Правовое регулирование предупреждения преступлений

 

Под правовым регулированием понимают - "действие права, отражающее процесс социально-юридического воздействия на человеческую личность, коллективы людей с целью вызвать у них соответствующее общественно-необходимое или желательное государству поведение. Правовое регулирование призвано стимулировать конструктивную, позитивную активность граждан и их организаций. Содержание правового регулирования охватывает многообразную государственную деятельность, связанную с выбором типа, методов, способов регламентации, определения соотношения нормативного юридического инструментария, который объективно необходим в данных социально-экономических и политических условиях для обеспечения нормального функционирования общества, его институтов, организации жизнедеятельности людей на цивилизованных демократических началах"11.

Юридические нормы, регулирующие общественные отношения в сфере профилактики преступлений, превращают эти общественные отношения в правоотношения, т.е. в связь между лицами через их субъективные юридические права и обязанности12. Таким образом, содержание правового регулирования профилактики преступлений состоит прежде всего в определении прав и обязанностей всех лиц, вовлеченных в том или ином качестве в данную сферу. При определении этих прав и обязанностей нужно в полной мере учитывать специфику профилактики преступлений как особого вида социального управления.

Правомерная деятельность человека, который не совершает преступлений, соответствует требованиям ст. 15 ч.2 Конституции Российской Федерации и не входит в уголовно-правовую норму, соответственно и в уголовно-правовое отношение. Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации: "Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы". Приведенное конституционное положение свидетельствует о том, что правомерное поведение это реализация конституционной обязанности соблюдать

Конституцию Российской Федерации и законы. В различных законах отражаются соответствующие нормы, соблюдение требований которых согласно ст. 15 ч. 2 Конституции РФ является конституционной обязанностью.

В отличие от Конституции РФ в УК РФ отражается уголовно-правовая норма и указывается на признаки противоправного поведения, выражающегося в несоблюдении существующих в обществе законов. Поэтому, "уголовное право охраняет те или иные общественные отношения посредством регулирования поведения людей". Поведение, описанное в УК РФ и отражаемое уголовно-правовой нормой, называется преступлением. Именно оно вызывает к жизни "свернутое, спящее" в уголовно-правовой норме уголовно-правовое отношение. Лицо, совершая преступление, противопоставляет себя обществу. Это проявляется во взаимодействии лица, совершившего преступление, и потерпевшего.

Уголовно-правовое регулирование, как и в целом правовое регулирование, связано с деятельностью людей, с теми общественными отношениями, которые складываются в обществе в процессе такой деятельности. Специфика уголовно-правового регулирования состоит в том, что будучи нацеленным на упорядочивание жизнедеятельности людей, оно вынуждено с помощью уголовно-правовой нормы, отраженной в рамках УК РФ, направлять развитие уголовно-правового отношения, которое возникает в результате деятельности, признаваемой преступной. Если уголовно-правовое отношение не получит развития, в определенных случаях можно говорить о латентности совершенного преступления

В главе II и главе III будут более подробно рассмотрены уголовно-правовая норма и уголовно-правовое отношение. Сейчас же отметим, что предмет уголовно-правового регулирования - это уголовно-правовое отношение. Оно порождается осознанной, мотивированной деятельностью человека, переводящего свой субъективный потенциал в преступное и постпреступное поведение - с одной стороны, а с другой - деятельность общества: от имени общества деятельность представителей правоохранительных органов в связи с преступным поведением субъекта и деятельность потерпевшего, который может защищать себя сам (ст. 37 УК РФ), находясь в состоянии необходимой обороны, и примириться с лицом, совершившим преступление (ст.76 УК РФ), а также не возбуждать уголовного преследования (примечание к ст. 201 п. 2 УК РФ). Указанное содержание облекается в форму уголовно - правового отношения.

Правовое регулирование, и в частности, уголовно - правовое регулирование осуществляются с помощью различных методов. В общей теории права методами правового регулирования, присущими уголовному праву, называют "в зависимости от вида общественных отношений, запрет, предписание и дозволение".

Многие криминалисты полагают, что в уголовном праве используется метод запрета. В последние годы с принятием нового УК РФ были высказаны и иные мнения. Например, по мнению Б. В. Здравомыслова "уголовному праву свойственен особый метод регулирования указанных общественных отношений. Он заключается в установлении преступности деяний, уголовных запретов их совершения и их наказуемости"13.

А. Н. Игнатов пишет: "Метод правового регулирования путем применения уголовной репрессии характерен для уголовного права"14.

Ю. И. Ляпунов, определяет методы уголовно-правового регулирования, исходя из предмета регулирования и предмета охраны общественных отношений, а также из функций уголовного права. Он указывает на то, что метод (или способ) регулирования этих особых общественных отношений состоит в использовании уголовно-правовых средств борьбы с наиболее опасными правонарушениями - преступлениями, а реализация охранительной функции (основного назначения уголовного права) осуществляется методом принудительного воздействия на преступников путем использования специфических средств в виде мер уголовного наказания, предусмотренных законом, в целях восстановления социальной справедливости, а также исправления осужденного и предупреждения новых преступлений15.

Мудрое человечество применительно к уголовно-правовому регулированию пошло именно по пути формулирования запрещенного в данном обществе поведения под угрозой применения уголовного наказания. В уголовно-правовой норме, выраженной в уголовном законе, сформулировано деяние (ст. 14 УК РФ), от совершения которого с помощью метода запрета члены общества обязаны воздержаться. В этом проявляется метод уголовно-правового регулирования - запрет. Запрет в общей теории права связывают с регулятивной статической функцией.

Дозволение и обязывание в общей теории права относят к регулятивной динамической функции. Дозволение состоит в "предоставлении участнику правовых отношений субъективных прав (управомочивание). Они выражаются в делегировании комплекса дозволений управомоченному лицу на совершение определенных действий…", а "…обязывание как предписание совершить какие-то действия…"16. Метод дозволения в уголовно-правовом регулировании уголовно-правовой нормой представляет субъектам право на защиту как членам общества (ст. ст. 2,37, 201 п. 2 примечания УК РФ), а также и иные права в процессе развития уголовно-правового отношения, обусловленные его формой.

Метод обязывания в уголовно-правовом регулировании проявляется прежде всего в том, что на представителей правоохранительных органов уголовно-правовой нормой возлагаются обязанности по задержанию лица, совершившего преступление, и доставление его органам власти (ст. 38 УК РФ).

К методам уголовно - правового регулирования, на наш взгляд следует отнести также превентивный и стимулирующий. Уголовно-правовая норма, отраженная в ст. 2 УК РФ, указывает задачу - предупреждение преступлений, а ст. 43 УК РФ называет цель применения наказания - предупреждение совершения новых преступлений. В уголовном праве предупреждение преступлений связывают с так называемой общей и специальной превенцией. Специальная превенция позволяет предупредить совершение новых преступлений, лицом уже совершившим преступление, а общая - иными лицами. Представляется, превентивный метод уголовно - правового регулирования рассчитан только на лиц, совершивших преступления. Иные же лица не находятся в поле уголовно-правового регулирования. На них уголовно-правовая норма, процесс ее применения и наказание оказывают лишь информационное уголовно-правовое воздействие. Лица, нарушив запрет совершенным преступлением, подвергаются уголовному преследованию, испытывая на себе последствия, связанные с преступным поведением. Их претерпевание оказывает превентивное воздействие на лицо, совершившее преступление.

Стимулирующий метод - это гуманный метод. Семантическое значение "стимула" выражается как " побудительная причина, заинтересованность в поощрении…". Он позволяет лицам, нарушившим запрет, самостоятельно "предотвратить вредные для себя уголовно - правовые последствия", связанные с уголовным преследованием, или смягчить их. Уголовно-правовая норма, представленная, например, в ст. 275 УК РФ (примечание) гласит: "Лицо, совершившее преступления, предусмотренные настоящей статьей, а также статьями 276 и 278 настоящего Кодекса, освобождается от уголовной ответственности, если оно добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам Российской Федерации и если в его действиях не содержится иного состава преступления". В Особенной части УК РФ в ряде статей имеются аналогичные примечания. Желательно, приведенное положение уточнить, поместив его в статью Общей части действующего УК РФ, и расширять применение метода стимулирования, указанием на иные преступления.

Согласимся с В. С. Нерсесянцем в том, что "только при надлежащем, внутренне согласованном сочетании этих регулятивных методов право в полной мере может выполнить свою регулятивную роль, нормативно гарантировать необходимые условия для эффективного общественного развития, пресечь возможности злоупотребления властью, защитить права и свободы членов общества, легализировать творческое начало жизни"17.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что в нашей стране накоплен большой как теоретический, так и практический опыт в области предупреждения преступности. Несмотря на значительный откат в реализации превентивного подхода к борьбе с преступностью, на имевшее место разрушения системы предупредительных мер, она, претерпев существенные изменения, доказала свою жизнеспособность и социальную значимость. Никем и ничем не опровергнуты научно достоверные оценки преимуществ предупреждения преступности в ряду основных направлений борьбы с нею. Более того, данное положение сегодня содержится в важнейшем программном документе страны.

Есть и другие обнадёживающие признаки. Постепенно в пользу профилактики меняются умонастроения тех, кто на профессиональной основе либо в силу общественного долга участвует в борьбе с преступностью. В стране воссоздаётся система предупредительных мер, по крайней мере, в отдельных регионах. К тому же такие общие факторы, как достаточная стабильность верховной власти (в лице её нынешнего президента), постепенный подъём экономики, и укрепление правовой основы государства позволяют охарактеризовать ситуацию в России как благоприятную для становления системы предупреждения преступности.

Всё это позволяет завершить данную работу на оптимистической ноте, с убеждением в том, что предупреждение преступности имеет в нашей стране не только богатое прошлое, сложное настоящее, но и большое будущее.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1. Антонян Ю.М. Преступность в федеральных округах России: Монография. - М.: Норма, 2002.-121 с.

2. Алексеев А.И., Герасимов С.И., Сухарев А.Я. Криминологическая профилактика: теория, опыт, проблемы. - М., 2001.- с.26.

3. Есберген Алауханов. Криминология. Учебник.– Алма- Ата. 2008.,429 с.

4. Криминология. Учебник /под ред. В.Н.Кудрявцева, В.Е. Эминова. 3-е изд., перераб. и доп. - М., 2005., 512 с.

5. Криминология. Под ред. Малкова В.Д. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юстицинформ, 2006. - 528 с.

6. Лунеев В.В. К проекту закона о предупреждении преступности// Государство и право. 1996., №11.- с.45

7. Луценко В.В. Пусть весь мир поставит их вне закона // Бизнес и безопасность в России. 2001. № 4. С. 4–5.

8. Мартыненко О.А. Детерминация и предупреждение преступности среди персонала органов внутренних дел Украины: Монография. – Х.: Изд-во ХНУВС, 2005.

9. Нерсесянц В. С. Философия права: Учебник для вузов. - М.: Норма, 2005. - 656 с.92

10. Петрова Г.О. Уголовно-правовое регулирование в России на рубеже веков // Правовая система России на рубеже веков: Материалы конференции: Вестник Нижегородского государственного ун-та им. Н.И. Лобачевского. - Серия: Право. - Н. Новгород: ННГУ, 2000. - Вып. 1(2). - С. 276-288.

11. Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. -2-е изд., изм. и доп. - М.: НОРМА - ИНФРА-М, 2002. - 616 с.

12. Уголовное право Российской Федерации: Общая часть: Учеб. для вузов / Моск. гос. юрид. акад.; Под ред. Б. В. Здравомыслова; Ермакова Л. Д.; Кладков А. В. и др.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Юристъ, 1999.- 479 с.

13.  Уголовное право России. Учебник для вузов. В 2-х тт. Т. 1: Общая часть / Под ред. А. Н. Игнатова, Ю. А. Красикова. М., 2005., 592 c.

14. Уголовное право. Общая часть. Учебник / Под ред. Н. И. Ветрова, Ю. И. Ляпунова – М.: Новый юрист, КноРус, 2004. – С. 30-31.

 


1 Луценко В.В. Пусть весь мир поставит их вне закона // Бизнес и безопасность в России. 2001. № 4. С. 4–5.

2 Криминология. Под ред. Малкова В.Д. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юстицинформ, 2006. - с.118

3 Мартыненко О.А. Детерминация и предупреждение преступности среди персонала органов внутренних дел Украины: Монография. – Х.: Изд-во ХНУВС, 2005.

4 Алексеев А.И., Герасимов С.И., Сухарев А.Я. Криминологическая профилактика: теория, опыт, проблемы. - М., 2001.- с.26.

5 Лунеев В.В. К проекту закона о предупреждении преступности// Государство и право. 1996., №11.-с.45

 

6 Криминология. Учебник /под ред. В.Н.Кудрявцева, В.Е. Эминова. 3-е изд., перераб. и доп. - М., 2005., с.289.

7 Лунеев В.В. К проекту закона о предупреждении преступности// Государство и право. 1996., №11.-с.43.

 

8 Антонян Ю.М. Преступность в федеральных округах России: Монография. - М.: Норма, 2002.-121 с.

9 Криминология: Учебник/Под ред. В.Н.Кудрявцева и В.Е. Эминова 3-е изд., перераб. и доп. - М., 2005., с.299.

10 Антонян Ю.М. Преступность в федеральных округах России: Монография. - М.: Норма, 2002.-121 с.

 

11 Петрова Г.О. Уголовно-правовое регулирование в России на рубеже веков // Правовая система России на рубеже веков: Матералы конференции: Вестник Нижегородского государственного ун-та им. Н.И. Лобачевского. - Серия: Право. - Н. Новгород: ННГУ, 2000. - Вып. 1(2). - С. 276-288.

12 Есберген Алауханов. Криминология. Учебник. – Алматы. 2008. -  с.216

13 Уголовное право Российской Федерации: Общая часть: Учеб. для вузов по спец. "Юриспруденция"/ Моск. гос. юрид. акад.; Под ред. Б. В. Здравомыслова; Ермакова Л. Д.; Здравомыслов Б. В.; Караулов В. Ф.; Кладков А. В. и др.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Юристъ, 1999.- с.4

14 Уголовное право России. Учебник для вузов. В 2-х тт. Т. 1: Общая часть / Под ред. А. Н. Игнатова, Ю. А. Красикова. -  М., 2005., c.3

15 Уголовное право. Общая часть. Учебник / Под ред. Н. И. Ветрова, Ю. И. Ляпунова – М.: Новый юрист, КноРус, 2004. – С. 30-31.

16 Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. -2-е изд., изм. и доп. - М.: НОРМА - ИНФРА-М, 2002. - с.262

17 Нерсесянц В. С. Философия права: Учебник для вузов. - М.: Норма, 2005. - с.92



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: