Опытно-экспериментальная работа по морально-волевой подготовке детей к обучению в школе

 

Анализ психолого-педагогической литературы показал, важное значение в морально-волевой подготовки детей к обучению в школе воспитание желания учиться, стремление узнавать новое, овладевать умениями, целенаправленно и организованно заниматься, внимательно выслушивать и выполнять указания педагога. Существенным в обеспечении морально-волевой подготовки детей к обучению в школе является воспитание умения регулировать свое поведение, заключающееся в умении управлять своими желаниями, подчинять их интересам дела, отказаться от того, что хочется делать (играть, гулять), и заставлять себя заниматься, готовить домашнее задание.

Представление о себе, уважение или неуважение к себе, т.е. самооценка, формируются у ребёнка в процессе общения со взрослыми, которые оценивают его положительно или отрицательно. Особо значимой для детей является оценка со стороны тех взрослых, которые относятся к нему с доверием и уважением. Оценка должна фиксировать внимание ребёнка не только на том, как он поступил – хорошо или плохо, но и на том, какие последствия это имеет для других людей.

Важнейшей задачей системы дошкольного воспитания является всестороннее развитие личности ребёнка, формирование навыков учебной деятельности и в первую очередь волевых проявлений, произвольности поведения и подготовка его к школе. Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения интенсифицируют поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов, нацеленных на приведение методов обучения в соответствие с требованиями жизни.

Морально-волевая подготовка детей к обучению в школе проходит в процессе различной деятельности и во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от развивающей предметной среды, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр, от организации активного участия родителей в различных мероприятиях. Если будут соблюдены все условия, то морально-волевая подготовка детей к обучению к школе будет эффективной.

Педагогическая идея экспериментальной работы заключается в разработке универсальной программы занятий, помогающей педагогам, родителям развивать морально-волевые качества детей и подготовки их к школьному обучению. Опытно-экспериментальная работа проводилась с мая по октябрь 2009 года.

В ходе экспериментальной работы разработана и внедрена программа занятий, направленных на морально-волевую подготовку детей к обучению в школе дана оценка эффективности. В программе эксперимента были предусмотрены следующие условия:

- определены критерии оценивания;

- фиксирование результатов эксперимента проводилось в табличном варианте;

- интерпретация результатов эксперимента представлена в динамике.

Критерием оценки эффективности программы занятий выступил уровень морально-волевой готовности детей к обучению в школе, который определяется показателями: настойчивость, самостоятельность мышления, целеустремленность.

При проведении диагностики отслеживалась степень проявления таких показателей:

- целеустремленность (осознание цели, стремление к достижению результата);

- самостоятельность (самооценка поступков);

- настойчивость (сосредоточенность на выполнении задания).

Опытно-экспериментальная работа разделена на несколько этапов.

I этап – начальный (констатирующий)

II этап – основной (формирующий)

III этап – заключительный (контрольный)

Начальный период предполагает обнаружение проблемы, подбор диагностического материала и выявление уровня сформированности морально-волевых качеств у детей.

Основная часть заключалась в разработке и апробации программы занятий, направленных на повышение уровня морально-волевой подготовки детей к обучению в школе занятий.

Заключительная часть позволила проверить эффективность выбранных нами занятий для составления программы, направленной на морально-волевую подготовку детей к обучению в школе, для чего была проведена повторная диагностика детей по методикам начального констатирующего этапа.

Опытно-экспериментальная работа проведена для подтверждения или опровержения полученных выводов в теоретическом анализе литературы и выдвинутой рабочей гепотизы, о том, что морально-волевая подготовка детей к обучению в школе будет эффективной, если:

1) учитывать педагогические условия и психолого-педагогические особенности детей;

2) применять при разработке программы занятий эффективные методы и способы развития морально-волевых качеств у детей

3) организовать активное участие родителей в мероприятиях по морально-волевой подготовки детей к школе;

Цель экспериментальной работы: разработать и апробировать программу занятий, направленных на морально-волевую подготовку детей к обучению в школе.

Задачи экспериментальной работы:

1) провести диагностические мероприятия с целью выявления уровня морально-волевой готовности (констатирующий этап)

2) провести с детьми ряд игр с целью формирования морально-волевых качеств детей (формирующий этап)

3) определить эффективность программы занятий, направленных на морально-волевую подготовку детей к обучению в школе (итоговый этап)

Методы исследования:

1) анализ педагогических условий

2) диагностические методы

3) наблюдение

4) математическая обработка и интерпретация результатов.

База исследования: МДОУ детский сад № 2 "Черемушки", г.Томмот. В исследовании принимали участие 15 детей в возрасте 6-7 лет. Педагогический экспиремет проводился с согласия родителей.

В данной экспериментальной работе были использованы методики, диагностирующие проявления настойчивости, самостоятельности и целеустремленности, что в целом констатирует уровень морально-волевой подготовки:

1. Уровень настойчивости определял тест "Ориентационный тест школьной зрелости" Керна-Йнрасска (Приложение А). Тест состоит из трех заданий:

- графическое копирование фразы из письменных букв;

- срисовывание группы точек в определенном пространственном положении;

- рисование фигуры человека по памяти.

Все три задания направлены на выявление умения детей воспроизводить образец. Тест позволяет определить настойчивость, может ли ребенок работать не которое время сосредоточенно, не отвлекаясь. Так же этот тест помогает выявить уровень психического развития ребенка, развитие его глазомера, способности к подражанию, степень сформированности тонких двигательных координаций. Кроме того, с помощью этого теста в общих чертах можно определить интеллектуальное развитие ребенка, концентрацию внимания.

2. Уровень целеустремленности был выведен по методике "Домик" Н.И. Гуткиной (Приложение Б)

Эта методика использовалась в целях определения морально-волевой готовности к школьному обучению. Методика представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающую домик, отдельные детали которого составлены из прописных букв. Задание позволяет выявить целеустремленность ребенка, ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его. Так же выявляет особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторике руки.

3. Показатель уровня самостоятельности определялся с помощью проведенного опроса-беседы "Самооценка поступков". Диагностика представляет собой модифицированный вариант диагностики, направленный на определение уровня сформированности нравственных качеств, сформулированного Г.В. Залесским. (Приложение В).

В беседе детям было предложено выслушать рассказ и найти ошибки в поведении мальчика Миши, который также ходит в детский сад. В рассказе содержится 5 ситуаций. Выслушав рассказ, ребенок вместе с экспериментатором выделяет ситуации в рассказе и самостоятельно определяет ошибки в поведении Миши. Дети должны дать ответы на предложенные вопросы.

4. На основе полученных данных всех методик исследования выводилась обобщенная оценка и определялся уровень морально-волевой готовности детей к обучению в школе. Распределение детей по уровням морально-волевой готовности осуществлялось в соответствии установленными границами баллов:

1-10 баллов – высокий уровень

11-20 баллов – средний уровень

21-30 – низкий уровень

5. Наблюдение. На этом этапе исследования велось наблюдение за детьми в течение экспериментальной работы, непосредственную помощь оказывал воспитатель группы.

Таким образом, определившись с методами и методиками проведения опытно-эксперементальной работы был проведен констатирующий этап.

Анализ педагогических условий показал, что в МДОУ № 2 "Черемушки" в основе организации учебно-воспитательного процесса лежит личностно-ориентированная модель общения с ребёнком, обусловленная программой "Радуга", направленной на гармоничное развитие дошкольника и типовой программой Васильевой. Задачи программы соответствуют государственному стандарту воспитания и образования дошкольников и приоритетным направлениям работы детского сада - художественно-эстетического и социально-личностного развития воспитанников.

Педагогами детского сада разработана "Образовательная программа МДОУ", "Программа развития МДОУ", "Программа оздоровления дошкольников". Эти программы в МДОУ № 2 "Черемушки" почти не выполняются.

Педагоги не стремятся к тому, чтобы детский сад стал для дошкольника местом, где ему уютно, весело, хорошо, в группах в основном нет доверительной атмосферы, основанной на педагогике сотрудничества воспитателя с детьми, с родителями - главными партнёрами образовательно-воспитательного процесса.

Детский сад почти не взаимодействует с родителями, с семьёй каждого дошкольника, хотя объединение усилий для развития и воспитания дошкольников является основным фактором личностного развития дошкольников. Просвещение родителей в области педагогики и психологии отсутствует, на редких родительских собраниях не высвечиваются проблемы воспитания дошкольников, решаются только общие вопросы, в основном финансовые. Родителей попросту не вовлекают в образовательно-воспитательный процесс. Изучение педагогических условий МДОУ № 2 "Черемушки" показало, что не создаются педагогические условия, для морально-волевой подготовки детей, предметно-развивающая среда практически отсутствует.

Диагностические данные морально-волевой готовности детей к обучению в школе показали следующее:

I. Уровень настойчивости.

С ориентационным тестом школьной зрелости дети справились в основном плохо.

Первое задание – "Копирование фразы "Ей дан чай" выполнено очень примитивно. Из 15 исследуемых детей 10 (66,7%) заслуживает оценки в 5 баллов – у этих детей одни каракули, это очень низкий результат.

У 3 (20,0%) детей более-менее на образцы похожи по несколько букв – они заслужили по 3 балла.

И только 2 (13,3%) испытуемых получили оценку в 1 балл. Они выполнили задание хорошо. Срисованную фразу можно прочитать. Буквы не более чем в 2 раза больше образца. Буквы образуют три слова. Строка не отклонена от прямой линии.

За второе задание – "Срисовывание группы точек в определенном пространственном положении" можно поставить 2 балла 5 (33,3%) детям, т.к. образец скопирован разборчиво. Единственной погрешностью это не которое уменьшение пространства между точками, но это допустимо. Остальные дети – 6 (40,0%) заработали по 4 и 5 баллов получили 4 (26,7%).

И третье задание – "Рисование фигуры человека по памяти". Рисунок мужской фигуры можно оценить 3 балами у 7 (46,6%) На рисунке изображены голова, туловище, шея, конечности, волосы, но отсутствуют ступни ног и на руках по 3 пальца.

По 1 баллу за рисунок получили 3 (20,0%) детей, т.к. нарисованная фигура имеет голову, туловище, конечности. Голова с туловищем соединены посредством линии. Но голова имеется волосы, имеются уши, на лице – глаза, нос, рот. Руки закончены кистью с пятью пальцами. Использована мужская одежда.

Примитивные рисунки головы с конечностями, по принципу "палка, палка, огуречик - вот и вышел человечек" были у 3 (20,0%) детей, они получили по 4 балла. Отсутствие ясного изображения туловища, конечностей, головы и ног были на рисунках у 2 (13,3%) детей – эти дети получили по 5 баллов.

Выполнение заданий по методике "Ориентационный тест школьной зрелости" Керна-Йнрасска представлены в Таблице 1.

Таблица 1 – Выполнение заданий по методике "Ориентационный тест школьной зрелости" Керна-Йнрасска

№№ п/п

Имя, Ф

1 задание

2 задание

3 задание

Всего

баллов

Уровень

настойчивости

1 Алина Б

1

2

1

4

высокий

2 Ксения Г.

5

4

3

12

низкий

3 Миша Г.

5

5

4

14

низкий

4 Саша Г.

5

4

3

12

низкий

5 Валя З.

3

2

1

6

высокий

6 Дима К.

5

2

3

10

средний

7 Олеся К.

3

2

3

8

средний

8 Юлия К.

5

4

5

14

низкий

9 Витя Ф.

1

2

1

4

высокий

10 Коля Г.

5

5

4

14

низкий

11 Лариса П.

5

4

5

14

низкий

12 Роман П.

5

5

4

14

низкий

13 Серёжа С.

5

4

3

12

низкий

14 Дарья С.

3

2

3

8

средний

15 Женя Т.

5

4

3

12

низкий

 

Уровень настойчивости детей, определяемый по методике "Ориентационный тест школьной зрелости" Керна-Йнрасска, показан на Рисунке 2.

 

Рисунок 2 – Уровень настойчивости

 

Как видим из Рисунка 2 уровень настойчивости у испытуемых очень низок, видимо в садике имеются недостатки в отборе содержания занятий в детском саду, которые препятствуют формированию у детей морально-волевой подготовки.

II. Следующим измерением было определение уровня целеустремленности детей по методике "Домик" Н.И. Гуткиной. Выполнение задания по этой методике предусматривало срисовывание картинки, изображающую домик, отдельные детали которого составлены из прописных букв. С этим заданием дети справились не очень хорошо.

Только отлично справились с заданием 2 (13,3%) человека – эти дети получили по 0 – 1 баллов. Все детали рисунка присутствуют. Нет отдельно увеличенных деталей более чем в 2 раза. Все элементы рисунка изображены правильно и произвольное их распределение в пространстве. Нет отклонений более чем на 30 градусов от заданного пространства. Линии без разрывов. Отсутствует наползание линий одна на другую.

Хорошее выполнение задания – 2 балла получили 4 (26,6%) детей. Все детали рисунка присутствуют. Нет отдельно увеличенных деталей более чем в 2 раза. Все элементы рисунка изображены правильно и произвольное их распределение в пространстве. Но имеются отклонения от заданного пространства и линии наползают одна на другую.

И большинство, 9 (60,0%) испытуемых получили по 5-6 баллов, на рисунках имеются разрывы между линиями в тех местах где они должны быть соединены, имелось увеличение отдельных деталей отсутствовали некоторые детали рисунка, такие как труба, ручка на двери и т.п.

Результаты выполнения задания по методике "Домик" Н.И. Гуткиной представлены в Таблице 2.

Таблица 2 – Выполнение задания по методике "Домик" Н.И. Гуткиной

№№ п/п

Имя, Ф

Баллы

Уровень

настойчивости

1 Алина Б

0

высокий

2 Ксения Г.

5

низкий

3 Миша Г.

6

низкий

4 Саша Г.

6

низкий

5 Валя З.

5

низкий

6 Дима К.

2

средний

7 Олеся К.

2

средний

8 Юлия К.

5

низкий

9 Витя Ф.

1

высокий

10 Коля Г.

6

низкий

11 Лариса П.

6

низкий

12 Роман П.

5

низкий

13 Серёжа С.

5

низкий

14 Дарья С.

2

средний

15 Женя Т.

2

средний

 

Уровень целеустремленности, распределение детей в % по методике "Домик" Н.И. Гуткиной представлен на Рисунке 3.

 

Рисунок 3 – Уровень целеустремленности по методике "Домик" Н.И. Гуткиной

 

Как видим из Рисунка 3, с этим заданием дети справились так же не важно, это видимо результат того, что занятия не содержат умственной нагрузки. Детям легко проявлять активность на занятии, где каждое задание не требует усилий для достижения результата. Уровень сформированности целеустремленности у детей очень низкий, это говорит о том что воспитатели и педагоги проводят с детьми занятия не учитывающие формирование морально-волевых качеств. Ведь от того как, будет воспитан дошкольник в морально-волевом отношении, зависит не только его успешное обучение в школе, но и формирование жизненной позиции.

III. Уровень самостоятельности определялся с помощью проведенного опроса-беседы "Самооценка поступков".

Из 15 детей, принимавших участие в эксперименте, верно, оценили все неправильные поступки Миши 2 (13,3%) ребят – эти ребята заработали по 1 баллу. Так же 2 (13,3%) детей определили как неправильные четыре поступка и получили по 2 балла.

Выделили две ситуации 5 (33,3%) детей с неправильными поступками "пролил молоко и не извинился", "не помог убирать игрушки" - им поставлено по 4 балла и 5 (33,3%) – получили по 5 баллов, они выделили одну ситуацию с пролитым молоком и оценили как неверное поведение в ней лишь то, что Миша вертелся за столом и один ребенок затруднился самостоятельно оценить поступки – ему было поставлено 6 баллов.

Таким образом, дети в основном не могут самостоятельно дать самооценку поступкам.

На вопрос – "как бы ты поступил?" в каждой из найденных ситуаций с ошибками в поведении Миши не все дети правильно подобрали варианты поведения:

1) "здороваться нужно с каждым воспитателем и работником детского сада" – 2 (13,3%);

13 (86,6%) детей не подумали о том, чтобы здороваться и с работниками детского сада;

2) "нужно на вежливую просьбу давать игрушку другу, но попросить его не ломать ее" – 12 (80,0%);

трое ребят (20,0%) вообще не согласились давать игрушку;

3) "за столом нельзя вертеться, а если пролил молоко – необходимо извиниться за свой поступок" – 8 (53,3%);

за столом нельзя вертеться, а про извиниться – не сказали 7 (46,7%) детей;

4) "сердиться на Машу после того, как облил ей молоком платье – неправильно, нужно было искренне извиниться за свой поступок, и девочка перестала бы сердиться на Мишу" – 4 (26,7%) ребят;

остальные 11 (73,3%) человек посчитали что надо сердиться на Мишу!!!

5) "нельзя отказываться на вежливую просьбу помочь собирать игрушки воспитательнице, ведь она сама в них не играет, а помогать воспитательнице во всем и наводить порядок в группе должен каждый, ведь мы уже большие и можем помогать" – 9 (60,0%) детей, 4 (26,7%) ребят ответили, что вообще нельзя отказываться на любую вежливую просьбу и 1 (6,7%) ребенок сказал, что наводить порядок должны взрослые.

Полученные данные по опросу "Самооценка поступков" представлены в Таблице 3.

 

Таблица 3 – Данные опроса по методике "Самооценка поступков"

№№ п/п

Имя, Ф

Баллы

Уровень самостоятельности

1 Алина Б

1

высокий

2 Ксения Г.

4

средний

3 Миша Г.

5

низкий

4 Саша Г.

5

низкий

5 Валя З.

2

высокий

6 Дима К.

5

низкий

7 Олеся К.

5

низкий

8 Юлия К.

4

средний

9 Витя Ф.

1

высокий

10 Коля Г.

4

средний

11 Лариса П.

5

низкий

12 Роман П.

4

средний

13 Серёжа С.

4

средний

14 Дарья С.

2

высокий

15 Женя Т.

6

низкий

 

Для вывода данных в сравнительный анализ, уровень самостоятельности, определенный по методике "Самооценка поступков" представлен на Рисунке 4.

 


Рисунок 4 – Уровень самостоятельности по методике "Самооценка поступков"

 

Из Рисунка 4 видно, что большая часть детей не могут правильно оценить поступки, у этих детей плохо сформированы нравственные привычки, что влияет на сформированность самостоятельности, одного из показателей морально-волевой готовности.

IV. На основе полученных данных всех методик исследования выводилась обобщенная оценка и определялся уровень морально-волевой готовности детей к обучению в школе (Таблица 4)


Таблица 4 – Данные по определению морально-волевой готовности детей к обучению в школе.

№ п/п

Имя, Ф

Тест Керна-Йнрасска

(баллы)

Методика "Домик" Н.И. Гуткиной

(баллы)

Опрос-беседа "Самооценка поступков" (баллы)

Баллы всего

Уровень

морально-волевой готовности

1 Алина Б

4

0

1

5

высокий

2 Ксения Г.

12

5

4

21

низкий

3 Миша Г.

14

6

5

25

низкий

4 Саша Г.

12

6

5

23

низкий

5 Валя З.

6

5

2

13

средний

6 Дима К.

10

2

5

17

средний

7 Олеся К.

8

2

5

15

средний

8 Юлия К.

14

5

4

23

низкий

9 Витя Ф.

4

1

1

6

высокий

10 Коля Г.

14

6

4

24

низкий

11 Лариса П.

14

6

5

25

низкий

12 Роман П.

14

5

4

23

низкий

13 Серёжа С.

12

5

4

21

низкий

14 Дарья С.

8

2

2

12

средний

15 Женя Т.

12

2

6

20

средний

 

Распределение детей по уровням морально-волевой готовности детей к обучению в школе осуществлялось в соответствии установленными границами баллов и представлены в динамике на Рисунке 5.

 

Рисунок 5 – Уровень морально-волевой готовности детей к обучению в школе

 

Наблюдения за детьми и педагогами показало, что нередко педагог переключается на индивидуальную работу с ребенком (помогает слабому выполнить задание, пересказать рассказ, прочитать стихотворение), а группа перестает работать. Такие отвлечения опять-таки не формируют у детей правильного отношения к деятельности на занятии, требующем постоянной активности, ответственности, самостоятельности.

В практике имеются недостатки в отборе содержания занятий в детском саду, которые препятствуют формированию у детей морально-волевой подготовки к тому, чтобы справиться с затруднениями. Занятия часто не содержат умственной нагрузки. Детям легко проявлять активность на занятии, где каждый вопрос или задание не требуют усилий для нахождения ответа, достижения результата. Легкость материала (в том числе и вопросов, не требующих раздумья, припоминания, сравнения) или перенасыщенность занятия развлекательными моментами приучают детей к занимательности в обучении, не требуют от них умственного напряжения, настойчивости, сосредоточенности, целеустремленности, внимания к каждому слову воспитателя, а результат достигается без достаточных морально-волевых усилий.

Наблюдения показывают также, что если к результатам деятельности детей, осуществляемой на занятиях, предъявляется недостаточно требований, то это не только снижает, так сказать, авторитетность, серьезность задачи, выполненной ребенком, но и создает у него представление, что задание можно выполнять без достаточной старательности, не совсем точно. Отсюда и внимание к указаниям педагога значительно снижается.

Таким образом, проведенные диагностические мероприятия обнаруживают зависимость решения задач формирования у детей морально-волевых качеств, необходимых для учения в школе, от методики преподнесения знаний, формирования умений и навыков в процессе деятельности на занятиях в детском саду. Условия на занятии способствуют тому, чтобы у детей сложилось полное представление о том, что такое "хорошо заниматься". Предлагая детям то или иное задание, педагог разъясняет необходимость и внимательно слушать, и точно выполнять предъявляемые требования, и быть постоянно готовым к ответу на любой вопрос. В различных ситуациях, складывающихся в процессе деятельности детей, он разъясняет, как следует поступить, какое поведение соответствует требованию "хорошо заниматься". Однако в практике эти возможности нередко упускаются. Педагог направляет свое внимание, прежде всего на решение задач обучения и не уделяет достаточного времени на разъяснение норм поведения, формирование у детей морально-волевых качеств.

В таких условиях у детей не складывается полного представления о всей сумме правил и требований, предъявляемых к деятельности на занятиях, оно ограничивается лишь самыми элементарными: "надо сидеть тихо", "нельзя открывать ящик стола" и т. п.

Ответы детей на предложенные нами вопросы: "Кто, по-твоему, у нас в группе хорошо занимается на занятиях? Почему ты так думаешь? А кто еще не научился заниматься? Почему ты так считаешь?" – показали, что дети выделяют только отдельные стороны деятельности: "хорошо отвечает", "плохо сидит", "ему часто замечания делают" и т. п., на которые, по-видимому, чаще всего обращает внимание педагог, одобряет или делает дисциплинарные замечания. В то же время для детей остались незамеченными и несущественными такие стороны деятельности на занятии, как пассивность кого-то из сверстников, неточное выполнение указаний к самостоятельной работе, продвижения отдельных детей, их старательность, исполнительность.

В МДОУ № 2 "Черемушки" выявлены следующие проблемы и недостатки в работе педагогов в сфере морально-волевой подготовки детей к обучению в школе:

1) предметно - развивающая среда не соответствует современным требованиям;

2) педагоги мало уделяют внимания морально-волевому и нравственному развитию;

3) нет связи с другими видами воспитательной работы, например не предусмотрено руководство развивающих программ по экологическому образованию, которые так же направлены на формирование морально-волевых качеств детей;

4) не вовлекают родителей образовательно-воспитательный процесс.

На основании полученных выводов в процессе констатирующего этапа и выявленных проблем нами была разработана программа занятий, которая направлена не только на морально-волевую подготовку детей к обучению в школе, но и предусматривает интеллектуальную, личностную и психологическую подготовку к обучению в школе, чем способствует развитию личности ребенка в целом.

Следующим этапом работы был формирующий этап, целью которого было сформировать у детей морально-волевые качества, которые так необходимы при общей готовности к школе.

Для этого в программу занятий были включены элементы направленные на повышение уровня целеустремленности, настойчивости и самостоятельности:

1. Занятие "Цветные карандаши" в основном направлено на повышение уровня целеустремленности (Приложение Г).

2. Занятие "Экскурсия в мир природы" способствует развитию самостоятельности (Приложение Д).

3. Комплекс дидактических игр включает развитие настойчивости (Приложение Е).

Реализация данной программы занятий требовала следующих условий:

1) создать предметно-развивающую сферу в группе

2) привлечь родителей к организации праздников и различных развивающих занятий

3) регулярно проводить мероприятия, направленные на формирование морально-волевых качеств

Содержание программы занятий было основано на принципах:

- открытость (содержание проблемной ситуации или противоречия);

- соответствие условий выбранным методам формирующим морально-волевые качества;

- возможность разных способов решения;

- индивидуализация и дифференциация обучения;

- наглядность, доступность подачи информации, введение игрового элемента в процессе обучения.

- введение игрового элемента в процессе

- обучения учет возрастных особенностей дошкольников.

Цель занятий:

- повысить уровень морально-волевых качеств;

- развитие творческих и познавательных способностей;

- ознакомление с окружающим миром;

- развитие наблюдательности, внимания, памяти;

- вызвать интерес к обучению.

Задачи занятий:

- развитие морально-волевых качеств, нравственных привычек;

- развитие познавательных и творческих способностей;

- развитие коммуникативных способностей;

- приобщение детей к окружающему миру.

Ожидаемый результат: повышение уровня морально-волевой подготовки детей, формирование нравственных привычек, познавательных и творческих способностей, повышение интереса к обучению.

Для реализации всех мероприятий в испытуемой подготовительной группе создали педагогические условия для возможности проводить занятия направленные на повышение морально-волевой подготовки, продумана организация предметно-развивающей среды, сделали привлекательным интерьер помещений. Создали в группе художественное оформление и уголки для развития морально-волевых качеств.

Данная программа была апробирована в испытуемой группе. Дети с удовольствием принимали участие во всех предложенных им занятиях. Используя серию занятий, где использовались игровые элементы для развития морально-волевых качеств, мы стремились развить и другие способности детей.

Развивающую работу с детьми проводилась в группах по 5 человек Главная задача работы заключалась в том чтобы довести морально-волевое развитие ребенка до уровня готовности к школе. Задача педагога сначала пробудить у ребенка желание научится чему то новому а уже затем начинать работу по развитию морально-волевых качеств.

Все предложенные занятия были реализованы с помощью педагогов детского сада и родителей, после чего были проведены повторные диагностические мероприятия по методикам констатирующего эксперимента и дана оценка эффективности программы занятий, направленных на повышение уровня готовности детей к обучению в школе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: