Важно не только провести исследование, но и правильно описать его. Разделу, содержащему описание эмпирического исследования или разработки в области практической психологии, целесообразно дать название, отражающее суть содержания излагаемого материала, не ограничиваясь словами «практическая часть».
Прежде всего, должны быть четко обоснованы и сформулированы цели и задачи эмпирического исследования или практической разработки, подробно охарактеризована выборка испытуемых, дана характеристика методам (методикам), используемым в работе, обоснована целесообразность их применения для решения поставленных задач. В случае практической психологической работы должны быть описаны основные этапы разработки методики или адаптации существующей методики к условиям выборки данного типа. Характеризуются эмпирические показатели, получаемые в исследовании, а также критерии для оценки практической психологической работы, способы их количественной и качественной обработки и интерпретации.
|
|
При описании эмпирического исследования необходимо последовательно приводить полученные эмпирические показатели, проводить их количественный и качественный анализ, интерпретировать результаты, делать обобщения и формулировать выводы, разбивая весь материал на параграфы.
Количественная обработка данных есть манипуляция с измеренными характеристиками изучаемого объекта. Количественные показатели могут быть представлены в числовых значениях измеряемых величин: показатели центральной тенденции (среднее, мода, медиана); абсолютные и относительные частоты; показатели разброса (стандартное отклонение, дисперсия); значения критериев, использованных при сравнении результатов разных групп; коэффициенты линейной и нелинейной связи переменных и др.
В тексте работы не нужно приводить формулы для подсчета типичных статистических критериев и описывать процедуру их вычисления. Предполагается, что рецензировать работу будет квалифицированный специалист, знакомый с основами математической статистики. Достаточно назвать использованные критерии и сделать ссылку на источник, из которого они заимствованы. При описании результатов необходимо привести средние показатели по выборке, указать на значимость различий, описать соответствующие коэффициенты корреляции или другие математико-статистические критерии, применявшиеся при обработке данных. Далее в скобках обязательно указывается уровень статистической значимости полученных результатов. Указания на статистическую значимость могут даваться в одной из следующих форм: различия достоверны на 5 %-м (1 %-м) уровне значимости; (р< 0,05) или (р<0,01); (а<0,05) или (а<0,01). Например: Выявлена слабая связь между интеллектуальной активностью детей и их успешностью в обучении (r = 0,13, при р< 0,05).
|
|
Качественная обработка полученных данных представляет собой описание и объяснение изучаемых явлений (показателей), что составляет уже следующий уровень их изучения, осуществляемый на стадии интерпретации результатов. После приведения в тексте количественных данных, необходимо их сопоставить, аналитически описать, обобщить, дать им психологическое объяснение, исходя из опыта предшествующих исследований других авторов, логики научного анализа, а также собственного понимания психологических механизмов изучаемых явлений. Например: Таким образом, нужно признать, что выставляемые учащимся оценки, которые свидетельствуют об их успеваемости, по которым в свою очередь делают суждения об обученности, на самом деле не совпадают с реальными достижениями учеников, в частности, в интеллектуальном плане. В таком случае, оценка чаще ставится учащимся за их репродуктивные способности (внимательно слушать и запоминать) и, выступая внешним стимулирующим фактором, не оказывает существенного влияния на способность детей чувствовать проблемы, проявлять интеллектуальную инициативу.
При описании результатов эмпирического исследования рекомендуется придерживаться определенной логики, опираясь на стилевые обороты. Например:
ü рассмотрим результаты, полученные с помощью методики...
ü они представлены на диаграмме 2…
ü показатели испытуемых двух групп отличаются …, что отражено в таблице 5…
ü таким образом, можно сделать вывод, что….
Стилистическое оформление текста может быть иным, но именно такая логическая последовательность изложения придает большую убедительность представляемым данным. Важно помнить, что главная особенность как научного исследования, так и научно обоснованной разработки в области практической психологии заключается в доказательности и достоверности получаемых новых знаний. А доказательность результатам придают факты, выраженные в качественной и количественной форме. При описании эмпирического исследования обычно приводится большое количество фактического и цифрового материала. Наглядность ему придаёт использование таблиц, графиков, схем. Их представление в работе также должно соответствовать требованиям (см. п 7. оформление исследовательской работы).
В некоторых случаях целесообразно привести типичные характеристики и примеры, убедительно иллюстрирующие те или иные утверждения, обобщения, сделанные в результате работы. При этом важно соблюдать этические принципы и правила психологических исследований. Например, данные конкретного испытуемого приводятся анонимно. Типичной формой называния испытуемого является употребление его имени и инициалов. Таким образом, в тексте это может выглядеть так: «Из протокола Яны Т. – «…это не сказка, а отрывки из разных сказок, потому что здесь говорится и про орла и про кого-то ещё…». Таким образом, испытуемые обнаруживают и выделяют противоречие, но объясняют их, преобразовывая ситуацию в непроблемную».
Что касается интерпретации результатов, то она всегда в той или иной мере предположительна и субъективна. Поэтому стиль ее изложения часто включает такие выражения как: «это может объясняться тем, что...», «по нашему мнению...», «с нашей точки зрения, данный факт может быть интерпретирован как...».
После завершения интерпретации следуют выводы. Четко и ясно сформулированные выводы и обобщения должны быть обязательной частью текста курсового и дипломного проекта. Ими необходимо завершать описание результатов каждого из этапов эмпирического исследования. Для представления выводов можно использовать следующие фразеологические обороты:
|
|
ü таким образом, можно сделать вывод, что…
ü проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы…
ü следовательно, подводя итоги, можно сказать, что…
ü резюмируя вышеизложенное…
ü в заключении подчеркнём следующее…
ü анализ… позволяет утверждать….