Этот способ используют почти все участники чемпионата по запоминанию

Итак, человек может удерживать внимание на объекте до тех пор, пока он ему интересен и пока он может находить в нем что-то новое. Потом внимание ослабевает и переключается. Это доказанный факт. Суть упражнения: представьте себе любой предмет, например, ноутбук, и удерживайте мысль на нем. При этом с воображаемым предметом нельзя ничего делать, только представлять статичное изображение. Через несколько минут вы уже будете думать о чем-то другом, но не о предмете, причем, если сначала вы думали о ноутбуке, затем вы начинаете думать какая модель, затем какой производитель и т.д. Все думаю что-то свое, но у всех получается логическая цепочка. В тот момент, когда вы понимаете, что думаете уже не о предмете, вы должны пройти по вашей цепочке обратно, вспоминая каждое звено и в результате вернуться к предмету. Затем повторяем. Упражнение нужно делать ежедневно, с учетом специфики — почти где угодно.

 

                    Исследования опосредованного запоминания.

Цель исследования: определить влияние системы вспомогательных средств на запоминание конкретных понятий.

Материал и оборудование: наборе слов теста для запоминания.

                                       Опыт 1.

Задача опыта: определить объем памяти испытуемого при запоминании словесного материала, не предусматривающего заранее заданной системы связей.

В опыте используется классический метод удержания членов ряда. Экспериментальный материал состоит не связанных между собой простых слов, состоящих из 4-6 букв. Перед испытуемым ставиться задача запомнить предъявляемые слова и по команде воспроизвести их на бумаге для записей. Слова экспериментатор должен читать четко и быстро с паузами в 2с. После окончания чтения через 10с. испытуемому предлагается воспроизвести вслух или записать на бумаге запомнившиеся слова в любом порядке.

Слова для запоминания:

1.Рыба      6.Власть    11.Белка              16.Чулки

2.Фунт      7.Огонь     12. Песок           17.Волк    

3.Бант       8.Кофта     13.Зубы              18.Завод

4.Нога       9.Хлеб      14.Окно               19.Лилия

5.Сено      10.Совок   15.Ручка              20.Пирог

По окончании опыта испытуемый дает словесный отчет о том, каким способом он старался запоминать слова.

                                     Опыт2.

Задача опыта: определить объем памяти испытуемому при запоминании словесного материала с заранее заданной системой смысловых связей.

В опыте используют метод удерживания пар слов. Так же, как и в первом опыте, слова состоят из 4-6 букв. Перед испытуемым ставится задача прослушать пары слов и запомнить вторые слова каждой пары. Интервал чтения экспериментатором пар слов – 2с. После окончания чтения нижеприведенных пар слов для запоминания, через 10с. он снова читает первые слова каждой пары, а испытуемому предлагает вспомнить вторые слова этой же пары.

Слова для запоминания:

1.Курица-яйцо   11.Перо-бумага        

2.Кофе-чашка    12.Закон-декрет

3.Стол-стул        13.Грамм-мера

4Земля-трава     14.Солнце-лето

5.Ложка-вилка   15.Дерево-лист

6.Ключ-замок    16.Очки-газета

7.Зима-снег        17.Туфли-обувь

8.Корова-молоко 18.Полка-книга

9.Вино-стакан    19.Голова-волосы

10.Печка-дрова  20.Голос-певец

Анализируя результаты запоминания двух опытов и сравнения количественные показатели, важно обратить внимание на словесные отчеты испытуемого и наблюдения экспериментатора.

Если запоминания в первом опыте было у испытуемого непосредственным, то его объем будет находиться в пределах 5-9 запомнившихся слов. Но если он запомнил более 9 слов, то использовал какие-то мнемотехнические приемы и успел за столь короткий интервал придумать некую систему связей. Облегчающих воспроизведение.

Одним из моментов анализа может стать сравнение правильности воспроизведенного материала в зависимости от порядка предъявления слов в первом и втором опытах. Большинство испытуемых запоминают лучше начало, конец или середину ряда. Учитывая это, желательно составить рекомендации по улучшению памяти.

Если в исследовании приняло несколько человек, то после предупреждения о правилах соблюдения этики, можно предложить участникам поделиться теми приемами, которые были использованы им для запоминания, выделив более и менее успешные из них. Среди таких приемов наиболее вероятны визуализация соответствующего предмета, представление ситуации образующих связи между словами, например: «фунт рыбы связан бантом».

Эти приемы как раз и могут послужить началом составления рекомендаций и овладений мнемотехникой.

           Исследования преобладающего типа памяти.

Цель исследования: выявить преобладающий объем памяти при разных типах предъявления словесного материала.

Материал и оборудование: четыре набора слов, выражающих конкретные понятия.

Процедура исследования: Преобладающий тип памяти устанавливают методом по-разному предъявленных слов. Исследование состоит из четырех опытов. В первом опыте слова для запоминания предъявляют на слух. Во втором- зрительно, причем каждое слово должно быть четко записано на отдельной карточке. В третьем опыте используют моторно – слуховую форму       предъявления и в четвертом – комбинированную, которая сочетает в себе слуховое, зрительное и моторное восприятие материала.

Чтобы не было перезагрузки при определении памяти, для каждого опыта достаточно подготовить ряд из 10 слов.

                                      Опыт 1.

Экспериментатор четко с интервалом 3с. читает испытуемому слова для запоминания.

Слова для запоминания: машина, яблоко, карандаш, весна, лампа, лес, дождь, цветок, кастрюля, воробей.

                                     Опыт2

Второй опыт можно проводить после 5 – минутного перерыва после окончания первого.

В этом опыте экспериментатор последовательно предъявляет испытуемому слова, написанные на отдельных карточках. Экспозиция каждого слова должна соответствовать длительности чтения слова первого опыта, интервал между словами 3с.

Слова для запоминания: самолет, груша, ручка, зима, свеча, поле, орех, сковорода, утка, молния.

                                            Опыт3

Третий опыт аналогично второму, проводят после 5- минутного перерыва.

Испытуемому предлагается слушать слова и прописывать их ручкой в воздухе, чтобы обеспечить моторную форму восприятия материала. Интервал между читаемыми словами 3с.,а скорость чтения та же, что и в первом опыте.

Слова для запоминания: пароход, слива, линейка, лето, фонарь, река, гром, ягода, тарелка, гусь.

                                           Опыт4

Спустя 10мин. После третьего опыта проводят опыт четвертый. Темп чтения экспериментатором слов и паузы между словами остаются теми же, что и в предыдущих опытах. Чтобы обеспечить комбинированный тип восприятия материала, испытуемому не только читают слова, но и предлагают вслед за чтением записывать их на отдельном листе, а после записи последнего десятого слова лист переворачивают и по сигналу «Пишите» на обратной стороне он может воспроизвести запомненное

Слова для запоминания: поезд, вишня, тетрадь, осень, люстра, поляна, гроза, гриб, чашка, курица.

Показателем объема памяти в этих опытах является количество правильных воспроизведенных слов.  

Преобладающий тип памяти при разных типах предъявления словесного материала определяют путем сравнения количества правильно воспроизведенных слов в каждом из четырех опытов.

Нормальным объемом непосредованной памяти следует считать запоминание 5-9 слов. Если в каком-либо опыте испытуемый запомнил 10 слов, значит он использовал какую-то систему средств о которой желательно узнать из самоотчета и наблюдений.

Ведущий тип памяти связан с соответствующей репрезентативной системой представлений человека. Ее выявление поможет сделать многоплановые рекомендации испытуемому, особенно в плане запоминания им наиболее значимой информации.

         Долговременная и кратковременная память.         

Цель: определить оббьем кратковременной и долговременной памяти.

Материал и оборудование: Бланк 15 тестовыми словами

Процедура исследования: исследователь зачитывает 15 произвольно выбранных слов. Не должно быть слов, которые обозначают предметы, окружающие испытуемого в данный момент. Испытуемый производит слова после каждого зачитывания в любом порядке.

Оценка кратковременной памяти: для оценки памяти рекомендуется построить график. На оси ординат откладывается число запомнившихся слов, по оси абсцисс – число повторений. Если к 5-му зачитыванию обследуемый запомнил 15 слов - удовлетворительно, если к 3-му-хорошо. Если число слов нарастает и к третьему зачитыванию, устанавливается максимум, это означает, что психической истощаемости не отмечается. Если обследуемый воспроизводит мало слов и после 2-4 повторений количество их уменьшается, то это свидетельствует об истощаемости. Вплетение лишних слов расценивается как один признаков ослабления психической деятельности.

Проверка кратковременной памяти. Примерно через 0,5 часа просят повторить эти слова. Воспроизведение 2/3 слов, удовлетворительно. Затем производится запоминание текста со смысловой связью. Сравнивают это воспроизведение сразу после зачитывание и через ½ часа с запоминанием 15 слов без смысловой связи. В протоколе и на классной доске в виде таблицы записывают результаты исследования у разных испытуемых и делают вывод об индивидуальных различиях памяти и значения ассоциативной (смысловой) памяти у человека.

                Оценка продуктивности запоминания.

Цель: определение средней продуктивности запоминания информации.

Материал и оборудования: бланк заданиями, ручка, бумага, секундомер.

Процедуре исследования: проводиться три опыта.

             Опыт 1

За сорок секунд постарайтесь запомнить 20 предлагаемых слов и их порядковые номера. Закройте текст, на листке напишите слова с их порядковыми номерами.

1.украиней                            11.масло

2.экономика                          12.бумага

3.каша                                    13.пироженное

4.татуировка                         14.логика

5.нейтрон                              15.стандарт

6.любовь                               16.глагол

7.ножницы                            17.прорыв

8.совесть                               18.дезертир              

9.глина                                  19.свеча

10.словарь                            20.вишня

Продуктивность запоминания вы сможете вычислить по формуле:

количество правильно воспроизведенных слов 100 = %

количество предлагаемых слов

                              Опыт 2

Проделайте то же самое числами и их порядковыми номерами время на запоминание – 40сек. Процент правильных ответов вычислите по той же формуле.

1. 43                             11. 37

2. 57                             12. 18

3. 12                             13. 87

4. 33                             14. 56

5. 81                             15. 47

6. 72                             16. 6

7. 15                             17. 78

8. 44                             18. 61

9. 96                             19. 83

10. 7                             20. 73

                                       Опыт 4

В течение 60 сек. Прочитайте текст. В нем выделены жирным шрифтом и пронумерованы 10 главных мыслей. Попытайтесь воспроизвести их, сохраняя указанную последовательность.

В 1912 году в Атлантическом океане произошла катастрофа. Огромный пассажирский пароход «Титаник», шедший первым рейсом из Европы в Америку, столкнулся в тумане с плавающей ледяной горой – айсбергом. Получил пробоину и стал тонуть. «Спустить шлюпки!» - с командовал капитан. Но шлюпок оказалось недостаточно. Рх1 хватило только на половину пассажиров. «Женщины и дети – к сходням, мужчинам надеть спасательные пояса», - раздалась вторая команда. Мужчины молча отошли от борта. Пароход медленно погружался в темную холодную воду. Вот началась посадка в последнюю шлюпку. И вдруг к сходням крича бросился какой-то толстяк с перекошенным от страха лицом. Расталкивая женщин и детей, он пытался вскочить в шлюпку. Послышался щелчок – это капитан выстрелил из пистолета. Трус упал на палубу мертвым. Но никто не оглянулся на его сторону.

Формула:

количество правильно воспроизведенных мыслей 100 = %

количество выделений в тексте

Обработка анализа результатов:

Сложив цифры, полученные по трем тестам, а затем разделив сумму на три, среднюю продуктивность запоминания.

90-100 – отличный результат

70-90 – очень хороший результат

50-70 – хороший

30-50 – удовлетворительный

10-30 – плохой

0-10 – очень плохой

                          Оценка долговременной памяти

Цель: оценка долговременной памяти.

Материал и оборудование: текст с вопросами.

Инструкция: отмете каждый вопрос, на которой вы можете дать положительный ответ.

1. Можете ли вы вспомнить, что у вас было на обед в прошлое воскресенье?

2. Помните ли, как прошел ваш 18- ый день рождения?

3. можете ли вы вспомнить название первой понравившейся вам книги?

4. на какую тему была последняя увиденная вами телепередача?

5. Как вы были одеты на школьном выпускном балу?

6. Помните ли вы имя молодого человека, впервые назначившим вам свидание?

7. В каком возрасте вы в первые самостоятельно ехали поездом?

8. Можете ли вы вспомнить, как назвали вашего первого учителя?

9. Когда вы последний раз были в театре?

Подсчитайте количество положительных ответов. Если вы положительно ответили на 8-9 вопросов. Можете считать, что у вас великолепная долговременная память. Ответы на 6-7 вопросов свидетельствуют о довольной хорошей памяти. Положительные ответы на 4-5 вопросов говорят о том, что вы имеете среднюю память.

                       Игры и упражнения на развитие памяти.

Цель: тренировки и развитие памяти.

Метод образной визуализации позволяет повысить эффективность кратковременной памяти. Для развития способности к воссозданию мысленных образов проведем несколько упражнений.

Упражнение 1. Закройте глаза и представьте соответствующие картины. Названия которых произносит экспериментатор: лев нападающий на антилопов; собака, виляющая хвостом; муха в вашем супе; миндальное печенье в коробке; молния в темноте; пятно на ваше любимой одежде; бриллиант, сверкающий на солнце; крик ужаса в ночи; радость материнства; друг, ворующий деньги из вашего кошелька.

А теперь вспомните и запишите названия визуализированных картинок. Проверьте, какие образы вспомнили правильно. Если вспомнили 8 образов, упражнение выполнено успешно

Упражнение 2. С закрытыми глазами представляйте себе внешний вид предметов, их вкус, запах, звуки и прочие ощущения, связанные с теми предметами, названия которой читает экспериментатор: бумага, шерсть, ликер, ваниль, сапог, гнездо, телега, палец, кот, волосы, колесо, слон, шелк, поцелуй птица. А затем вспомните и запишите по памяти эти слова, проверте, сколько слов из 15 предъявленных вы запомнили. Если вы запомнили более 9 слов (что выше объема кратковременной памяти), то упражнения выполнено успешно.

Упражнения 3. С открытыми или лучше закрытыми глазами создайте в уме образ каждого предмета (названия, которых произносит экспериментатор), затем мысленно объедините оба предмета в одной четкой картине и обратите внимание, какие ассоциации, эмоции (радость, грусть, удивление и т.п.) возникли: горшок/коридор; ковер/кофе; кольца/лампа; ноготь/словарь, гамма/жевательная резинка; солнце/палец; двор/ножницы; бифштекс/песок; зубной врач/туалет. Запишите по памяти и затем проверьте, какие образы, пары слов запомнились.

Упражнения 4. Слуша слова, которые произносит экспериментатор, представляйте их образы и соединяйте в единый сюжет, в единый сказочный мультипликационный фильм. Например, составьте образный фильм из слов: дом, павлин, трава, платье, очки, скрепки, ножницы, окно, клей, дерево, гвоздь. Запишите по памяти слова, проверьте их, расскажите каой сюжет вы придумали из этих слов. Через 1-2 недели вспомните эти слова и сюжет, обычно это удается легко, если вы успешно применили метод визуализации.

Метод мест позволяет запомнить слова в требуемой последовательности. Например, выделим последовательность мест в квартире, а затем мысленно объединим в единую образную картину места в квартире и требуемые слова

Места в квартире                          Список запоминаемых слов

1.входная дверь                                1. станция техобслуживания

2.коридор                                          2. банк

3.гостиная                                          3.почта

4.спальная                                          4.химчитка

5.кухня                                               5.магазин

6.ванная                                             6. детсад

7.туалет                                              7. кинотеатр

8.кладовая                                          8.больница

Например, образно представим первые ассоциации: поломанная машина загораживает входную дверь, банковские чеки и деньги разбросаны в коридоре и т.п. Затем, мысленно проходя по местам в квартире, вспомните запоминаемые слова, проверьте правильность их последовательности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: