Показателем нового уровня двусторонних отношений стал подписанный президентом России В.В. Путиным и Председателем КНР Цзян Цзэминем во время очередной встречи на высшем уровне в Москве 16 июля 2001г. российско-китайский Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве.
Понятно, что этот документ отразил реалии двусторонних отношений 2001 г. — общее стремление РФ и КНР содействовать становлению многополярного мира, предотвратить распространение ядерного оружия (путем поддержания международных режимов нераспространения, включая ДНЯО), эффективно противодействовать международному терроризму, а также разрушительным мировым финансово-экономическим кризисам. При желании в договоре можно усмотреть и стремление создать полюс «глобального притяжения», противоположный США.
Как известно, к моменту подписания названного документа Россия и Китай занимали единую отрицательную позицию по вопросу расширения НАТО на Восток, «гуманитарным» акциям США и их союзников на Балканах, по проблеме целостности России (в связи с событиями в Чечне) и Китая (ввиду проявлений этнического сепаратизма в Тибете и Синьцзяне). Тем не менее США всегда незримо оставались третьей стороной российско-китайских отношений. Одновременно в политических кругах РФ в эти годы получила распространение идея об углублении сотрудничества России с НАТО. Рассматривались даже некие варианты вхождения России в Североатлантический альянс. Однако, определенным препятствием на пути российско-натовской интеграции в каком-то смысле стал договор РФ и КНР 2001 г., согласно которому обе страны обязуются не участвовать «в каких-либо союзах или блоках.., наносящих ущерб другой стороне» (ст. 8).
Во время подготовки договора среди экспертов и политиков развернулась дискуссия, в которой получили отражение некоторые характерные для того времени позиции и мнения, которые все же не были озвучены официально и не вошли в текст документа. Поскольку договор был инициирован китайской стороной, возникал вопрос: из чего в первую очередь исходило китайское руководство? Из стремления расширить поле для внешнеполитического маневра набирающего мощь Китая или же, наоборот, путем международного сотрудничества смягчить какие-то его внутренние проблемы и «врачевать» сохраняющиеся слабости?
Однозначного ответа получено не было. Однако было очевидно, что Китай стремился юридически закрепить достижения своего стратегического партнерства с РФ до того, как в КНР произойдет смена лидеров и к власти придет новое, четвертое, поколение руководителей[2]. Возможные настроения последних ряд экспертов оценивал как наверняка более сдержанное в отношении России и остропрагматичное. Опасения экспертов оказались неоправданными, новое руководство — Председатель КНР Вэнь Цзябао и генеральный секретарь КПК Ху Цзиньтао — продемонстрировало полную преемственность российского курса Пекина, хотя эти лидеры и не получали в свое время образование в CСCP, как некоторые их предшественники. Для самого же Цзян Цзэминя как государственного деятеля и. просто человека, возможно, было очень важно оставить для истории фундаментальное свидетельство своих внешнеполитических успехов.
Очевидно что, кроме собственно двусторонних задач Пекин путем заключения этого договора планировал косвенным образом облегчить себе решение и иных международных проблем. Пытаясь возбудить чувство соперничества Запада, рассматривающего Россию как конкурента в разыгрывании «китайской карты», Пекин стремился смягчить антагонизм некоторых западных стран в отношении КНР, оставив в качестве глобального противника только Соединенные Штаты, а также снизить градус наметившегося сближения России и НАТО. Помимо этого, в первой половине 2001 г. Пекином предпринимались попытки вовлечения Японии и даже Евросоюза в орбиту двустороннего сотрудничества на региональном уровне.
Возможно, что через заключение договора Пекином также предпринималась попытка представить миру некий новый «центр силы».
Кроме того, формируя так называемый Большой Китай, Пекин действовал (и действует) сразу по нескольким направлениям. Как известно, возвращены в лоно родины Гонконг (1997 г.), Аомынь. Стоит задача мирного воссоединения с Тайванем. В этой связи некоторые эксперты полагали, что договор с Москвой нужен Пекину в том числе и для того, чтобы в перспективе превратить Россию в одну из сфер влияния уже всего «Большого Китая». Однако думается, что Россия сама способна «привязать» Китай к своим коридорам поставки энергоресурсов, которые все более обретают уже не только межстрановое, но и геополитическое значение.
Россия, заключая договор, также руководствовалась не только интересами развития двустороннего сотрудничества, но и целым рядом иных соображений. В Москве рассматривалась идея создания комплексной системы коллективной безопасности в Восточной Азии, а также формирования Восточно-азиатского общего рынка (ВАОР) в составе России, Китая, Японии, Республики Корея, КНДР (или даже объединенной Кореи) и Монголии. Поэтому в Кремле положительно относились к подключению России к китайскому «центру силы» на условиях равноправия. Тогда, в 2001 г., руководство России еще не располагало огромными «нефтяными» деньгами и прочным «олигархическим тылом» и таким опытом общения с восточными политиками, которые оно приобрело чуть позже. Поэтому возможно, что Пекин воспринимал российские глобальные и региональные амбиции как некое пожелание, а не как достижимую перспективу.
Хотя в договоре и была отмечена необходимость борьбы с терроризмом, сепаратизмом и религиозным экстремизмом, тогда соответствующие положения вошли в документ, скорее, по традиции, «автоматически». В июле 2001 г. архитекторы договора не могли знать, что через 2 мес. США подвергнутся беспрецедентной террористической атаке, поэтому представляется, что если бы договор готовился и подписывался после трагических событий сентября 2001 г., то его структура и акценты могли бы быть иными.
По мнению большинства китайских и западных экспертов, договор зафиксировал возникновение между Москвой и Пекином отношений особого типа, при котором глубокое сотрудничество по ряду направлений сочетается с обоюдным стремлением избежать создания военного союза. Данный тип отношений логически вытекал из особенностей социально-экономического и оборонно-политического положения России и Китая.
Для Китая Россия являлась (и является) основным и пока почти безальтернативным источником поставки современных вооружений и оборонных технологий. Второй важнейший партнер Китая по ВТС — Израиль находится под сильным влиянием США и потому ненадежен, что и подтвердилось в 2000 г., когда под американским давлением была сорвана поставка в КНР израильской авиационной системы дальнего радиолокационного обнаружения и управления «Фалкон». Для России же китайский рынок вооружений весьма важен потому, что в условиях резкого сокращения практики государственного оборонного заказа российский ВПК долгое время жил только благодаря экспорту своей продукции за рубеж, прежде всего в Китай и Индию.
В 2001 г., после подписания договора, ряд исламских СМИ в разных странах мира достаточно неожиданно для Москвы и Пекина опубликовал статьи, смысл которых сводился к тому, что «ось» между Москвой и Пекином направлена не против Запада, а против мусульман. Этот неофициальный смысл был всесторонне проанализирован Москвой. Такая реакция исламских СМИ объяснялась наличием проблемы Чечни в России и Синьцзяна в Китае, а также поддержкой России и Китая акций США в Афганистане. Стало понятно, что Москва и Пекин должны будут уделить гораздо большее внимание исламскому миру, показав ему, что они не собираются оказывать давление на мусульманские страны и «подыгрывать» США. В итоге события 11 сентября не только не поколебали, но даже укрепили линию двух стран на развитие отношений с исламским миром.