« За курс обучения в средней школе учащиеся должны усвоить значение и формы лексических единиц и уметь их использовать в различных ситуациях устного и письменного общения, т.е. овладеть навыками лексического оформления порождаемого текста при говорении и письме. В свою очередь, какие навыки, умения и знания требуются при осуществлении говорения и письма:
· продуктивные навыки: какие?.................;
· рецептивные навыки: какие?...................;
· социокультурные знания и умения в области лексики: какие?..................;
· лингвистические знания в области лексики: какие?...................
Задание: объясните, что лежит в основе такого понимания и почему такое понимание признается методистами.
Тестовое задание
1) Пересечение различных уровней в слове как единице языка дает возможность рассматривать лексику с разных точек зрения:
а) формы – это?..................;
б) функции – это?..................;
в) значения – это?.........................
2) Одни авторы в основу градации трудностей кладут соотношение значения и формы лексического материала, а также характер возникающей отсюда межъязыковой интерференции. Как результат – выделение нескольких типов слов:
|
|
а) …2……какие…?;
б) ……….5…какие…….?;
в) 4…какие………?
3) Качественный подход к типологии означает:
а) легкость чего? …….;
б) возможность?........................;
в) четкость? ……;
г) равноценная возможность?..........
4) Отбор лексики связывают с решением двух вопросов:
а) …какой?.;
б)…..какой?
5) По характеру признаков и показателей все принципы отбора можно разделить на несколько групп:
а)…….2 …какие?….;
б) …………4…какие?…;
в) ……………..3 какие?……
6) Раскрытие значения слова (семантизация) может осуществляться различными способами – это:
а) ……беспереводные – это? ……;
б) ……переводные – это?……..
7) В методике признаются надежными два основных этапа работы над лексикой:
а) – это….?;
б) – это……?.
Вариант 11
Обучение грамматике
Ситуационная задача 1
«Если принять логику рассуждения, под грамматическим уровнем языка понимаются синтаксические закономерности организации текстов и слов, синтагм и предложений, а также правила слово- и формообразования, то грамматика имеет первостепенное практическое значение, так как с ее помощью:
· обеспечивается формирование умений устного общения;
· обеспечивается формирование умений устного общения.
Задание: выберите из предложенных вариантов только один, обоснуйте свой выбор.
Ситуационная задача 2
« Выбор приемов обучения зависит от характера грамматического явления:
· при объяснении сложных конструкций важно что?………………..;
· при изучении простых конструкций необязательны что?……………….:
|
|
· базовый минимум грамматических средств изучается как?.................
Задание: объясните, что лежит в основе такого понимания ЯО и почему такое понимание признается методистами.
Тестовое задание
1) Систематизация грамматических средств проводится с учетом основных коммуникативно-функциональных признаков. Их:
а) ……5……какие?;
б) ……8…….какие?;
в) …….11 ……какие?
2) Разрабатывая упражнения для формирования грамматических навыков, следует соблюдать ряд условий:
а) …2…….каких?;
б) ……3…….каких?
в) …….6…….каких?
3) К продуктивным навыкам грамматического оформления порождаемого текста при говорении и письме относятся:
а) ….5……какие?;
б) ….6 ….какие?
в) …..7…….какие?
4) К рецептивным грамматическим навыкам (аудирование, чтение) относят:
а) ….10…….какие?;
б)…..12…….какие?;
в)……5……..какие?
5) При ближайшем рассмотрении легко обнаружить, что грамматические категории имеют целый ряд особенностей, суть которых:
а) …..5……какие? …….;
б) ……3 ……какие?……;
в)….2…….какие?……;
6) Продуктивная грамматика отбирается с учетом следующих принципов:
а)…….3…… каких?……;
б) ……..5……..каких?
в) …….2………каких?
7) К основным этапам работы над новым грамматическим явлением относятся:
а) ознакомление -……………………. – это….;
б) первичное закрепление – это……;
в) развитие навыков и умений использования грамматики в устном и письменном общении – Это?
Вариант 12.
Методические основы разработки модульных программ и курсов
Ситуационная задача 1
«Анализ различных исследований по вопросу учебной автономии позволил сделать следующий вывод:
· автономия как самостоятельность;
· автономия как программы, ориентированные на ученика;
· автономия как самостоятельность в учении.
Задание: выберите из предложенных вариантов только один, обоснуйте свой выбор.
Ситуационная задача 2
« В основе готовности к автономиирассматриваются несколько позиций, которые можно сформулировать как способность или умение:
· сконцентрировать внимание на поставленных целях и задачах образования в целом или его отдельного этапа;
· самому управлять процессом собственного образования;
· контролировать и оценивать динамику своего развития, соблюдать определенные сроки зачетов и экзаменов;
· не потерять уверенности в собственных силах в случае стрессовых ситуаций, неудач и т.п.
Задание: объясните, что лежит в основе такого понимания ЯО и почему такое понимание признается методистами позитивным.
Тестовое задание
1) Термин « Модульное обучение» и «учебный модуль» разные методисты и лингвисты толкуют свободно и произвольно:
а) урок;
б) разделы и темы учебного курса;
в) учебный курс, как составляющую курсовой подготовки;
г) учебный семестр или его часть,………;
д)…………………………………….?
2) Принципы модульного обучения (по Солововой Е.Н., 2008):
а) …4……..какие?;
б) ……3……..какие?;
в) ……6……….какие?
г) -…..2…….какие?
3) Заполните пропуски: Содержание при ТМО представляется в законченных, самостоятельных ……………., одновременно являющихся банком……………. и методическим………………………..по ее усвоению.
(заданий, комплексах-модулях, руководством, информации – одно лишнее слово).
4) Заполните пропуски: Модуль – это курс или ……….автономная……., имеющие программное и ……………….обеспечение, достаточное для построения различных образовательных ………………..в его рамках, легко соединяющийся с другими …………………курсами, при необходимости способный видоизменяться по содержанию/…../объему за счет исходной гибкости ………..структуры (его, составляющая, часть, учебно-методическое, траекторий, модульными, форме, внутренней – одно лишнее слово).
5) Совокупность следующих последовательных шагов регламентирует проектирование образовательных программ и курсов:
|
|
а) осуществление системного анализа состояния системы …… ….;
б) определение …..конкретного курса……;
в) формулирование целей……..……;
г) отбор содержания…………….…;
д) создание структурной…………….;
е) определение базовых принципов…………..;
ж) разработка содержания и форм текущего,…….,…….контроля.
6) Спектр продуктов проектной деятельности может быть широк и разнообразен. Это:
а) ….10…….?
б) …..20…………….?
в) ………30…………..?
7) Дайте определение терминам:
а) учебное задание/упражнение – это….;
б) аутентичное задание – это……..
Вариант 13.