История создания повести и контекст обстоятельств жизни автора

Повесть «После смерти (Клара Милич)» была написана Тургеневым в начале сентября (в октябре по др. источникам) 1882 году в Буживале, а меньше чем через год он умер в возрасте 65 лет от страшной болезни, которая поставила в тупик лучших врачей Парижа – это было раковое воспаление в спинной кости. Анненский пишет об этом: «…в то утро, когда Тургенев дописывал свою «Клару Милич», - в окно, верно, смотрела осень, южная, может быть золотая, но все же осень, и притом последняя, и он это чувствовал. – В цветах, но уже осужденная; еще обаятельная, но уже без зноя… Еще не смерть, но уже мечта, которая о ней знает и которую она застит, - эта осень и была его последней повестью: то серой, то розовой, еще старательно-четкой и в мягких, но уже застывших контурах. С Кларой Милич в музыку тургеневского творчества вошла, уже не надолго, новая и какая-то звенящая нота. Это была нота физического страдания»19. А ведь Тургенев знал о том, что эта болезнь может кончиться только мучительной смертью, он писал: «Кто знает – я, может быть, пишу это за несколько дней до смерти. Мысль невеселая. Ничтожество меня страшит – да и жить еще хочется… хотя... Ну, что будет, то будет»20. Также следует заметить, что последняя повесть Тургенева была воспринята читателями уже не так, как вся его «таинственная» проза: «К тому времени, когда повесть «После смерти» вышла в свет, русские читатели и критики уже научились под легендарной и фантастической оболочкой поздних произведений Тургенева угадывать новое, общественно значительное содержание. Повесть встретила самые положительные оклики и сохранила доброжелательное отношение последующихъ поколений»21. Таким образом, наша исследуемая повесть - предсмертное, и, возможно, самое мистическое произведение Тургенева, поэтому она, несомненно, очень интересна для исследования.

 



Глава 2: Возможные варианты интерпретации сюжета через отдельные эпизоды и связь с заглавием

Имя и прототип героини

Следует заметить, что трагический сюжет произведения отражается в заглавии: «После смерти», также произведение названо артистическим псевдонимом героини, который обособлен в скобках: «Клара Милич». В этом псевдониме уже содержится контраст: Клара – от лат. «ясная, чистая, светлая»; Милич ассоциируется с «милой», то есть любимой, желанной, уже само заглавие говорит нам о несчастной судьбе девушки. Так же следует сказать о ее настоящем имени: Катерина также означает «чистая», а Миловидова – «милый вид», «милая», то есть псевдоним и настоящее имя очень похожи по значению, но нужно обратить особое внимание на их соотношение: Миловидова – открытая внешнему, а Милич – внутреннему. Кроме того, в фамилии Милич есть оттенок чего-то чужеродного, хотя и славянского. Обычно такую форму имеют западнославянские фамилии: сербские, хорватские, а также восточно-белорусские и некоторые еврейские. Анненский считает, что если воспринимать Клару как символ, то это «трагизм красоты, которая хочет жизни и ждет воплощения».

Очень важно отметить, что прототипом Клары Милич послужила талантливая провинциальная актриса Евлалия Павловна Кадмина. В 1881 году, когда ей было только 28 лет, она из-за несчастной любви приняла фосфор в Харьковском театре после первого акта пьесы А.Н.Островского «Василиса Мелентьева». Многие отмечают сходство ее портрета с описанием внешности Клары Милич в повести.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: