Те или иные формы социальности формируемые или складывающиеся в обществе и предъявляемые им, выживают и процветают или умирают (иногда формально или номинально считаясь существующими) в зависимости от разных факторов: от готовности общества принять те или иные нормы, от готовности самих этих норм стать организующим социальным фактором и т.п. Красиво провозглашенная идея социального равенства и общественной собственности не имела иных шансов на выживание в нашей стране, иначе как в форме равенства в нищете и полурабовладельческой собственности, ввиду объективного уровня развития общественного организма, и в первую очередь, уровня развитости его материального производства. По той же категории причин формально существовали, а не деле превращались в фикцию, многие хорошие начинания, не встретив подготовленной социальной почвы. А таковой в большом числе случаев является наличие социальной базы, людей, готовых "проживать" или осуществлять ту или иную социальную реальность. И здесь значимым и немаловажным фактором является, как уже отмечалось, система социальных ориентиров или ценностей. Большинство из них задается и транслируется объективными общественными процессами - уровнем и характером развития производства, историческими и эстетическими корнями, традициями и особенностями. А часть формируется воспроизводством и развитием общественного сознания, которое хоть и следует в главном и основном за развитием бытия, но в конкретное историческое время может существовать достаточно автономно, влиять и формировать объективные общественные процессы, придавать им направленность, динамику, конкретизировать их в те или иные формы. Поэтому знание о доминирующих в обществе ценностных ориентирах - это не только необходимое условие формирования социальной политики, это также необходимое условие успешности социального управления, решения социальных проблем как с ориентацией на достижение общественного интереса, так и на удовлетворение индувидуально-группового. Это гарантия от многих ошибок, просчет возможностей социального отклика на те или иные инициативы, ожиданий возможного результата, состоятельности того или иного выбора (например, при формировании инвестиционной политики и т.п.)
Одним словом, знание о социально-ценностных установках населения - это барометр состояния общества. И здесь наше исследование получило как банальные и ожидаемые так и такие результаты, которые необходимо иметь в виду при формировании государственной политики (в том числе и в работе с молодежью). Уже сегодня с определенностью можно констатировать, что молодежь начинает ориентироваться в жизни общества исходя из некоторой другой шкалы ценностей, которая в принципе является для возникающих рыночных отношений более логичной и напоминающей западные образцы (хотя, и не все здесь просто, о чем речь - ниже), так в указанных ценностях молодежи (опрос-521 человек, октябрь 2002 г.)
ТАБЛИЦА № 5
Место | Наименование ценности | Количество ответов |
1 | материальная обеспеченность | 47-6 % |
2 | семейное счастье | 43-2 % |
3 | общение с духовно близкими людьми | 37,8 % |
4 | интересная работа | 37,6 % |
Что сегодня представляет для вас наибольшую ценность?
ТАБЛИЦА №6
Свердловская область, апрель 1998 г. | г.Екатернбург,2002 г. % | |||
ценность | %опрошен. | Ранг | %опрошен. | Ранг |
интересная работа | 28,0 | 5 | 37,6 | 4 |
нравственное духовное самосовершенствование. | 22,3 | 6 | 14,4 | 6 -7 |
семейное счастье | 38,9 | 1 | 43,2 | 2 |
любовь | 31,4 | 3 | 27,8 | 5 |
секс | 13,2 | 8 | 8,3 | 10 |
друзья, общение с духовно близкими людьми | 30,4 | 4 | 37,8 | 3 |
материальная обеспеченность | 32,4 | 2 | 47,6 | 1 |
творческая, профессио-нальная самостоятельность | 7,1 | 10 | 14,4 | 6 -7 |
возможность для политической и общественной деятельности | 1,0 | 13 | 0,8 | 13 |
общественныйуспех, признание окружающих | 6,4 | 11 | 11,3 | 9 |
личная безопасность | 8,8 | 9 | 11,7 | 8 |
социальная справедливость | 13,5 | 7 | 4,4 | 11 |
спокойствие, возможность ни во что не вмешиваться | 4,4 | 12 | 1,7 | 12 |
Таким образом, исследования показывают, что в молодежной среде усиливается прагматическая ориентация, в ряду ее жизненных ценностей наиболее значимыми становятся стремление к материальному достатку, высокому заработку, к хорошим жилищно-бытовым условиям и т.п. Это можно было бы принять как неизбежность и не видеть в этом большого криминала, если бы при этом одновременно не наблюдались падение престижа образования, эрудиции, культуры, девальвация духовных ценностей, низвержение идеалов.
Прагматизм и прагматики хороши тогда, когда существующий социальный механизм позволяет, руководствуясь его нормами, занимать достойное место в обществе, сообразно личному вкладу каждого. В нашей же ситуации скорее нужны реалисты и романтики. Первые - как способные трезво оценить ситуацию и предложить конкретные выходы из сегодняшних трудностей, а вторые, верящие в возможность возрождения нашего общества и превращения его в цивилизованное,- как призванные связать проекты программы первых с долгосрочными перспективами развития именно нашего общества. Но воплощением цивилизованности будут не преуспевающие бизнесмены, чьи образы навязываются сегодня средствами массовой информации, а по крайней мере люди, глубоко озабоченные состоянием среды обитания человека и выстраивающие свою деятельность в соответствии с социальными, нравственными и экологическими ценностями.
Второй яркой чертой ценностной ориентации молодежи сегодня является инидивидуализм. Индивидуализм всегда возрастает в условиях потери доверия и разочарования в социальных средствах. Когда общество становится неспособным своими социальными рычагами защитить индивидуума или социальную группу, тогда действующий субъект переходит к самозащите, и этот переход выражается в смене социально-ценных ориентиров инидвидуально-ценными. Как правило, появление тенденции смещения ценностной в сторону индивидуально-обеспечивающих является сигналом ослабления и беспомощности, несрабатывания социальных механизмов, следствием чего является падение их ценностного значения.
Так, дальнейший перечень ценностей оттеняет индивидуалистическую направленность, как тенденцию в образе жизни молодежи: на пятом месте 27,8% - любовь, и на 6 - 22,1% возможность иметь доступ к престижным и не всем открытым удовольствиям - поездки за границу и т.д.
Индивидуализм, как образ жизни, как некоторый образец для подражания, предъявляет ряд требований и к отдельному молодому человеку, и ко всей когорте, т.е. к будущему своего поколения. Это демонстрируют и другие цифры. Например, отмечая черты, присущие сегодняшней молодежи, каждый второй респондент отметил "стремление жить сегодняшним днем, не думая о завтра", а в качестве доминирующей черты 39% отметили индивидуализм.
В динамике сравнения ценностей (хотя исследование проводилось в апреле 1991 г. и по области, но Екатеринбург включался в выборку, и потому можно сопоставлять данные), картина особенно ярко демонстрирует сдвиг ценностей в сторону индивидуализма, достаточно посмотреть на снижение отношения к социальной справедливости как в относительных величинах, так и в ранжированном порядке.
Переходя к более детализированному анализу, отметим еще раз, что подавляющим ценностным фактором на 1 взгляд оказывается материальное благополучие (47,6%). Но выяснилось, что построить социальную политику на этом факторе, как основном приоритете, можно потерпеть фиаско (обоснование - ниже). Значит - необходим более детализированный взгляд на систему ценностей и здесь есть над чем поработать.
Так выявилось, что материальное благополучие - ценность №1 не у всей, а лишь у учащейся молодежи. Отметим как примечательный факт, что у работающей молодежи он занял в системе ценностей лишь IY место, пропустив вперед интересную работу, семейное счастье и общение с друзьями. Это показывает, что материальное благополучие при нормальном ценностном раскладе - фактор следственный, а не целевой. Снимок с общества, где оно подминает под себя все остальные ценности, свидетельствует о глубоких проблемах этого общества. Ибо хлеб, как суперценность есть показатель очень голодного человека, у человека сытого, позволяющего себе планируемый рацион хлеба, в меню может не оказаться вообще.
Здесь мы выскажем предположение, исходящее из достаточно интуитивного понимания ситуации. (Здесь отсутствует возможность определить значениеперечисленных ценностей как цели и средства, в пилотажном исследовании не может быть учтено все, и это - вопрос более детальной проработки. Но косвенные аргументы продемонстрируют ниже, что зачастую сдвиг имеется в сторону цели. Материальное благополучие становится самоценностным (самоцелью), и когда оно достигнуто, с ним не знают, что дальше делать.)
Учащаяся молодежь - наименее ориентированная часть населения в плане осознания иерархии ценностей. Она легко поддается идеологической обработке. И выдвижение материального обеспечения в качестве целевого ориентира (что вполне возможно, хотя еще и не является доказательным фактом) могло бы означать следующее. Сейчас, на повороте истории, когда рушится прежняя социальность с ее значимыми факторами, большая часть населения оказывается сильно дезориентированной в том, на какие опорные ценности она должна опираться, идет смена приоритетов, и на изломе она может принять фактически любую навязанную модель. И принимает она (а косвенно это проявляется в декларируемых ценностных установках) ту систему ориентиров, которую продвигают наиболее широко и интенсивно средства массовой информации и расхожая общественная психология, то, что проще и быстрее можно воспринять без особых усилий, что доступно лежит на поверхности.
Наш социально-ценностный менталитет очищен от прежних "догм" и готов принять любые другие. Ситуация - крайне благоприятная и крайне неблагоприятная, в зависимости от того, чем будет заполнен вакуум. Но, к сожалению, мы вынуждены сейчас констатировать негативную тенденцию этого процесса. Ибо государство и общество фактически устранило "идеологию" и устранилось само от рационального взращивания другой. Но свято место пусто не бывает, и пустота тут же заполняется наиболее расхожим материалом. А таковым оказывается (опять таки ввиду отсутствия целенаправленной политики социализации в работе с механизмами формирования общественного сознания) суррогатные ценности из подвалов и подворотень "Бронксов", "Шанхаев" и прочих потоком хлынувшие на теле и киноэкраны страны, на страницы полупорнаграфических изданий, брошюр, газет, журналов, ставших наиболее расхожей продукцией, бестселлерами в витринах и афишах, встречающихся на каждом шагу. Культ богатства и насилия, красивой (и незаработанной) жизни, прорастает на почве люмпенизированного сознания духовного пролетария, и в первую очередь всходит буйными всходами в молодых душах, раскрытых на восприятие (позиция ученичества) и лишенных мудрых запретов и ограничений. Идет мощнейший процесс духовного разложения нации, и первые жертвы - это наше юное поколение.
Лозунг деидеологизации социальной жизни лишь тогда чего-нибудь стоит, когда речь идет о замене одной устаревшей идеологии другой, более адекватной новым задачам социального развития на новом витке. Устранение идеологии вообще на деле означает отказ общества от собственного воспроизводства в его социальном, т.е. человеческом аспекте. Это негласное уничтожение социального менталитета, за которым уже не остается общества, за ним - захлестывание стадного полусознания - полуинстинкта. Свидетельство тому - 13-ое место в 15 факторной шкале и 0,8% признания ценности "возможности для политической и общественной деятельности". Это не просто безразличие или непонимание, это социальный развал. Добавим сюда, что за полтора года наша реальность, в том числе и средства массовой коммуникации и информации, преуспели в пропаганде нормы жизни, в которой социальная справедливость является производной от индивида, его личных качеств, а не является задачей государства. В этом же контексте понятна еще одна сравнительная цифра: рост рейтинга популярности творческой профессиональной самостоятельности - он поднялся с Х места в апреле 1998 г. на YI место в октябре 2002 г. Это и есть качественные изменения в системе ценностей.
Вывод - экстренный и неотложный: в пожарном, экстремальном порядке уже вчера, а не сегодня и не завтра нужна целенаправленная социальная программа формирования целевого, ценностного, эстетического пространства возрождения и формирования социально-значимых ориентиров функционирования и развития общества. Социальная наука во всех ее структурных подразденлениях, и главные социальные субъекты формирования его - образование и пресса обязаны быть приведены в состояние готовности и разворачивания широкомасштабной работы. Надежды еще есть, об этом свидетельствуют данные исследования:
ТАБЛИЦА №7
ценность | количество ответов |
интересная работа | 37,6% |
нравственное и духовное самосовершенствование | 14,4% |
профессиональное творчество | 14,4% |
социальная справедливость | 4,4% |
еще хотя бы на декларативном уровне сохраняющие место в шкале ценностей. Если не наполнить их сейчас реальным новым содержанием, а для этого нужна специальная и напряженная работа, они уйдут в небытие даже в виде лозунгов, формальных ценностей.
Заметим: пик популярности ценности материальной обеспеченности - это возраст 18-20 лет, с 21 года и старше она либо вообще отступает на план, либо не выступает самоценностью и делит свои Ш-IV места наряду с другими факторами, такими, как семейное счастье, интересная работа, общение с друзьями, профессиональное творчество. А это уже показывает, что ситуация меняется в принципе: материальное благополучие из самоценности превращается в средство для утверждения и выживания других. Поднять престиж интересной работы и творческой профессиональной самостоятельности, создать возможности (сейчас - тенденция умирания) для реального нравственного и духовного роста, воспитать потребность социальной справедливости, возродить ценность участия в общественно-политической жизни, при этом укрепив достоинство семейного счастья, любви, дружбы - вот основные направления новой идеологической работы как формы воспроизводства общества и воспитания новых поколений. Вспомним, что образец гражданина и человека является объектом целенаправленной работы во всяком цивилизованном обществе, включая и все современные развитые страны. Это гомеостатический ракурс общества, а не благое пожелание.
Если говорить о возможных формах работы в этом направлении (разработка форм - особая задача), можно для примера указать такой. Скажем, для поднятия престижа интересной работы, можно воспользоваться опять-таки данными этого исследования. Интересная работа в качестве ценности имеет гораздо более широкое распространение среди работающих, а не учащихся. Сравним:
ТАБЛИЦА №8
группа молодежи | количество ответов |
работающие | 19,3% |
школьники | 15,4% |
учащиеся ССУЗов | 12,9% |
студенты ВУЗов | 11,7% |
и добавим еще, что интересная работа в перечне ценностей у работающих занимает I место.
Здесь сразу напрашивается целый ряд выводов, рекомендаций, констатаций. Во-первых, престиж интересной работы формируется в процессе включения человека в интересную работу. Еже раз подтверждена старая, как мир, мудрость многих предшествующих поколений: приобщение подрастающего поколения к труду есть не голо прагматическая процедура увеличения семейного бюджета, а есть проверенная веками форма социализации подрастающего поколения, форма его воспитания и приобщения к истинным ценностям. Уберегая и выключая молодых людей из процесса труда из благих пожеланий, наше общество демонстрирует свою неразумность и движение вспять объективным, проверенным и подтвержденным историей процессам формирования социального. Надо шире ставить работу по приобщению детей к посильному, настоящему, развивающему труду (правда, здесь нужна продуманная и правильная политика).
Во-вторых, процесс "отключения" молодежи от истинных ценностей, в частности, через сферу труда, начинается, по-видимому, где-то с 14 лет (8 класс школы). И самую неблагоприятную картину здесь мы наблюдаем в вузовской среде. Это сигнал о неблагополучной обстановке в стенах высших учебных заведениях. Этот вопрос требует серьезного внимания и активной работы по изменению ситуации в формировании высшего профессионального эшелона страны. Лозунги, пожелания и призывы реальной ситуации здесь не сделают.
Достаточно взглянуть на распределение ценностных ориентаций вузовского студенчества:
ТАБЛИЦА №9
ценность | место | %ответивших |
интересная работа | 5 | 11,7 |
нравственное и духовное совершенствование | 7 | 5,8 |
творческая профессиональная самостоятельность | 9 | 3,4 |
социальная справедливость | 11 | 2,5 |
возможность общественнополитической деятельности | - | 0 |
Комментарии, как говорится, излишни. Можно еще привести возможные формы работы с молодежью по воспитанию и приобщению ее к истинным ценностям. Возьмем из исследования еще один ценностный фактор - "спокойствие, возможность ни во что не вмешиваться", и отметим немаловажную деталь. У наиболее обеспеченных материально людей этот фактор как ценность вообще не признан! Они отрицательно относятся к политике невмешательства. Вот информация к размышлению молодежи, стремящейся к материальной обеспеченности.
Невмешательство - удел людей среднего достатка и наоборот, средний достаток - удел позиции невмешательства! Надо использовать этот объективно-научный эмпирический выявленный факт в воспитательно-формирующих целях. Вот что нужно в приемлемых формах обыгрывать в прессе, стоящей на социально-ориентированной платформе "коллективного организатора и воспитателя". Вот пути совмещения интереса индивидуального и интереса общественного.
Что волнует сегодня общественные слои и группы? Решение каких вопросов получат у них одобрение и поддержку? Чего больше всего они ждут? На чем политика сможет поиметь свои дивиденды. Первая тройка наиболее значимых проблем выглядит та к:
1 - рост цен, инфляция - 66,8%
2 - рост преступности - 52,8%
3 - экологическая проблема - 52,0%.
Отметим в этом ряду, что проблема № 1 - это, как было выяснено, на сегодняшний день не проблема. Пугает не сам реальный процесс с его проявлениями, а его возможные и малоизвестные последствия.
То, что в ценниках появилось два лишних нуля, мало отразилось на уровне жизни за исключением небольших и определенных групп молодежи. Так что цифра 66,8% - это скорее дань нагнетания атмосферы общественного смятения, вольно или невольно порождаемому открытыми дискуссиями специалистов, аргументирующих и обосновывающих возможные прогнозы, и в гораздо большей степени дань митинговому запалу противостоящих политических сил. Что же касается второго фактора, то, пожалуй, это проблема прочувствованная и в житейских буднях, когда уже не только вечерами небезопасно на улицах города и даже в общественных людных местах - в транспорте, кинотеатрах и дворцах культуры (последнее напрашивается в данной связи быть заключенным в кавычки), и через сообщения поступающие со слухами и в материалах средств массовой информации. Проблема № 1 относится к объективным процессам, которые складываются, протекают и регулируются не на местном уровне. Без социальной государственной политики в этом вопросе, задаваемой сверху, через государственно-правительственные решения, на местном уровне можно разве что пытаться эти проблемы как-то смягчать, если это вообще сколько-нибудь целесообразно и посильно. Проблемы же № 2 и № 3 - это факторы, имеющие не только свою местную специфику, но и возможность регулирования на местном уровне. Однако, проблемы эти достаточно сложные, не говоря уже о том, что и очень затратные - в финансовом, кадровом, интеллектуальном и прочих отношениях. Но решение их - это разумная воля государства, реализующего общественный интерес имеющимися только у него средствами политико-правового режима. Давно пора, не дожидаясь указов сверху или со стороны, изыскивать финансы и интеллектуальные кадры для разработки программы экологизации региона и достижения правовой стабильности. Здесь за эту работу необходимо браться не только непосредственным структурам и учреждениям, чьи служебным и профессиональным назначением является решение этих проблем, но и гораздо более широкая общественная система, в том числе структуры здравоохранения, социальной защиты населения, образования, науки и культуры - один в контрольно-востребующем, другие - в мобилизационно-обеспечивающем порядке. К этим проблемам имеет отношение в частности и проблема №6 "возрастание угрозы здоровью, неразвитость и бедность медицины". Известно, что медицина преимущественно и спасает положение, создаваемое тремя этими факторами, она идет за ними в арьергарде, образно говоря "подбирая раненых, оставленных на полях этих сражений". И здесь следует отметить, что безусловно, ситуация в здравоохранении у нас катастрофическая. Но без решения указанных проблем, она рискует превратиться в бездонную бочку, которая поглотит безрезультатно любые вложения. Проблемы медицины в большей степени носят следственный характер, а потому решить их без решения проблем причинного свойства принципиально невозможно.
Обратим внимание еще на 3 фактора, тесно между собой взаимосвязанных, но имеющих глубокую детерминацию и связь с главными вышеуказанными проблемами. Этот фактор № 5 "падение уровня культуры, науки и образования", № 9 "падение нравственности" и несколько на первый взгляд отстоящая от них проблема № 8 "обострение межнациональных отношений"
ТАБЛИЦА №10
проблемы | ранг | %ответивших |
падение уровня культуры, науки и образования | Y | 39,9 |
возрастание угрозы здоровью, неразвитость и бедность медицины | YI | 35,1 |
обострение межнациональных отношений | YIII | 32,6 |
падение нравственности | IX | 27,8 |
Отметим, что падение культуры и образования сопряжено с падением нравственности из которого вытекает рост преступности, и обострение межрегиональных отношений (как одна из связей, но не единственная). Опять же падение науки и образования, наряду с падением нравственности (которая в числе прочих норм содержит и общественный и профессиональный долг) порождает, в числе прочих факторов и неразвитость медицины (интеллектуальную, профессиональную, кадровую). Перечень проблемных факторов условно можно разделить на проблемы индивидуальные (или семейные) и проблемы общественные. К первым можно отнести все вопросы, связанные с обеспечением выживания (цены, продовольствие, промтовары, жилье), т.е. где превалирует индивидуальный интерес, а по вторым - где превалирует интерес общественный (образование и культура, медицина - обеспечивающая общественный гомеостаз, преступность, экология, межнациональные отношения, нравственность). И можно по результатам опроса констатировать угрожающую картину. Все социально-значимые проблемы (экология, образование, культура, межнациональные отношения, нравственность) волнует в первую очередь... школьников! Школьники, а не более социально-адаптированные или ориентированные группы населения оказались наиболее чуткими к проблемам сохранения социализации. С одной стороны, можно отметить, что школа все же на сегодня лучше других форм включения в деятельность "держит фронт" социальных факторов. С другой стороны, следует понимать, что не поддержанная за пределами школы система формирования социальных ориентиров, неизбежно сдает свои позиции факторам индивидуализации. В озабоченности падением уровня культуры, науки и образования и нравственности группа школьников собрала в 1,5-2 раза больше единомышленников, чем студенты и учащиеся техникумов, разделила первенство с учащимися ССУЗов по встревоженности проблемой роста преступности, оказалась наименее упадшей духом по поводу нехватки продовольствия, дефицита промышленных товаров и жилья. И лишь проблемы медицины (возраст!) не удостоены ею должным вниманием (7 место).
Следовательно, те же усилия, которые принимает школа по воспитанию у молодежи ценности социальных факторов, необходимо развивать и поддерживать за пределами школы. Это - проблемы других учебных и деятельных структур, воспитательной работы ССУЗов, ВУЗов и т.п.
В наиболее индивидуалистических ориентированной позиции находится работающая молодежь. Потому общественно-государственные инициативы по укреплению и развитию социальности будут восприняты ею с меньшим ожиданием, чем меры, направленные на решение вопросов и усиление индивидуализированных показателей жизни людей.
Кроме того, социальной базой поддержки и приветствия социально-ориентированных мероприятий будет среда холостяков, среди которых озабоченность всеми этими проблемами распространена в 1,5-2 раза шире, чем в среде людей, имеющих семьи. Семья сейчас больше рассчитывает на себя и надеется выжить в одиночку. В этом опять-таки наблюдается объективный уровень такого развития общества, когда общественные механизмы обеспечения выживания недостаточны и не пользуются доверием, как - то имеет место в обществе с развитыми социальными механизмами и структурой. Неспособность или ограниченность социальных связей решать проблемы людей подрывает воспитываемые школой их ценность и доверие к ним, трансформируют отношение к ним людей и в принципе могут просто уничтожить их в сознании людей как ценности. Человек теряет к ним интерес и лишь начинает заботиться об индивидуальной защите от их возможного негативного влияния. Это схема начала распада социальности. У нас свидетельства о наличии пространств такого социального некроза имеются и в данном, и в других социологических исследованиях. Социальная позиция женщин несколько превалирует над социальной позицией мужчин (культура, образование, медицина, нравственность).
При выстраивании системы социализации молодежи необходимо учитывать социально-психологические и деятельностно-групповые особенности этого контингента. Школа и образовательные учреждения, безусловно, занимают здесь ведущие позиции и по сей день. И этот факт объективен, как бы не пытался сейчас преподавательский корпус снять с себя в истинном смысле слова педагогические функции. Имеющая сейчас широкое распространение тенденция перехода от педагогической к преподавательской позиции учителей - это тревожный симптом, требующий активного вмешательства в этот негативный, с точки зрения общественного интереса, процесс. Ситуация здесь еще "не ушла", школа, по крайней мере, еще на сегодня не сдала всех позиций, и об этом свидетельствуют данные исследований по многим вопросам. Но изменение настроений в учительской среде, уже имеющий место, требует усиления соответствующей воспитательной и разъяснительной работы. Ибо при дальнейшем развитии наметившихся тенденций, уже в скором будущем можно прогнозировать не просто выпадение школы из социализирующих подрастающее поколение социальных институтов (что объективно невозможно, ввиду того, что школа является основным местом деятельности и функционирования молодежи достаточно большого возрастного интервала), а вырождение школы в фактор негативного влияния на процесс приобщения человека к обществу. (Даже сейчас уже на поверхности обнаруживаются следствия новой мировоззренческой профессиональной ситуации в учительской среде - падение авторитета школы и учителя, о чем см. ниже). В средних и высших учебных заведениях обстановка значительно хуже, и это особый разговор в заинтересованных инстанциях. Положение с нашим профессиональным образованием сейчас уже можно охарактеризовать как критическое, и меры здесь уже требуются государственного масштаба. Сейчас задача N 1 хотя бы не потерять теперь уже и школу. Причем, представляется, что работа здесь еще возможна и эффективна на местном уровне. ВУЗы и ССУЗы, по-видимому, это уже "пациенты" инстанций более высокого уровня, хотя и местный потенциал здесь можно было бы задействовать, но это пройдет, скорее всего, не раньше, чем войдет в силу муниципализация и регионализация высшего и среднего специального образования. Сейчас можно надеяться только на личностный потенциал и государственную позицию руководителей этих учреждений, но объективные результаты пока сводят к минимуму эти надежды. Есть еще по меньшей мере 4 фактора, играющих значительную (или определяющую) роль во вхождении человека в общество и придающих те или иные черты как самой форме, так и качественной определенности результата этого процесса. Это - семья, молодежные групповые и межличностные коммуникации и труд.
Молодежь от 14 до 16 объединяют прежде всего занятия спортом (28,1%) и музыка (8,9%). Все остальные организации сегодня или попросту не существуют, или не являются привлекательными для молодежи. Молодежь это ясно осознает, и в ряду волнующих ее проблем, сразу после отношений с родителями (34,4%), стоит проблема отсутствия в городе возможностей удовлетворять свои потребности в культурном, интеллектуальном, профессиональном росте. Это - практически заявка молодежи, запрос в адрес городской власти - создать такие места (функционально или на постоянной основе), где молодежь могла бы удовлетворять свои культурные потребности, одновременно общаясь со сверстниками, ведь для них быть рядом со сверстниками - 21 % (первое место в ряду причин), которые могут дать совет и поддержать в трудную минуту, т.к. сверстник - это второй человек (36,2%) после матери (44,9%), к кому обращается молодой человек в трудную минуту.
Здесь же уместно рассмотреть и вопрос об основных структурах социализации и их влиянии на человека. Отвечая на вопрос, на кого Вам хочется быть похожим больше всего,- молодые люди ответили следующим образом в порядке убывания:
ТАБЛИЦА №11
вариант ответа | % ответивших |
ни на кого | 23,1 |
на знаменитого человека (артист, спортсмен, ученый) | 13,6 |
на мать | 13,1 |
на героя книги, фильма | 11,5 |
на отца | 11,3 |
не знаю | 9,4 |
на брата, сестру | 8,1 |
на взрослого знакомого | 5,5 |
на своего приятеля, сверстника | 2,9 |
на деда, бабушку | 2,4 |
на своего учителя | 0,5 |
Здесь просматривается, прежде всего, та же тенденция: право на свою индивидуальность провозглашается высшей формой отношения к действительности. Но дальше перечень, как в калейдоскопе, перемешал знаменитого человека с матерью и героя фильма с отцом. Такая картина есть наглядная демонстрация того обстоятельства, что семья все-таки остается сегодня основным институтом социализации, и она испытывает мощную конкуренцию со стороны средств массовой информации (сумма первого института - 24,4%, второго - 25,1%). А вот третий, традиционно-упоминаемый в джентльменском наборе, - школа (учитель) оказывается далеко на последнем месте и практически не значимым (в субъективном плане) фактором. Конечно же, школа дает знания (39,4%),умения и т.д., но меньше всего она является местом, где молодой человек может проявить свои способности (5,8%) и ему интересно (9,2%).
Далее логично было бы рассмотреть еще такой важный фактор социализации молодежи, как труд. Но его значение выходит за пределы только этого аспекта анализа. Его роль настолько фундаментальна и жизнеопределяюща, что целесообразней было бы уделить ему большее внимание. А поэтому более детально мы рассмотрим его в блоке экономических отношений.