8.Логическая задача.
За чем вода в стакане? (За стеклом.)
Занятие 5 Тема: Счет до 20
Цели:
- упражнять в счете до 20;
- закрепить знания о названиях месяцев, умение правильно расставлять знаки «<», «>», «=»; названия геометрических фигур;
- развивать внимание, воображение;
- тренировать в умении употреблять в речи существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
Демонстрационный материал: фишки.
Раздаточный материал: карточки с заданием расставить знаки «<»,«=», «>»; наборы геометрических фигур.
Ход занятия
1. Игра «В какой руке сколько?».
Состав чисел 7,8
Воспитатель предлагает детям пересчитать кружки, которые он держит в руках.
- Сколько всего у меня кружков? (Четыре кружка.)
На глазах у детей воспитатель раскладывает их в две руки. Дети должны отгадать, сколько кружков в какой руке.
Игра продолжается до тех пор, пока дети не перечислят все варианты.
2. Игра «Расставь знаки» (<, =, >).
У детей карточки:
|
|
2….3 | 9….8 | 4…4 | 6…7 |
Физкультминутка
Игра с Мячом «Назови осенние месяцы (зимние)» и т. д.
Что раньше: зима или весна? Среда или пятница? Й т. д.
Игра «Назови три предмета».
Воспитатель объявляет тему: «Домашние птицы» бросает мяч. Ребенок ласково называет: «Курочка, петушок, индюшка»
Игра с пальчиками.
Вот пальчики мои -
Их как хочешь, поверни!
Раз, два, три, четыре, пять
Не сидится им опять.
Постучали, повернули –
И работать расхотели!
6. Игра «Разложи, как скажу!»
Воспитатель называет подряд 5-7 фигур; дети по памяти выкладывают.
Задача.
Двое шустрых поросят
Так замерзли, аж дрожат,
Посчитайте и скажите:
Сколько валенок купить им?
(Восемь.)
Помимо занятий в работе с детьми важное место в обучении детей счету отводится использованию дидактических игр и игровых упражнений. Игра для ребенка — способ познания окружающего. Играя, он изучает цвет, форму, свойства предметов. С помощью игр уточняются и закрепляются представления детей о числах, об отношениях между ними, о геометрических фигурах, временные и пространственные ориентировки. Игры способствуют развитию любознательности, наблюдательности, сообразительности, внимания, памяти, мышления, речи, стимулируют детскую активность в них; совершенствуется понимание отношений и причинно-следственных взаимосвязей между предметами и явлениями. В дидактической игре дети обучаются умственным действиям: анализу, синтезу, сравнению, обобщению, классификации.
Помимо дидактических игр мы используем настольно-печатные и словесные игры, которые обогащают лексику, развивают внимание и сообразительность детей, помогают обобщить понятия, систематизировать представления. Такие игры выходят за пределы математического содержания и успешно «работают» на общее развитие ребенка. Использование игры в обучении дошкольников позволяет сохранять и синтезировать элементы познавательного, учебного и игрового общения.
|
|
Игра становится средством воспитания партнерских взаимоотношений. Дети привыкают действовать по очереди, руководствоваться правилами, считаться с желаниями всех участников, проявлять инициативу, быстроту реакции. В игре ребенок учится быть справедливым, чутким, доброжелательным, внимательным и требовательным одновременно, помогать другому преодолеть трудности, достойно переживать временные неудачи или поражение, радоваться успехам товарищей и своим собственным. В играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Такие игры учат ребенка понимать некоторые сложные математические понятия.
В нашем детском саду мы широко используем разнообразный наглядный материал, на основе которого проводится игра. Богатство видов и форм раздаточного счетного, измерительного, геометрического материала оживляет игровую задачу, побуждает играющего к ее выполнению. Ребенку с помощью разнообразного наглядного материала демонстрируется вариативность в решении познавательных задач, показываются особенности общего и частного подходов в их реализации.
В процессе обучения мы усложняем игровые упражнения, стараемся поддерживать инициативу детей, творчество и изобретательность детей старшей и подготовительной группы.
Работая с детьми, мы используем индивидуальные задания, в процессе занятия. В этом случае, выполняя общую игровую задачу одновременно с другими детьми (отсчитать столько же игрушек, сколько предметов на карточке), ребенок выполняет индивидуальное задание, так как исходное условие (количество предметов на его карточке) у каждого участника игры будет персональным. Все выполняют единое задание с помощью одинаковых действий, но каждый выполняет эти действия на индивидуальном содержании, а поэтому получает результат, не похожий на результаты других детей (пересчитать предметы на своей картинке, отсчитать столько же игрушек, сколько предметов на этой карточке, обозначить количество отложенных игрушек соответствующей цифрой). Результаты определяются исходными условиями и правильностью выполнения каждого этапа игрового задания. Познавательная активность ребенка в этом случае направлена не на поиск «лазейки», подглядывания, заимствования у другого, что нередко можно наблюдать у детей, а на самостоятельное выполнение задания и получение ответа.
В работе на занятиях педагоги ДОУ №1 практикуют обмен наглядным материалом, исчерпав возможности работы с данным комплектом карточек, дети обмениваются наглядным материалом с товарищами. Игра продолжается далее. Такие обмены наглядным материалом могут происходить в игре двух-трехкратно, поддерживать интерес и сохранять познавательную активность детей.
В организации игрового общения детей возникает больше возможностей для взаимообучения, которое становится естественным и непринужденным.
Один ребенок принимает роль ведущего. Тогда он дает задание, контролирует его выполнение, оценивает правильный ответ. В соответствии с принятой договоренностью дети меняются ролями. Тот, кто был ведущим, становится игроком. Теперь он стремится быстро и верно выполнить задание, отсчитать, соотнести, отыскать ошибку.
В игровой паре так называемая «учебная плотность» становится высокой, что оправдывает затраченное время. В течение всей игры один участник активен, так как он придумывает оригинальное задание и стремится сформулировать его так, чтобы оно былопонятно партнеру. Другой играющий, которому адресовано задание, самостоятельно находит ответ, ему никто не может подсказать.
|
|
Каждому ребенку в такой игровой паре необходимо достойно выполнить свою роль, чтобы получить одобрение партнера и избежать его критики.
Мы часто организуем игры со всей группой детей одновременно. При этом и ответ на вопрос, заданный воспитателем, озвучивают не одни и те же наиболее активные дети, как это нередко бывает, а все дети в порядке игровой очередности или по установленным правилам. В случае неготовности отвечающего его поддерживает вся группа, произнося ответ хором. Такая организация игры поддерживает у детей игровую и интеллектуальную активность в том случае, если используются лаконичные ответы, «штрафы» или выбывание за оплошности.
Помимо традиционных дидактических игр мы широко используем игры с занимательным математическим материалом.
В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести решения самостоятельно. Воспитатель вооружает детей лишь схемой и направлением анализа занимательной задачи, приводящего в конечном результате к решению (правильному или ошибочному). Систематические упражнения в решении задач таким способом развивает умственную активность, самостоятельность, творческое отношение к учебе, инициативу.
На занятиях по математике и в игровых ситуациях мы стараемся поддерживать оживленный (посильный для дошкольников) темп игры, способствующий активизации действий детей.
Если игра проводится в паре или малой группе, сами играющие задают темп. Воспитатель может похвалой или доброжелательными комментариями одобрить или откорректировать процесс и темп игры отдельной команды.
Когда игра проводится со всем коллективом детей, мы практикуем детский круг (дети сидят, разместившись полукругом перед воспитателем). В этом случае, возможно использовать темпообразующий атрибут, которым может стать небольшая мягкая игрушка, передаваемая от одного ребенка к другому. Таймер, песочные или водяные часы, звуковые сигналы и другие средства тоже поддерживают необходимый темп.
|
|
Создавая у детей радостное настроение во время игры, мы стараемся улыбаться, создавать эмоциональную атмосферу, которая поддерживает интерес детей к обучению.
Игры, подобранные нами в нашей работе, предназначены для совершенствования навыков счета, развития познавательных процессов, формирование предпосылок учебной деятельности. Перечень игр может быть расширен или изменен при условии сохранения целесообразности их применения. Включение игр в занятия, усложнение их содержания, использование игр вне занятий планируется педагогом в соответствии с возможностями и интересами детей.
Исходя из опыта работы по формированию навыков счета, можно сделать вывод о том, что математические и занимательные игры дают хороший результат лишь в том случае, если воспитатель ясно представляет, какие задачи могут быть решены в процессе их проведения. Нами доказано, что знания, усвоенные полученные с интересом, окрашенные собственным положительным отношением, помогают в последующем обучении.