Концепции сбалансированности бюджета: историко-теоретический обзор

Содержание

Введение. 3

1 Теоретические основы управления сбалансированностью бюджета. 5

1.1 Концепции сбалансированности бюджета: историко-теоретический обзор……………………………………………………………………………….5

1.2 Сбалансированность бюджета, как элемент бюджетной политики зарубежных стран. 7

2 Анализ современного состояния сбалансированности бюджета в Российской Федерации и за рубежом. 14

2.1 Причины дефицита бюджета РФ в 90-е гг. XX века 14
2.2 Анализ сбалансированности бюджета в РФ на современном этапе….......18

2.3 Способы финансирования бюджетного дефицита: российский и зарубежный опыт 23

3. Новые подходы к управлению общественными финансами. 32

3.1 Основные проблемы регулирования сбалансированности бюджета…….32 Методы управления общественными финансами в современных   условиях нестабильной экономической ситуации………………………………………..36

Заключение. 40

Использованная литература. 42

Приложение А.. 43

Приложение Б. 44

Приложение В.. 45

Приложение Г. 46

 


Введение

 

Сбалансированность бюджета - один из основополагающих принципов формирования и исполнения бюджета, состоящий в количественном соответствии (равновесии) бюджетных расходов источникам их финансирования. При сбалансированном бюджете государственные доходы равняются расходам.

Практически невозможно представить себе государство, в котором безупречно работают все финансово – экономические рычаги, стимулирующие приток средств в бюджет, а государственные расходы не превышают доходов.

В современных условиях при балансировании бюджета исходят из необходимости его антициклической ориентации, т.е. бездефицитный бюджет ныне не является безусловным приоритетом финансовой политики правительства, тогда как в XIX в. вопрос становился именно так.

Некоторые страны успешно решают проблему сбалансированности бюджета государства, его доходов и расходов. В первую очередь это страны с развитыми рыночными отношениями. Огромную роль в сбалансированности бюджетов западных стран играет мощная законодательная база, защищающая национального производителя. Например, законы, касающиеся антимонопольных и антидемпинговых мер в государстве. Также необходимо отметить более детальный подход к изучению бюджетного дефицита в странах с развитыми рыночными отношениями. Выявление скрытого дефицита, анализ причин его возникновения, а также рассмотрение зависимостей, связанных с проявлениями дефицита бюджета по структуре (структурный дефицит) и в цикличности (циклический дефицит), позволяет выявить первопричины и детализировать дефицит бюджета как явление. Естественно решать проблему, зная о ней все, или почти все, намного легче.

 Как показывает мировой опыт, бюджетный дефицит является проблемой международной и присутствует в бюджетах всех стран с развитыми рыночными отношениями. Актуальность его сокращения отмечается правительствами многих стран, в том числе и правительством США, самой мощной и экономически развитой страны в мире.

Особое значение сбалансированность бюджета приобретает в сегодняшней ситуации, когда весь мир охвачен сильным финансовым кризисом, нехваткой денежных средств и кризисом банковской системы. Решение проблемы дефицита бюджета (или хотя бы уменьшение его доли в бюджете государства) зависит от правильности подхода правительства к ее оценке и введение цивилизованных мер направленных на сокращение бюджетного дефицита. Принятие продуманных законов, направленных на поддержание национального производителя и развитие производства в целом, а также разработка механизма их выполнения - наиболее верный путь, ведущий к сбалансированному бюджету государства.

Именно поэтому сегодня как никогда важно иметь представление о современном состоянии сбалансированности бюджета в РФ и за рубежом, знать причины возникновения бюджетного дефицита и следить за изменениями в бюджетной политике, чтобы быть компетентным в данном вопросе.

Актуальность данной темы курсовой работы также определяется необходимостью рассмотрения сущности сбалансированности бюджета, причин возникновения бюджетного дефицита и способов его финансирования, что является одним из важнейших факторов экономического роста.

Целью представленной курсовой работы является анализ современного состояния сбалансированности бюджета в Российской Федерации и за рубежом и рассмотрение новых подходов к управлению общественными финансами.

Реализация поставленной цели предопределяет решение следующих задач:

- рассмотреть концепции и модели сбалансированности бюджета;

- рассмотреть сбалансированность бюджета, как элемент бюджетной политики зарубежных стран;

- рассмотреть причины дефицита бюджета в РФ и за рубежом;

- рассмотреть способы финансирования бюджетного дефицита.

Объектом курсовой работы является сбалансированность бюджета РФ. Предметом курсовой работы являются финансовые и экономические отношения, возникающие в процессе управления сбалансированностью бюджета РФ между правительством на федеральном уровне и муниципальными образованиями, хозяйственными субъектами.

Теоретическую и методологическую основу курсовой работы составляют труды российских учёных, таких как Поляк Г.Б., Романовский М.В., Лавров А.М., Парыгина Е.В., Балтина А.М., Селезнев А.И. и другие. Также данную тему рассматривают такие экономисты, как Шишкин А.Г, Тюкменев Р.С., Куклин А.А. и другие.

Основными источниками информации для проведения анализа современного состояния сбалансированности бюджета РФ служат данные федерального бюджета на 2009-2011гг.  

При проведении исследования применялись общенаучные методы, такие как анализ, синтез, индукция, дедукция и сравнение.

Информационной базой курсовой работы послужили статьи таких периодических изданий, как Банковское дело, Финансовое право, Финансы, а также информация, публикуемая на официальных сайтах Министерства Финансов РФ, Российской газеты и др.

 

 

Теоретические основы управления сбалансированностью бюджета

 

Концепции сбалансированности бюджета: историко-теоретический обзор

Сбалансированность бюджета - один из основополагающих принципов формирования и исполнения бюджета, состоящий в количественном соответствии (равновесии) бюджетных расходов источникам их финансирования. При сбалансированном бюджете государственные доходы равняются расходам. Повторим, что в том случае, когда доходы больше расходов, превышение называется профицитом бюджета или положительным сальдо бюджета. Бюджетный дефицит (отрицательное сальдо) существует при превышении расходов над доходами.

В экономической теории сложились несколько подходов к проблеме бюджетного дефицита.

Первая концепция: бюджет должен быть ежегодно сбалансирован. Вообще, стремление всеми мерами бороться с бюджетным дефицитом и не делать государственных заимствований может привести к отрицательным последствиям для экономики любой страны. Допустим, наметился рост безработицы. Доходы населения падают, налоговые поступления сокращаются. Правительство, стремясь получить бездефицитный бюджет, должно либо увеличить число и повысить ставки налогов, либо сократить государственные расходы, либо использовать сочетание этих мер. Следствием этих мероприятий будет еще большее сокращение совокупного спроса и дальнейший спад в экономике. Такая бюджетно-финансовая политика ориентирована только на решение текущих экономических проблем, но не способна решать перспективные задачи. Правительство Е.Гайдара проводило в 1992г. бюджетно-финансовую политику, базирующуюся на концепции резкого снижения государственных расходов на социальную политику, пытаясь таким образом сократить бюджетный дефицит. Однако ему не удалось ни ликвидировать бюджетный дефицит, ни остановить спад производства.

Вторая концепция: бюджет должен быть сбалансирован на протяжении экономического цикла, а не ежегодно. Это означает, что правительство осуществляет антициклическое воздействие и одновременно стремится сбалансировать бюджет. В период спада государство осуществляет стимулирующую бюджетно-финансовую политику: снижает налоги и увеличивает государственные расходы, т.е. сознательно увеличивает дефицит бюджета, стимулируя тем самым рост совокупного спроса и подъем экономики. В период подъема государство проводит сдерживающую бюджетно-финансовую политику: повышает налоги и снижает государственные расходы. Возникает положительное сальдо бюджета, которое используется для покрытия дефицита бюджета в период спада. Данная концепция имеет, однако, существенный недостаток: она не учитывает того, что спады и подъемы могут быть неодинаковы по глубине и продолжительности, их чрезвычайно трудно спрогнозировать. Например, длительный и глубокий спад может смениться коротким и незначительным подъемом. В этом случае дефицит бюджета устранить не удастся, он примет циклическую форму.

Третья концепция связана с идеей так называемых функциональных финансов. В соответствии с этой концепцией, целью государственных финансов является обеспечение сбалансированности экономики, а не бюджета, при этом достижения макроэкономической стабильности экономики может сопровождаться как устойчивым положительным сальдо, так и устойчивым бюджетным дефицитом. Таким образом, сбалансированность бюджета является по данной концепции второстепенной проблемой, так как:

1. Налоговая система такова, что налоговые поступления в бюджет автоматически возрастают по мере экономического роста и процветания, а макроэкономическая сбалансированность стимулирует этот рост, следовательно, дефицит бюджета будет автоматически самоликвидироваться.

2. При определенных правах правительства в установлении налогов и создания денег способность его финансировать дефицит бюджета почти безгранична.

3. Считается, что проблемы, порожденные значительным государственным долгом, не столь обременительны для нормальной экономики. Можно смело утверждать, что богатая нация имеет большую возможность выдержать относительно безболезненно бюджетный дефицит значительных размеров по сравнению с бедной нацией / 1, с.70-71/.

     Вторая и третья концепции лежат в основе финансовой политики, ориентированной на бюджетный дефицит и опирающейся на потенциал денежного хозяйства страны. Такая политика предполагает:

- наличие четкой программы финансовых мероприятий в рамках денежного потенциала страны;

- контроль за развитием бюджетного дефицита и поиск источников его покрытия;

- выделение бюджетных средств на мероприятия, дающие значительный экономический эффект.

 Овладение этой политикой позволяет обществу находить оптимальную величину бюджетного дефицита. Однако при всей привлекательности политики бюджетного дефицита, крупный дефицит приводит к значительным отрицательным последствиям даже для «богатых» в экономическом отношении стран.

 Небольшой бюджетный дефицит для экономики многие экономисты считают лекарством, стимулирующим хозяйственное развитие. Его роль сродни роли потребительского кредита: получаешь блага сейчас, но приходится много работать, чтобы отработать его, вместо того, чтобы получить эти блага в будущем за меньшие деньги. Кроме того, государство, в отличие от домохозяйств, может постоянно тратить больше, чем зарабатывать.

Однако передозировка любого лекарства может быть опасной. Рост бюджетного дефицита порождает инфляцию, экономическую нестабильность, рост внешних и внутренних заимствований, которые в свою очередь приводят к дефолту.

Первостепенное внимание надо обратить на то, на какие цели расходуется бюджетный дефицит. Едва ли можно упрекнуть правительство, когда оно тратит деньги на инвестиции в наукоемкие и высокодоходные отрасли, на подготовку к военным действиям в случае военной угрозы. Однако слишком часто средства госбюджета уходят на решение сиюминутных проблем, разворовываются, а сам дефицит возникает из-за неумения руководства страны обуздать финансовые претензии министерств, ведомств и различных лоббистских групп.

Существует 3 традиционных способа покрытия дефицита бюджета: 1) выпуск госзаймов, 2) ужесточение налогообложения, 3) производство денег, или «сеньораж», т.е. печатание денег. Однако в настоящее время «сеньораж» не является простым печатанием денег, т.к. это вызывает инфляцию. Современный «сеньораж» выражается в создании резервов коммерческих банков, которые концентрируются в ЦБ и могут быть использованы для покрытия дефицита бюджета. Однако политика ЦБ, направленная на рост величины резервов денежных средств, поступающих к нему из коммерческих банков, вызывает недовольство последних, ослабляет их финансовое положение и усиливает противоречия внутри финансовой системы страны/2, с.98/.

Созданный в начале 2000-х в России профицит федерального бюджета при дефиците консолидированного бюджета страны вызывает у экономистов противоречивые оценки. Некоторые считают профицит не заслугой Правительства, а его ошибкой: искусственная «накачка» средств в федеральный бюджет посредством отъема их из региональных и местных бюджетов практически сводит на нет возможности эффективного функционирования региональных и местных органов власти. Защитники позиции правительства считают, что центральное правительство уже научилось составлять сбалансированный бюджет, предотвращая тем самым инфляцию, в то время как дефициты местных бюджетов связаны с низким качеством бюджетного процесса в регионах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: