Описание эмпирического исследования

Важно не только провести исследование, но и правильно описать его. Раз­делу, содержащему описание эмпирического исследования или разработки в об­ласти практической пси­хологии, целесообразно дать название, отражающее суть со­держания излагаемого материала, не ограничиваясь слова­ми «практическая часть».

Прежде всего, должны быть четко обоснованы и сформу­лированы цели и за­дачи эмпирического исследования или практической разработки, подробно охарак­теризована выбор­ка испытуемых, дана характеристика методам (методикам), ис­пользуемым в работе, обоснована целесообразность их применения для решения поставленных за­дач. В случае практической психологической работы долж­ны быть описаны основные этапы разработки методики или адаптации существующей ме­тодики к условиям выборки данного типа. Характеризуются эмпирические показа­тели, получаемые в исследовании, а также критерии для оценки практической пси­хологической работы, способы их количественной и качественной обработки и ин­терпретации.

При описании эмпирического исследования необходимо последовательно приводить полученные эмпирические показатели, проводить их количественный и качественный анализ, интерпретировать результаты, делать обобщения и формули­ровать выводы, разбивая весь материал на параграфы.

 Количественная обработка данных есть манипуляция с измеренными харак­теристиками изучаемого объекта. Количественные показатели могут быть пред­ставлены в числовых значениях измеряе­мых величин: показатели центральной тен­денции (среднее, мода, медиана); абсолютные и относительные частоты; показа­тели разброса (стандартное отклонение, дисперсия); значения критериев, использо­ванных при сравнении ре­зультатов разных групп; коэффициенты линейной и нели­нейной связи перемен­ных и др.

В тексте работы не нужно приводить формулы для под­счета типичных ста­тистических критериев и описывать про­цедуру их вычисления. Предполагается, что рецензировать работу будет квалифицированный специалист, знакомый с ос­новами математической статистики. Достаточно назвать использованные критерии и сделать ссылку на источник, из которого они заимствованы. При описании ре­зультатов необ­ходимо привести средние показатели по выборке, указать на значи­мость различий, описать соответствующие коэффициен­ты корреляции или другие математико-статистические крите­рии, применявшиеся при обработке данных. Да­лее в скоб­ках обязательно указывается уровень статистической значи­мости полу­ченных результатов. Указания на статистическую значимость могут даваться в од­ной из следующих форм: различия достоверны на 5 %-м (1 %-м) уровне значи­мо­сти;  (р< 0,05) или (р<0,01); (а<0,05) или (а<0,01). Например: Выявлена слабая связь между интеллектуальной активностью детей и их успешностью в обучении (r = 0,13, при р< 0,05).

Качественная обработка полученных данных представляет собой описание и объяснение изучаемых явлений (показателей), что составляет уже следующий уро­вень их изучения, осуществляемый на стадии интерпретации результатов. После приведения в тексте количественных данных, необходимо их сопоставить, анали­тически опи­сать, обобщить, дать им психологическое объяснение, исходя из опыта предшествующих исследований других авторов, ло­гики научного анализа, а также собственного понимания пси­хологических механизмов изучаемых явлений. На­пример: Таким образом, нужно признать, что выставляемые учащимся оценки, которые свидетельствуют об их успеваемости, по которым в свою очередь де­лают суждения об обученности, на самом деле не совпадают с реальными дос­тижениями учеников, в частности, в интеллектуальном плане. В таком случае, оценка чаще ставится учащимся за их репродуктивные способности (внима­тельно слушать и запоминать) и, выступая внешним стимулирующим фактором, не оказывает существенного влияния на способность детей чувствовать про­блемы, проявлять интеллектуальную инициативу.

При описании результатов эмпиричес­кого исследования рекомендуется при­держиваться определенной логики, опираясь на стилевые обороты. Например:

ü рассмотрим результаты, полученные с помощью методики...

ü они представлены на диаграмме 2…

ü показатели испытуемых двух групп отличаются …, что отражено в таб­лице 5…

ü таким образом, можно сделать вывод, что….

Стилистическое оформление текста может быть иным, но именно такая ло­гическая последовательность изложения придает большую убедительность пред­ставляемым данным. Важно помнить, что главная особенность как научного ис­сле­дования, так и научно обоснованной разработки в облас­ти практической психоло­гии заключается в доказательнос­ти и достоверности получаемых новых знаний. А доказа­тельность результатам придают факты, выраженные в качественной и коли­чественной форме. При описании эмпирического исследования обычно приводится большое количество фактического и цифрового материала. Наглядность ему при­даёт использование таблиц, графиков, схем. Их пред­ставление в работе также должно соответствовать требованиям (см. п 7. оформление исследовательской ра­боты). 

В некоторых случаях целесообразно привести типичные характеристики и примеры, убедительно иллюстрирующие те или иные утверждения, обобщения, сделанные в результате работы. При этом важно соблюдать этические принципы и правила психологических исследований. Например, данные конкретного испытуе­мого приводятся анонимно. Типичной формой называния испытуемого является употребление его имени и инициалов. Таким образом, в тексте это может выгля­деть так: «Из протокола Яны Т. – «…это не сказка, а отрывки из разных сказок, потому что здесь говорится и про орла и про кого-то ещё…». Таким образом, ис­пытуемые обнаруживают и выделяют противоречие, но объясняют их, преобра­зовывая ситуацию в непроблемную».

Что касается интерпретации результатов, то она всегда в той или иной мере предположительна и субъективна. По­этому стиль ее изложения часто включает та­кие выражения как: «это может объясняться тем, что...», «по нашему мне­нию...», «с нашей точки зрения, данный факт может быть интерпретирован как...».

После завершения интерпретации следуют выводы. Чет­ко и ясно сформули­рованные выводы и обобщения должны быть обязательной частью текста курсо­вого и дипломного  проекта. Ими необходимо за­вершать описание результатов ка­ждого из этапов эмпирического исследования. Для представления выводов можно использовать следующие фразеологические обороты:

ü таким образом, можно сделать вывод, что…

ü проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы…

ü следовательно, подводя итоги, можно сказать, что…

ü резюмируя вышеизложенное…

ü в заключении подчеркнём следующее…

ü анализ… позволяет утверждать….


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: