В обучении детей с ЗПР русскому языку

 (Коноваленко С. В.,[10])

Устные и письменные упражне­ния с элементами кодирования развивают слуховую и зрительную память и внимание, звуковой анализ и синтез, способствуют предупреждению и коррекции нарушений письма, чтения, счета.

Предложенные Коноваленко С. В. упражнения оказывают комплексное воздействие как на ребенка старшего дошкольного возрас­та (готовят его к полноценному овладению устной и письменной речью и в конечном итоге - к успешному обучению в школе), так и на учащихся младшего и среднего звена (способствуют коррекции нарушений письма, чтения, счета).

1. Шифровка слов:

Возможные кодовые обозначения: А - хлопок в ладоши перед собой, О - хлопок обеими руками по коленкам, У - удар кулаком о кулак, И - хлопок в ладоши над головой, Ы - хлопок тыльными сторонами ладоней друг о друга, Э - хлопок в ладоши за спиной. Недопустимо использование гласного звука О в безударном положении в упражне­нии на основании закона о редукции гласных в русском языке в слабой позиции. На на­чальном этапе не желательно использовать для кодирования слова с йотированными гласными и аффрикатами. Задания могут быть усложнены установкой на запомина­ние группы слов, выделение лишнего слова с объяснением своего решения и т.п.

Гласные взрослый кодирует определен­ным движением, согласные отчетливо про­износит. Ребенок (дети) отгадывают, за­поминают разгаданные слова, выделяют лишнее слово в каждой группе

Примерный лексический материал:

ВОЛК, ЛОСЬ, КОШКА, РЫСЬ;

ГРУША, АЙВА, ПЕРСИК, КАПУСТА;

ТАПКИ, ТУФЛИ, ШНУРКИ, КЕДЫ;

ГИТАРА, БАРАБАН, КУВШИН, СКРИПКА и т.п.

2. Шифровка предложений:

Аналогично могут кодироваться неболь­шие специально составленные предложе­ния. Требования к предложениям такие же, как и к подбору слов для кодирования. На­личие безударных гласных, оглушение со­гласных требует обязательного пояснения написания и обязательного подбора прове­рочных слов.

Примерный лексический материал:

В САДУ У ДОМА РАСТУТ АЙВА, КРЫ­ЖОВНИК, МАЛИНА.

3. Для развития зрительного внимания, мышления и памяти С. В. Коноваленко предлагает упраж­нения на исключение лишнего, усложнен­ное кодированием с использованием та­блицы-ключа, в которой каждой цифре соответствует гласная буква, и заданием на запоминание. Необходимо расшифровать, выделить лишнее слово в каждой группе, объяснить свое решение. Через час вспом­нить лишние слова, записать их в расшиф­рованном виде. Подобрать слова-признаки к каждому выделенному слову. При помощи данной таблицы-ключа зашифровыва­ются только гласные буквы (согласные бук­вы, твердый и мягкий знаки не шифруются).

Таблица-ключ:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 0
А О У И Ы Э Е Ё Ю Я

Образец. 8ж, л4с1, к2р2в1, в2лк (ёж, лиса, корова, волк)

п2м4д2р, 2гЗр7ц, 0бл2к2, м2рк2вь

т7л7в4з2р, т2рш7р, шк1ф, х2л2д4льн4к

Аналогичным образом могут быть зашиф­рованы предложения и небольшие тексты. Ре­бенку предлагается текст, в котором гласные буквы заменяются цифрами (или значками) в соответствии с таблицей-ключом. Необходи­мо прочитать текст, записать его в восстанов­ленном виде и пересказать близко к тексту.

После того, как ребенок (дети) освоили это упражнение, предлагается небольшой текст (3-5 предложений), гласные буквы в котором необходимо заменить соответству­ющими цифрами. Затем прочитать текст, не заглядывая в таблицу-ключ, и попытаться пересказать его близко к тексту.

Использование схем и таблиц-опор


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: