Русская культура в середине и во второй половине XVIII в

Преобразования первой четверти XVIII в. обусловили быст­рый темп последующего культурного развития. Значительное влияние на русскую культуру в рассматриваемый период оказа­ли идеи французского Просвещения.

Самым видным деятелем отечественного просвещения был Н.И. Новиков. Он поставил издательское дело на службу рас­пространения просветительских идей. Издавая в 1769—1773 гг. сатирические журналы «Трутень» и «Живописец», Новиков сме­ло вступил в полемику с Екатериной II, редактировавшей «Вся­кую всячину». Журнал Екатерины критиковал человеческие слабости - скупость, самолюбие, стяжательство. Журналы Но­викова, напротив, изобличали пороки, порожденные самодер­жавием и крепостным строем, что придавало им политическое звучание.

За свою деятельность Новиков в 1792 г. был арестован и за­точен на 15 лет в Шлиссельбургскую крепость. Значительный вклад в дело распространения знаний Новиков внес как глава московской типографской компании. Им было выпущено около 900 изданий, что составляло более 30 % всех книг, вышедших в 80-е годы в России. В 20 томах «Древней российской Вивлио-фики» (библиотеки) были напечатаны ценнейшие русские лите­ратурные памятники.

Общественная мысль этого времени выдвинула двоих рав­ных по силе протеста представителей дворянства, занимавших резко противоположные позиции.

Князь М.М. Щербатов — лидер консервативного дворянст­ва. В своих произведениях «О повреждении нравов в России»,«Путешествие в землю Офирскую» Щербатов подверг резкой критике деятельность Екатерины II, обвиняя ее в деспотизме, безнравственности и распущенности. Предлагаемые им средства сводились к очищению дворянского сословия, к передаче руко­водства государством в руки аристократии.

А.Н. Радищев — антикрепостник, враг сословных привиле­гий. Он был сторонником не эволюционного, а революцион­ного пути изменения социально-экономического строя и поли­тических институтов. За произведение «Путешествие из Петер­бурга в Москву» Екатерина вынесла смертный приговор Ради­щеву, который затем был заменен ссылкой.

Со второй половины столетия расширяется сеть учебных за­ведений. Одновременно идет оформление принципа сословно­сти образования: большинство профессиональных учебных за­ведений, открытых при Петре I для «разного чина» людей, пре­вращается в чисто дворянские. Для подготовки дворян к офи­церской службе в 1731 г. открылся Шляхетский корпус, кото­рый в дальнейшем был разделен на Сухопутный, Морской, Ар­тиллерийский и Инженерный. Подготовка к гражданской служ­бе велась в Пажеском корпусе, открытом в 1759 г. К концу XVIII в. в России было 5 кадетских корпусов. Дети священни­ков учились в духовных семинариях и академиях, дети разно­чинцев и купцов - в различных профессиональных школах — медицинских, горных, в Академии художеств, основанной в 1757 г. В 1786 г. был принят Устав народных училищ, что зна­чительно увеличило их количество (с 8 до 288) и число учени­ков (с 518 до 22220).

Большую роль в распространении образования сыграл И.И. Бецкий, сторонник просветительства. Благодаря ему в Мо­скве появились Воспитательный дом для незаконнорожденных и подкидышей, коммерческое училище для купечества, в Санкт-Петербурге — Смольный институт благородных девиц с мещан­ским отделением для не дворянок (1764).

Выдающимся событием в культурной жизни страны стало открытие в 1755 г. по инициативе и проекту М.В. Ломоносова Московского университета, состоявшего из трех факультетов — юридического, философского и медицинского. При университе­те были учреждены две гимназии — для дворян и разночинцев.

XVIII столетие можно назвать веком рождения российской науки. Главными центрами научной деятельности были Акаде­мия наук, Московский университет, с 1773 г. — Горное училище в Петербурге, а с 1783 г. и Российская академия, занимавшаяся изучением русского языка и грамматики.

 

 

В развитии отечественной науки выдающееся место занима­ет М.В. Ломоносов — разносторонне одаренный ученый, естест­воиспытатель мирового значения, поэт, просветитель, историк и художник.

В историю географических открытий прочно вошли имена Беринга, Крашенинникова, Челюскина, братьев Лаптевых. Их открытия позволили Академии наук издать в 1745 г. Атлас Рос­сийский.

В исследование отечественной истории внесли вклад В.Н. Татищев - автор «Истории Российской» и Г.Ф. Миллер, разыскивавший и публиковавший исторические документы. Князь Щербатов стал автором «Истории Российской от древ­нейших времен».

Вторая половина XVIII в. примечательна взлетом техниче­ской мысли. В 60-х годах развернулась деятельность великого русского изобретателя И.И. Ползунова, создавшего универсаль­ную паровую машину. Вторым значительным изобретателем этого времени был И.П. Кулибин, удививший Петербург «само­беглой коляской», лифтом, проектом одноарочного деревянного моста через Неву длиной 298 м. Большинство этих изобретений не получили практического применения и были забыты.

В художественном творчестве XVIII столетия преобладаю­щим направлением был классицизм, зародившийся во Фран­ции. В русской литературе классицизм был представлен в твор­честве В.К. Тредиаковского. Расцвет классицизма в русской ли­тературе связан с именем А.П. Сумарокова, писавшего в высо­ком (трагедии, оды) и низком (комедии, басни) жанрах. Из­вестнейшим поэтом был Г.Р. Державин.

Наряду с классицизмом во второй половине XVIII в. в ху­дожественной литературе зарождаются новые течения — сенти­ментализм, представленный творчеством Н.М. Карамзина, и за­чатки реализма, появившиеся в комедиях Д.И. Фонвизина.

В архитектуре стиль барокко, наиболее ярко выразившийся в зданиях Зимнего дворца, Смольного монастыря в Петербурге, Большого дворца в Петергофе, созданных В.В. Растрелли, во второй половине века сменяется классицизмом. Величайшим мастером этого стиля был В.И. Баженов. Им построены Пашков дом в Москве, Михайловский замок в Петербурге. Наиболее ярким представителем московской школы зодчества был М.Ф. Казаков. Самые известные его работы — Кремлевский Се­нат, здание старого Московского университета, Колонный зал Благородного собрания. Совершенствовалось деревянное зодчество, лучшим памятником которого в это время стал Кижский ансамбль в Карелии с 22-главой центральной Преображенской церковью.

В рассматриваемый период искусство скульптуры также прошло путь от барокко к классицизму. Портретными работа­ми прославился Ф.И. Шубин. Символом северной столицы стал памятник Петру I — «Медный всадник», созданный Э.М. Фальконе.

Русская живопись во второй- половине XVIII в. характеризу­ется совершенствованием портретной живописи в классическом стиле. Среди портретистов выделялись три мастера — Ф.С. Ро­котов, Д.Т. Левицкий, В.Л. Боровиковский.

В 1750 г. зародился первый русский профессиональный те­атр, который в 1756 г. был преобразован в Российский театр. Значительное место в театральном искусстве занимало творче­ство крепостных актеров, игравших в театрах, принадлежавших помещикам. Наиболее известным в это время был театр Шере­метьевых в Останкине, на подмостках которого выступала П.И. Жемчугова.

В XVIII в. было положено начало балетному искусству в России. В 1738 г. была открыта первая балетная школа.

Во второй половине столетия идет складывание националь­
ной композиторской школы, появляется национальная опера,
возникают новые формы музыкальных произведений. Среди
первых русских композиторов следует назвать В.Л. Пашкевича и
Е.И. Фомина.       

Культурный прогресс в России во второй половине XVIII в. подготовил блестящий подъем культуры в XIX столетии.

 






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: