Внутренняя политика Николая I (1825 -1855)

Правление третьего сына Павла I Николая I (1796—1855), начавшееся в столь драматичных условиях, традиционно оцени­валось историками как апогей самодержавия.

 

22 августа 1826 г. состоялась его коронация в Москве, а в 1829 г. Николай I возложил на себя и польскую корону.

Решение Александра I о замене престолонаследника яви­лось полной неожиданностью для Николая Павловича, который готовил себя к военной карьере и с 1817 г. исполнял обязанно­сти генерал-инспектора инженерной части войск, все силы по­свящая улучшению саперного дела в русской армии. С вопро­сами внутренней и внешней политики он столкнулся, уже став Императором, решая их сообразно собственному пониманию самодержавной власти как высшей обязанности.

Огромное влияние на всю правительственную деятель­ность Николая I оказало дело декабристов. Из своего озна­комления с ним молодой Император вынес заключение о не­благонадежности дворянства как главной социальной опоры самодержавия. Подозревая дворян в стремлении к политиче­скому господству в государстве, Николай предполагал править страной путем усиления бюрократии, без помощи дворянских учреждений и деятелей.

Анализ критических суждений и замечаний декабристов, выявленных в ходе их допросов Следственной комиссией, убе­дил Императора в необходимости реформирования всех сторон государственного управления. С этой целью 6 декабря 1826 г. создается первый секретный Комитет, который возглавил пред­седатель Государственного Совета В.П. Кочубей. Этим комите­том были подготовлены предложения о реформе центральных органов власти путем белее четкого размежевания функций ме­жду ведомствами. Кроме того, разрабатывались проекты рефор­мы местной администрации и закона о «состоянии». Революци­онные потрясения 1830—1831 гг. побудили правительство отка­заться даже от этих умеренных реформ, и в 1832 г. комитет пре­кратил свою деятельность. Для обеспечения личного руково­дства Царь преобразовывает собственную Его Императорского Величества канцелярию в важнейший орган государственной власти. Она состояла из 6 отделений:

1-е отделение подготавливало документы для доклада Им­ператору и следило за их исполнением;

2-е отделение было создано в 1826 г. с целью кодифации (упорядочения) российского законодательства;

3-е отделение было создано в том же году как орган высшей политической полиции во главе с генералом А.Х. Бенкендор­фом; при отделении был учрежден орган политического сыска- отдельный корпус жандармов, а вся страна поделена на 5

жандармских округов;

4-е отделение управляло благотворительными и образова­тельными учреждениями;

5-е отделение было создано в 1836 г. для проведения ре­формы государственных крестьян;

6-е отделение было образовано в 1842 г. для рассмотрения вопросов по управлению Закавказьем.

Каждое отделение составляло самостоятельное учреждение со своим штатом, функциями, делопроизводством.

Сверхцентрализация управления обернулась тем, что выс­шие инстанции были буквально затоплены морем бумаг и поте­ряли реальный контроль за ходом дел на местах.

Наибольшим успехом деятельности созданного органа стало опубликование в 1830-1832 гг. 45-томного Полного собрания законов Российской Империи (до 1825 г.) и Свода законов Рос­сийской Империи 1832 г. Эта грандиозная работа стала итогом государственной деятельности М.М. Сперанского. Стремясь предоставить должное место в сословной структуре торгово-промышленным слоям, правительство в 1832 г. ввело новое со­словие — почетных граждан. Как и дворяне, почетные граждане освобождались от подушной подати, рекрутской повинности и телесных наказаний.

В 1837-1838 гг. для управления государственным имущест­вом было учреждено особое Министерство государственных имуществ, которое возглавил граф П.Д. Киселев. Под его руко­водством в 1837 г. была проведена реформа управления государ­ственными крестьянами.

В области просвещения и печати проводилась охранитель­ная политика, направленная на установление тотального кон­троля над умами россиян.

В 1828 г. был утвержден новый устав низших и средних учебных заведений. Разные ступени школы были отделены друг от друга и предназначались для разных сословий: начальные и приходские училища — для крестьян; уездные училища — для городских обывателей, гимназии — для дворян.

В 1835 г. вышел новый Университетский устав, резко огра­ничивший автономию университетов. Одновременно с этим министр народного просвещения С.С. Уваров стремился со­вместить политику охранительства Николая I с развитием про­свещения и культуры. Уваровская эпоха (1833-1849 гг.) стала золотым веком Московского университета: здесь действовала блестящая плеяда профессоров - Т.Н. Грановский, К.Д. Каве­лин, П.Г. Редкий и другие.

В то же время по Цензурному уставу 1826 г. над литера­турой устанавливался строгий контроль, несколько смягчен­ный в 1828 г. Главное управление цензуры было подчинено Министерству народного просвещения. Следствием этого стало закрытие таких общественно-политических изданий, как «Европеец» П.В. Киревского, «Московский телеграф» НА. Полевого, «Телескоп» Н.И. Надеждина, «Литературная газета» А.А. Дельвига.

Волна европейских революций 1848—1849 г., ужаснувшая Николая I, привела к резкому усилению реакции. Наступило «мрачное семилетие» (1848—1855).

В феврале 1848 г. создается секретный комитет под руково­дством Д.П. Бутурлина, предназначенный для ужесточения цен­зурного контроля. < Фактически под угрозой закрытия оказались университеты. Пытавшийся не Допустить этого, С.С. Уваров выступил со статьей в их защиту, что привело к его отставке. Новым министром народного просвещения был назначен из­вестный реакционер князь П.А. Ширинский-Шахматов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: