Контроль над деятельностью органов местного самоуправления

      Государственный контроль и ответственность перед государством не означает ограничения самостоятельности местного самоуправления.

     В соответствии с требованиями ст. 77 Федерального закона 2003 г. надзор за исполнениями органами и должностными лицами местного самоуправления Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституций (уставов), законов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов осуществляют органы прокуратуры Российской Федерации и другие уполномоченные федеральным законом органы.

      Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»    от 17 января 1992 г. № 2202-ФЗ обязывает прокурора осуществлять надзор за исполнением местного самоуправления законов и соблюдение им прав и свобод человека и гражданина, в связи с чем тот вправе:

Беспрепятственно входить на территории и помещения органов местного самоуправления;

Иметь доступ к их документам и материалам;

Требовать представление необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, выделения специалистов для решения возникших вопросов;

Проводить прокурорские проверки; возбуждать уголовное дело или производство об административном правонарушении, а также требовать привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности; освобождать своим постановлением лиц, незаконно подвергшихся административному задержанию на основании решения не судебных органов;

Опротестовывать противоречащие закону правовые акты; обращаться в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными;

Вносить представления об устранении нарушений закона.

Протест прокурора подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а случае принесения протеста на решения представительного органа местного самоуправления – на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме. При рассмотрении протеста коллегиальным органам о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест.

    Представление об устранении нарушения закон вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые уполномочены устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

    В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания.

    В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящих противоправных деяниях прокурору или его заместитель направляют в письменной форме, в том числе должностным лицам местного самоуправления, предостережение о недопустимости нарушения закона.

    В соответствии с Указом Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 9 марта 2008 г. № 314 функции по контролю и надзору за исполнением, в том числе органами и должностными лицами местного самоуправления, общеобязательных правил поведения в конкурентной сфере деятельности установленных конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативно правовыми актами, возлагаются на федеральные службы.

    Осуществляемый органами государственной власти контроль и надзор за деятельностью органов местного самоуправления связан с необходимостью обеспечения прежде всего, неразрывного единства государственной и местной (муниципальной) власти, без чего невозможна деятельность по выражению интересов населения муниципальных образований, проведению единой государственной политики в различных социально-экономических сферах, эффективному решению вопросов местного значения.

    О таком единстве можно говорить в связи с тем, что:

1) Органы государственной власти и органы местного самоуправления входят в единую систему народовластия (публичной власти), а поэтому публичная власть может быть муниципальной;

2) Согласно ч. 2 ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств, а реализация переданных полномочий подконтрольна государству;

3) Разнообразная деятельность органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, в том числе по изданию муниципальных правовых актов, должна осуществляться в рамках их полномочий, определяемых действующим законодательством и государство вправе осуществлять контроль за законностью в деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления и применять меры ответственности за их нарушение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: