Уровневая структура образовательной активности педагога в процессе повышения его квалификации в учреждениях СПКРО

Таблица 3

Показатели уровней

Уровни образовательной активности

Адаптивный Презентативный Интегративный
Содержание индивидуального образовательного запроса Информационно-методический (чаще всего на новые сведения в нормативном поле содержания повышения квалификации) Демонстрационно-методический (на новые виды деятельности, объединение в гомогенные группы по сходным проблемам) Запрос на разработку с другими людьми проблем и проектов, возникновение гетерогенных групп
Особенности содержания образовательной программы Отбор содержания из предложений организаторов курсов повышения квалификации Расширяются горизонтальные связи, выбор из предложенного коллегами Педагоги сами определяют порядок работы, «верстают» расписание
Направленность образовательной активности На удовлетворение информационного запроса На возможность предъявления и получения оценки своего опыта На переосмысление собственного опыта и его преобразование через создание совместных проектов профессиональной деятельности
Включенность педагога в образовательный процесс Низкая, репродуктивная Достаточно высокая, но индивидуальный опыт предъявляется в контексте существующей проблематики Высокая, выражается в деятельности по разработке проектов
Самостоятельность в создании образовательной программы (ОП) и определении условий ее реализации Отсутствует самостоятельность в определении условий, необходимых для реализации ОП Развита самостоятельность в формировании ОП, но требуются консультации с преподавателями При формировании ОП идут консультации с компетентными коллегами, большая степень независимости педагога в деятельности учения

Мы полагаем, что совершенствование подготовки учителей школ в области использования средств и методов информатики и ИКТ в профессиональной деятельности должно осуществляться с учетом принципа развития профессиональной образовательной активности учителя во время повышения квалификации с целью овладения способами организации информационной деятельности учителя с помощью средств ИКТ.

III. Вслед за С.В. Панюковой под «личностно-ориентированным обучением будем понимать определенным образом спроектированную организацию процесса обучения, создающую условия для развития у обучаемого способности к самообразованию, самообучению, самовоспитанию, саморазвитию, самоопределению, самостоятельности и самореализации; позволяющую полно проявить и реализовать его возможности в соответствии с его подготовкой, способностями и психофизическими особенностями». Обучение, организуемое в СПКРО, можно считать личностно-ориентированным, если оно обращено к наличной, индивидуальной системе профессиональных качеств педагога; адекватно наличному этапу становления индивидуальной системы качеств педагога; учитывает свойства гуманитарных систем и особенности их взаимодействия.

В процессе взаимодействия преподавателей и слушателей СПКРО происходит формирование особой образовательной системы, подсистемами которой одновременно являются личности всех участников взаимодействия: слушателей, преподавателей, отдельных групп слушателей. Такие образовательные системы имеют короткое время жизни (от недели до нескольких месяцев), в зависимости от продолжительности курсовой подготовки, что в значительной мере определяет выбор содержания и способов взаимодействия, а также возникающие при этом проблемы. Организация личностно-ориентированного обучения в СПКРО с коротким временем жизни предполагает способность данного образовательного учреждения:

1) выявлять состав и структуру индивидуальных систем профессиональных качеств, определить уровни и этапы их развития;

2) формировать достаточно объемное и насыщенное пространство актуального для слушателей содержания обучения;

3) организовать образовательную среду так, чтобы каждый слушатель получил возможность максимально полно удовлетворить свои образовательные потребности;

4) организовать такое взаимодействие преподавателей и слушателей курсов, которое обеспечивало бы естественное зарождение и интенсивное развитие единой образовательной системы.

Следует заметить, что ИКТ являются мощным средством практической поддержки и достижения целей личностно-ориентированного обучения.  Изучение учителями школ возможностей современных ИКТ позволяет качественно и эффективно использовать средства информатизации и коммуникации в конкретных учебных целях, помогает педагогам самостоятельно приобретать новые знания, умения и навыки, соответствующие конкретному этапу и уровню развития процесса информатизации образования. Иными словами, информационные и коммуникационные технологии реализуют принцип личностно-ориентированного обучения, стимулирующего создание творческой среды для развития обучаемого, его индивидуальное и коллективное творчество в процессе курсовой подготовки.

В условиях СПКРО личностно-ориентированный подход к проблеме подготовки учителей школ в области информатики и ИКТ позволяет реализовать потенциальные возможности каждого педагога, создавать условия для удовлетворения запросов по самообразованию, находить пути совершенствования личностных и профессиональных качеств, адресно планировать повышение квалификации и индивидуальную работу.

IV. Личностно-ориентированный подход к организации процесса повышения квалификации предполагает дифференциацию содержания и форм подготовки учителя школы в соответствии с его потребностями и возможностями, активность личности в обучении, организацию работы в соответствии с индивидуальным стилем деятельности, возможность осознания и оценки собственного опыта в процессе учебной работы, способности человека к саморегуляции и самоконтролю.

Под дифференциацией обучения будем понимать проектирование различного содержания обучения и предъявляемых к обучаемым требований на основе определенных признаков: интересов, склонностей, доступных результатов, профессиональной ориентации отечественного образования. В качестве основных показателей для дифференциации могут выступать уровень знаний, умений и навыков, познавательный интерес, специальные способности и допустима дифференциация по интеллектуальным способностям, что характерно для большинства зарубежных образовательных учреждений.

Результаты анализа структурного и функционального состава педагогических систем, соответствующих традиционному и дифференцированному обучению представлены в таблице 4.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: