IV. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования

 

 

Новые социальные запросы, отраженные в тексте ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться».

 

 

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Сформированность универсальных учебных действий является также и залогом профилактики школьных трудностей.

 

В широком значении «универсальные учебные действия» – саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

 

В более узком (собственно психологическом значении) «универсальные учебные действия» – это совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

 

Теоретико-методологическая основой проектирования программы формирования УУД в целом являются системно-деятельностный и культурно-исторический подходы (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов), интегрирующие достижения педагогической науки и практики (компетентностной и зуновской парадигм образования).

 

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования (см. пособие: Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под редакцией А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2008.) содержит:

 

1) описание ценностных ориентиров содержания образования на ступени начального общего образования;

 

2) связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов;

 

3) характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся;

 

4) типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий;

 

5) описание преемственности программы формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному общему образованию.

 

Описание ценностных ориентиров содержания образования на ступени начального общего образования полностью отражено в методических пособиях и может быть перенесено в программу ГОУ.

 

 Ведущая цель образования в информационную эпоху – мотивация к обучению, познанию и творчеству в течение всей жизни и формирование «компетентности к обновлению компетенций».

 

Ценностные ориентиры начального образования, конкретизирующие общие установки образования, это:

 

1. Формирование основ гражданской идентичности личности на основе

 

·  формирования чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за благосостояние общества;

 

·  восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», уважение истории и культуры каждого народа.

 

2. Формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества на основе

 

·  доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

 

·  формирования уважения к окружающим – умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников.

 

3. Развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческой нравственности и гуманизма

 

·  принятия и уважения ценностей семьи и общества, школы и коллектива и стремления следовать им;

 

·  ориентации в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения;

 

·  формирования чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

 

4. Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию

 

·  развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

 

·    формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке).

 

5. Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:

 

·  формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;

 

·  развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты;

 

·  формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;

 

·  формирование нетерпимости и умения противодействовать действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.

 

Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов должна быть осмыслена методическим объединением и внесены коррективы в методы преподавания, способы мониторинга и оценки результатов в соответствии с реализуемым УМК.

 

Формирование универсальных учебных действий: личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных – в образовательном процессе осуществляется в процессе усвоения разных учебных предметов. Требования к формированию универсальных учебных действий находят отражение в планируемых результатах освоения программ учебных предметов: «Русский язык», «Литературное чтение», «Математика», «Окружающий мир» – в отношении ценностно-смыслового, личностного, познавательного и коммуникативного развития учащихся в различных УМК по-разному. Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий.

 

Важнейшим критерием усвоения универсальных учебных действий на содержании любого предмета является процесс интериоризации (последовательное преобразование действия от внешней материальной/материализованной формы к внутренней через речевые формы). Чем больше возможности у каждого обучающегося в ходе урока проговорить последовательность выполнения учебных действий, тем эффективнее будет для него интериоризация, т. е. сворачивание внешнего действия во внутренний личностный план. Особое значение здесь приобретает регулирующая речь (осмысленное высказывание на основе собственного произвольного решения).

 

Для развития регулирующей речи в начальной школе должны быть:

 

·  организованы формы совместной учебной деятельности: работа в парах, группах. Речь направлена конкретному адресату (для того чтобы обеспечить переход из речи коммуникативной в речь регулирующую);

 

·  в речи говорящего ученика должна быть адекватно отражена цель учебной задачи, он может проговорить шаги решения задачи, сформулировать полученный результат;

 

·  речь ученика должна быть предметом внимания, осознания, контроля и оценки всех участников урока (и учителя, и учащихся);

 

·  речь должна быть произвольной и осознанной, что найдет свое отражение в подборе речевых средств и корректном оформлении речевого высказывания.

 

Характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся раскрывают максимально достижимый результат.

 

В начальной школе вашего образовательного учреждения необходима реализация программы формирования УУД по всем направлениям с учетом специфики контингента обучающихся. Результат освоения программы формирования универсальных учебных действий не может быть оценен в привычной для педагогов балльной системе. Достижением ученика следует считать освоение каждого учебного действия (при развитии его способности с одного уровня на следующий). Заслуживает похвалы, поддержки, одобрения прогресс даже в случае перехода умения (учебного действия) с самого низкого – на низкий, с продвинутого – на высокий.

 

В итоговых контрольных работах по математике и русскому языку от выпускников начальной школы кроме предметных знаний потребуется владение УУД для решения задач и выполнения заданий повышенного уровня. В пособии «Оценка достижений планируемых результатов начального общего образования» приводятся варианты текстов работ и заданий на межпредметной основе, которые, по сути, проверяют способности обучающихся применять свои знания и опыт учебной деятельности в новых условиях, для решения новых познавательных задач. Именно эти – последние упомянутые – работы отразят эффективность реализации программы формирования УУД в вашей школе.

 

В процессе обучения, кроме привычных предметных учебных действий, формируются следующие блоки УУД:

 

Личностные УУД.

 

Метапредметные УУД.

 

·   Познавательные УУД.

 

·   Коммуникативные УУД.

 

·   Регулятивные УУД.

 

Личностные УУД

 

·   действие смыслообразования (интерес, мотивация);

 

·   действие нравственно-этического оценивания («что такое хорошо, что такое плохо»);

 

·   формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру;

 

·   формирование интереса к себе и окружающему миру (когда ребенок задает вопросы);

 

·   эмоциональное осознание себя и окружающего мира;

 

·   формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру;

 

·   формирование желания выполнять учебные действия;

 

·   использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий.

 

В сфере личностных УУД будут сформированы:

 

·   внутренняя позиция школьника;

 

·    личностная мотивация учебной деятельности;

 

·   ориентация на моральные нормы и их выполнение.

 

Познавательные УУД

 

Общеучебные универсальные действия

 

·   самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

 

·   поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

 

·     структурирование знаний;

 

·   выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

 

Универсальные логические действия

 

·   имеют наиболее общий (всеобщий) характер и направлены на установление связей и отношений в любой области знания;

 

·   способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.);

 

·   составные логические операции (построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем).

 

В сфере развития познавательных УУД ученики научатся:

 

·   использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования;

 

·    овладеют широким спектром логических действий и операций, включая общий прием решения задач.

 

Коммуникативные УУД

 

·   планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

 

·   постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

 

·   разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

 

·   умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

 

·     формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;

 

·   формирование вербальных способов коммуникации (вижу, слышу, слушаю, отвечаю, спрашиваю);

 

·   формирование невербальных способов коммуникации – посредством контакта глаз, мимики, жестов, позы, интонации и т.п.);

 

·   формирование умения работать в парах и малых группах;

 

·   формирование опосредованной коммуникации (использование знаков и символов).

 

В сфере коммуникативных УУД ученики смогут

 

·   учитывать позицию собеседника (партнера);

 

·    организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками;

 

·    адекватно передавать информацию;

 

·   отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

 

Регулятивные УУД

 

·   целеполагание;

 

·   планирование;

 

·   прогнозирование;

 

·   контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

 

·   коррекция;

 

·   оценка;

 

·   волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и преодолению препятствий.

 

В сфере регулятивных УУД ученики смогут овладеть всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

 

Типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий предлагаются в пособиях серии «Стандарты второго поколения», а также в психолого-педагогической литературе последних лет. В программе ОУ необязательно конкретизировать перечень приемов и методик, можно дать только ссылки. Здесь предлагаются возможные варианты приемов активизации учебной деятельности, обеспечивающих достижение планируемых результатов по программе формирования УУД

Для формирования личностных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:

 

·   участие в проектах;

 

·   подведение итогов урока;

 

·   творческие задания;

 

·   зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки;

 

·   мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;

 

·   самооценка события, происшествия;

 

·   дневники достижений;

 

Для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий:

 

·   «найди отличия» (можно задать их количество);

 

·   «на что похоже?»;

 

·   поиск лишнего;

 

·   «лабиринты»;

 

·   упорядочивание;

 

·   «цепочки»;

 

·   хитроумные решения;

 

·   составление схем-опор;

 

·   работа с разного вида таблицами;

 

·   составление и распознавание диаграмм;

 

·   работа со словарями;

 

Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:

 

·   «преднамеренные ошибки»;

 

·   поиск информации в предложенных источниках;

 

·   взаимоконтроль;

 

·     диспут;

 

·   заучивание материала наизусть в классе;

 

·   «ищу ошибки»;

 

 

Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:

 

·   составь задание партнеру;

 

·   отзыв на работу товарища;

 

·   групповая работа по составлению кроссворда;

 

·   магнитофонный опрос;

 

 

·   диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);

 

·   «подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни...» и т. д.

 

Целесообразно практиковать выполнение хотя бы части такого рода заданий детьми, объединенными в пары или микрогруппы по 3–4 человека, когда они, например, должны выработать общее мнение или создать общее описание... Такой прием придаст этим заданиям психологически полноценный характер деятельности детей, устранит тягостную для них искусственность необходимости «рассказывать самому себе».

 

 Описание преемственности программы формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному общему образованию зависит от социально-педагогических характеристик первоклассников, приступающих к обучению в ОУ.

 

Стартовая диагностика покажет основные проблемы, характерные для большинства первоклассников, и в соответствии с приоритетами данного класса на определенный период выстроится система работы по преемственности.

 

 На ступени предшкольного образования предпосылки для формирования универсальных учебных действий определяются прежде всего личностной готовностью ребенка к школьному обучению, которая может быть исследована как психологом, так и учителем начальной школы (воспитателем ГПД) по методикам, предложенным в психологических пособиях.

Качество и эффективность реализации программы формирования УУД в значительной степени зависят от осознания учителями значимости этого компонента начального общего образования, их профессионализма в данной области, взаимодействия с психологической службой сопровождения. Любое задание по предмету должно рассматриваться учителем как основание для формирования универсальных учебных действий (причем следует точно определить для себя какого именно?). Определение результативности реализации программы формирования универсальных учебных действий на этапе промежуточного контроля и оценки может быть осуществлено при помощи психологических методик, методом наблюдения учителем, получением информации от родителей (на родительских собраниях, с помощью организованных школой социологических опросов). Показателями эффективности работы является учебная самостоятельность в выполнении домашней работы в ГПД и в домашних условиях, количество затрачиваемого времени на подготовительные и собственно учебные действия, сформированность навыка самоконтроля.

 

В заключение необходимо заметить, что, осуществляя задачи развивающего обучения, учителя начальных классов нашего города накопили многие приемы формирования общеучебных умений. Опыт есть, но он еще не обобщен и не отрефлексирован. Осуществление рефлексии требует профессиональной помощи психологов, методистов и других специалистов в области сопровождения образовательного процесса. В процессе подготовки к реализации новых образовательных стандартов учитель начальных классов на основе предложенных психологических методик может провести диагностические процедуры после консультаций со специалистом, но обработку и интерпретацию должен осуществить профессионал в данной области. Основным методом мониторинга реализации программы УУД для учителя остается метод наблюдения и фиксация результатов наблюдений. Контрольно-измерительные материалы РАО для выпускников начальной школы будут содержать комплексные задания для проверки компетентности учащихся (освоения универсальных учебных действий) (см. пособие «Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе»).

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: