Учитель Джнянапада дал очень хорошее объяснение учения, содержащегося в цитированной выше тантре, в своём "Введении в метод Самопознания" (Atmasadhanavatara) (60). В самом начале, излагая путь Парамитаяны, он говорит: "Если в созерцании отсутствия индивидуального "я" нет компонента метода, то одно оно не сможет породить всеведущей мудрости, свободной от всех умственных загрязнений и помогающей всем странствующим (то есть перерождающимся живым существам). Поэтому каждому необходимо напряжённо работать над чистым методом. Именно метод является природой помощи всем существам, и ради него существует всеведущая мудрость; освоение отсутствия "я" порождает лишь очищение от омрачений, а помощь возникает из бесконечного пространства только в результате освоения метода."
Далее, в "Орнаменте Сутр Махаяны" (Mahayanasutralamkmakarika) Майтреи (68) говорится:
"Из-за характеристик глубины и обширности
Этим двум (интуиции и методу) учат как двум различным:
Несуществованию и полному созреванию.
|
|
Итак, нет выше их".
Непорочные действия ума (парамита даяния и прочие) являются методом, поскольку это средства достижения полного просветления. В "Краткой сутре Праджняпарамиты" говорится:
"Полностью отдаться практике парамит даяния,
Нравственности, терпения, упорного усилия, сосредоточения и мудрости,
При этом не считать просветление главной целью –
Таково наставление для начинающих".
Цитированный выше отрывок из "Введения в метод Самопознания" касается именно этого. Однако не следует считать, что ограничивающийся созерцанием шуньи (без применения обширного метода) йогин всё же способен полностью уничтожить омрачённости, хотя и не способен осуществлять блага всех живых существ. Не подразумевается и того, что ограничивающийся обширным методом (без созерцания шуньи) индивид способен достичь Рупакаи, осуществляющей благо всех живых, но не способен достичь Дхармакаи – очищения ото всех омрачённостей. Одно тело не может быть достигнуто отдельно от другого. Так как Дхармакая и Рупакаи взаимосвязаны и обладают единой совокупностью причин, то они с необходимостью являются нераздельными.
Праджня, движимая драгоценным стремлением к просветлению во имя спасения всех живых, очищает все омрачения, связанные с представлением о "я"; поэтому такая интуиция и является специфической причиной Дхармакаи, обладающей двойной чистотой (естественной чистотой и чистотой от случайных загрязнений). Однако для Рупакаи интуиция, познающая шунью, будет вспомогательной причиной.
Аналогичным образом, обширный метод является специфической причиной для Рупакаи и вспомогательной причиной – для Дхармакаи. Если практикующий не работает напряжённо над обширным методом, то он сможет лишь оставить сансару, но не прийти к Дхармакае (полноте чистоты от всех омрачений), как бы много ни созерцал таковость дхарм. А если он не стремится к праджне (интуиции, познающей шунью), то как бы много oн ни практиковал метод, всё равно он не реализует Рупакай.
|
|
Однако очищение всех омрачений при становлении Буддой всё же должно рассматриваться как результат созерцания шуньи, а становление поддержкой всех странников – как результат обширного метода. Для наглядности можно привести следующий пример: чтобы произошло восприятие "голубого", должны быть в наличии три условия, то есть осознание "голубого" является результатом их всех. При этом результат органа зрения – это восприятие видимой формы, а не других объектов (звуков, к примеру). Проявленность в качестве воспринимаемой сущности опирается на непосредственно предшествующий момент сознания. А проявленность именно в виде "голубизны" зависит от свойств самого объекта.
Цитата из "Орнамента Сутр Махаяны" показывает, что если оба фактора – метод и интуиция – в наличии, то вместе они являются непревзойдённым средством для достижения плода. А цитата из "Краткой сутры Праджняпарамиты" говорит о том, что если метод достижения состояния Будды – даяние и прочее – посвящён просветлению и соединён с Праджняпарамитой (мудростью познания таковости), то они действуют как причина достижения состояния Будды.
После этого Джнянапада переходит к особому методу Мантраяны: "На самом деле это не так: хотя и присутствует освоение различных средств, всё же нет такого созерцания, которое было бы созвучно с осуществлённым полным просветлением". Это означает, что даяние и другие деяния, объяснённые в Парамитаяне как метод, не являются непревзойдённым высшим методом, поскольку в них не хватает созерцания, реализующего тело формы; ни один путь Парамитаяны не имеет своим плодом Рупакаи.
Джнянапада утверждает, что если не осваивается путь, созвучный с Рупакаей, то нельзя говорить о непревзойдённом методе достижения состояния Будды. Он говорит: "Плоды, по природе своей обладающие свойствами глубины и обширности, достигаются через их собственную природу".
Необходимо достигнуть двух главных плодов: Дхармакаи, обладающей природой глубины, и украшенных большими и малыми признаками Рупакай, природа которых – обширность. Ум мудрости неразделен с таковостью дхарм, он не вырастает из неё; тело, украшенное сияющими большими и малыми признаками, существует в неизменности. Они неразличимы в единосущности, недвойственны – таково значение слов " по природе своей ". А метод и праджня, соответственно, должны быть созвучны с теми результатами, на достижение которых направлены. В частности, реализуя Ум Победоносного (Дхармакаю), йогин погружается умом в таковость дхарм, что находится в резонансе с Умом Победоносного. Аналогично, реализуя Рупакаи, йогин должен следовать пути, созвучному с этими Телами: представлять своё тело имеющим большие и малые знаки. Дхармакая и Рупакаи полностью недвойственны – в том смысле, что либо практикуются оба пути, либо оба пути оказываются оставленными.
Размышляя об этом, Джнянапада говорит в "Самодостижении" (60): "Поэтому, как и отсутствие индивидуального "я", природу обширности необходимо созерцать в контексте неразличимости". Обширность здесь – это йога идама (позже, в разделе об Ануттарайога тантре, я разъясню это). А так осуществляемое достижение и называется "достижением через их собственную природу".
|
|
В период плода основа – это тело, украшенное большими и малыми знаками, и ум, погружённый во вместерожденность недвойственной сущности. Аналогично этому, в период пути метод состоит в том, что своё тело йогин представляет телом Татхагаты, а умом реализует мудрость, постигающую таковость – недвойственное бытие всего феноменального. Эти два присутствует в реальности одного сознания одновременно и нераздельно. Так следует понимать принцип единства метода и интуиции в Мантраяне. Осуществляя йогу их соединения в одном моменте, йогин достигает состояния, в котором сама мудрость недвойственности явлена практикующему как Рупакая.
Если в высшем методе (то есть облике идама) будут отсутствовать мудрость и безошибочное знание природы ума, как сможет йогин достичь состояния Будды? Поэтому и необходимо реализовывать единство двух. В "Самопостижении" Джнянапады сказано: "Хотя Подчинитель, в свете своём безмерно лучезарный, служит источником безграничных чудес для себя и других, но если эта часть высшего верного метода была проявлена и осуществлена отдельно от мудрости, то сиддхи останутся недостижимыми; поэтому природа божественного тела должна быть познана безошибочно."
Мудрость, познающая недвойственность отсутствия индивидуального "я" и явленности божества, в йоге идама сама является единосущной с умом. Однако метод и интуиция всё же представляются различными – из-за силы условного существования двойственности. Речь идёт о факте несовпадения их противоположностей. Мудрость (или интуиция) противоположна уму, мыслящему таковость с ошибками; ведь знание глубочайшего (шуньи) как окончательного объекта знания – это наивысшее знание. Соответственно, метод противоположен тому, что не даёт возможности реализовать плода (состояния Будды); только методы Будд обладают таким качеством.
В "Самодостижении" Джнянапады сказано: "Кроме того, они (метод и интуиция) имеют единую природу в безошибочном обширном уме. Даже так – слияние различных причин само ведёт к пониманию сути различий. Это действительно так: интуиция реализуется посредством сущностного бытия, противоположного уму, ошибающемуся насчёт таковости; а метод даётся как то, что противоположно неспособности порождения прекрасного плода". Хотя в своём трактате Джнянапада описывает реализацию метода и плода в общем виде, но здесь он даёт определение метода и интуиции, специфичное для понимания этих терминов в Мантряне.
|
|
В соответствии со сказанным выше, Рупакая достигается через разворачивание интуиции, познающей шунью, в божественный круг мандала, а Дхармакая достигается через понимание пустотной природы этой развёртки. Необходимо знать, что такое недвойственное соединение метода и интуиции – это и есть коренное значение метода и интуиции для тех йог, которые исходят из Мантраяны.