Контрольные вопросы:
1. Правила обращения с цифровой фотокамерой и принадлежностями к ней.
2. Основные элементы цифровой фотокамеры.
3. Основные функции, операции цифровой фотокамеры.
4. Способы получения цифровых снимков, правила оформления фототаблицы.
Отработка практических навыков:
1. Назвать и показать основные элементы цифровой фотокамеры и принадлежностей к ним.
2. Ознакомиться с работой фотокамеры, режимами съемки.
3. Поместить отформатированную (инициализированную) в данной камере карту памяти в соответствующее гнездо камеры.
4. Сфотографировать: а) лицо по правилам опознавательной съемки; б) документ, нож или кастет по правилам детальной съемки.
5. Воспроизвести изображение на мониторе камеры и оценить его качество.
6. Передать снятые изображения в компьютер, просмотреть и установить требуемый масштаб изображения.
7. Передать изображение на принтер и изготовить снимки. (При возможности, снимки изготовить на фотопринтере, путем переноса карты памяти.)
8. Изготовленные снимки поместить в практикум в виде фототаблицы.
Тема 4.6. Применение видеозаписи при производстве
Следственных действий
Практическое занятие № 6 (2 часа)
Контрольные вопросы:
1. Современная видеотехника, используемая в следственной практике, ее преимущества.
2. Основные элементы видеокамеры, их назначение.
3. Основные правила производства видеозаписи.
Отработка практических навыков:
1. Назвать, показать и объяснить назначение основных узлов, элементов видеокамеры.
2. Ознакомиться с работой видеокамеры.
3. Произвести видеозапись следственного действия (по заранее составленной схеме).
4. Просмотреть и оценить видеозапись.
5. Составить и поместить в практикум план-сценарий проведения следственного действия с использованием видеозаписи.
Примерный план – сценарий проведения следственного действия
с использованием видеозаписи
1. Цель применения видеозаписи.
2. Выбор специалиста.
3. Определение места проведения следственного действия.
4. Подготовка технических средств.
5. Составление плана-сценария (фонограммы и видеограммы).
6. Согласование приемов операторской съемки.
Фонограмма | Видеограмма |
Пример: Следователь: Я, следователь … 19 марта 200_ года в кабинете №__ Центрального РУВД г. Минска с соблюдением требований ст.ст.___УПК РБ осуществляю следственное действие допрос по уголовному делу №__ свидетеля … Назовите, пожалуйста свою фамилию, имя, отчество. | Пример: В кадре следователь и свидетель. Съемка осуществляется общим планом. |
Темы для докладов и рефератов:
1. Возможности цифровой видеокамеры.
2. Видеозапись при производстве следственных действий.
3. Освещение фотографируемых объектов.
4. Фотографирование в ультрафиолетовых лучах.
5. Фотографирование в инфракрасных лучах.
6. Новейшие фотографические средства, их виды и возможности.
7. Роль Буринского Е.Ф. и других ученых в создании и развитии криминалистической фотографии.
Дополнительная литература:
1. Газизов В.А., Филиппов А.Г. Видеозапись и ее использование при раскрытии и расследовании преступлений. - М., 1998.
2. Исаева Л. Новые виды фотосъемки при осмотре места происшествия // Законность. – 2003. № 8. – С. 13-17.
3. Ищенко Е.П., Ищенко П.П., Зотчев В.А. Криминалистическая фотография и видеозапись. – М., 1999.
4. Методические рекомендации по применению видеозаписи при производстве следственных действий // Бюллетень Следственного комитета при МВД РБ. – 1995. - № 3. – С. 27-34.
5. Соколов И.В. Фотодело. – Ростов на Д., 2000.
6. Судебная фотография / Под ред. Дулова А.В. Изд. 2-е – Минск, 1978.
7. Душеин С.В., Егоров А.Г., Зайцев В.В., Хрусталев В.Н. Судебная фотография / Под ред. А.Г.Егорова. – Спб., 2005.
Тема 5. Криминалистическое учение о следах (трасология)
Всего аудиторных – 34 часа
Лекции – 8 часов
Семинар – 4 часа (2+2)
Практические занятия – 22 часа (2+4+2+6+2+4+2)
Семинар № 1 (2 часа)
Вопросы:
1. Понятие, система и значение учения о следах.
2. Понятие следов, механизм и закономерности их образования.
3. Классификация следов.
4. Информационное значение следов.
Семинар № 2 (2 часа)
Вопросы:
1. Следы пальцев рук человека.
2. Следы ног человека.
3. Следы зубов человека.
4. Иные следы человека.
Вопросы могут быть отработаны при использовании компьютерных контролирующе-обучающей программ «Трасология» и «Дактилоскопия».
Тема 5.1. Следы рук человека (дактилоскопия)
Практическое занятие № 1 (2 часа)
Контрольные вопросы:
1. Виды следов рук человека, их значение.
2. Строение кожи рук, отражаемое в следах. Пороскопия. Эджескопия.
3. Типы и разновидности папиллярных узоров, их свойства.
4. Признаки, позволяющие определить, какой рукой и какими пальцами оставлены следы.
Отработка практических навыков:
1. В представленных отпечатках пальцев: а) найти дельты, определить их вид и взаиморасположение; б) изучить центральную часть внутреннего рисунка и указать особенности ее строения.
2. Изучить отпечатки пальцев на представленных фотоснимках, дактилокартах, обратив внимание на признаки, характеризующие руку и пальцы, которыми отпечатки оставлены: а) размеры и форму (контур) отпечатков; б) взаимное положение (по высоте) отпечатков четырех пальцев правой руки и левой; в) строение внутреннего рисунка.
3. По отпечаткам на дактокарте определить типы и разновидности папиллярных узоров. Составить схематическую зарисовку этих узоров.
4. На фотоснимке отпечатка папиллярного узора стрелками отметить все виды деталей узора, указать их наименование, рассмотреть отображения пор, особенностей начала и окончания линий.
Поместить в практикум схематическую зарисовку папиллярных узоров по дактокарте с указанием их типов и разновидностей.
Тема 5.2. Способы собирания следов рук человека