастопольские рассказы» был напечатан в июньском «Современнике» за 1855 год. Он назывался «Севастополь в декабре месяце» и имел огромный успех у читателей. Севастопольские события предстали перед людьми под совершенно под иным углом зрения. Великий классик смотрел на войну глазами народа. Он не говорил лживых и пафосных речей, в рассказе чувствовалась правда. Автор словно предлагает читателю прогулку по военному Севастополю, знакомит его с городом, показывает траншеи, бастионы, показывает совсем, казалось бы, не интересные, будничные, ничем не примечательные картины. О событиях необычайных он пишет как о вещах вполне обычных, а рядовое, наоборот, имеет у него героический характер.

Война и превратилась для жителей этого города в обычное, повседневное явление. Писатель создает коллективный образ защитников города, передает их общее настроение, психологию. Простые солдаты и матросы, живущие в землянках в грязи, голодающие, готовые заменить своего павшего товарища и продолжить бой  и есть настоящие герои. Севастопольские женщины тоже изображены Л.Н. Толстым героинями: они ходят на бастионы и оказывают помощь своим мужьям, лечат раненых.

Благодаря отчаянной храбрости севастопольцев и русских воинов у стен почти неукрепленного года был остановлен враг, который в четыре раза превосходил их по силам. Именно идея народного патриотизма наиболее ярко выражена в произведении. Народ - вот главный герой первого севастопольского рассказа Л.Н. Толстого. В нем нет ни слова о царях и великих полководцах.

Толстой показал войну такой, какая она есть, - с кровью, страданиями и смертью. Батальные сцены великий классик изображает через восприятие очевидца, здесь он применяет свой знаменитый метод раскрытия диалектики души. В центре рассказа стоит человеком с его душевным миром и переживаниями. Этот метод позволил Толстому раскрыть образ человека на войне во всей его сложности.

Во втором рассказе– «Севастополь в мае» - Л.Н. Толстой выражает свое презрение к тем, кто калечит судьбы тысяч ни в чем не повинных людей. В центре внимания теперь другая группа защитников Севастополя – офицеры. Толстой подразделяет их на две прямо противоположные категории: офицеры-аристократы и простые пехотные офицеры. Так, князь Гальцин и адъютант Калугин наблюдают сражение из окна своей квартиры. Для них смерть тысяч людей просто красивое зрелище. Они презирают солдат и простых офицеров: «Вот этого я не понимаю и не признаюсь и не могу верить, чтобы люди в грязном белье, во вшах и с неумытыми руками могли бы быть храбрыми»[12], говорит Гальцин. Он содрогается от одной только мысли о возможности своего пребывания на бастионе. И вновь, как и в предыдущих рассказах, Толстой показывает неискренность поступков так называемого высшего офицерского состава. Офицеры если участвуют в этой войне, то только ради того, чтобы поскорей подняться по карьерной лестнице или потешить собственное тщеславие: «Тысячи людских самолюбий успели оскорбиться, тысячи успели удовлетвориться, надеться, тысячи – успокоиться в объятиях смерти.

«Сколько звездочек надето, сколько снято, сколько Анн, Владимиров, сколько розовых гробов и полотняных покровов! А все те же звуки раздаются с бастионов…и все с тем же жаром стремятся с различных сторон света разнородные толпы людей, с еще более разнородными желаниями к этому роковому месту»[13].

Толстой продолжает осуждать войну: «Одно из двух: заявляет писатель в рассказе, или война есть сумасшествие, или ежели люди делают это сумасшествие, то они совсем не разумные создания»[14].

Гармоничная природа противопоставляется в рассказе неразумным людям. Толстой создает образ мальчика, который собирает голубые цветы, в лощине, где недавно шел кровопролитный бой. Мальчик осматривает мертвые, неподвижные тела, а увидев безголовый труп, с диким криком бежит прочь.

И все описанное выше - далеко не сказки. Голод, кровь, гибель детей и беззащитных женщин - все это горькая правда войны. За эту правду Толстой даже имел некоторые проблемы с выходом своих рассказов в печать. Царская цензура старалась вырезать из произведения множество неприятных для них фрагментов, но, тем не менее, Лев Николаевич не боится наказания, Толстой заканчивает свой рассказ следующим послесловием: «Герой же моей повести, которого я люблю всеми силами души, которого старался воспроизвести во всей красоте его, и который всегда был, есть и будет  - правда».[15]

Толстой заканчивает свой рассказ следующим послесловием:  «Герой же моей повести, которого я люблю всеми силами души, которого старался воспроизвести во всей красоте его, и который всегда был, есть и будет - правда».

Последний рассказ цикла называется «Севастополь в августе 1855 года» Здесь Л.Н. Толстой выступает с резкой критикой государственной системы. Автор включает в рассказ огромное количество убедительных фактов, вскрывающих истинное отношение правительства к своей армии: офицеры по несколько месяцев добираются до Севастополя, денег им не выдают, им практически невозможно узнать о местонахождении своей батареи. Накануне штурма защитники города не имеют в запасе и по пяти патронов. Солдаты голодают, они грязные, вшивые, измотанные.

Произведение Льва Николаевича Толстого «Севастопольские рассказы», конечно же, это произведение эпического жанра. Но, тем не менее, в этих рассказах уже намечаются черты лирического произведения. Для Толстого на передний план выходят не, сколько сами сражения, сколько психология солдат. Впервые вместо патриотического пафоса, мы видим сомнения автора в справедливости всего происходящего. Лев Николаевич концентрирует внимание на всех ужасах  и негативных явлениях самой войны, обличает высокомерие и наигранный пафос офицерской аристократии. И между тем возвеличивает боевой дух и истинную любовь к Родине простых солдат и офицеров. Толстой не боится возможного гнева царского правительства, его задачей является показать всю правду об этой войне, и всего того что она несет. В «Севастопольских рассказах» и двух предшествующих им историях Толстой отчетливо наметил едва заметным карандашом те тенденции и традиции, тот путь, по которому предстоит развиваться военной литературе в будущем.

Следующим этапом в истории военной прозы стали произведения о Первой мировой войне и гражданской войне, И.Э Бабеля и М.А Шолохова.

«Конармия» И. Э Бабеля  состоит из 38 коротких рассказов, представляющих собой зарисовки их  жизни и быта Первой конной армии возглавляемой Буденным. Все произведения объединены в цикл сквозными персонажами повествования. В книге в довольно неприглядной форме показаны характеры красноармейцев: они очень жестокие, невежественные, управляемые. По этой причине «Конармия» встретила очень жесткую критику со стороны советского руководства и многих других писателей того времени. Семен Буденный даже требовал расстрела автора. Отряды Буденного ярко контрастируют с характером главного героя – корреспондента Кирилла Лютова, чей образ восходит к самому Бабелю. Некоторые рассказы  являются автобиографичными. Яркой особенностью рассказа является то, что главный герой имеет еврейские корни. Некоторые из рассказов, вошедших в книгу, были опубликованы в журнале Владимира Маяковского «Леф» в 1924 году. Книга все - таки вышла в свет лишь благодаря покровительству Максима Горького. Последнее издание книги при жизни автора было в 1933 году. Во второй половины 1930 годов все произведения Бабеля попали под запрет, а в 1940 году Исаак Эммануилович был расстрелян.

Роман – эпопея Михаила Шолохова «Тихий Дон» не нуждается в подробном анализе в нащй ВКР. Это одно из наиболее значительных произведений русской литературы в котором описывается жизнь донского казачества во время Первой Мировой войны, революционных событий 1917 года и гражданской войны в России. Созданию эпопеи предшествовала большая подготовительная работа в виде «Донских рассказов».ихого Дона" анализе в нащй ВКР. в нащй ВКР.XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX

Следующий этап развития военной литературы связан с Великой Отечественной войной. Во второй половине 1950 – 1960 годов в отечественной прозе выделилась целая школа «лейтенантской прозы». Первым произведением, давшим жизнь этому течению, стал роман Ю.Бондарева «Батальоны просят огня». К этому же течению относится творчество писателя – фронтовика Бориса Васильева. Он автор любимых всеми книг «А зори здесь тихие», «Завтра была война», «В списках не значился», «Аты – баты шли солдаты» и др.

Произведения белорусского писателя – фронтовика Василя Быкова вызывают много споров, побуждают читателя к размышлениям. Перу Быкова принадлежат такие произведения, как «Сотников», «Обелиск», «Дожить до рассвета», «Волчья стая».

 На страницах прозаических произведений мы находим своеобразную летопись войны, достоверно передавшую все этапы великого сражения советского народы с фашизмом. Писатели – Фронтовики изображали трагическую и жестокую военную и послевоенную действительностью. Их произведения – правдивое свидетельство того как Россия воевала и победила.

В общей сложности «проза фронтового поколения» характеризуется тем, что герои произведений Быкова, Васильева, Астафьева верят в то, за что они сражаются. Они защищают свою Родину от вселенского зла, коричневой чумы 20 века - немецкого фашизма, победа которого влекла за собой не только гибель советского народа, но и практически всего мира в целом. Именно вера в свое правое дело помогла нашему народу победить своего несокрушимого противника.

Мы рассмотрели четыре этапа развития военной прозы, начиная с летописей Древней Руси, где традиции военной литературы только начинают формироваться и заканчивая произведениями о Великой Отечественной войне.

Этот жанрокончательно сформировался в «Севастопольских рассказах» Л.Н. Толстого. Именно он взглянул на войну под совершенно другим углом обзора: предшествующая военная проза, которая имела скорее очерковый характер, приобрела черты полноценного эпического произведения». В «Севастопольских рассказах» автора начинают интересовать не только батальные цены, но и непосредственно психология людей, которые участвуют в боевых действиях. Его традиция нашла продолжение и развитие на следующих этапах истории военной прозы.
      Глава 2. Новейшая военная проза 1980 - 1990-х:

 опыт литературного обозрения



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: