Характеристика традиционных курсов повышения квалификации и курсовой подготовки учителя-предметника в области ИКТ на примере учителя физики

Таблица 2

Характеристика ЗНУКов, получаемых (совершенствуемых) слушателями курсов Традиционные курсы повышения квалификации учителей физики Курсы повышения квалификации учителей физики в области ИКТ
Объем учебного материала Средний, небольшой Очень большой
Объем принципиально новых ЗНУКов Небольшой Очень большой
Содержание учебного материала В большинстве не отличается новизной Отличается принципиальной новизной
Базисная основа учебного материала Общая педагогика, общая физика, методика преподавания физики Информатика, общая педагогика, общая физика, методика преподавания физики на основе ИКТ
Предварительное знакомство с содержанием учебного материала Как правило, наличествует в достаточно большом объеме Либо полностью отсутствует, либо носит поверхностный характер
Использование соответствующих ЗНУКов в предшествующей педагогической деятельности Использовались в том, или ином объеме Как правило, не использовались
Мотивация слушателей к обучению Четко выражена Отсутствует, либо выражена не достаточно четко
Субъективные учебные цели Поставлены в той или иной форме Отсутствуют, либо носят крайне неопределенный характер

Принято выделять следующие типологические цели обучения [165]:

а) получение новых знаний, новой информации;

б) овладение информацией на новом уровне;

в) приобретение навыков и умений в использовании информации;

г) выработка убеждений;

д) выработка новых качеств;

е) удовлетворение познавательных интересов.

Только первая из названных целей обучения предполагает использование так называемой педагогической модели обучения как способа организации деятельности обучающегося и обучающего, при котором: обучающий занимает доминирующее положение, он определяет все параметры процесса обучения (цели, содержание, формы и методы, средства и источники обучения); обучающийся (в данном случае точнее – обучаемый) в силу объективных факторов занимает подчиненное, зависимое положение и не имеет возможности серьезно влиять на планирование и оценивание процесса обучения, его участие в реализации процесса обучения достаточно пассивно, его основная роль – восприятие социального опыта, передаваемого ему обучающим.

Андрагогическая модель обучения (по Змеёву С.И.) – организация деятельностей обучающегося и обучающего, основанная на следующих основных принципах: обучающемуся принадлежит ведущая роль в процессе своего обучения (потому он обучающийся, а не обучаемый; взрослый обучающийся стремится к самореализации, к самостоятельности, к самоуправлению и осознает себя таковым; взрослый обучающийся обладает жизненным (бытовым, социальным, профессиональным) опытом, который может быть использован в качестве важного источника обучения как его самого, так и его коллег; взрослый человек обучается для решения важной жизненной проблемы и достижения конкретной цели; взрослый обучающийся рассчитывает на безотлагательное применение полученных в ходе обучения умений, навыков, знаний и качеств; учебная деятельность взрослого обучающегося в значительной степени детерминируется временными, пространственными, бытовыми, профессиональными, социальными факторами, которые либо ограничивают, либо способствуют процессу обучения.

Процесс обучения взрослого обучающегося организован в виде совместной деятельности обучающегося и обучающего на всех его этапах: планирования, реализации, оценивания и в определенной мере коррекции. Эффективная программа подготовки учителя-предметника в области информатики и ИКТ должна основываться как на андрагогической, так и педагогической моделях обучения: минимальный, но необходимый объем принципиально новых знаний и практических навыков необходимо передавать слушателям курсов исходя из педагогических принципов организации обучения, дальнейшее же совершенствование должно принадлежать сфере андрагогики.

II. Как всякая система образования, система повышения квалификации обеспечивает социальный заказ на личность в зависимости от современных требований общества, с одной стороны, и с другой - на формирование личностных качеств, обеспечивающих нормальное существование в современных условиях. В настоящее время разработаны (Д.А. Белухин, А.А. Вербицкий, В.В. Гузеев, Г.Л. Ильин, М.В. Кларин, А.Б. Орлов, В.В. Сериков, И.С. Якиманская, К.Р. Роджерс, Э. Стоун, Дж. Холт и другие) теоретические и практические положения образовательного взаимодействия, в котором явно выражены черты личностной ориентации, опирающиеся на субъектные отношения, возникающие в процессе обучения.

Рассматривая образовательную активность учителя в контексте его деятельности по повышению квалификации в условиях СПКРО, мы определяем ее как профессионально значимое качество личности педагога, которое выражается в его способности самостоятельно выстраивать и реализовывать собственную образовательную программу. Особенности обучения педагогов определяются спецификой образования взрослых людей с точки зрения субъектности данного процесса, ориентирующего на диалоговый стиль общения и предполагающего, что учащиеся могут выступать как носители нового содержания для своих коллег-учащихся и для своих преподавателей. Взрослый обучающийся осознает себя как самостоятельная самоуправляемая личность, обладает запасом жизненного и профессионального опыта, стремится достичь конкретных целей, безотлагательно реализовать полученные знания; у него развиты профессионально-значимые качества личности (ПЗКЛ). В ряду ПЗКЛ учителя, должна присутствовать образовательная активность как интегральная характеристика личности, обеспечивающая профессионально-личностный рост.

Наблюдения за деятельностью педагогов, повышающих квалификацию в учреждениях СПКРО в условиях курсовой подготовки позволило нам предположить, что образовательная активность как ПЗКЛ развивается поэтапно. Она проходит в своем развитии определенные уровни, качественно меняющиеся в процессе обучения; назовем их: адаптивный, презентативный, интегративный уровни образовательной активности учителя. Переход от одного уровня образовательной активности к другому можно проследить по ряду показателей (таблица 3).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: