Глава 3. Исследование работы с подростками «группы риска» в Г. Омске

 

3.1. Анализ работы социальных педагогов-психологов Железнодорожного училища № 4 г. Омска

Объектом изучения является Железнодорожное училище № 4 г. Омска. Данное училище отличается тем, что оно принимает на обучение большое количество детей-сирот, детей из неблагополучных семей, детей, состоящих на учете или взятых под особый контроль. Из общего объема учащихся, на долю таких учеников приходится 25-35% (рис. 3.1).

 

Рис. 3.1. Структура учащихся

 

В ходе исследования социальной работы с подростками «группы риска» данного учебного учреждения, было проведено интервью с педагогом-психологом Евсеевой Натальей Александровной. По ее словам, в училище налажена работа социальных педагогов и психологов с рассматриваемой категорией учащихся. В процессе социальной работы выявляются вопросы организации индивидуальной воспитательной работы с подростками, склонными к употреблению алкоголя, наркотических средств и токсикоманами.

На основании данных, полученных в ходе интервью, видно следующее: учащиеся поделены на определенные группы, в зависимости от их наклонений. Так, например, при рассмотрении подростков «группы риска», склонных к алкоголю, следует исходить из реального положения дел и учитывать тот факт, что к 17 годам подавляющее большин­ство молодых людей получает опыт употребления алкоголя. Строиться работа с данной группой уже с учетом этого печального факта.

Отбор в «группу риска» подростков, склонных к наркомании, проводятся с особой тщательностью. Педагоги при таком отборе проявляют особое «психологическое чу­тье». Задача отбора в эту «группу риска» - не допустить даже единичного употребления наркотика. Она диктуется особой опас­ностью и легкостью возникновения зависимости от наркотика. На рис. 3.2. представлено соотношение подростков «группы риска» по их направленности в поведении.

 

Рис. 3.2. Удельный вес учащихся отклоняющегося поведения

 

Из рисунка 3.2. следует, что правонарушения имеют больший удельный вес среди детей «группы риска» 45%, подростки, которые имеют наклонности к наркомании, составляют 15 %, подростки, которые имеют наклонности к алкоголизму, составляют 20 %.

Евсеева Н. А. утверждает, что важной задачей в работе с подростками в училище является формиро­вание у них отношения к своему здоровью как к общественной ценности. Долгое время проблемы, связанные с алкоголизацией, злоупо­треблением токсическими, наркотическими средствами, решались лишь наркологами и психиатрами. Их усилия в основном были направлены на работу с лицами, у которых уже сформировалось пагубное пристрастие к алкоголю, токсическим, наркотическим средствам. Основное внимание этими специалистами уделялось лечению больных людей, профилактическое же направление раз­вивалось слабо, сводилось лишь к просвещению населения о пагуб­ных последствиях вредных привычек.

Работа психолога и педагога по выявлению «проблемных» под­ростков, изучению их личности позволяет определить, нуждается ли подросток в оказании помощи со стороны педагогов, родите­лей, психолога училища или ему необходима помощь специалистов вне училища. Периодически проводимый анализ контингента уча­щихся дает возможность следить за динамикой, происходящей в группе нуждающихся в психологической помощи.

Психолог должен участвует в работе приемной комиссии. Наталья Александровна каждый год изучает поступающих в училище подростков, помогает мастеру установить контакт с родителями будущего учащегося и получить наиболее полные сведения о его окружении. На основании этих данных психолог предлагает рекомендации по оптимальному формированию учебных групп, способствует соз­данию в них благоприятного микроклимата, следит за процессом адаптации подростков к жизни в училище, дает характеристику каждой учебной группы, выявляет негативные тенденции в ее развитии.

Психолог осуществляет углубленное изучение подростков, сос­тоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних, а также других учащихся с нарушениями поведения, совместно с педагогами составляет программу работы с этими подростками. По результатам обследования проводятся психотерапевтические беседы с подростками в целях выработки у них установки на работу по изучению и анализу собственной личности, что является шагом к процессу самовоспитания. Он информирует коллектив педагогов о проблеме отклоняющегося поведения, которая разра­батывается на стыке психологических, медицинских, педагогиче­ских и юридических наук.

Психолог организует индивидуальные консультации по про­блемным вопросам и групповые тематические консультации, ведет в училище психологический практикум для педагогов по изучению личности. Основное внимание он уделяет разработке программ изучения конкретных подростков, которые осуществляет совместно с педагогами.

Под руководством психолога на примере анализа проблемных ситуаций педагоги отрабатывают наиболее конструктивные спосо­бы разрешения трудностей, возникающих в процессе общения с подростками, в том числе конфликтных ситуаций между членами ученического и инженерно-педагогического коллектива.

Индивидуальные и групповые формы профилактической и коррекционной работы в кабинете психологической разгрузки поз­воляют психологу выступать в качестве психотерапевта, ис­пользуя богатство форм и приемов психотерапевтического воз­действия.

В рамках психологической службы могут функционировать группы социального тренинга по отработке адекватных навыков общения, группы сенситивного тренинга, дискуссионные группы по обсуждению актуальных проблем. Важной функцией кабинета психологической разгрузки являет­ся работа по снятию нервно-психического напряжения, по разви­тию культуры сосредоточения.

Возможность формирования различного рода пагубных при­страстий у подростков связывается с недоразвитием или наруше­ниями в нравственной, эмоционально-волевой, познавательной сфере.

Первым условием проведения индивидуальной воспитательной работы является установление психологического контакта с под­ростком. Учащиеся проявляют интерес к этому контакту, перечисляют разноуровневые проблемы, в обсуждении которых они заинтере­сованы (с психологом мне хотелось бы обсудить: мою будущую жизнь, мои отношения с матерью, с девушкой, мой характер, мое поведение и т. д.). Заполнение многочисленных опросников пере­стает восприниматься учащимися в качестве обременительной нагрузки, если у них имеется уверенность в обязательном и скором получении от психолога интересной для них информации о самих себе. Психолог  умело использует здоровую ориентиро­вочную реакцию подростков, которую возбуждает его деятельность в училище.

Многие 16-17-летние подростки не осознают того факта, что через три-четыре года каждый из них может стать матерью, отцом. Психологи и педагоги предлагают им подумать, как они в роли родителя поведут себя по отношению к своим детям, смогут ли уберечь их от развития пагубных пристрастий, найдут ли должные слова, чтобы убежденно доказать детям вред пьянства, табакокурения и других вредных привычек. Такое проигрывание родительской роли создает предпосылки для критического отношения к собственному поведе­нию.

Воспитательная работа строиться с учетом степени удовлетворенности подростка жизнью в училище, сложившимися у него отношениями в коллективе. Определенные сведения об удовлетворенности подростка удается получить с помощью методи­ки незаконченных предложений («Если бы мне снова пришлось посту­пать в училище, то я: пошел бы в другое, выбрал другую специаль­ность, остался в 9-м классе, поступал бы в техникум, никогда бы снова не выбрал профтехучилище»). Их неудовлетворенность вы­ливается в различные формы протеста.

Отсутствием уважительного отношения к товарищам, заинтере­сованности в установлении контакта с ними подростки нередко оправдывают свою недисциплинированность. В качестве иллю­страции приведем высказывания самих учащихся.

 «Если честно, то в училище у меня нет настоящего друга, поэтому мне скучно и все равно, что обо мне подумают. Я не пони­маю девочек из моей группы. Они мне кажутся очень глупыми, скандальными. Есть такие, которые суют нос не в свое дело, мне не хочется быть рядом с ними. А мои друзья вне училища могут всегда меня поддержать, помочь в трудную минуту».

Своевременное выявление подростков с нарушениями в обще­нии является важным профилактическим мероприятием по преду­преждению отклоняющегося поведения и правонарушений уча­щихся. Работа социального педагога, психолога даёт не сразу положительные результаты. В своей работе педагог сталкиваемся с разными трудностями, с различными ситуациями, но любому педагогу-психологу хочется видеть и знать, что его работа проделана не зря.

 

3.2. Оценка деятельности педагогов-психологов учащимися

После изучения деятельности психологов в Железнодорожном училище, был проведен опрос учащихся. Им был выдан опросник, где требовалось проставить оценки училищу и деятельности педагогов.

В ходе исследования приняли участие 75 человек – учащиеся 2-3 курса. Исследование показало, что ученики в целом довольны проводимой с ними работой.

Рис. 3.3. Оценка учащимися работы педагогов и психолога

 

Исходя из полученного опроса, мы получили, что учащиеся не представляют себя уже без училища. Они довольны проводимой с ними работой. На рисунке 3.3. представлена средняя оценка работы педагогов и психолога, исходя из которого, следует, что педагоги и психологи проводят большую работу с учащимися.

В целом, по данным психологов и педагогов, работа с учащимися определенной группы на протяжении 3-х лет позволяет снизить отклонения в поведении учащихся (рис. 3.4). 

Рис. 3.4. Динамика снижения уровня девиантного поведения

 

Таким образом, в железнодорожном училище ведется активная работа с подростками «группы риска». Работа построена на снижение уровня девиантного поведения учащихся. Данные свидетельствуют о динамики в пользу снижения.

Стоит рекомендовать проводить групповую работу с учащимися. Для того чтобы в воспитательных целях использовать влияние коллектива, надо знать, как относится подросток к этому коллективу, является ли значимым для него мнение его членов или он негативно оценивает юношей и девушек, с которыми обучается («они остановились в своем развитии; с ними не о чем говорить, они проявляют грубость...»).

Преобладание во взаимоотношениях учащихся профтехучилищ негативного оттенка может свидетельствовать о неблагополучии сложившегося в коллективе микроклимата. Для его оздоровления наряду с традиционными педагогическими приемами необходимо осуществлять специальную психологическую работу. Надо научить подростков получать удовольствие от общения друг с другом, формировать у них интерес к другому человеку, потребность в развитии своего собственного духовного мира, психологических особенностей, необходимых в общении с людьми.

Занятия подростков в группах сензитивного тренинга, тренинга общения могли бы способствовать развитию у них необходимых качеств. В литературе имеется богатый материал по игровым формам работы. Уважительное, заинтересованное отношение друг к другу надо формировать у учащихся с первых дней их пребывания в училище. Для формирования такого отношения можно провести первое знакомство учащихся в нетрадиционной форме. Например, предложить им охарактеризовать себя, отвечая на следующие вопросы: название любимого цвета, любимое время года, любимый фрукт, животное, которое нравится больше всего, любимое женское и мужское имя, любимый литературный герой или исторический персонаж, психологическая особенность, которая нравится в других людях, психологическая особенность, ч которая больше всего нравится в себе самом, то, каким образом легче всего доставить ему удовольствие. Название книги, которая не нравится, самый неприятный литературный герой или историческая личность, самая неприятная своя психологическая особенность, то, каким образом легче всего доставить ему неприятные чувства, и т. п.

Особое значение совершенствование навыков общения приобретает в работе с подростками, которые считают спиртные напитки и другие дурманящие вещества необходимыми средствами для улучшения общения. Следует доказать им, что легкости в общении они могут добиться и без употребления различных вредных для организма веществ, но для этого нужны желание и усилия самого подростка. Основываясь на анализе затруднений, которые испытывает подросток в сфере общения, педагог и психолог разрабатывают для него специальную программу развития необходимых качеств, а также помогают ему отрабатывать навыки общения в различных ситуациях.

Психолог может помочь педагогу выявить подростков с акцентуациями характера, предоставив педагогу необходимую информацию о специфике работы с такими учащимися. Педагогу важно в работе с учащимися руководствоваться знанием особенностей подростков с акцентуациями характера.

 

Выводы

 

Результат анализа говорит о том, что основное назначение социального педагога, педагога-психолога – это социальная и психологическая защита подростка, оказание ему социальной и медицинской помощи, умение организовать его обучение, реабилитацию и адаптацию, а так же психологическую помощь. Для решения этих задач, психолог изучает подростка, его состояние, уровень кризиса, планирует пути его преодоления. Оставленные без внимания подростки, если ничего не изменить, составят угро­зу для общества. Они могут в недалеком будущем влиться в те­невую экономику, криминальный мир, будут использоваться в политических и других «играх».

Социальный педагог-психолог координирует работу педагогического коллектива с трудными подростками, с окружающей социальной микросредой. Он периодически информирует педагогический коллектив училища о психологическом климате в группах, о каждом трудном ученике и об оказании ему помощи. Играет главную роль в подготовке и составлении плана социальной и психологической работы училища.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Системный кризис, охвативший все мировое сообщество, характеризу­ется такими общими для разных стран чертами, как усиление социальной от­чужденности среди молодежи, все боль­шее распространение в детской среде саморазрушающего поведения, что при­водит к распространению преступности, проституции, наркомании, алкоголизма и других негативных явлений. Все бо­лее ощутимым становится разрушение института семьи, которая не в состоя­нии проявлять достаточную заботу о детях, не выполняет родительских обя­занностей, нередко сама создает усло­вия, опасные для жизни и развития детей.

Понятие «дети группы риска» употреб­ляется довольно часто в педагогике и психологии. Речь идет о тех детях, кото­рые в силу определенных обстоятельств своей жизни более других подвержены негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, что и становится причиной дезадаптации несовершеннолетних.

К числу важнейших факторов риска относятся особенности семейного воспитания, включая неопределенность правил поведе­ния, которые родители устанавливают для своих детей, отсутствие похвалы; раннее асоциальное поведение и приобщение к одурма­нивающим веществам, а также агрессивность, нервозность, им­пульсивность, негативизм. К факторам риска принадлежат также плохая успеваемость, недостаточная вовлеченность в обществен­ные дела, равнодушие семейной и учебной групп к учащемуся, наличие друзей, которые прибегают к одурманивающим вещест­вам, положительные установки по отношению к алкоголю и наркотикам.

Оптимальное педагогическое влияние на подростков заклю­чается в нейтрализации какого-либо из перечисленных факторов риска. Предполагается, что факторы риска злоупотреблений мо­лодежью одурманивающими веществами будут нейтрализоваться по мере овладения подростками искусством жизни с людьми, выработки навыков взаимоподдерживающих межличностных отношений и гуманного отношения в семье, управление трудными жизненными ситуациями, высокое самоуважение, положительный образ «Я».

В работе была рассмотрена деятельность педагогов и психологов с учащимися, которых в силу их поведения относят к «группе риска». В Железнодорожном училище №4 г. Омска ведется активная работа с подростками «группы риска». Работа построена на снижение уровня девиантного поведения учащихся. Данные свидетельствуют о динамики в пользу снижения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: