Международно-правовые аспекты военно-космической деятельности

 

      Следует отметить, что такая сфера космической деятельности как использование космоса в военных целях, не могла остаться вне сферы внимания международного права. Остановимся теперь на международно-правовых аспектах военно-космической деятельности.

      Несмотря на сравнительно недавнюю историю космонавтики, уже сложились определенные нормы и межгосударственные правила, которые закреплены в договорах и соглашениях и имеют направленность на предотвращение гонки вооружений в космосе. Среди них наиболее важное значение имеют Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (Договор по космосу) 1967 г., Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой 1963 г., Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 г. и ряд других.

     Особое место среди соглашений занимал Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки об ограничении систем противоракетной обороны 1972 г. Этот правовой акт являлся одним из важнейших не только для ограничения гонки стратегических наступательных и оборонительных вооружении, но он также в немалой степени сдерживал появление ударных космических вооружении и милитаризацию космического пространства. К сожалению, после решения США об одностороннем выходе из него, он 13 июня 2002 года утратил свою силу.

     Существующие запреты и ограничения в отношении военно-космической деятельности направлены как на исключение определенных районов космического пространства из сферы военной деятельности (к ним можно отнести Луну и другие небесные тела), так и на ограничение или запрещение использования отдельных видов оружия в космическом пространстве. Рассмотрим эти ограничения.

     Исходя из принципов Устава ООН, Договор по космосу объявляет космос "достоянием всего человечества". Эта концепция нашла свое конкретное выражение в положении о том, что "космическое пространство не подлежит национальному присвоению" и свобода доступа ко всем его частям гарантируется всем государствам на равноправной основе. Договор также предусматривает всеобъемлющий контроль за космическим объектом со стороны запускающего государства, а также ответственность государства за всю деятельность по использованию космоса, независимо от того осуществляется ли она правительственными, неправительственными или международными организациями или юридическими лицами.

      Наиболее далеко идущие запреты в области военного использования космического пространства распространяются на Луну и другие небесные тела, которые в соответствии с положениями Договора по космосу, должны использоваться "исключительно в мирных целях", где исключается любая деятельность военного характера.

      В соответствии с наиболее широко распространенным толкованием термина "оружие массового уничтожения" он охватывает такие виды оружия, как ядерное, химическое, биологическое и другие сравнимые с ними по разрушительному или поражающему действию виды оружия, в том числе и те, которые могут быть созданы в будущем. Размещение всех этих видов оружия на орбите вокруг Земли или "каким-либо иным образом" в космическом пространстве запрещается.

       Использование средств воздействия на космическое пространство, а также из космического пространства на природную среду Земли в военных или любых иных враждебных целях, которые могут иметь широкие, долгосрочные или серьезные последствия, в качестве способов разрушения, нанесения ущерба или причинения вреда любому другому государству-участнику, запрещено Конвенцией о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 г.

В Статье 2 Конвенции поясняется, что термин "средства воздействия на природную среду" относится к любым средствам для изменения путем преднамеренного управления природными процессами динамики, состава или структуры Земли, включая ее биосферу, литосферу, гидросферу и атмосферу, или космического пространства.

      Суммируя вышеизложенное, всю деятельность по использованию космоса в военных целях в соответствии с существующими нормами международного права можно разделить на три категории.

1. К категории разрешенных видов деятельности относятся:

· использование спутников наблюдения и дистанционных датчиков космического базирования в интересах контроля за соблюдением договоров и соглашений в области контроля за вооружениями;

· использование космических систем связи, навигации, картографии и метеорологического обеспечения военного назначения;

· использование военного персонала для проведения научных исследований в мирных целях.

2. К категории запрещенных видов деятельности в космосе относятся:

· размещение ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения на орбитах вокруг Земли, на небесных телах и орбитах вокруг таких тел;

· испытание ядерного оружия в космическом пространстве;

· размещение военных баз и проведение военных испытаний и маневров на небесных телах и орбитах вокруг них;

· военное или враждебное использование средств воздействия на природную среду из космического пространства;

3. К категории нерегламентированных международным правом видов деятельности в космосе можно отнести:

· создание, испытание и развертывание противоспутникового оружия;

· разработка, испытание и развертывание систем ПРО космического базирования или их компонентов;

· проведение военно-прикладных экспериментов в космосе;

· создание и развертывание в космосе средств оптико- и радиоэлектронного подавления технических средств космического, воздушного и наземного базирования;

· создание и развертывание в космосе оружия, основанного на новых физических принципах, которое не может быть отнесено к ОМУ, и направленного на поражение объектов в космосе, в атмосфере Земли и на ее поверхности.

         Именно разработка механизма международно-правового регулирования третьей, так называемой "серой" зоны, военно-космической деятельности является наиболее приоритетной задачей в настоящее время.

Особое место среди соглашений занимает "Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки об ограничении систем противоракетной обороны", 1972 г. Этот правовой акт является одним из важнейших не только для ограничения гонки вооружения в области стратегических наступательных и оборонительных вооружении, но он также в немалой степени сдерживает появление ударных космических вооружений, а также милитаризацию космического пространства.

        Что же касается путей укрепления и совершенствования всего международно-правового режима использования космического пространства, то здесь следует отметить следующее. Существующий международно-правовой режим использования космического пространства базируется на основополагающих принципах международного права, а также на пяти международных договорах, регулирующих космическую деятельность, в том числе и ее военную составляющую. В настоящее время все эти пять договоров имеют различный круг государств-участников. Так к Договору о космосе присоединилось 96 государств, в Соглашении о спасании космонавтов участвуют 87 государств. Конвенция об ответственности собрала 81 государство. В тоже время Конвенция о регистрации объектов, запущенных в космос объединила всего 42 страны, а Соглашение о Луне имеет только 9 участников.

             Развитие науки и техники, появление новых технологий, планы расширения военного присутствия в космическом пространстве привели к тому, что в космической деятельности появилось ряд областей, которые, по нашему мнению, либо никак не регулируются международным правом, либо требуют внесения значительных изменений в действующие международно-правовые акты. К таким областям можно отнести:

- предотвращение милитаризации космического пространства и недопущение  гонки вооружений в космосе;

- техногенное засорение космического пространства (“космический мусор”),

- приватизация и коммерциализация космической деятельности;

- защита интеллектуальной собственности;

- делимитация космического пространства;

- толкование ряда терминов и определений.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате исследования автор представляет решение поставленных задач следующим образом:

· причиной появления космических вооружений стало стремление США утвердить своё экономическое и политическое преимущество за счёт других стран;

·  существует классификация космических систем военного назначения, которая и была представлена в разделе 2.2 данного исследования, которая свидетельствует о существовании весьма обширных средств осуществления как политического, так и физического давления из космоса;

· в современном мире можно отнести к крупнейшим космическим программам разработки России, США и Китая, которые различаются особенностями: российская – имеет мощную базу, оставшуюся от Советского Союза, но недостаточное финансирование сегодня, нацеленная на обеспечение стратегического равновесия в космосе с последующим изъятием военных целей из программ освоения космического пространства; США – имеет военную программу, нацеленную на обеспечение господства в околоземном космосе, с целью регуляции сырьевых и энергетических потоков на планете; китайская – набирающая силу с целью, совместно с Россией, нейтрализовать усилия США;

· сложились определенные нормы и межгосударственные правила,  закрепленные в договорах и соглашениях, имеющие  направленность на предотвращение гонки вооружений в космосе, но не являющиеся решающим фактором регулирования разумного освоения космоса.

Цель исследования - характеристика средств вооружения космического базирования, достигнута. В исследовании дана как общая картина по орбитальному оружию, так и представлен уровень вооружений продвинутых государств.

Гипотеза исследования о том, что, рассмотрев информацию о существующих космических вооружениях, можно получить картину о подлинной расстановке нынешних международных сил подтвердилась. Как бы ни говорили СМИ об утрате Россией способности влиять на процессы, происходящие в мире, даже после учебного рассмотрения ситуации становится очевидным, что наша страна по-прежнему является серьёзной угрозой для амбиций США.

     Проблема исследования разрешена: несмотря на отсутствие, казалось бы необходимой любому гражданину России информации в общедоступных СМИ о ситуации в основном геополитическом пространстве сегодня – космосе, автору удалось найти необходимые факты в Интернете и получить конкретные представления о положении в данной сфере международной политики. В самом деле, то что происходит в космосе, играет одну из первоочередных ролей в отношениях между современными державами. Освоение космоса представляет собой новую и чрезвычайно специфическую сферу человеческой деятельности. С одной стороны, являясь направлением научно-технического прогресса, оно объективно должно стать одним из важнейших средств решения глобальных проблем человечества - энергетических, информационных, рационального использования природных богатств, контроля и сохранения окружающей среды, борьбы с последствиями стихийных бедствий и ряда других. С другой стороны, космос может стать новой сферой военного противостояния, источником новых угроз для всего человечества. В области обеспечения международного мира и безопасности особое место занимает проблема предотвращения размещения оружия любого вида в космическом пространстве, а в более широком плане -- недопущение использования космоса для совершения любых враждебных действий.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: