Методика работы над понятием

«художественный мир В.М. Шукшина»

С творчеством нашего земляка В.М. Шукшина учащиеся встречаются впервые в седьмом классе на уроках внеклассного чтения, на уроках-беседах по литературе советского периода, и с этого момента начинается постепенное вхождение в мир писателя. К одиннадцатому классу у учеников уже сложилось представление о некоторых особенностях его творческого метода. Сознание учащихся вполне готово к постижению оригинального, неповторимого художественного мира Шукшина, основы которого как бы заложены в его словах: «В постижении сложности — и внутреннего мира человека, и его взаимодействия с окружающей действительностью — обретается опыт и разум человечества», сказанные однажды в беседе с корреспондентом «Правды».

Понятие «художественный мир» писателя ко времени изучения особенностей литературного процесса второй половины ХХ века должно стать для старшеклассников необходимым инструментом анализа, поскольку термин этот характеризует сущностные качества художественного произведения — это форма выражения авторского сознания. Уточним: у каждого подлинного художника есть свой художественный мир, целый космос (по Н. Лейдерману) и Вселенная (по о. М. Дунаеву), самодостаточный и самоценный, в котором художник «моделирует» свои мироощущение и мироотношение. Писатель наделяет этот Космос образами, созданными его фантазией, оживляет своим воображением. Но в сознании художника эти образы приобретают самостоятельность, они начинают существовать: развиваться, взаимопритягиваться и взаимоотталкиваться - по законам того Космоса, который «смоделировал» сам писатель. Эти законы и лежат в основе самых, казалось бы, неожиданных сцеплений между образами его произведений. А «темн о ты» возникают оттого, что связи, которые хорошо видны хозяину дома, отлично знающему, где что лежит и для чего предназначено, не сразу видны гостю. Стало быть, ещё раз уточним задачу изучения творчества В.М. Шукшина: осмыслить законы, по которым смоделирована Вселенная художника, говоря иначе — разгадать код поэтики В.М. Шукшина. Писатель стремится материализовать свой Космос, сделать его наглядно-зримым, т.е. доступным живому созерцанию и дающим возможность оценить благость или враждебность всего мироустройства.

В активе В.Шукшина — 125 опубликованных рассказов, большинство из которых поражают своей жизненной неповторимостью, своеобразием жизненного материала. Попытаемся определить индивидуальное качество этих рассказов через определённые критиками понятия «шукшинский герой», и «шукшинская жизнь».

О том, что В.М. Шукшин - явление уникальное (актёр, знаменитый режиссёр, постановщик, сценарист, писатель), об основных этапах его жизненного и творческого пути информацию на занятии по творчеству Шукшина в Х1 классе могут сообщить подготовившиеся учащиеся. Важно на этапе более глубокого знакомства с художником (ведь определённые сведения о жизни и творчестве учащиеся уже имеют) разговор построить так, чтобы ребята почувствовали масштаб личности В. Шукшина, чтобы увидели: да, это действительно первоклассный мастер в нескольких видах искусства. Сделанного Шукшиным за 15 с небольшим лет в литературе и 10 лет в кино хватило бы не на одну яркую творческую биографию. Впечатляет даже перечень его работ в кино. На этом этапе занятия вполне целесообразно поработать с иконографией писателя: рассмотреть несколько фотографий или кадров из фильмов (это довольно доступный материал, поскольку к юбилею художника печать широко освещала его кинематографический архив, много печаталось фотографий и кадров из фильмов).

 Поскольку мир произведения включает в себя не только материальные данности, но и психику, сознание человека, главное же — его самого как душевно-телесное единство, а его компонентами являются: персонаж и его ценностные ориентации, соотношение героев и автора, психологизм героев, формы поведения, природные особенности и пространственно-временные отношения, отражённые в основных конфликтах произведения и особенностях сюжета, попробуем «прочитать» вместе с одиннадцатиклассниками глубинные смыслы шукшинских рассказов, ибо только это может дать опыт «понимания», которое всегда диалог и сотворчество, хотя и несёт некоторую долю субъективности. Выбор их обусловлен темой творчества (одной из значимых для писателя тем), например, «Мастер», «Крепкий мужик», «Воскресная тоска», «Срезал». Этот сюжет — картина творческой работы человека — довольно постоянный в прозе писателя. В то же время эти рассказы объединят финал несостоявшегося «праздника» творчества. 

Начнём работу с рассказа «Мастер». Уже в зачине рассказа Шукшин фиксирует внимание на теме мастера и его судьбы: Сёмка Рысь — талант, играющий в жизни роль «забулдыги»; «Жил-был в селе Чебровка некто Сёмка Рысь, забулдыга, непревзойдённый столяр». Попутно заметим, что тема пьянства волновала писателя давно, ещё в раннем рассказе «Стенька Разин» старый учитель говорит молодому талантливому мастеру: «Только не пей. Это гроб! Понял? Русский человек талант свой может не пожалеть». Вот и Сёмка «…транжирит свои молодые силы на что угодно: поорать, позубоскалить, нашкодить где-нибудь — милое дело. Временами он крепко пьёт».

«- У тебя же золотые руки! — скажут ему, Ты бы как сыр в масле катался, кабы не пил-то.

- А я не хочу как сыр в масле. Склизко».

А почему Сёмка пьёт? Сам он объясняет это тем, что, выпив, он лучше думает про людей. Душа героя ищет добра и красоты, но неумело.

    Завязкой психологического действия у Шукшина становится сдвиг точки зрения героя в сторону духовного, нравственного прозрения. При этом точкой морального отсчёта и суда оказывается икона. Сёмка обретает новую точку зрения, живя в городе, у писателя, которому он отделывал кабинет под избу ХУ1 века. Тогда «он не пил, читал разные книги про старину, рассматривал старые иконы…». Новым взглядом он «присматривается» к церкви и вдруг оказывается в положении «озабоченного», «спешащего» и даже «борющегося» человека. (Цитата, с 500)

В «Мастере» героя приближает к духовному возрождению приоткрывшаяся красота потаённой церкви. Развёртывая в сюжете «историю души» мастера, Шукшин рассматривает путь восстановления талицкого храма как путь духовного становления мастера. «Движение на этом пути «кружащееся» как в географическом, так и в психологическом пространстве. Круг духовного и жизненного пути в рассказе замкнут, обозначая тщету стремления к обновлению». (Козлова С.158). Заметим, что автор особо подчёркивает роковую предопределённость движения по одному и тому же кругу для мастера не только в прошлом и настоящем, но и в будущем. «Где же остальные?» - спрашивает секретарь в облисполкоме — последней, высшей инстанции пути Сёмки Рыся. — «Там, - сказал Сёмка, - идут».

Талицкая церковь кажется Сёмке, по сравнению с чебровской, особенно человечной, «задушевной», возможно, потому, что заставляет героя прикоснуться душой к тому неведомому мастеру, что «оставил после себя эту светлую каменную сказку», задуматься о том, что заботило зодчего, который построил храм, «как песню спел, и спел хорошо», потому что работал по вдохновению, как богом дано.

Близк о к этому ощущению — ощущение праздника, этого всплеска души, необходимость которого остро осознавалась Шукшиным, Поговорим с ребятами о том, что такое праздник в высшем, исконном смысле этого слова. Здесь можно привлечь материалы из фильма «калина красная».

Душе нужны моменты взлёта, освобождения, радости, раздвинуть клетку, как делает это обнаруженный в церкви Сёмкой прикладок. «Мастер убрал прямые углы - разрушил квадрат. Так как церковка маленькая, то надо было создать ощущение свободы внутри, а ничего так не угнетает, не теснит душу, как клетка-квадрат».Здесь можно дать в записи либо художественный колокольный звон, либо фрагмент церковного песнопения, (например, литургии), а затем предложить написать миниатюрку «Праздник души».

Вернёмся к решению героя отреставрировать талицкую церковь. Остановимся на том, чем поразил его блестящий отшлифованный камень на восточной стене? Сёмке показалось, что он проник в замысел мастера, оставшегося неосуществлённым, Он на момент как бы слился душой с неизвестным зодчим и захотел доделать задуманное им. И он представил себе, как это может быть красиво. Именно эти два момента подчёркивает Шукшин, когда пишет о Сёмке: «обеспокоенный красотой и тайной».

Сёмка обращается за помощью _ спрва к церкви, затем в облисполком, - но всюду получает отказ. У служителей культа — потому что нельзя открыть в Талице новый приход из-за малочисленности населения, а в исполкоме — потому что, как оказалось, здание не представляет исторической ценности, являясь поздней копией храма Покрова на Нерли.

Сёмке объясняют вторичность талицкой церкви. Наивный вопрос Сёмки: «Ну, допустим — копия. Ну и что? Красоты-то от этого не убавилось» - остался без ответа.

Что общего во взгляде на проблему служителей церкви и государственного чиновника? Все они смотрят на талицкую церковь с утилитарной точки зрения, взвешивая её культовую или историческую ценность. Получается, что казённый «интерес» к «гордости русского народа»,будь то песня или храм, может проявляться только напоказ. Там, где красота действительно может возродить или хотя бы пробудить д у ши, её восстанавливать никто не собирается. А для героя рассказа дорог а была сама красота, чистая, бесцельная и бескорыстная.

 Сёмка пытается обратиться ещё и к писателю, которому когда-то отделывал кабинет под избу ХУ1 века (как тут не вспомнить пепельницу в виде серебряного лаптя на столе у Павла Петровича Кирсанова), но тот оказывается скрытым где-то за кулисами семейного скандала. Для писателя очень важно, что герой обращается именно к этим людям — священнику, писателю, представителю власти — и не получает от них поддержки. Все они — своего рода пастыри народа. И они оказываются не в силах спасти разрушающиеся исторические и духовные ценности, доверенные им. Тем более, что в небрежении находится храм, а храм искони почитался и воспринимался как душа народа, опора его нравственности.

 Заглядывая в даль прошлого, куда «ушёл» мастер, создавший «каменную сказку», «песню». Сёмка не видит ничего, кроме «чёрной, жуткой тьмы небытия», и сказать ему туда и тому, ушедшему, нечего. Порваны связи с историей, опустела память, «рассечено» тело церкви, разрушен собор человеческий, стала смертной душа. Каждый сам по себе, каждому — своё. Отец Герасим в церкви «на службе», у него своё начальство; у митрополита «домина, комнат, наверное из восьми» и «волга», он, хотя и отделён от государства, но весь в его власти. И писатель, с его паноптикумом русской старины тоже во власти, в плену у «крикливой незнакомой женщины» В облисполкоме казённый бумажный «материализм» окончательно и беспредельно торжествует над тайнами святого духа, казённая бумага «с печатью из Москвы» венчает бездуховность государственной машины, перед ней-то Сёмка теряет дух, возвращается вспять — к ларьку(Козлова,с163). Возвращается не достроив храма души, Не имея «града настоящего», не обрёл «града будущего» говоря образно. 

Вернёмся к поэтике названия. Подумаем, почему произведение называется «Мастер», ведь в рассказе их двое: Сёмка и неведомый создатель талицкой церкви. Почему же слово стоит в единственном числе? К кому относится это определение? 

Из «тьмы небытия» приходит, по Шукшину, последний мастер Сёмка Рысь, для которого ещё труд — «безотчётная бесплатная натура». Умирая как Мастер, он даёт дорогу тому, что «хуже конца». Мастер остаётся бесплодным, несмотря на своё непревзойдённое мастерство. По Шукшину, «Мастерство — дело наживное». Попытка же нажить духовный капитал для шукшинского мастера оказалась безуспешной. И путь того, неведомого мастера, и путь Сёмки Рыся — это ещё и вечный путь мастера в поисках «заказчика»: у церкви есть деньги, но нет власти; у государства есть власть, но нет денег на культуру народа. Это конец света. Таким образом, судьба мастера, как и любого другого героя воссоздаётся как «масштабная карта души»(А. Платонов) в художественном мире В.М. Шукшина.

Далее вполне целесообразно поговорить подробнее о взаимоотношениях Сёмки с людьми, о том, в чём причины его одиночества.

В качестве домашнего задания возможно прочитать рассказы «Крепкий мужик» и «срезал».

 

На следующем занятии продолжим рассматривать шукшинского человека как «душевно-телесное единство» как центральный элемент мира рассказов В.М. Шукшина. Обсудим получившиеся миниатюрки, а затем обратимся к рассказу «Крепкий мужик». Эти произведения связаны между собой и сюжетно (мечта о реставрации церкви и её разрушение), и пониманием образа храма как нравственной опоры и души народа, и полярным сопряжением главных героев, двух полюсов — созидания и разрушения — в природе человеческой и в русском национальном характере, занимающем значимое место в удожественном мире В.М.

Целесообразно начать работу с вопроса классу, где в рассказе «Мастер» уже заложено зерно коллизии «Крепкого мужика». Находим цитату: «Умеешь радоваться — радуйся, умеешь радовать — радуй…Не умеешь — воюй, командуй или что-нибудь такое делай — можно разрушить вот эту сказку: подложить пару килограммов динамита — дроболызнет, и все дела. Каждому своё».

Разговор пойдёт о причинах поступка Шурыгина, уничтожающего церковь, которую ему никто не приказывал разрушать, которая никому не мешала, за которую вступилось всё село и разрушение которой не принесло ему никакой практической пользы. Более того — рассорило со всеми, даже с собственной семьёй. Зачем? Почему? Определим мотивы, движущие персонажем. Их несколько. 1)- удовольствие от того, что можно распоряжаться, чувствовать себя большим начальником, которого боятся и слушают со страхом и почтением: «Сперва…с.442). 2)- он мечтает оставить по себе память, славу, пусть геростратову (Вырастут…с.445).Наконец, ему просто некуда девать свои силы. Вероятно, это и было первым толчком, первопричиной. Шурыгин свалил церковь «от нечего делать». Мужик-то крепкий.

 Здесь обязательно наметится параллель с уничтожением храма Христа Спасителя. После взрыва он несколько секунд стоял, как будто не потревоженный, а потом вдруг разом осел, исчез в пыли, а до взрыва храм не могли сломать ни отбойные молотки, ни ломы, ни кувалды. В рассказе такое же сопротивление оказывает старинная, на века сделанная кладка церкви. (литьё).

На следующем этапе занятия осмыслим текстуально эпизод разрушения церкви бригадиром Шурыгиным и убедимся, что художник говорит об этом как о гибели живого существа: «Хрустнуло …бревно», «дрогнул верх церкви», «стена…вдруг разодралась по всей ширине», «верх церкви… поклонился и ухнул вниз», «церковь лежала бесформенной грудой, прахом». Особое внимание обращают ребята на предложение: «страшная, чёрная в глубине, рваная щель на белой стене пошла раскрываться», поскольку в сознании школьников сразу же возникает ассоциация со страшной рваной раной на живом теле.

 Далее наблюдаем за поведением сельчан. Видя гибель церкви, они словно оцепенели, хотя поначалу пытаются его образумить… В момент наивысшего напряжения «толпа.. негромко, с ужасом вздохнула». Почему сначала Михайло, люди постарше, Кланька..,а затем толпа? Подумаем. Ведь никто, кроме учителя, и не пытается ему противостоять, действовать… Однако после содеянного стена отчуждения отгораживает Шурыгина от людей. Почему? Все в глубине души ощущают, что рухнуло не просто старое здание, тем более, что в последнее время использовалась как склад, разрушенной оказывается часть души, жизни, ведь «она хоть небольшая.., а оживляла деревню, собирала её вокруг себя..».

По воспоминаниям очевидцев уничтожения храма Христа Спасителя - в умах всех присутствующих пронеслась мысль, что судьба этого не простит». И в рассказе мать Шурыгина пророчит ему проклятие.

Вывод таков, что и созидатель Сёмка Рысь, и разрушитель Николай Шурыгин оказываются в мире В. Шукшина стоящими особняком, не понятыми и не принятыми другими людьми, поскольку представляют собой крайние проявления, два полюса, полярностью которых создаётся «эллипсис национального характера» (Г. Федотов).

От рассказов «Мастер» и «Крепкий мужик» явно просматривается логический ход к рассказу «Срезал» Потому домашним заданием может его стать анализ. Вполне целесообразно предложить вопросы, которыми дети могут воспользоваться.

1). Что представляет из себя Глеб Капустин? Почему он жаждет «срезать»? От чьего имени он выступает?                                                                                                   

2). Как можно оценить эрудицию героя? Для чего она ему нужна? Почему он гордится ею? Определите чувства, сопровождающие его высказывания.

3). Проследите развитие словесного поединка. Поведение Героя. Каков его комментарий к ответам кандидатов наук? Почему он люби взвиваться?

4). Какова авторская оценка характера и поведения Капустина?

5). Как рассказ соотносится с темой мастерства в мире В.М. Шукшина?

 

Мусаева Валентина Ивановна,

 канд. пед. н., доцент Алтайской

государственной педагогической академии,

г. Барнаул


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: