Возникновение и развитие прессы

 

Российская печать является «вторым» (по охвату общенациональной аудитории) источником массовой коммуникации и в значительной мере влияет на политические и социально-экономические представления населения. Как показывают исследования Института социологии, население РФ получают информацию не только от центрального (86%) и местного (27%) телевидения или центрального (28%) и местного (14%) радио, но и от центральных (32%) и местных (21%) газет [24].

Российская пресса сегодня переживает период бурного развития. Каждый месяц появляются новые издания, центральные и региональные, а существовавшие ранее меняют свою концепцию и политику.

По данным Роспечати, в России сегодня зарегистрировано более 50 тыс. изданий. При этом реально выходит в свет только половина из них, а окупаются лишь около 2 тыс. газет и журналов. Российские СМИ меняются в лучшую сторону. Хотя до идеала, конечно же, еще далеко. Впрочем, и идеалы у каждого свои.

Важно, что у отечественной прессы появилось стремление любить и уважать русский язык, своих читателей и зрителей. Стало намного более интересно читать газеты, смотреть телевизор и слушать радио. Кстати, в последнее время в радиоэфире появилось много по-настоящему интересных, расширяющих кругозор передач.

Недаром СМИ называют «четвертая власть». Тот, кто владеет информацией, несомненное преимущество перед тем, кого ее нет. А тот, кто управляет информацией - может управлять общественным мнением [17. с.3].

Типологическая палитра средств массовой информации России изменилась за последнее десятилетие достаточно основательно. Это объясняется влиянием двух основных факторов: во-первых, переменами в социальной структуре российского общества, которые уже зашли достаточно далеко, во-вторых, новыми технологическими моментами, требующими изменений в типологии прессы не только в России, но и во всем мире. Это сложный процесс, и Россия, которая в советскую эпоху почти полностью находилась вне общего потока развития СМИ, сегодня оказывается включенной и в этот поток, и тем более в собственные перестроечные и постперестроечные реформы [1].

Из-за внешних обстоятельств, статус ряда изданий становится неопределенным. Ситуация побуждает применять термин «транснациональные издания» или «наднациональные». Конкретное значение вкладывается в понятие «региональная пресса». Это издания, рассчитанные на исторически сложившуюся часть страны, отличающуюся природными, экономическими, национально-культурными особенностями: Северо-запад, Западная Сибирь, Нечерноземье и т.д. Под местной прессой в послед. Годы стали понимать гл. образом городские и районные издания.

Современную прессу принято делить на качественную и массовую. Для региональных СМИ это определение только приживается. База для разграничения прессы мнений (качественной, элитарной) и прессы новостей (массовой, популярной) существует в самой практике редакций. Это характеристики, которые вбирают в себя особенности тематики, проблематики, аудитории, тиражирования, стиля, оформления изданий. Качественной прессе свойственны аналитичность в подходе к событиям, взвешенность оценок, спокойный тон публикаций, а главное – надежность фактов и мнений.

В известном смысле это результирующие характеристики, поскольку они вбирают в себя особенности проблематики, аудитории, тиражирования, стиля, оформления изданий [13]. Качественной прессе свойственны аналитичность в подходе к событиям, взвешенность оценок, спокойный тон публикаций. Респектабельность отличает и ее внешний вид. Популярная пресса – больше развлечения, чем информации, и которые предназначены менее образованной части населения, желтая журналистика – это сенсационные, часто неточные, неприличные и грубые материалы, изобилие цвета, картинок – стойкий признак их дизайна. Это не означает, что массовая пресса делается на низком профессиональном уровне, просто здесь действуют иные стандарты мастерства.

ХIХ век создал богатую и разветвленную систему периодической печати. Но также остро стоял вопрос о цензуре и свободе слова. Приближающийся ХIХ век порождал определённые ожидания в журналистике, однако им суждено было сбыться только после революции 1905года [5].

Несмотря на тяжелую политическую ситуацию (Русско-японская война, революционные настроения) частная журналистская деятельность всё же развивалась. Отдельные состоятельные люди - банкиры Поляков, Альберт, капиталисты Коншины, Рябушинские, Морозовы, банки (Волжско-Камский, Азово-Донской) все охотнее вкладывали деньги в периодическую печать.

Постепенно формируется качественная и массовая пресса. Старые направления: консервативное, либеральное и демократическое в прессе сохраняются, хотя существуют издания, стоящие в стороне от главных партийных направлений, декларирующие свою независимость, например "Биржевые ведомости", "Русское слово".

Яркой звездой блеснула на печатном небосклоне газета "Россия". Организованная в 1899 г. как либерально-буржуазное издание, "Россия", благодаря участию в ней известных фельетонистов В.М. Дорошевича и А.В. Амфитеатрова, приобрела большую популярность в начале века. Требование политических перемен в стране, реформ, критика действий некоторых правительственных чиновников высокого ранга, намеки и иносказания создавали ей славу смелой буржуазной газеты. Фельетон Амфитеатрова "Господа Обмановы", опубликованный 13 января 1902 г., был воспринят как дерзкая сатира на царя Николая II и его ближайших родственников. Газета тотчас была закрыта, а Амфитеатров сослан в Минусинск. (В 1905 г. под этим же названием организована была новая газета, но она уже носила чисто казенный монархический характер.)

Анализируя мировой опыт, можно выделить несколько изданий, которые играют очень важную роль в формировании интеллектуального потенциала общества тех стран, где они издаются, а порой даже выходят за рамки своих государств. Например, французская газета “Монд” воспринимается как научный журнал, на нее можно ссылаться даже в диссертациях. Газета работает очень серьезно. Она постоянно не только высказывается по важнейшим проблемам философии, эстетики, этики, экономики, социологии, но и публикует новейшие материалы, посвященные новым нарождающимся тенденциям. Во Франции есть прекрасные еженедельники - “Нуэль Обсерватор”, “Экспресс” и некоторые другие, но все-таки газета “Монд” здесь занимает первое место. Она участвует в политической борьбе, но самое главное - именно эта газета способствует формированию интеллектуального потенциал общества, что расценивается как значительное достижение французской нации [27].

Американская газета “Нью-Йорк Таймс” обладает огромным интеллектуальным потенциалом, имеет большое количество аналитических служб и, может быть, не так основательно, как “Монд”, но развивает новые концепции, анализирует их, вводит читателей в курс новых формирующихся идеологических структур и теорий.

В Англии можно назвать серьезную газету “Файнейшл Таймс” или тот же “Таймс”, который не утратил свои позиции. Конечно, наличие таких качественных газет является важным элементом развития интеллектуального потенциала общества.

К сожалению, в России нельзя назвать какую-либо газету, которая бы отражала или развивала интеллектуальный потенциал российского общества. Объясняется это многими причинами. Если качественные газеты советского периода все-таки носили, прежде всего, пропагандистский характер, то сегодняшняя российская журналистика занята в основном конъюнктурными политическими моментами и обслуживанием массового читателя в целях добыть больше разнообразной рекламы. Даже такие газеты, которые претендуют на серьезность - “Коммерсантъ”, “Новая газета”, которую редактирует Раф Шакиров, “Ведомости”, издаваемые по материалам английской и американской газет “Файнейшл Таймс” и “Уолл стрит джорнэл”, ряд других, - все они по своему уровню, конечно, не соответствуют стандартам и идеологическим процессам, которые происходят в мире и в нашем обществе. Если сравнить русское издание газеты “Ведомости” с английскими оригиналами, можно увидеть насколько беднее интеллектуальный потенциал “Ведомостей”. Одна из главных причин этого - бедность нашей журналистики. У нас нет информационного капитала, нет серьезных информационных концепций, пресса не получает финансовой поддержки [45].

В этом смысле современное состояние нашей прессы, конечно, объяснимо. Тем не менее, в журнальной периодике, особенно ежемесячно изданных и некоторых еженедельниках (например, “Эксперт”) вы можете найти достаточно серьезные публикации. Многие наши ежемесячники хорошо известны и заслуживают всяческого уважения.

В традициях русской журналистики, русской общественной мысли журнальная и газетная часть является очень важной составляющей.

Нынешняя журналистика обогатилась Интернетом. Интернет, конечно, не только журналистика, это интеллектуальное пространство, где есть и банки, и магазины, и склады, где хранятся те же автомобили на продажу, но информационная часть Интернета остается очень важной. И если изучить пользование Интернетом, с точки зрения поиска информации, выясняется, что в острые моменты развития общества, прежде всего внимание обращается к газетам, книгам, энциклопедиям, к серьезным изданиям. Дело в том, что Интернет, кроме полезных сайтов и порталов, засорен множеством бесполезной и просто ложной информацией.

Газеты и журналы испытывают огромные финансовые трудности. Практически нет ни одной газеты, которая не искала бы доходов для того, чтобы выжить и остаться на плаву. Это стремление выжить ведет к тому, что многие важные, серьезные моменты, которые в свое время рассматривали наши газеты, уходят из внимания ежедневной, часто еженедельной прессы и оказываются в небольших изданиях, которые не имеют широкой аудитории.

В связи с этим возникает проблема развития информационного капитала, создания коммуникационных информационных концернов, которые могли бы поддерживать определенный уровень нашей журналистики интеллектуальной и обеспечивать читателям доступ к новым идеям, новым концепциям. Эта ситуация достаточно сложная, но, тем не менее, она должна быть каким-то образом решена [48].

В России, к сожалению, экономической деловой газеты нет. Это, безмерно, ослабляет наш интеллектуальный потенциал нации.

Требуют определенной поддержки и наши журналы, еженедельники. Журнал “Эксперт” добился в этом отношении серьезных результатов, стал достаточно интересным и поистине исследовательским центром.

Интеллектуальный потенциал средств массовой информации в России очень велик, но в наших условиях он, к сожалению, не реализуется, и прежде всего из-за экономических трудностей. Думается, здесь нужны какие-то специальные шаги для поддержки информационного капитала, и информационного сектора. Безусловно, это сложный вопрос, его трудно регулировать, но, тем не менее, сокращение удельного веса информационного производства в нашей стране является негативным явлением, поскольку в современной экономике информационная составляющая очень важна. Разумеется, необходима прежде всего более серьезная работа самих редакций, не требуется и финансовая поддержка, и здесь широкое поле деятельности для крупных банков. Скажем, та же газета “Файнейшл Таймс” издается достаточно богатой в Англии группой Пирсона, “Уолл стрит джорнэл” - тоже достаточно богатой финансовой группой Доул Джонса. К сожалению, наши экономические структуры поддерживают газеты только тогда, Когда речь идет об их политических интересах, о стремлении каким-то образом оказать давление на правительство в целях решения своих проблем. Эта ситуация должна быть непременно изменена.

К городской прессе мы относим группу изданий, типологически тождественных по признаку пространственного охвата. Городская пресса отличается от районной, региональной, прессы предприятий, учреждений тем, что ориентирована на жителей города; причем общественно-политическая массовая пресса - безотносительно к их социальному положению, полу, национальности, интересам (аудиторный универсализм), специализированная пресса - с учетом специфики сегментирования городской аудитории.

При характеристике городской прессы наравне с географическим признаком в качестве типоформирующих нами также рассматриваются содержательный и функциональный признаки. Критерий содержания понимается как связь проблемно-тематических линий издания с жизнью и функционированием городского сообщества. Функциональное предназначение городской прессы определяется как формирование коммуникативной среды (уровня сознания и уровня бытия) — важного фактора устойчивого развития города [36. с.45].

Таким образом, под городской прессой мы понимаем совокупность печатных изданий, учрежденных и распространяющихся в пределах города, приоритетным направлением деятельности которых является отражение городских процессов и участие в формировании городской среды и городского образа жизни. Понятие городская среда вводится для определения единства материальной и духовной (городская ментальность, общая культура поселения, культура взаимоотношений, отношение к окружающему миру и т.д.) составляющих города.

Своими материально-пространственными элементами городская среда выступает гарантом стабильности в физическом мире. Своим духовным началом городская среда объединяет социальный и культурный пласт, обеспечивает задачи социокультурного (духовно-идеологического) развития, степень включенности населения в принятие решений о стратегии и тактике городского развития.

Определение городская газета может быть применено к любой учрежденной, издаваемой и распространяемой в городе газете, информационная политика которой направлена на удовлетворение потребностей и интересов жителей конкретного города и реализуется, в первую очередь, в соответствии со стратегическими и тактическими задачами городского развития. Ведущее положение среди городских газет занимают массовые общественно-политические издания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: