Таблица 3
Показатели уровней | Уровни образовательной активности | ||
Адаптивный | Презентативный | Интегративный | |
Содержание индивидуального образовательного запроса | Информационно-методический (чаще всего на новые сведения в нормативном поле содержания повышения квалификации) | Демонстрационно-методический (на новые виды деятельности, объединение в гомогенные группы по сходным проблемам) | Запрос на разработку с другими людьми проблем и проектов, возникновение гетерогенных групп |
Особенности содержания образовательной программы | Отбор содержания из предложений организаторов курсов повышения квалификации | Расширяются горизонтальные связи, выбор из предложенного коллегами | Педагоги сами определяют порядок работы, «верстают» расписание |
Направленность образовательной активности | На удовлетворение информационного запроса | На возможность предъявления и получения оценки своего опыта | На переосмысление собственного опыта и его преобразование через создание совместных проектов профессиональной деятельности |
Включенность педагога в образовательный процесс | Низкая, репродуктивная | Достаточно высокая, но индивидуальный опыт предъявляется в контексте существующей проблематики | Высокая, выражается в деятельности по разработке проектов |
Самостоятельность в создании образовательной программы (ОП) и определении условий ее реализации | Отсутствует самостоятельность в определении условий, необходимых для реализации ОП | Развита самостоятельность в формировании ОП, но требуются консультации с преподавателями | При формировании ОП идут консультации с компетентными коллегами, большая степень независимости педагога в деятельности учения |
Мы полагаем, что совершенствование подготовки учителей школ в области использования средств и методов информатики и ИКТ в профессиональной деятельности должно осуществляться с учетом принципа развития профессиональной образовательной активности учителя во время повышения квалификации с целью овладения способами организации информационной деятельности учителя с помощью средств ИКТ.
|
|
III. Вслед за С.В. Панюковой под «личностно-ориентированным обучением будем понимать определенным образом спроектированную организацию процесса обучения, создающую условия для развития у обучаемого способности к самообразованию, самообучению, самовоспитанию, саморазвитию, самоопределению, самостоятельности и самореализации; позволяющую полно проявить и реализовать его возможности в соответствии с его подготовкой, способностями и психофизическими особенностями». Обучение, организуемое в СПКРО, можно считать личностно-ориентированным, если оно обращено к наличной, индивидуальной системе профессиональных качеств педагога; адекватно наличному этапу становления индивидуальной системы качеств педагога; учитывает свойства гуманитарных систем и особенности их взаимодействия.
|
|
В процессе взаимодействия преподавателей и слушателей СПКРО происходит формирование особой образовательной системы, подсистемами которой одновременно являются личности всех участников взаимодействия: слушателей, преподавателей, отдельных групп слушателей. Такие образовательные системы имеют короткое время жизни (от недели до нескольких месяцев), в зависимости от продолжительности курсовой подготовки, что в значительной мере определяет выбор содержания и способов взаимодействия, а также возникающие при этом проблемы. Организация личностно-ориентированного обучения в СПКРО с коротким временем жизни предполагает способность данного образовательного учреждения:
1) выявлять состав и структуру индивидуальных систем профессиональных качеств, определить уровни и этапы их развития;
2) формировать достаточно объемное и насыщенное пространство актуального для слушателей содержания обучения;
3) организовать образовательную среду так, чтобы каждый слушатель получил возможность максимально полно удовлетворить свои образовательные потребности;
4) организовать такое взаимодействие преподавателей и слушателей курсов, которое обеспечивало бы естественное зарождение и интенсивное развитие единой образовательной системы.
Следует заметить, что ИКТ являются мощным средством практической поддержки и достижения целей личностно-ориентированного обучения. Изучение учителями школ возможностей современных ИКТ позволяет качественно и эффективно использовать средства информатизации и коммуникации в конкретных учебных целях, помогает педагогам самостоятельно приобретать новые знания, умения и навыки, соответствующие конкретному этапу и уровню развития процесса информатизации образования. Иными словами, информационные и коммуникационные технологии реализуют принцип личностно-ориентированного обучения, стимулирующего создание творческой среды для развития обучаемого, его индивидуальное и коллективное творчество в процессе курсовой подготовки.
В условиях СПКРО личностно-ориентированный подход к проблеме подготовки учителей школ в области информатики и ИКТ позволяет реализовать потенциальные возможности каждого педагога, создавать условия для удовлетворения запросов по самообразованию, находить пути совершенствования личностных и профессиональных качеств, адресно планировать повышение квалификации и индивидуальную работу.
IV. Личностно-ориентированный подход к организации процесса повышения квалификации предполагает дифференциацию содержания и форм подготовки учителя школы в соответствии с его потребностями и возможностями, активность личности в обучении, организацию работы в соответствии с индивидуальным стилем деятельности, возможность осознания и оценки собственного опыта в процессе учебной работы, способности человека к саморегуляции и самоконтролю.
Под дифференциацией обучения будем понимать проектирование различного содержания обучения и предъявляемых к обучаемым требований на основе определенных признаков: интересов, склонностей, доступных результатов, профессиональной ориентации отечественного образования. В качестве основных показателей для дифференциации могут выступать уровень знаний, умений и навыков, познавательный интерес, специальные способности и допустима дифференциация по интеллектуальным способностям, что характерно для большинства зарубежных образовательных учреждений.
Результаты анализа структурного и функционального состава педагогических систем, соответствующих традиционному и дифференцированному обучению представлены в таблице 4.