Преобразования в области культуры и быта России в первой четверти XVIII в

Реформы, проводимые Петром I, не имели разработанного, систематического плана. Однако хорошо просматривается их основная идея — преодоление отсталости России во всех облас­тях, в том числе культуре. В короткий срок произошли значи­тельные сдвиги в науке, литературе, искусстве, просвещении. Характерными особенностями этого периода отечественной культуры являются обмирщение культуры, развитие личност­ного начала, ориентация на западноевропейскую культуру, пре­одоление национальной замкнутости.

Главнейшей задачей проводимых реформ было распростра­нение знаний. Создается сеть учебных заведений, нацеленных на техническое образование. В 1701 г. в Москве открылась Школа математических и навигационных наук, где изучались арифметика, геометрия, тригонометрия, навигация и астроно­мия. Одновременно в Москве была основана Артиллерийская школа. Позже навигацкие школы были открыты в Новгороде, Нарве и Ревеле. В 1712 г. в Москве начались занятия в Инже­нерной школе. Помимо военной, начинается и гражданская профессиональная подготовка в Московской Медицинской школе, в технической школе на Петровском заводе в Карелии, где обучались мастера для казенных металлургических заводов. При Посольском приказе открылась школа для обучения ино­странным языкам, Школа канцелярских служащих учила «по­дьячих их делу». Следует отметить, что во всех учебных заведе­ниях, кроме Морской академии в Петербурге, при Петре I не было сословных ограничений при приеме.

Кроме профессионального образования, решалась задача расширения общего просвещения. В 1714 г. в губерниях была основана сеть начального обучения — «цифирных школ» для де­тей всех сословий. К концу рассматриваемого периода в 42 та­ких школах грамоту, арифметику и геометрию осваивали около

 

 

2 тыс. человек. Дети духовенства проходили обучение в 46 епар­хиальных школах, а дети солдат — в гарнизонных школах. Дво­рян стали направлять для учебы за границу.

Одной из самых трудных задач было снабжение школ учеб­ными пособиями. В подавляющем большинстве учебники пере­водились с иностранных языков. Вскоре появились и отечест­венные учебные пособия — «Арифметика» Магницкого (1703 г.), календари и письмовники. Для облегчения чтения и печатания книг с 1708 г. был введен упрощенный гражданский шрифт.

Организация образования в стране была тесно связана с созданием в 1725 г. Академии наук. Это было научное и учебное заведение. В ее состав вошли собственно Академия, Универси­тет и Гимназия. Академия делилась на три класса: математиче­ский, физический и гуманитарный. В их состав входило 11 ка­федр. В обязанности академиков, помимо научных исследова­ний, входило чтение лекций студентам Университета. Послед­ние в свою очередь, обучали учеников гимназии.

Начало промышленного производства сопровождалось подъемом естественных наук. Географы изучали Каспийское и Аральское моря. Устюжский крестьянин В. Атласов составил первое описание Камчатки. В 1720 г. в Сибирь была отправлена первая научная экспедиция Д.Г. Мессершмидта. Поиски полез­ных ископаемых увенчались открытием залежей каменного угля в районах Подмосковья, Дона и Кузнецка, нефти в Поволжье. Особенно успешно велось изучение богатств Урала и Сибири. Это дало возможность построить новые заводы для выплавки чугуна, меди, серебра и других металлов.

Активная политика России придала чрезвычайную значи­мость вопросам отечественной истории. Бурные события совре­менности нашли отражение в исторических сочинениях «Исто­рия Шведской войны», «Рассуждения о причинах Шведской войны». Автор «Рассуждений...» — видный дипломат П. Шафи-ров — дал обоснование прав России на побережье Балтийского моря. Послесловие к этой книге написано лично Петром I.

Событием большого культурного значения стало появление в 1702—1703 гг. первой в России печатной газеты «Ведомости». Материалами для нее служили официальные документы, ино­странная корреспонденция, заметки частных лиц.

Самыми известными живописцами Петровской эпохи были Андрей Матвеев и Иван Никитин. Матвеев, получивший обра­зование в Голландии, руководил «живописной командой» при Канцелярии строений. Известны его портреты государственных деятелей и декоративные работы. Никитиным, учившимся в Италии, гордился Петр I. Этот художник прославился портре­тами Царя и его окружения. В начале XVIII столетия в России зародилось искусство гравюры. На гравюрах А.Ф. Зубова запе­чатлен тогдашний Петербург, сражения Северной войны.

Особенно бурное развитие в начале XVIII в. переживала архитектура. Это в первую очередь связано со строительством Петербурга и оформлением архитектурных ансамблей приго­родов новой столицы — Петергофа, Ораниенбаума (ныне -Ломоносов), Царского Села. Преобладало гражданское строи­тельство. Появился новый тип зданий — административного, промышленного и культурно-просветительного назначения. В 1709 г. была учреждена Канцелярия строений во главе с У. Сенявиным, руководившим всем строительством в Петер­бурге. При Канцелярии работала специальная школа. Боль­шой вклад в русское зодчество внесли иностранные (Ж. Леб-лон, Д. Трезини) и отечественные (П. Еропкин, И. Коробков, И. Мордвинов) архитекторы.

Значительные изменения претерпела сфера быта. Петру I хотелось, чтобы его подданные внешне были похожи на евро­пейцев. 4 января 1700 г. был принят указ о запрещении носить длиннополое платье, вместо этого предлагалось носить европей­ское. Затем были запрещены бороды, а в 1705 г. был введен на­лог на право иметь бороду.

Существенным изменениям подвергался семейный уклад. Указ 1702 г. установил новый порядок бракосочетания. Старо­модные смотрины были заменены обручением, которому пред­шествовала личная встреча жениха и невесты. Указом 5 января 1724 г. Царь запретил заключение браков по принуждению. Воспитание детей тоже было охвачено новшеством. При Петре издавались наставления о правилах воспитания и поведения. В 1717 г. было опубликовано «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению». Оно обучало правилам поведения в семье и обществе.

Изменились представления о досуге. Была введена новая форма публичного общения — ассамблея, бал или собрание высшего света. На ассамблеях, маскарадах, в театре, на приемах иностранных гостей, морских и других, праздниках ломалась со­словная замкнутость. На них наряду со знатью присутствовали дворяне, купцы, мещане.

Сильные изменения претерпел язык Петровского времени. Его наводнили иностранные слова, многие из которых прочно

 

вошли в русский лексикон. Язык художественный и государст­венный полностью отошел от языка церкви.

Однако существенные изменения в сфере быта не охваты­вали всего общества. Они коснулись лишь небольшой его про­слойки — высших кругов. Быт основной массы населения прак­тически остался прежним.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: