Взаимодействие социального педагога с детьми «группы риска»

 

Воздействие неблагоприятных факто­ров, а часто нечеловеческих условий жизни в течение длительного времени, вызы­вает негативные психические, физиче­ские и другие изменения в организме ре­бенка, которые приводят к тяжелейшим последствиям. У него возникают значи­тельные отклонения как в поведении, так и в личностном развитии.

Травма физическая - не самое страш­ное зло, которое причиняют ребенку. Психологическая травматизация часто оказывается гораздо более вредной. От­сутствие полноценного общения, эмоцио­нального контакта со взрослыми и свер­стниками приводит к тому, что у таких ребят проявляются болезненная робость, пугливость, частая раздражительность, грубость, агрессивнрсть и другие ано­мальные состояния. Порою общество в целом и работники соответствующих структур трудного ребенка, а тем более того, кто имел проблемы с законом, рас­сматривают не иначе, как «отброс обще­ства». На улице другая ситуация, здесь у подростка создается иллюзия собствен­ной значимости среди тех, кто восприни­мает его за своего человека.

Полагаем, что социальная дезадапта­ция - процесс обратимый: можно не только предупреждать отклонения в со­циальном развитии детей и подростков, но и управлять процессом ресоциализации социально дезадаптированных детей с помощью совместного конструктивного взаимодействия педагога и ребенка.

Взаимодействие межличностное в ши­роком смысле - это случайный или пред­намеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный, вер­бальный или невербальный контакт социального педагога с детьми группы риска, имеющий следствием изменения в их по­ведении, деятельности, отношениях, уста­новках. В узком смысле - это система вза­имообусловленных индивидуальных дей­ствий, связанных циклической причин­ной зависимостью, когда поведение каж­дого из участников образовательного процесса выступает одновременно и сти­мулом, и реакцией на поведение осталь­ных.

Социальная работа как вид деятельно­сти является в сущности коммуникатив­ной. Основная цель взаимодействия со­циального работника и ребенка - опти­мизация механизмов социального функ­ционирования индивида или социальной группы, предполагающая: самостоятель­ность ребенка, его готовность контроли­ровать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы; соз­дание условий, в которых он может в максимальной мере проявить свои воз­можности.

Техника межличностного взаимодей­ствия с подростком выстраивается в со­ответствии со следующими принципами: психологической целесообразности, при­менения коммуникативных знаний и уме­ний с учетом индивидуальных особенно­стей каждого; направленности общения на разрешение проблемной ситуации, преодоление смысловых барьеров и оп­тимизацию образа жизни.

В процессе взаимодействия использу­ются различные технологии, методы и методики, служащие целям удовлетворе­ния потребностей ребенка, его реабили­тации, адаптации и восстановления соци­ального статуса. Динамическое взаимо­действие, коррективная поведенческая связь, существующая между социальным работником и ребенком для создания ат­мосферы помощи и поддержки, форми­руется на основе следования определен­ным этическим нормам, включая индиви­дуальный подход и предоставление подо­печному возможности самому определять свои действия, полнее использовать свои личностный потенциал.

Работа социального педагога с ребен­ком основывается на принципах толе­рантности, эмпатии, гуманного подхода к детям - проявления внимательного и доброго отношения ко всем, доверия к каждому и соблюдения его интересов в любой ситуации.

Наибольшую трудность в работе по установлению контакта и дальнейшему взаимодействию социальные работники испытывают с детьми агрессивными, лживыми, неуравновешенными, имеющи­ми нервно-психические расстройства, наркотическую зависимость, проявляю­щими неадекватное поведение. Социаль­ному работнику необходимо учитывать, что у данной категории детей ярко выра­жена враждебность и презрение к шрос-лым, бросившим их на произвол судьбы.

Поделимся опытом взаимодействия социального педагога с детьми «группы риска», который был обобщен нами при проведении опытно-экспериментальной работы на базе «Службы социальной ра­боты» клуба «Дзержинец» г. Тюмени. Дан­ное подразделение функционирует на протяжении 5 лет. Это, по сути своей, форма организации воспитательного про­цесса в клубе открытого доступа - учреж­дении свободного анонимного типа, предлагающем детям и подросткам «груп­пы риска» возможность проведения орга­низованного досуга, свободного общения. Его основная цель - создание комфорт­ных социально-психологических условий для развития ребенка, благодаря чему становится возможным частичное восста­новление его контакта с социумом.

Начиная с марта 2001 г. в базе данных Службы зарегистрировано 235 детей «группы риска». Ежедневно в помещение клуба «Дзержинец» добровольно приходят от 5 до 20 ребят данной категории, кото­рым предоставляется возможность не только организованно провести свой до­суг, но и получить квалифицированную пне и поведение, чувства и волю, на эмо­ции и интеллект.

Учреждения дополнительного образо­вания выполняют функции ресоциализации, восстанавливают утраченные навы­ки социально одобряемого поведения «трудного» подростка, его социальный статус, помогают преодолеть отчуждение от основных институтов социализации (семьи, школы), переориентировать си­стему внутренних ценностей и референт­ных ориентации. Но на данном этапе уч­реждения дополнительного образования, обладая большим педагогическим потен­циалом в работе по ресоциализации де­тей-беспризорников, недостаточно гото­вы к этой деятельности. Необходимы специалисты, надо изменить режим деятельности учреждения, а тенденция по­следних лет постановки на самоокупае­мость не дает трудным детям шанса посе­щать платные секции и кружки, все боль­ше отдаляя их от системы дополнитель­ного образования.

Таким образом, взаимодействие соци­ального педагога с детьми «группы риска» должно строиться с учетом причин деза­даптации, их психологических особенно­стей и основываться на уважении ребен­ка, принятии его таким, какой он есть. Важнейшим условием успешной ресоциа­лизации социально дезадаптированного подростка является включение его в си­стему новых отношений, строящихся на основе коллективной, общественно по­лезной деятельности.

 

Выводы

 

Развитие целесообразного взаимодействия семьи и школы, административных органов по месту жительства является средством профилактики девиантного поведения детей и под­ростков.

Единство семьи и школы объединяет и усиливает воспита­тельное влияние на детей и подростков. Техника межличностного взаимодей­ствия с подростком выстраивается в со­ответствии со следующими принципами: психологической целесообразности, при­менения коммуникативных знаний и уме­ний с учетом индивидуальных особенно­стей каждого; направленности общения на разрешение проблемной ситуации, преодоление смысловых барьеров и оп­тимизацию образа жизни.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: