При бросании игрального кубика во время игры кажется, что 6 очков выпадает гораздо реже, чем, например, 2 очка. Проверьте это заблуждение. Проведите эксперимент, в котором надо сравнить, какое число очков – 6 или 2 выпадает чаще при бросании кубика.
Для проведения работы у каждой пары учащихся должен быть игральный кубик, стороны которого пронумерованы цифрами 1-6. Каждая пара должна бросить кубик 100 раз. Сначала один из учащихся бросает кубик 50 раз, а второй ученик отмечает в таблице число выпавших очков: 2 очка, 6 очков или другое (1, 3-5 очков). Затем они меняются ролями.
Результат каждого бросания пара учащихся отмечает в приведенной ниже таблице. Для удобства подсчётов можно использовать принятые в статистике обозначения:
– один, – пять.
Число выпавших очков | Подсчеты | Всего |
2 | ||
6 | ||
Другое (1,3,4,5) |
Всего: 100
Результаты экспериментов отдельных пар учащихся учитель должен свести в общую таблицу, которую он записывает на доске. Каждая последующая строка таблицы заполняется учителем прибавлением к предыдущей строке результатов, полученных последующей парой учащихся.
Всего экспериментов | Выпадение | Какое число очков 2 или 6 выпадало большее число раз и на сколько больше?(например, 2 очка на 10 раз больше) | |
2 очков | 6 очков | ||
100 | |||
200 | |||
…. | |||
1000 |
Запишите итоговые результаты эксперимента, используя данные последней строки таблицы.
Из 1000 бросаний кубика:
2 очка выпали ___________ раз,
6 очков выпали ___________ раз.
Укажите, какое из следующих утверждений позволяют сделать данные, полученные на основе проведенного эксперимента:
Возможности выпадения 2 очков и 6 очков
а) примерно равны б) не равны
Необходимо отметить, что целесообразность включения подобного требования к подготовке учащихся начальной школы в планируемые результаты вызывает сомнение и нуждается в экспериментальной проверке.
РУССКИЙ ЯЗЫК И ЧТЕНИЕ
Образцы заданий, иллюстрирующие достижение планируемых результатов по русскому языку и чтению
К разделу: «Система языка. Коммуникация. Познание: Язык. Речь»
1. Напиши мини сочинение (примерно 10 предложений) на одну из предложенных тем: «Почему русский язык называют великим и могучим»
«Помогает ли мне русский язык для получения новых знаний?»
«Какие особенности русского языка помогают мне полно и точно выражать свои мысли, чувства, идеи и мнения»
«Можно ли с помощью языка оказывать влияние на окружающих, развлекать их, сообщать им важную информацию»
«Люблю ли я русский язык?»
2-1. Подчеркни предложения, написанные на русском языке.
1) Люблю грозу в начале мая, когда весенний, первый гром, как бы резвяся и играя, грохочет в небе голубом.
2) История на Русия от началото на ХІХ век до втората революция. Вътрешна политика и обществени движения
3) Повернувшись у Европу з далеких заморських мандрiв, Васко да Гама захоплено розповiдав про дивовижнi плоди, якими частували його у схiдних портах Африки.
4) I have got an apple. It is red. I will eat it.
5) Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало, гусей крикливых караван тянулся к югу.
2-2. Подчеркни слова, написанные на русском языке.
квiтки, мандарин, перець, game, перiод, came, беличий, злегка, белий, подсолнух, библиотека, страниците, произведенията, първо, поговорка, алюминий
3-1. Запиши звуки, которыми отличаются слова в парах:
мак – рак ____________________________________
игра – икра ____________________________________
примерять – примирять __________________________
рысь – рис _____________________________________
грусть – груздь _________________________________
3-2. Догадайся, сколько слов здесь спрятано. Запиши, какие. Объясни их значение.
атлас, гвоздики, стрелки, кружки, полки, попугай
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
К разделу: «Система языка. Коммуникация. Познание: Звуки и буквы»
4-1. Поставь в словах ударение.
алфавит, магазин, математика, манго, занавес, партер, перрон, скоропортящийся
4-2. Запиши последовательность звуков в словах:
карандаш [ __________________________]
машина [__________________________]
фасоль [__________________________]
ёлка [__________________________]
вьюга [____________________________________]
звёздный [________________________________]
5. Запиши слова рядом с нужной схемой.
поэт, дружба, варежки, улыбка, помогать, рисунок, делить, смешинки, всегда, правда, льдина, тетрадь, объезд, саночки
´ |
__________________________________________________________
´ |
__________________________________________________________
´ |
_________________________________________________________
´ |
__________________________________________________________
´ |
_________________________________________________________
6. Вставь в предложения нужные слова.
полка – полька
Над столом висела __________________________.
Мой любимый танец – весёлая ________________.
зайка - сайка
В булочной я купил шоколадного _______________________.
В булочной я купил мягкую _______________________.
лук - люк
Танкисты расселись по местам и закрыли ____________________.
В огороде на грядках взошли редиска и _______________________.
К разделу: «Система языка. Коммуникация. Познание: Звуки и буквы: произношение»
7. Парная работа. По очереди повторите скороговорки. Оцените правильность и быстроту произнесения друг друга.
Тридцать три корабля лавировали лавировали, лавировали лавировали, да не вылавировали.
Колли около Коли, а Коля около колли.
От топота копыт пыль по полю летит.
Купи кипу пик, купи кипу пик, купи кипу пик.
8-1. Поставь нужные знаки в конце предложений.
Ребята Переходите дорогу только на зелёный свет
Сентябрь, октябрь, ноябрь – это осенние месяцы
Как называется эта улица
Как красив зимний лес
Кто из вас сегодня дежурный
Кто умеет дружить, у того много друзей
8-2. 5. Поставь знаки препинания в конце выделенных предложений.
Меня ужалила пчела.
Я закричал: «Как ты могла ____»
Она в ответ:
«А ты как мог сорвать любимый мой цветок____»
8-3. Подчеркни только правильные варианты:
портфéль, пять сковородков, красúвее, много яблоков, два щенка, пять котёнков, красивéй, мало яблок, поехать на метро, два рукава, нет местов, двое учениц, звонúт, щавéль, шóфер, свёкла, магазúн, два пальта,
К разделу: «Система языка. Коммуникация. Познание: Звуки и буквы: графика»
10-1. Поставь + рядом со словами, написание которых не совпадает с их произношением.
рыбка пудра сгибать
местный водица буква
10-2. Найди и выпиши слова, в которых звуков больше, чем букв.
маяк, пять, зверь, каюта, ель, юнга, льёт, ягода, вьюга, ёжик, енот, яхта, якорь, юбка, салют, юмор
_________________________________________________________
_________________________________________________________
__________________________________________________________
11-1. Запиши любые 10 букв в алфавитном порядке.
___________________________________________________________________________
11-2. Запиши данные слова в алфавитном порядке.
бык, арбуз, собака, цветы, марка, тюльпан, велосипед, ромашка, горка, часы, страус, лампа
К разделу: «Система языка. Коммуникация. Познание: Звуки и буквы: техника и навыки письма»
12. Напиши как можно красивее 2-3 предложения.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
14. Восстанови текст и запиши его с соблюдением правил оформления текста.
вкрохотномдомикенакраюгородажилкотенокбылонбелый,какмотокангорскойшерсти, такойжепушистыйикругленькийещеукотенкабылабольшаяголовассиними,каквесеннее небо,глазамичетырекогтистыхлапкиипышныйхвостзваликотенкатишкаэтопотому,чтоон оченьтихоумелподкрадыватьсякмышам,которыежиливподвалеклубкамразноцветныхниток ирыбенасковородкеещевдомежили,кромемышейитишки,бабушкаиеёвнукборискабориске былочетырегода,итишкеприходилосьпрятатьсяотнеготонашкафу,топоддиваномбабушку тишкалюбилонавытащиламокроготишкуизвесеннейлужиивзялаксебежить
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
К разделу: «Система языка. Коммуникация. Познание: Слова и словобразование: Словарный запас »
16. Напиши несколько слов:
а) об арбузе _________________________________________________________________
_________________________________________________________________
б) о слове арбуз _________________________________________________________________
_________________________________________________________________
17. Запиши по пять слов в каждую группу.
А) ПРОФЕССИИ | Б) ЯГОДЫ | В) ГОРОДА | ||
1) | 1) | 1) | ||
2) | 2) | 2) | ||
3) | 3) | 3) | ||
4) | 4) | 4) | ||
5) | 5) | 5) | ||
Г) ЦВЕТА | Д) ДЕЙСТВИЯ | Ж) ВКУСОВЫЕ ОЩУЩЕНИЯ | ||
1) | 1) | 1) | ||
2) | 2) | 2) | ||
3) | 3) | 3) | ||
4) | 4) | 4) | ||
5) | 5) | 5) | ||
18-1. Объясни значение слов.
дом - _________________________________________________________________
_________________________________________________________________ молоко - _________________________________________________________________
_________________________________________________________________
мудрость - _________________________________________________________________
__________________________________________________________________ ручка - _________________________________________________________________
_________________________________________________________________
язык - _________________________________________________________________
__________________________________________________________________
добрый - _________________________________________________________________
_________________________________________________________________
прыгать - _________________________________________________________________
__________________________________________________________________
18-2. Вот как один дошкольник рассуждал, услышав выражение время идёт: «Как же это время может идти? Что у него, ноги, что ли? И куда оно, интересно, идёт? И куда уходит?»
Объясни, о каком явлении языка еще не знает этот ребенок.
__________________________________________________________________
Приведи пример еще одного выражения, которое трудно будет понять этому дошкольнику.
__________________________________________________________________
18-3 Найди и подчеркни синонимы.
Зябнет осинка.
Дрожит на ветру.
Стынет на солнышке.
Мерзнет в жару.
И. Токмакова.
18-4. К словам левого столбика подбери близкие по смыслу слова правого столбика. Соедини их.
алфавит огонь шалун чистый прыгать бросать красить | аккуратный алый скакать азбука пламя озорник кидать |
18-5. Подбери к словам 1-2синонима. Запиши их.
грустный-__________________________________________
бранить-____________________________________________
напрасно-___________________________________________
мрак-_______________________________________________
18-6. Оля подбирала синонимы к словам и сделала ошибки. Найди их и исправь.
смелый - храбрость_________________________________
дремучий - глухой__________________________________
шалун - проказник, озорник__________________________
злая – добрая _____________________________________
холод - морозный___________________________________
18-7. Закончи пословицы, используя антонимы.
Ученье свет, а неученье - _________________________________.
Знай больше, говори _____________________________________.
Не бойся врага умного, бойся друга _________________________.
Лучшая вещь новая, лучший друг - _________________________.
18-8. Подбери антонимы к подчёркнутым словам.
мелкий пруд - ___________________________пруд.
мелкий дождь - __________________________дождь.
свежий хлеб - ____________________________хлеб.
свежая рыба - ____________________________рыба.
свободный стул - _________________________стул.
свободная обувь - ________________________обувь.
сладкое яблоко - _________________________яблоко.
сладкое лекарство - _______________________лекарство.
19. Работа в группе (7-8 учащихся)
А) Составьте объявление о концерте, с которым может выступить ваш класс.
Б) Напишите коллективный отзыв на книгу, которую вы прочитали.
В) Составьте инструкцию к одной из настольных игр.
Г) Подготовьте эскиз плаката о правах детей.
20-1. В статье, которую ты читаешь, тебе встретилось незнакомое слово. Каковы твои возможные действия?
1) _________________________________________________________________
2) _________________________________________________________________
_________________________________________________________________
__________________________________________________________________
20-2. Вставь подходящие по смыслу слова.
разглядывать, рассматривать
Ученики внимательно________________________в микроскоп каплю жидкости.
Дети с интересом ___________________________приезжего.
построить, соорудить
На берегу пруда недавно_____________________________лодочную станцию.
Из палатки и вёсел туристы быстро _____________________________ носилки.
есть, кушать
«Вы ____________________на здоровье», - радушно угощала нас хозяйка.
Мы сели к столу и стали________________________________.
К разделу: «Система языка. Коммуникация. Познание: Слова и словобразование: Смысловой и словообразовательный анализ »
21-1. Отметь значком + верные утверждения.
В слове может не быть окончания;
В слове может не быть приставки;
В слове может не быть суффикса;
В слове может не быть корня;
21-2. Из слов исчезли корни. Впиши их.
при________ёт под____________ит
раз_________ёт по_____________ит
от__________ёт от_____________ут
21-3. Выдели в словах ту часть, которая указана в названии столбика. В каждой строчке составь из выделенных частей слово. Запиши получившиеся слова.
приставка | корень | суффикс | окончание | слово |
полет | краска | дочка | папа | |
пошел | слово | лисица | береза | |
послал | дарит | холодок | мост |
21-4. Распредели слова по столбикам. Запиши, вставляя пропущенные буквы. Допиши по одному своему слову в каждый столбик.
подгото___ка, кра___ка, гру___, ска___ка, поса___ка, гри___ки, гра___, погру___ка, закла___ка, бли___кий, бере___ка, ду___ки, ма___ь, уло___, яго___ка, повя___ка, дру___
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Какое правило тебе пришлось вспомнить, чтобы правильно вставить пропущенные буквы?
________________________________________________________________
_______________________________________________________________
21-5. Сгруппируй вместе слова, которые имеют одинаковый состав. Запиши получившиеся группы. Выдели части слов.
лисица, нора, куст, дятел, белочка, дерево, сова, походка, пирожок, прибрежный, пригорок
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
21-6. Запиши к каждому слову по три родственных слова.
зима, __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
холод, _________________________________________________________________
__________________________________________________________________
бежать, _________________________________________________________________
__________________________________________________________________
синий, _________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Запиши свою группу родственных слов. __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
21-7. Составь и запиши рассыпавшиеся слова. Постарайся найти как можно больше вариантов.
кот- болт- голос- сад- пёстр- рыж- осень- | -ый -лив- -ёнок -ист -еньк- -н- -ик- -ок- -ий- -еват- | |
К разделу: «Система языка. Коммуникация. Познание: Части речи: Классификация: морфологические признаки »
22-1. Догадайся, по какому признаку можно распределить слова на три группы.
волшебный, зонтик, летать, корабль, ласковый, плавать, моросить, чудесный, солнечный, девочка, пушистый, ветер, помогать, листопад, счастье, таять, лиловый, смешить
22-2. Отметь, к какому падежу ставятся вопросы “кому?” “чему?”.
1) предложному 2) винительному 3) родительному 4) дательному
22-3. Какие вопросы ставятся к именительному падежу?
1)кем? чем? 2)кого? что? 3) кого? чего? 4) кто? что?
22-4. В каком падеже стоит подчеркнутое имя существительное:
Мама постелила на стол скатерть.
1) в именительном 2) в винительном 3) в родительном 4) в предложном
22-5. К 1 склонению относится имя существительное:
1)отмель 2) отметка 3) отменять 4) ответ
22-6. Какое имя существительное относится к 3 склонению?
1) у кроватки 2) у подруги 3) у рощи 4) у кровати
22-7. Отметь словосочетания, в которых имена существительные стоят в винительном падеже.
1) ловить рыбу 2) книга сестры 3) читать журнал
4)вышли на берег 5) портрет художника 6) рассказ писателя
22-8. Что обозначает имя прилагательное?
1) предмет 2) признак действия 3) признак предмета 4) действие
22-9. Укажите окончания имен прилагательных женского рода:
1) -ая 2) -ое 3) -ой 4) -ий 5) -яя 6) -ый 7) -ее
22-10. Глагол в настоящем и будущем времени изменяется:
1) по лицам 2) по падежам 3) по числам 4) по родам
К разделу: «Система языка. Коммуникация. Познание: Части речи: Употребление в предложениях, высказываниях, текстах»
23-1. Составь, используя имена прилагательные, портрет знакомого человека.
лицо____________________________________________________________
глаза___________________________________________________________ лоб_____________________________________________________________
нос_____________________________________________________________
волосы__________________________________________________________
взгляд__________________________________________________________
улыбка_________________________________________________________
23-2. Восстанови текст, дописав нужные окончания.
Мимо станции проходил___ поезда. Из окошек смотрел____ люд___. Вагоны был___ зелён____, син____, красн____, на них висел____ табличк____ с названиями дальн___ мест, куда уезжал____ пассажир____ и откуда они приезжал____. Тим из-за скорост____ не успевал их прочесть. Он завидовал тем, кто ехал далеко-далеко, мимо множеств____ станций, за кажд____ из которых начинал____сь страна, такая же таинственн____ и загадочн____, как неизведанн____ улицы и места здешн____ посёлка. И ещё более таинственн____ и загадочн____. Там были горы и моря, пустыни и степи, верблюды и слоны. Поезд____ мчал____сь, оставляя за собой ветер, как будто в приоткрытую отдушину повеяло сквозняк____ из этих пространств.
23-3. Напиши небольшое сочинение на любую интересную тебе тему.
К разделу: «Система языка. Коммуникация. Познание: Словосочетания и предложения: Классификация и употребление в речи »
24. Сравни два текста. Запиши, чем они отличаются.
№ 1.
Наступила осень. Как обычно бывает осенью, везде много опавших листьев. Солнце светит реже. Часто дует сильный ветер и гонит по небу облака.
№ 2.
Это было просто здорово – город, заваленный листьями. Не наводнение, а налистнение.
Нынешняя осень была особенно радостной и светлой. Ликующей. С каждым днём всё яснее виделась гибель лета, и осень торжествовала победу над умирающим противником в упоительной желтизне. Иногда показывалось солнце, высветляя на тротуарах мокрые озябшие листья, и запах палых листьев, острый осенний запах будоражил душу и заполнял её ни с чем не сравнимой тоской.
Целый день по небу шлялись легкомысленные, беспокойные облачка, а сухие, по-осеннему поджарые листья густо лежали на земле молча, без шороха
_________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
_________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
_________________________________________________________________
25-1. Приведи по одному примеру.
Повествовательное предложение:
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Вопросительное предложение:
__________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Побудительное предложение:
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Восклицательное предложение:
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Невосклицательное предложение:
__________________________________________________________________
_________________________________________________________________
25-2. Составь и запиши словосочетания.
куда?
х
едем ______________________________
чья?
х
помощь ______________________________
что?
х
слушаю ______________________________
каких?
х
елей ______________________________
как?
х
говорить ______________________________
какая?
х
тропинка ______________________________
25-3. Сделай предложения распространенными. Разбери их по членам.
Луч осветил.
___________________________________________________________________________________________________________________________
Капли падали.
____________________________________________________________________________________________________________________________
К разделу: «Система языка. Коммуникация. Познание: Словосочетания и предложения: синтаксический анализ»
26-1. Найди неправильное утверждение.
1) Подлежащее- главный член предложения.
2) Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу.
3) Предложение может не иметь второстепенных членов.
4) Наличие главных членов - признак распространенного предложения.
26-2. Подчеркни слово, которое является подлежащим в предложении:
Весной Толя посадил дерево под окном.
1) Толя 2) дерево 3) весной 4) окном
26-3. Подчеркни слово, которое является сказуемым в предложении:
Воробей устал, намок до последнего пёрышка.
1) устал 2) устал, намок 3) намок 4) намок до пёрышка
26-4. Катя выписала из предложения словосочетания. Проверь, нет ли в ее работе ошибок. Если есть, объясни, в чем они заключаются.
Темная туча медленно проползла через рощу и закрыла солнце.
туча (какая?) темная _______________________________
проползла (как?) через рощу__________________________________
закрыла (что?) солнце________________________________________
проползла и закрыла___________________________________
медленно (что сделала?) проползла___________________________________
К разделу: «Система языка. Коммуникация. Познание: Правописание»
27-1. Выбери случаи слитного написания.
1) (под)снежник 2) (под)снежком 3) (до)школы
4) (до)школьник 5) (на)писал 6) (по)работе
27-2. Укажи букву, которую вставишь в слова:
нар...жать (ёлку), погл...дел, перев...зал, объ...вил
1) «е» 2) «и» 3) «я»
27-3. Укажи слова, в которых пропущена буква:
1) лес...ница 2) килограм... 3) опас...ность
4) праз...ник 5) чудес...ный 6) Рос...ия
27-4. Укажи слова, в которых пропущен Ъ:
1) под...ём 2) в...юнок 3) об...явление 4) коп...ё 5) с...умел 6) об...ём
27-5. Укажи слова, в которых пропущен Ь:
1) полноч... 2) лист...я 3) калач... 4) мелоч... 5) под...езд 6) помощ...
27-6. Укажи слова, в которых допущена ошибка:
1) узкая 2) клюф 3) редкий 4) прышки 5) круг 6) гараш
27-7. В каком слове пишется окончание “и”?
1) по улиц... 2) по ветв... 3) по ветк... 4) по дорог...
27-8. Выбери правильное написание и объяснение: “ жить в город...”
1) е - 1 скл., Предл. п. 2) е -2 скл.,Предл. п. 3) и - 3 скл., Предл. п. 4) е - 1 скл., Дат.п.
27-9. Найди слово 3 склонения в дательном падеже с окончанием и-:
1) об осен... 2) от осен... 3) к осен... 4) к осин...
27-10. Какое существительное не склоняется: 1)окно 2) кино 3) бревно 4) дно
27-11. В данной группе слов проверочным является слово:
1) бедняк 2) бедняжка 3) бедный 4) обеднеть
27-12. Слово с непроизносимой согласной:
1) ужас...ный 2) опас...ный 3) праз...ник 4) чудес...ный
27-13. Укажи словосочетания, в которых в окончании существительных пишется буква «и»:
1) бежал по тропинк... 2) прочитал в книг... 3) думал о матер...
4) работал без устал... 5) подошёл к деревн... 6) подплыл к Казан...
7) спал в постел... 8) осталось на скатерт... 9) зашёл к подруг...
27-14. Проверь, правильно ли выполнено задание «Подчеркни безударные гласные в корне». Исправь ошибки цветной ручкой.
м а лыш, рек а, к о са, стол и к, зимушк а, сестр а, бор о да, п о дбегать
27-15. Запиши проверочные слова, вставь пропущенные буквы.
______________________-т__плица
______________________-см__ялся
______________________-___кно
______________________-тр__ва
27-16. Исправь ошибки.
Каштанка осталась одна. Грусть подкрадывалась к ней незаметно и овладела нею постепенно. Вдруг близко отнеё раздался крик. Гусь сидел на полу. Глаза у него были закрыты. Хозяин сел перед им, минуту глядя на его молча.
28. Поставь недостающие знаки препинания.
1) Ласточки скворцы и кукушки появляются стайками весной в лесах.
2) Снег потемнел пропитался водой отяжелел и осел.
3) В лесу под деревьями рыщут звери пасутся лоси и резвятся белки.
4) С окрестных гор уже снега сбежали мутными ручьями
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
Образцы заданий, диагностирующих достижение планируемых результатов обучения
Требование №6
В процессе обучения учащиеся научатся целенаправленно ставить и проводить простейшие наблюдения и опыты: качественные или простые измерения изученных величин; использовать при проведении наблюдений и опытов простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы: лупу, термометр, линейку, весы, штатив, стакан, колбу, часы, секундомер и др.; выполнять правила техники безопасности при использовании приборов и лабораторного оборудования.
6.1 Различать в описании наблюдения или опыта его ход и результаты (что делали и что получили). Выбирать план проведения наблюдения или опыта, отвечающий сформулированной цели.
Пример 1
Прочитайте текст и ответьте на вопросы.
(1) Саша проводил дома опыт по заданию учителя. (2) Он выяснил, что в горячей воде растворяется больше соли, чем в холодной. (3) Для этого он взял два одинаковых стакана, налил в них одинаковое количество воды. (4) Но в первый стакан он налил холодную воду из-под крана, а во второй – горячую воду из чайника. (5) Затем в каждый стакан он насыпал по 3 г соли и следил, как она растворялась. (6) Когда он повторил это несколько раз, то заметил, что в стакане с холодной водой соль перестала растворяться.
Какое предложение текста представляет собой вывод из опыта Саши? (Запишите номер этого предложения).
/Ответ: 2
Какое предположение проверял Саша в своем опыте?
1) как зависит масса растворяемой соли от температуры воды
2) как зависит масса растворяемой соли от количества воды
3) от чего зависит скорость, с которой растворяется соль в воде
4) как зависит скорость, с которой растворяется соль в воде, от температуры воды
/Ответ: 1
Пример 2
Известно, что если бумажную полоску поместить между двумя книгами, а затем положить на нее небольшой грузик, то она прогибается. Предложите порядок проведения опыта по проверке следующего предположения: «Величина прогиба полоски зависит от ее ширины».
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6.2 Собирать установку для проведения простейшего опыта по рисунку или описанию.
Пример 3
Прочитайте описание опыта.
Опустим колбу горлышком в воду. Заметим, что вода не входит в колбу, — ее «не пускает» воздух. Будет нагревать колбу в ладонях. Вскоре мы увидим, что из колбы стали выходить пузырьки воздуха. Следовательно, при нагревании воздух расширяется.
Какое оборудование вам понадобится для проведения этого опыта? (Подчеркните все необходимые приборы и материалы).
Вода, термометр, стакан, фильтр, микроскоп, колба, снег, спиртовка
/Ответ: вода, стакан, колба.
Пример 4
Вам поручили сделать прибор для измерения силы ветра. У вас имеются пластиковые стаканчики, дощечки и длинный шест. Предложите конструкцию такого прибора. Сделайте рисунок.
____________________________________________________________________
6.3 Следовать предложенному плану при проведении наблюдения или опыта. Фиксировать результаты наблюдений или опыта в предложенном формате (словесного описания, таблицы, условных обозначений).
Пример 5
Вам необходимо провести наблюдения за изменением вида Луны в течение месяца. Выберите из предложенных словосочетаний те, которые составят верный план проведения наблюдений.
1. Ежедневно (в любое время суток, в определенное время суток) находить на небе Луну.
2. Отмечать (дату и время наблюдения, погоду при наблюдениях).
3. Зарисовывать (положение Луны относительно соседних созвездий, видимую форму Луны).
/Ответ: в определенное время суток, дату и время наблюдения, видимую форму Луны)
Пример 6
Саше поручили провести в течение недели наблюдения за погодой. В своем дневнике наблюдений он должен был в полдень отмечать температуру воздуха, силу ветра, осадки и облачность.
1. Предложите условные обозначения для записи результатов наблюдений:
Сила ветра: Слабый — Средний — Сильный — Осадки: Снег — Дождь — | Облачность: Ясно — Частичная облачность — Сплошная облачность — |
2. В одни из дней наблюдений (28 октября) Саша определил, что в полдень был одни градус ниже нуля, небо полностью покрылось облаками, и пошел небольшой снег, сопровождающийся сильным ветром. В предложенную ниже таблицу занесите наблюдения за погодой, которые должен был бы сделать Саша. Используйте выбранные вами условные обозначения.
Дата | Температура | Облачность | Сила ветра | Осадки |
6.4 Измерять массу своего тела (при помощи напольных весов с точностью до 1 кг), температуру воды (при помощи жидкостного термометра с ценой деления в 1°С), длину небольшого тела (например, тетради) при помощи линейки (с точностью до 1 мм), времени по часам, записывать численное значение полученной величины.
Пример 7
Назовите приборы для измерения
Длины — ___________________
Массы — ___________________
Времени — _________________
Температуры — _____________
Пример 8
Какой из перечисленных приборов вы выбрали бы для измерения длины классной доски?
а) линейку на 20 см
б) линейку на 1 м
в) рулетку на 5 м
/Ответ: 3.
Пример 9
Запишите словами:
+10°С __________________________________________________
-2°С ________________________________________________
Запишите числами:
пять градусов выше нуля ______________
четыре градуса мороза _____________
температура кипения воды ___________________________
Пример 10
Катя и Маша решили взвесить свои портфели и поставили их на напольные весы. Одно деление этих весов соответствует 1 кг. Чему равна масса портфелей девочек?
______________________________
Известно, что для сохранения правильной осанки в 4-5 классах масса портфеля ученика должна составлять не более 3 кг. Укладываются ли портфели девочек в эту норму? ____________________
Пример 11
Перед тем как начать делать уроки Катя посмотрела на свои часы:
После того, как она закончила делать домашнее задание, Катя снова взглянула на часы:
Сколько времени Катя делала уроки?
____________________________
/Ответ: 1 час 10 минут.
Требование №7
В процессе обучения учащиеся научатся описывать объекты живой и неживой природы, сравнивать их и проводить простейшие классификации на основе внешних признаков и/ или известных характерных свойств.
7.1. Составлять описание объекта: по 2-3 характерным признакам самостоятельно выделяя признаки объекта; по 5-6 признакам, пользуясь предложенным планом и выбирая характерные для объекта признаки из имеющегося списка.
Пример 12
«Чёрный, проворный,
Кричит "крак" — червякам враг».
Вы узнали в этой загадке грача? Узнали, так как в ней описываются характерные особенности этой птицы: как выглядит, какие звуки издает, чем питается. Попробуйте придумать свои загадки о трех перечисленных ниже объектах:
1. синица ________________________________________________________
2. апельсин _______________________________________________________
3. лиственница ____________________________________________________
/Ответ: указано не менее двух характерных признаков.
Пример 13
Представьте себе, что перед вами стоит бутылка с подсолнечным маслом. Опишите подсолнечное масло, воспользовавшись следующим планом. 1. Цвет 2. Прозрачность 3. Состояние вещества 4. Сохраняет ли форму при переливании в другой сосуд? |
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
/Ответ: желтое, прозрачное, жидкое, не сохраняет.
Пример 14
Узнайте животных по их описанию.
Это ласковое, пушистое, грациозное животное было одомашнено древними египтянами, считавшими его священным. Хищник по природе оно питается насекомыми, ящерицами, мышами, птицами.
Это животное — ___________________
/Ответ: кошка
Эти милые ласковые зверьки прекрасно привыкли к жизни в городской квартире. Если их воспитывать там с первых дней, как собак и кошек.
На форме они, как правило, живут в вольерах, где им каждый день меняют воду и дают свежую травку. Самки этих домашних животных очень плодовиты: за один раз у них рождается от 2 до 12 малышей.
Это животное — _________
/Ответ: кролик
Пример 15
Предложите план описания осенних листьев клена. План должен содержать не менее 4 признаков листьев.
1 ___________________
2 ___________________
3 __________________
4 ___________________
/Ответ: форма листа, форма края листа, цвет, размер.
7.2. Выделять общий признак или общее название для однородной группы объектов из числа изученных в курсе «Окружающий мир», выявить «лишний» объект среди небольшой группы однородных объектов и обосновать свой ответ. Группировать объекты на основе существенных признаков, заполнять предложенные схемы, содержащие 2-3 уровня классификации.
Пример 16
Вам даны четыре слова. Найдите для каждой группы слов общее название, признак или свойство и запишите его.
1. Чайка, кайра, тюлень, белый медведь— __________________________
2. Глаз, ухо, нос, язык — _________________________________________
3. Нефть, природный газ, уголь, железная руда — ____________________
4. Роса, град, снег, дождь — _______________________________________
5. Закат, листопад, ураган, ледоход — _____________________________
6. Корень, ствол, листья, плоды -- ___________________________________
7. Нос, трахея, бронхи, легкие -- _____________________________________
/Ответ: 1 - животные Арктики, 2 - органы чувств, 3 - полезные ископаемые, 4 - осадки,5 - явления природы, 6 - органы растения, 7 - органы дыхания.
Пример 17
Вам даны четыре слова. Три из них объединены общим признаком. Четвертое слово к ним не подходит. Найдите его, подчеркните и поясните, почему выбрали этот объект.
1. Подберезовик, лисичка, подосиновик, белый гриб
___________________________________________________________________
2. Ласточка, воробей, грач, лебедь.
___________________________________________________________________
3. Верблюжья колючка, джузгун, кислица, солянка.
___________________________________________________________________
4. Черепаха, лягушка, крокодил, змея.
____________________________________________________________________
5. Соленое, горькое, легкое, сладкое.
____________________________________________________________________
6. Волк, слон, тигр, лев.
___________________________________________________________________
7. Меркурий, Венера, Юпитер, Марс.
___________________________________________________________________
/Ответ: 1 – лисичка, пластинчатый гриб, 2 – лебедь, водоплавающая птица, 3 – кислица, не растет в пустыне, 4 – лягушка, земноводное, а не пресмыкающееся, 5 – легкое, не является характеристикой вкуса, 6 – слон, травоядное, 7 – Юпитер, газообразная планета, а не твердая.
Пример 18
Прочитайте предложенные слова.
1) клен
2) сирень
3) растения
4) деревья
5) малина
6) сосна
7) смородина
8) кустарники
Впишите их в схему, так чтобы она отражала классификацию для растений.
(Правильный ответ:
Схема: растения – кустарники (сирень, малина, смородина) и деревья (клен, сосна).
Баллы: схема – 3 балла, полностью верная, 2 балла — 1 ошибка в отнесении растения к деревьям или кустарникам (третий уровень схемы), 1 балл — 2 ошибки в отнесении растений к группам или неверное указание второго уровня схемы.
7.3. Сравнивать однородные объекты (например, листья разных растений, птичьи гнезда, горные породы и т.п.) по 3-4 предложенным признакам.
Пример 19
Вам необходимо сравнить листья клевера и кислицы. Заполните таблицу с указанными признаками сравнения.
Кислица | Клевер |
Признак | Кислица | Клевер |
Строение листьев | ||
Форма листовых пластинок | ||
Цвет листьев |
Сделайте вывод о том, чем похожи и чем различаются листья этих растений.
____________________________________________________________________
Пример 20
Вам необходимо сравнить воду и молоко.
Для этого нужно заполнить все пропуски в приведенной ниже таблице.
Свойства | Вода | Молоко |
1. Цвет | бесцветна | |
2. Прозрачность | прозрачна | |
3. Вкус | без вкуса | |
4. Сохраняет ли форму? | не сохраняет | |
5. Сохраняет ли объем? | сохраняет |
Сделайте вывод о том, какие свойства воды и молока различны, а какие сходны.
____________________________________________________________________
Требование №8
В процессе обучения учащиеся научатся искать и находить необходимую информацию с помощью популярной литературы о природе для младшего школьного возраста, пользоваться адаптированными справочными изданиями: словарь по предмету «Окружающий мир», определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт.
8.1 Находить необходимую информацию в учебнике или детской энциклопедии при помощи оглавления и предметного указателя. Выбирать вид справочного издания (словарь, определитель, атлас карта) в зависимости от типа запрашиваемой информации.
Пример 21
Вам предложили найти в книге о животных сведения об утках. Но в книге нет предметного указателя и специального раздела об утках. В каких из перечисленных ниже разделах вы вероятнее всего найдете упоминание об утках?
1. Размножение пресмыкающихся
2. Насекомоядные птицы
3. Обитатели прудов и озер
4. Сообщество луга
5. Птицеводство
/Ответ: 3, 5
Пример 22
Перед вами находятся определитель растений, атлас карт и энциклопедия о животных. При помощи этих книг найдите ответы на три вопроса. В каждом случае запишите сначала какую книгу вы использовали (1), а затем найденный ответ на вопрос (2).
Как размножаются аквариумные рыбки меченосцы?
1) ________________
2) __________________________________________________________________
Как называется и куда впадает самая длинная река Южной Америки?
1) ________________
2) __________________________________________________________________
Какого цвета цветы у комнатного растения хлорофитума?
1) ________________
2) __________________________________________________________________
Требование №9
В процессе обучения учащиеся научатся использовать различные виды чтения (просмотровое, выборочное, углубленное) популярных естественнонаучных текстов с рисунками, таблицами и простейшими схемами с целью отбора источников, поиска и извлечения информации для создания собственных устных или письменных текстов, ответов на вопросы, аргументации.
9.1 Выделять ключевое предложение в небольшом тексте, ответить на прямые вопросы по тексту, разбивать текст на несколько частей, выделить в каждой из них ключевое предложение или слово (словосочетание) и подготовить на этой основе краткий пересказ текста.
Пример 23