Рекламный рынок России и перспективы его развития

      За 2004 год рекламный рынок России показал значительный рост, увеличив объем на целый миллиард долларов США до 3,85 млрд долл. За 2005 год рынок прирос на 28%, прибавив еще миллиард с лишним и превысив 5 миллиардов долларов (5 млрд 10 млн долл.). Наиболее значительный рост показала телереклама (37%), также на уровне общего роста рынка рекламы росла и наружная реклама (28%). В 2005 году АКАР опубликовал прогноз разви­тия рынка российской рекламы до 2010 года (рис. 1). Ожидается, что в ближайшие пять лет российская реклама продолжит свое поступательное развитие. В 2005 году российс­кий рынок рекламы составил 5,01 млрд долл. (рост на 28%), при этом рынок ТВ достиг 2,33 млрд долл. (рост на 37%), прессы— 1,39 млрд долл. (рост на 16%), наружной рекламы — 910 млн долл. (рост на 28%) и радиорынок достиг 300 млн долл. (рост на 20%).


Рис. 1 Расходы на рекламу в России 1998-2005 гг. и прогноз развития российского рынка рекламы по видам медиа до 2010 года. Для сравнения приведены доли основных медиа по отдельным годам

            

   В России доля телевизионный рекламы еще не достигла своего пика, в 2005 году она составила 47%, а к 2010 году повысится до 56,8%. В то время как во многих странах мира идет последовательное снижение доли ТВ-рекламы (сейчас на мировом рекламном рынке реклама на ТВ составляет около 36-38% от общего объема рекла­мы), в России рынок телерекламы обгоняет общий прирост рынка рекламы (по 37% прироста в год за 2004—2005 годы). Рост рекламы в Интернете в России выше, чем в остальном мире (в 2004 году рынок Интернет-рекламы в России вырос на 94%), однако доля Интернета в общих расходах на рекламу попрежнему очень мала (0,9% от всего объема рекламного рынка России 2004 г., или 35 млн долл., в 2005 году доля Интернет-рекламы выросла до 1,2%, или 60 млн долл.).

Наружная реклама (в 2004 году рынок наружной рекламы в России составил 710 млн долл., а в 2005 году уже 910 млн долл.,) в России после кризисного спада рекламного рынка в 1999 году заняла долю рынка в 18%, после чего ее доля постепенно снижается и по прогнозам к 2010 году приблизится к докризисным показателям в 13,6%. Одной из основных проблем наружной рекламы в настоящее время можно назвать несовершенство законодательства (наружная реклама регулируется на местном уровне, что приводит к необходимости заниматься этим бизнесом не по законам рынка, а через налаживание отношений с местным чиновничес­твом). Однако благодаря меньшим затратам и локальному характеру действия наружная реклама пока остается достаточно популярной в России.

   Значительное снижение доли на рекламном рынке показал сегмент прессы (в 2004 году российский рынок рекламы в прессе составил 1,2 млрд долл., а в 2005 году составил уже 1,39 млрд долл.). В 1998 году доля прессы составляла 46% общего объ­ема рекламного рынка, к 2005 году доля прессы снизилась до 27,7%, а к 2010 году по прогнозу АКАР доля рекламы в прессе будет занимать около 19,4% рекламного рынка России. Это связано с перераспределением бюджета времени россиян в пользу элек­тронных СМИ, в том числе с увеличением времени на просмотр ТВ и пользование Интернетом. В то же время растет популярность Интернет-версий печатных изданий, в 2005 году многие западные издания вышли в электронном формате. Доля сегмента радиорекламы (в 2004 году рынок рекламы на радио в России составил 250 млн долл., в 2005 году уже 300 млн долл.) практически не изменится, сохраняясь на уровне 5—6% рынка. Бюджеты на радио в России преимущественно распределяются по остаточному принципу. Прежде всего стараются разместиться на более эффективном ТВ, при этом реклама на местном канале стоит столько же, сколько и реклама на радио.

   Сегмент рекламы в Интернете (в 2004 году рынок рекламы в Интернете составил 35 млн долл., в 2005 году составит уже 60 млн долл., в 2006 году АКАР прогнозирует прирост уже до 85 млн долл.) продолжит интенсивный рост и к 2010 году сравняется по объемам бюджета с рынком радиорекламы, приблизившись к 5% рынка. Как в России, так и в мире этот сегмент развивается наиболее быстро, и по прогнозам в ближайшие годы ситуация не изменится. Без Интернета не проводит рекламных кампаний уже ни один крупный международный бренд. Основное препятствие развития этого рынка - недостаточное техническое оснащение большей части населения.

    По прогнозу АКАР темпы прироста рекламного рынка России после 2004 года будут постепенно снижаться (см. рис. 2), что говорит о постепенном «созревании» рынка. Ожидается, что темпы роста рынка телевизионной рекламы до 2010 года будут по-прежнему превышать общие темпы роста рекламного рынка.

 

Рис. Темпы прироста российского рынка рекламы и отдельных медиа

в 2000-2005 гг. и прогноз до 2010 года

    Подводя итоги развития российского рынка рекламы в 2005 году, можно сказать, что продолжается его бурное развитие. Рынок прирос на 35% в 2004 году, и по оценкам в 2005 набрал еще 28% (5,01 млрд долл.). Тем не менее по абсолютному объему рынок пока достаточно мал и составляет только 1,2% глобального (мирового) рекламного рынка. От структуры мирового рынка российский отличает прежде всего активный рост и значение сегмента телерекламы. Снижение темпов роста показал сегмент прессы, в то время как сегмент наружной рекламы в 2005 году по темпам прирастал на уровне общего роста российского рынка рекламы. Наиболее быстрыми темпами растет ры­нок Интернет-рекламы, в 2005 году она превысила 1% всего российского рынка, а по прогнозу к 2010 году превысит 5% от всего российского рынка.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: