· Восприятие всего через призму религии.
· Проповедь ничтожности разума человека, греховности плоти.
· Мистицизм, иррационализм.
· Культ аскетизма.
· Искусство направлено на религиозно-церковные нужды.
· Образование – религиозный характер, грамотность – редкое явление.
· В науки – господство схоластики, строгий контроль церкви.
КУЛЬТУРА ВОЗРОЖДЕНИЯ
Периодизация:
XIV век – Треченто, Проторенессанс
XV век – Кватроченто, высокое Возрождение.
XVI век – Чинквеченто, позднее Возрождение.
· Возрождение античных традиций в зодчестве, живописи, скульптуре после средневекового упадка изобразительного искусства.
· Гуманизм: человеческая личность в центре внимания, восхищение духовной и телесной красотой человека; разрушения культа аскетизма.
· Реформация – возникновение протестантизма; ответом было усиление инквизиции, приведшее к упадку культуры Возрождения.
· Переходная культура, синтезировавшая традиции античности и Средневековья.
КУЛЬТУРА НОВОГО ВРЕМЕНИ
С XVII до начала XX века – оформление западноевропейской культуры.
· Формирование нового, индустриального типа общества.
· Ослабление влияния религии на все сферы жизни, культура становится светской.
· Повышение авторитета философии, стремление опираться в философии не на веру, а на разум, логику, факты.
· Признание ценности образования, знания (XVIII век – век Просвещения).
· Научная революция XVII- XVIII века - формирование основ современной науки. XIX век – век классической науки.
· Многонациональность и многоязычность (вместо латыни) европейской культуры, взаимодействие национальных культур.
· Развитие машинной индустрии, ускорение темпов научно-технического прогресса.
· Дух практицизма, деловитости, буржуазная эстетика.
· В XIX веке - распространения реализма в искусстве.
· Рубеж XIX - XX веков – разочарование в идеалах, критика европейской культуры.
СОВРЕМЕННАЯ ЗАПАДНАЯ КУЛЬТУРА
С начала XX века
· Дух предпринимательства, бизнеса, индивидуализма.
· Динамичность, быстрая смена условий жизни.
· Модернизм и постмодернизм.
· Научно-техническая революция.
· Компьютеризация – переход к новому типу общества – «информационному».
· Глобальные проблемы.
· «Потребительское общество» и его пороки (бездуховность, асоциальные тенденции, наркомания, преступность, терроризм)
Типы европейской культуры и главные формы духовной жизни общества
Первобытная культура | Синкретизм → мифология |
Античная культура | Мифология → религия, искусство, философия |
Средневековая культура | Религия |
Культура Возрождения | Искусство |
Культура Нового времени | Философия |
Современная западная культура | наука |
VII.ПОСТМОДЕРНИЗМ
Широкое культурное течение в чью орбиту последние два десятилетия попадают философия, эстетика, искусство, гуманитарные науки. Один из этапов развития современной европейской культуры, сформировался в 70 – 80-е годы XX века. Постмодернистское умонастроение несет в себе печать разочарования в идеалах и ценностях Возрождения и Просвещения с их верой в прогресс, торжества разума, безграничность человеческих возможностей.
Характерные черты постмодернизма:
- Ориентация культуры и на «массу», и на «элиту» общества;
- Широкое цитирование (вплоть до компиляции) в своих творениях произведений искусства предшествующих эпох;
- Иронизирование над художественной традицией прошлых культур;
- Стилевой плюрализм (видео, хепенинг);
- Существенное влияние искусства на внехудожественные сферы человеческой деятельности (на политику, религию, экологию, информатику);
- Использование приема игры при создании произведений культуры;
- Выступает как продолжатель авангардизма.
Выходящая за рамки классического логоса постмодернистская эстетика принципиально антисистематична, адогматична, чужда жестокости и замкнутости концептуальных построений Ее символы – лабиринт, ризома.