Открытие первого русского университета. М.В. Ломоносов

Содержание

ЗАДАНИЕ №16 «Культура России второй половины XVIII в.» Введение…………………………………………………………………. 1. Открытие первого русского университета. М.В. Ломоносов…….     2 3
2. Скульптура. Живопись. Русский классицизм в архитектуре. В.Растрелли……………………………………………………………….   7
3. Н.И. Новиков и А.Н. Радищев, Г.Р. Державин и Д.И. Фонвизин… 13
4. Русская наука. Создание Академии наук………………………….. 18
Вывод……………………………………………………………………. Список литературы…………………………………………………….. 21 23

 

Введение

В России во второй половине XVIII в. развитие культуры в целом шагнуло далеко вперед, даже, несмотря на то, что крепостное право и самодержавие оказывало на нее отрицательное влияние. Этот взлет русской культуры произошел благодаря титанической работе отечественных  ученых и писателей, поэтов и живописцев, архитекторов и скульпторов. Поэтому данное время с полным основанием можно назвать золотым веком отечественной культуры.

В развитии образования России второй половины XVIII в. прослеживаются две тенденции: существенное расширение сети учебных заведений и усиление принципа сословности. Так в 1782 – 1786 гг. была осуществлена школьная реформа, которая привела к расширению сети народных школ предназначавшихся для низших слоев общества (кроме  крепостных крестьян), а также увеличилось число сословных школ, предназначавшихся исключительно для дворян.

С распространением образования тесно связано развитие науки. XVIII век стал временем становления российской науки. Этому способствовало создание в 1725г. Академии наук.

 Рубежом в развитии отечественной литературы стала середина XVIII века, когда сложилась развитая система жанров – ода, басня, элегия, трагедия, комедия, повесть, роман. Русскую литературу своими произведениями обогатили писатели, поэты и публицисты, того времени, такие, как А.Д. Кантемир, В.К. Тредиаковский, М.В. Ломоносов, А.П. Сумароков, Н.И. Новиков, А.Н. Радищев, Д.И. Фонвизин, Г.Р. Державин, И.А. Крылов, Н.М. Карамзин и др.

XVIII век также стал периодом расцвета отечественной живописи и скульптуры. А в творчестве архитекторов были воплощены лучшие национальные традиции русского зодчества, обогащенные мировым наследием.

 

 

Открытие первого русского университета. М.В. Ломоносов

Крупнейшим событием в истории отечественного образования и в жизни всей страны стало открытие в 1755 году Московского университета, которое стало возможным благодаря деятельности выдающегося ученого-энциклопедиста, первого русского академика Михаила Васильевича Ломоносова.

М.В. Ломоносов придавал огромное значение созданию системы высшего образования в России и неоднократно ставил вопрос об открытие университета в Москве. Его предложения, сформулированные в письме к И.И. Шувалову, легли в основу проекта Московского университета.  И.И. Шувалов, фаворит императрицы Елизаветы Петровны, а в последствие первый куратор Московского университета, поддержал Ломоносова и представил проект нового учебного заведения императрице.

После ознакомления с данным проектом Елизавета Петровна подписала 12 (25 по новому стилю) января 1755 года (в День св. Татьяны по православному церковному календарю) указ об основании Московского университета. Церемония торжественного открытия занятий в университете состоялась в день празднования годовщины коронации Елизаветы Петровны – 26 апреля (7 мая) 1755 года. С тех пор эти дни традиционно отмечаются в университете студенческими празднованиями, к ним также приурочены ежегодная научная конференция «Ломоносовские чтения» и дни научного творчества студентов.

В соответствии с проектом М.В. Ломоносова в Московском университете были образованы три факультета: философский, юридический и медицинский. Все студенты начинали свое обучение на философском факультете, где получали фундаментальную подготовку по естественным и гуманитарным наукам. Образование можно было продолжить, специализируясь на юридическом, медицинском или на том же философском факультете. В Московском университете не было богословского факультета, так как в России существовала специальная система образования для подготовки служителей православной церкви. Профессора читали лекции не только на общепризнанном тогда языке науки — латыни, но и на русском языке.

Московский университет выделялся демократическим составом студентов и профессоров. Это во многом определило широкое распространение среди учащихся и преподавателей передовых научных и общественных идей. В соответствии с идеями создателя университета, образование в нем было бессословным (дети крепостных могли быть приняты в университет, получив вольную от помещика). М. В. Ломоносов писал, что "университет создан для генерального обучения разночинцев". (Орлов А.С. и др. История России. Учебник.— М.:«ПРОСПЕКТ», 1997. с.195). За вторую половину XVIII века из 26 русских профессоров, которые вели преподавание, только трое были из дворян. Разночинцы составляли и большинство учащихся.

Московский университет играл выдающуюся роль в распространении и популяризации научных знаний. В этом деле видную роль стали играть типография и библиотека университета, а также публичные лекции его профессоров.

В XVIII веке в стенах Московского университета учились и работали замечательные деятели русской науки и культуры: философы Н.Н. Поповский и Д.С. Аничков; математики и механики В.К. Аршеневский и М.И. Панкевич; медик С.Г. Зыбелин; ботаник П.Д. Вениаминов; физик П.И. Страхов; почвоведы М.И. Афонин и Н.Е. Черепанов; историк и географ Х.А. Чеботарев; историк Н.Н. Бантыш-Каменский; филологи и переводчики А.А. Барсов, С. Хальфин и Е.И. Костров; правоведы С.Е. Десницкий и И.А. Третьяков; издатели и писатели Д.И. Фонвизин, М.М. Херасков и Н.И. Новиков; архитекторы В.И. Баженов и И.Е. Старов.

В прошлом веке (в 1940г.) Московскому университету было присвоено имя его прародителя – М. Ломоносова.

Михаил Васильевич Ломоносов (1711 – 1765) родился 8 (19) ноября 1711 г. в крестьянской семье, в одном из отдалённых уголков бывшей Архангельской губернии, в деревне Мишанинской, Куростровской волости, Двинского уезда.

Зимой 1730 г., с рыбным обозом,  М.В. Ломоносов отправляется в Москву, где поступает в Славяно-греко-латинскую академию. Ещё до окончания обучения его в числе 12 лучших учеников направляют  в Петербург для продления образования в университете при Академии наук.  В это время в Сибири работала академическая экспедиция, изучавшая природу и минеральные богатства края, но в ее составе не хватало химика знающего горное дело. Поэтому было решено подготовить таких специалистов, и в 1736 году М.В. Ломоносова в числе других способных студентов, направляют в Германию.

За время обучения в Германии, а в частности в городах Марбурге и Фрейбурге, М.В. Ломоносов стал ученым с большим научным кругозором и знанием промышленности, что подготовило его к дальнейшей самостоятельной деятельности.

Научную деятельность Ломоносова можно разделить на три периода: до создания химической  лаборатории (с 1741 по 1748гг.) он в основном занимался химическими и физическими исследованиями, с 1748 проводил преимущественно химические работы, а с 1753 до конца жизни – он работал в самых различных областях естественных и прикладных наук.

М. В. Ломоносов был одним из основоположников физической химии; высказал замечательные предположения об атомно-молекулярном строении вещества; открыл закон сохранения энергии; занимался изучением атмосферного электричества. Его открытие атмосферы на Венере знаменовало создание астрофизики как специальной науки. М. В. Ломоносову принадлежат и замечательные труды в области гуманитарных наук. Он первым выступил против норманнской теории происхождения Древнерусского государства. Его "Российская грамматика" была первой научной грамматикой русского языка. М. В. Ломоносов оставил весьма заметный след и в поэзии (основатель силлабо-тонического стихосложения): его перу принадлежат многие замечательные оды, поэмы и стихотворения. (Орлов А.С. и др. История России. Учебник.— М.:«ПРОСПЕКТ», 1997. с.197).

Из вышесказанного можно сделать вывод, что М.В. Ломоносов является одним из гигантов мировой науки. Кажется, что он смог бы сделать еще больше открытий, но, к сожалению, он родился не в то время. Слишком много препятствий вставало на его пути обусловленных крепостничеством и бюрократическими методами руководства наукой. Но все же, не смотря, ни на что Ломоносов смог поднять русскую науку на новую ступень развития, не в одной конкретной области, а во всех отраслях знаний.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: