Задание. (Работа выполняется парами учащихся под руководством учителя)

При бросании игрального кубика во время игры кажется, что 6 очков выпадает гораздо реже, чем, например, 2 очка. Проверьте это заблуждение. Проведите эксперимент, в котором надо сравнить, какое число очков – 6 или 2 выпадает чаще при бросании кубика.    

    Для проведения работы у каждой пары учащихся должен быть игральный кубик, стороны которого пронумерованы цифрами 1-6. Каждая пара должна бросить кубик 100 раз. Сначала один из учащихся бросает кубик 50 раз, а второй ученик отмечает в таблице число выпавших очков: 2 очка, 6 очков или другое (1, 3-5 очков). Затем они меняются ролями.

 

    Результат каждого бросания пара учащихся отмечает в приведенной ниже таблице. Для удобства подсчётов можно использовать принятые в статистике обозначения:              

 – один,   – пять.

               

Число  выпавших очков Подсчеты Всего
2    
6    
Другое (1,3,4,5)    

                                                                              Всего:     100

 

    Результаты экспериментов отдельных пар учащихся учитель должен свести в общую таблицу, которую он записывает на доске. Каждая последующая строка таблицы заполняется учителем прибавлением к предыдущей строке результатов, полученных последующей парой учащихся.

 

Всего экспериментов

Выпадение

Какое число очков 2 или 6 выпадало большее число раз и на сколько больше?(например, 2 очка на 10 раз больше)

 2 очков 6 очков
100      
200      
….      
1000      

 

 Запишите итоговые результаты эксперимента, используя данные последней строки таблицы. 

Из 1000 бросаний кубика:

          2 очка выпали ___________ раз,

          6 очков выпали ___________ раз.

Укажите, какое из следующих утверждений позволяют сделать данные, полученные на основе проведенного эксперимента:

Возможности выпадения 2 очков и 6 очков

а) примерно равны      б) не равны

 

Необходимо отметить, что целесообразность включения подобного требования к подготовке учащихся начальной школы в планируемые результаты вызывает сомнение и нуждается в экспериментальной проверке.

 

 

РУССКИЙ ЯЗЫК И ЧТЕНИЕ

Образцы заданий, иллюстрирующие достижение планируемых результатов по русскому языку и чтению

К разделу: «Система языка. Коммуникация. Познание: Язык. Речь»

 

1. Напиши мини сочинение (примерно 10 предложений) на одну из предложенных тем: «Почему русский язык называют великим и могучим»

«Помогает ли мне русский язык для получения новых знаний?»

«Какие особенности русского языка помогают мне полно и точно выражать свои мысли, чувства, идеи и мнения»

«Можно ли с помощью языка оказывать влияние на окружающих, развлекать их, сообщать им важную информацию»

«Люблю ли я русский язык?»

 

2-1. Подчеркни предложения, написанные на русском языке.

1) Люблю грозу в начале мая, когда весенний, первый гром, как бы резвяся и играя, грохочет в небе голубом.

2) История на Русия от началото на ХІХ век до втората революция. Вътрешна политика и обществени движения

3) Повернувшись у Европу з далеких заморських мандрiв, Васко да Гама захоплено розповiдав про дивовижнi плоди, якими частували його у схiдних портах Африки.

4) I have got an apple. It is red. I will eat it.

5) Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало, гусей крикливых караван тянулся к югу.

 

2-2. Подчеркни слова, написанные на русском языке.

квiтки, мандарин, перець, game, перiод, came, беличий, злегка, белий, подсолнух, библиотека, страниците, произведенията, първо, поговорка, алюминий

 

3-1. Запиши звуки, которыми отличаются слова в парах:

мак – рак ____________________________________

игра – икра ____________________________________ 

примерять – примирять __________________________

рысь – рис _____________________________________

грусть – груздь _________________________________

 

3-2. Догадайся, сколько слов здесь спрятано. Запиши, какие. Объясни их значение.

атлас, гвоздики, стрелки, кружки, полки, попугай

_________________________________________________________________________  

_________________________________________________________________________  

_________________________________________________________________________  

_________________________________________________________________________  

К разделу: «Система языка. Коммуникация. Познание: Звуки и буквы»

 

4-1. Поставь в словах ударение.

алфавит, магазин, математика, манго, занавес, партер, перрон, скоропортящийся

 

4-2. Запиши последовательность звуков в словах:

карандаш [ __________________________]

машина [__________________________]

фасоль [__________________________]

ёлка [__________________________]

вьюга [____________________________________]

звёздный [________________________________] 

 

5. Запиши слова рядом с нужной схемой.

поэт, дружба, варежки, улыбка, помогать, рисунок, делить, смешинки, всегда, правда, льдина, тетрадь, объезд, саночки

 

     
 


´  

__________________________________________________________ 

 

     
 


                        ´  

__________________________________________________________ 


´  

_________________________________________________________ 


              ´  

__________________________________________________________ 

 


                                       ´  

_________________________________________________________ 

 

6. Вставь в предложения нужные слова.

полка – полька

    Над столом висела __________________________.

    Мой любимый танец – весёлая ________________.

зайка - сайка

     В булочной я купил шоколадного _______________________.

     В булочной я купил мягкую  _______________________.

лук - люк

     Танкисты расселись по местам и закрыли ____________________.

     В огороде на грядках взошли редиска и _______________________.

 

К разделу: «Система языка. Коммуникация. Познание: Звуки и буквы: произношение»

 

7. Парная работа. По очереди повторите скороговорки. Оцените правильность и быстроту произнесения друг друга.

Тридцать три корабля лавировали лавировали, лавировали лавировали, да не вылавировали.

Колли около Коли, а Коля около колли.

От топота копыт пыль по полю летит.

Купи кипу пик, купи кипу пик, купи кипу пик.

 

8-1. Поставь нужные знаки в конце предложений.

Ребята Переходите дорогу только на зелёный свет

Сентябрь, октябрь, ноябрь – это осенние месяцы

Как называется эта улица

Как красив зимний лес

Кто из вас сегодня дежурный

Кто умеет дружить, у того много друзей

 

8-2. 5. Поставь знаки препинания в конце выделенных предложений.

Меня ужалила пчела.

Я закричал: «Как ты могла ____»

Она в ответ:

«А ты как мог сорвать любимый мой цветок____»

 

8-3. Подчеркни только правильные варианты:

портфéль, пять сковородков, красúвее, много яблоков, два щенка, пять котёнков, красивéй, мало яблок, поехать на метро, два рукава, нет местов, двое учениц, звонúт, щавéль, шóфер, свёкла, магазúн, два пальта,

 

К разделу: «Система языка. Коммуникация. Познание: Звуки и буквы: графика»

 

10-1. Поставь + рядом со словами, написание которых не совпадает с их произношением.

€ рыбка          € пудра          € сгибать

€ местный      € водица        € буква  

 

10-2. Найди и выпиши слова, в которых звуков больше, чем букв.

маяк, пять, зверь, каюта, ель, юнга, льёт, ягода, вьюга, ёжик, енот, яхта, якорь, юбка, салют, юмор

_________________________________________________________ 

_________________________________________________________

__________________________________________________________

 

11-1. Запиши любые 10 букв в алфавитном порядке.

 

___________________________________________________________________________   

 

11-2. Запиши данные слова в алфавитном порядке.

бык, арбуз, собака, цветы, марка, тюльпан, велосипед, ромашка, горка, часы, страус, лампа

 

К разделу: «Система языка. Коммуникация. Познание: Звуки и буквы: техника и навыки письма»

 

12. Напиши как можно красивее 2-3 предложения.

_____________________________________________________________________________ 

_____________________________________________________________________________ 

_____________________________________________________________________________ 

_____________________________________________________________________________ 

_____________________________________________________________________________ 

 

14. Восстанови текст и запиши его с соблюдением правил оформления текста.

вкрохотномдомикенакраюгородажилкотенокбылонбелый,какмотокангорскойшерсти, такойжепушистыйикругленькийещеукотенкабылабольшаяголовассиними,каквесеннее небо,глазамичетырекогтистыхлапкиипышныйхвостзваликотенкатишкаэтопотому,чтоон оченьтихоумелподкрадыватьсякмышам,которыежиливподвалеклубкамразноцветныхниток ирыбенасковородкеещевдомежили,кромемышейитишки,бабушкаиеёвнукборискабориске былочетырегода,итишкеприходилосьпрятатьсяотнеготонашкафу,топоддиваномбабушку тишкалюбилонавытащиламокроготишкуизвесеннейлужиивзялаксебежить

_________________________________________________________________ 

_________________________________________________________________ 

_________________________________________________________________ 

_________________________________________________________________ 

_________________________________________________________________ 

_________________________________________________________________ 

_________________________________________________________________ 

_________________________________________________________________ 

 

К разделу: «Система языка. Коммуникация. Познание: Слова и словобразование: Словарный запас »

16. Напиши несколько слов:

а) об арбузе _________________________________________________________________ 

_________________________________________________________________  

б) о слове арбуз _________________________________________________________________ 

_________________________________________________________________  

 

17. Запиши по пять слов в каждую группу.

А) ПРОФЕССИИ   Б) ЯГОДЫ   В) ГОРОДА
1)   1)   1)
2)   2)   2)
3)   3)   3)
4)   4)   4)
5)   5)   5)
         
Г) ЦВЕТА   Д) ДЕЙСТВИЯ   Ж) ВКУСОВЫЕ ОЩУЩЕНИЯ
1)   1)   1)
2)   2)   2)
3)   3)   3)
4)   4)   4)
5)   5)   5)
         
         

 

18-1. Объясни значение слов.

дом - _________________________________________________________________ 

_________________________________________________________________ молоко - _________________________________________________________________ 

_________________________________________________________________ 

мудрость - _________________________________________________________________ 

__________________________________________________________________ ручка - _________________________________________________________________ 

_________________________________________________________________ 

язык - _________________________________________________________________ 

__________________________________________________________________ 

добрый - _________________________________________________________________ 

_________________________________________________________________ 

прыгать - _________________________________________________________________ 

__________________________________________________________________ 

 

18-2. Вот как один дошкольник рассуждал, услышав выражение время идёт: «Как же это время может идти? Что у него, ноги, что ли? И куда оно, интересно, идёт? И куда уходит?»

Объясни, о каком явлении языка еще не знает этот ребенок.

__________________________________________________________________

Приведи пример еще одного выражения, которое трудно будет понять этому дошкольнику.

__________________________________________________________________ 

 

18-3 Найди и подчеркни синонимы.

Зябнет осинка.

Дрожит на ветру.

Стынет на солнышке.

Мерзнет в жару.

            И. Токмакова.

 

18-4. К словам левого столбика подбери близкие по смыслу слова правого столбика. Соедини их.

алфавит огонь шалун чистый прыгать бросать красить аккуратный алый скакать азбука пламя озорник кидать

 

18-5. Подбери к словам 1-2синонима. Запиши их.

грустный-__________________________________________

бранить-____________________________________________

напрасно-___________________________________________

мрак-_______________________________________________

 

18-6. Оля подбирала синонимы к словам и сделала ошибки. Найди их и исправь.

смелый - храбрость_________________________________

дремучий - глухой__________________________________

шалун - проказник, озорник__________________________

злая – добрая _____________________________________

холод - морозный___________________________________

 

18-7. Закончи пословицы, используя антонимы.

Ученье свет, а неученье - _________________________________.

Знай больше, говори _____________________________________.

Не бойся врага умного, бойся друга _________________________.

Лучшая вещь новая, лучший друг - _________________________.

 

18-8. Подбери антонимы к подчёркнутым словам.

 

мелкий пруд - ___________________________пруд.

мелкий дождь - __________________________дождь.

свежий хлеб - ____________________________хлеб.

свежая рыба - ____________________________рыба.

свободный стул - _________________________стул.

свободная обувь - ________________________обувь.

сладкое яблоко - _________________________яблоко.

сладкое лекарство - _______________________лекарство.

 

19. Работа в группе (7-8 учащихся)

А) Составьте объявление о концерте, с которым может выступить ваш класс.

Б) Напишите коллективный отзыв на книгу, которую вы прочитали.

В) Составьте инструкцию к одной из настольных игр.

Г) Подготовьте эскиз плаката о правах детей.

 

20-1. В статье, которую ты читаешь, тебе встретилось незнакомое слово. Каковы твои возможные действия?

1) _________________________________________________________________ 

2) _________________________________________________________________ 

_________________________________________________________________ 

__________________________________________________________________

 

20-2. Вставь подходящие по смыслу слова.

разглядывать, рассматривать

Ученики внимательно________________________в микроскоп каплю жидкости.

Дети с интересом ___________________________приезжего.

построить, соорудить

На берегу пруда недавно_____________________________лодочную станцию.

Из палатки и вёсел туристы быстро _____________________________ носилки.

есть, кушать

«Вы ____________________на здоровье», - радушно угощала нас хозяйка.

Мы сели к столу и стали________________________________.

 

 

К разделу: «Система языка. Коммуникация. Познание: Слова и словобразование: Смысловой и словообразовательный анализ »

21-1. Отметь значком + верные утверждения.

‘ В слове может не быть окончания;

‘ В слове может не быть приставки;

‘ В слове может не быть суффикса;

‘ В слове может не быть корня;

 

21-2. Из слов исчезли корни. Впиши их.

при________ёт                     под____________ит

раз_________ёт                    по_____________ит

от__________ёт                    от_____________ут

 

21-3. Выдели в словах ту часть, которая указана в названии столбика. В каждой строчке составь из выделенных частей слово. Запиши получившиеся слова.

 

приставка корень суффикс окончание слово
полет краска дочка папа  
пошел слово лисица береза  
послал дарит холодок мост  

 

21-4. Распредели слова по столбикам. Запиши, вставляя пропущенные буквы. Допиши по одному своему слову в каждый столбик.

подгото___ка, кра___ка, гру___, ска___ка, поса___ка, гри___ки, гра___, погру___ка, закла___ка, бли___кий, бере___ка, ду___ки, ма___ь, уло___, яго___ка, повя___ка, дру___

 

                                     
 
 
 
         

 

 

   
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Какое правило тебе пришлось вспомнить, чтобы правильно вставить пропущенные буквы?

________________________________________________________________ 

_______________________________________________________________

 

21-5. Сгруппируй вместе слова, которые имеют одинаковый состав. Запиши получившиеся группы. Выдели части слов.

 

лисица, нора, куст, дятел, белочка, дерево, сова, походка, пирожок, прибрежный, пригорок

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

21-6. Запиши к каждому слову по три родственных слова.

 

зима, __________________________________________________________________

__________________________________________________________________

холод, _________________________________________________________________

__________________________________________________________________

бежать, _________________________________________________________________

__________________________________________________________________

синий, _________________________________________________________________

__________________________________________________________________

    Запиши свою группу родственных слов. __________________________________________________________________

__________________________________________________________________

 

21-7. Составь и запиши рассыпавшиеся слова. Постарайся найти как можно больше вариантов.

кот-

болт-

голос-

сад-

пёстр-

рыж-

осень-

-ый

-лив-

-ёнок

-ист

-еньк-

-н-

-ик-

-ок-

-ий-

-еват-

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

К разделу: «Система языка. Коммуникация. Познание: Части речи: Классификация: морфологические признаки »

22-1. Догадайся, по какому признаку можно распределить слова на три группы.

волшебный, зонтик, летать, корабль, ласковый, плавать, моросить, чудесный, солнечный, девочка, пушистый, ветер, помогать, листопад, счастье, таять, лиловый, смешить

     
     
     
     
     
     

 

22-2. Отметь, к какому падежу ставятся вопросы “кому?” “чему?”.

1)  предложному 2) винительному 3) родительному 4) дательному

22-3. Какие вопросы ставятся к именительному падежу?

1)кем? чем? 2)кого? что? 3) кого? чего? 4) кто? что?

22-4. В каком падеже стоит подчеркнутое имя существительное:

Мама постелила на стол скатерть.

1) в именительном 2) в винительном 3) в родительном 4) в предложном

22-5. К 1 склонению относится имя существительное:

       1)отмель 2) отметка 3) отменять 4) ответ

22-6. Какое имя существительное относится к 3 склонению?

1)  у кроватки 2) у подруги 3) у рощи 4) у кровати

 

22-7. Отметь словосочетания, в которых имена существительные стоят в винительном падеже.

1)  ловить рыбу    2) книга сестры           3) читать журнал

 4)вышли на берег 5) портрет художника 6) рассказ писателя

 

22-8. Что обозначает имя прилагательное?

1)  предмет     2) признак действия   3) признак предмета 4) действие

 

22-9. Укажите окончания имен прилагательных женского рода:

1)  -ая     2) -ое 3) -ой      4) -ий    5) -яя     6) -ый        7) -ее

 

22-10. Глагол в настоящем и будущем времени изменяется:

1)  по лицам        2) по падежам   3) по числам 4) по родам

 

 

К разделу: «Система языка. Коммуникация. Познание: Части речи: Употребление в предложениях, высказываниях, текстах»

 

23-1. Составь, используя имена прилагательные, портрет знакомого человека.

лицо____________________________________________________________

глаза___________________________________________________________ лоб_____________________________________________________________

нос_____________________________________________________________

волосы__________________________________________________________

взгляд__________________________________________________________

улыбка_________________________________________________________

 

 

23-2. Восстанови текст, дописав нужные окончания.

Мимо станции проходил___ поезда. Из окошек смотрел____ люд___. Вагоны был___ зелён____, син____, красн____, на них висел____ табличк____ с названиями дальн___ мест, куда уезжал____ пассажир____ и откуда они приезжал____. Тим из-за скорост____ не успевал их прочесть. Он завидовал тем, кто ехал далеко-далеко, мимо множеств____ станций, за кажд____ из которых начинал____сь страна, такая же таинственн____ и загадочн____, как неизведанн____ улицы и места здешн____ посёлка. И ещё более таинственн____ и загадочн____. Там были горы и моря, пустыни и степи, верблюды и слоны. Поезд____ мчал____сь, оставляя за собой ветер, как будто в приоткрытую отдушину повеяло сквозняк____ из этих пространств.

 

23-3. Напиши небольшое сочинение на любую интересную тебе тему.

 

К разделу: «Система языка. Коммуникация. Познание: Словосочетания и предложения: Классификация и употребление в речи »

24. Сравни два текста. Запиши, чем они отличаются.

№ 1.

Наступила осень. Как обычно бывает осенью, везде много опавших листьев. Солнце светит реже. Часто дует сильный ветер и гонит по небу облака.

 

№ 2.

Это было просто здорово – город, заваленный листьями. Не наводнение, а налистнение.

Нынешняя осень была особенно радостной и светлой. Ликующей. С каждым днём всё яснее виделась гибель лета, и осень торжествовала победу над умирающим противником в упоительной желтизне. Иногда показывалось солнце, высветляя на тротуарах мокрые озябшие листья, и запах палых листьев, острый осенний запах будоражил душу и заполнял её ни с чем не сравнимой тоской.

    Целый день по небу шлялись легкомысленные, беспокойные облачка, а сухие, по-осеннему поджарые листья густо лежали на земле молча, без шороха

_________________________________________________________________ 

__________________________________________________________________ 

__________________________________________________________________ 

_________________________________________________________________ 

__________________________________________________________________ 

__________________________________________________________________ 

__________________________________________________________________ 

_________________________________________________________________ 

 

25-1. Приведи по одному примеру.

Повествовательное предложение:

__________________________________________________________________ 

__________________________________________________________________ 

Вопросительное предложение:

__________________________________________________________________ 

_________________________________________________________________ 

Побудительное предложение:

__________________________________________________________________ 

__________________________________________________________________ 

Восклицательное предложение:

__________________________________________________________________ 

__________________________________________________________________ 

Невосклицательное предложение:

__________________________________________________________________ 

_________________________________________________________________ 

 

25-2. Составь и запиши словосочетания.

         куда?

 х          

едем                     ______________________________

 

               чья?

 х          

помощь                      ______________________________

 

                        что?

х          

слушаю                      ______________________________

                каких?

 х          

елей                      ______________________________

 

          как?

х          

говорить             ______________________________

 

         какая?

х        

тропинка                  ______________________________

 

25-3. Сделай предложения распространенными. Разбери их по членам.

Луч осветил.

___________________________________________________________________________________________________________________________

Капли падали.

____________________________________________________________________________________________________________________________

 

К разделу: «Система языка. Коммуникация. Познание: Словосочетания и предложения: синтаксический анализ»

 

26-1. Найди неправильное утверждение.

1) Подлежащее- главный член предложения.

2) Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу.

3) Предложение может не иметь второстепенных членов.

4) Наличие главных членов - признак распространенного предложения.

 

26-2. Подчеркни слово, которое является подлежащим в предложении:

Весной Толя посадил дерево под окном.

1)  Толя  2) дерево           3) весной            4) окном

 

26-3. Подчеркни слово, которое является сказуемым в предложении:

Воробей устал, намок до последнего пёрышка.

1)  устал 2) устал, намок 3) намок   4) намок до пёрышка

 

26-4. Катя выписала из предложения словосочетания. Проверь, нет ли в ее работе ошибок. Если есть, объясни, в чем они заключаются.

Темная туча медленно проползла через рощу и закрыла солнце.

 

туча (какая?) темная _______________________________

проползла (как?) через рощу__________________________________

закрыла (что?) солнце________________________________________

проползла и закрыла___________________________________

медленно (что сделала?) проползла___________________________________

К разделу: «Система языка. Коммуникация. Познание: Правописание»

 

27-1. Выбери случаи слитного написания.

1) (под)снежник 2) (под)снежком 3) (до)школы 

4) (до)школьник 5) (на)писал    6) (по)работе

 

27-2. Укажи букву, которую вставишь в слова:  

нар...жать (ёлку), погл...дел, перев...зал, объ...вил

1) «е»   2) «и»      3) «я»

 

27-3. Укажи слова, в которых пропущена буква:

1)  лес...ница  2) килограм... 3) опас...ность

4) праз...ник  5) чудес...ный   6) Рос...ия

 

27-4. Укажи слова, в которых пропущен Ъ:

1)  под...ём 2) в...юнок 3) об...явление 4) коп...ё    5) с...умел 6) об...ём

 

27-5. Укажи слова, в которых пропущен Ь:

1)  полноч... 2) лист...я 3) калач...  4) мелоч...  5) под...езд 6) помощ...

 

27-6. Укажи слова, в которых допущена ошибка:

1)  узкая     2) клюф       3) редкий 4) прышки 5) круг 6) гараш

 

27-7. В каком слове пишется окончание “и”?

           1) по улиц... 2) по ветв... 3) по ветк... 4) по дорог...

 

27-8. Выбери правильное написание и объяснение: “ жить в город...”

1) е - 1 скл., Предл. п. 2) е -2 скл.,Предл. п. 3) и - 3 скл., Предл. п. 4) е - 1 скл., Дат.п.

27-9. Найди слово 3 склонения в дательном падеже с окончанием и-:

1) об осен... 2) от осен... 3) к осен... 4) к осин...

27-10. Какое существительное не склоняется: 1)окно 2) кино 3) бревно 4) дно

27-11. В данной группе слов проверочным является слово:

1)   бедняк 2) бедняжка 3) бедный 4) обеднеть

27-12. Слово с непроизносимой согласной:

1) ужас...ный 2) опас...ный 3) праз...ник 4) чудес...ный

 

27-13. Укажи словосочетания, в которых в окончании существительных пишется буква «и»:

1)  бежал по тропинк... 2) прочитал в книг...  3) думал о матер...

4) работал без устал... 5) подошёл к деревн... 6) подплыл к Казан...

7)  спал в постел...     8) осталось на скатерт... 9) зашёл к подруг...

 

27-14. Проверь, правильно ли выполнено задание «Подчеркни безударные гласные в корне». Исправь ошибки цветной ручкой.

 

м а лыш, рек а, к о са, стол и к, зимушк а, сестр а, бор о да, п о дбегать

 

27-15. Запиши проверочные слова, вставь пропущенные буквы.

 

______________________-т__плица

______________________-см__ялся

______________________-___кно

______________________-тр__ва

 

27-16. Исправь ошибки.

Каштанка осталась одна. Грусть подкрадывалась к ней незаметно и овладела нею постепенно. Вдруг близко отнеё раздался крик. Гусь сидел на полу. Глаза у него были закрыты. Хозяин сел перед им, минуту глядя на его молча.

 

28. Поставь недостающие знаки препинания.

1) Ласточки скворцы и кукушки появляются стайками весной в лесах.

2) Снег потемнел пропитался водой отяжелел и осел.

3) В лесу под деревьями рыщут звери пасутся лоси и резвятся белки.

4) С окрестных гор уже снега сбежали мутными ручьями

 

 







ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Образцы заданий, диагностирующих достижение планируемых результатов обучения

Требование №6

В процессе обучения учащиеся научатся целенаправленно ставить и проводить простейшие наблюдения и опыты: качественные или простые измерения изученных величин; использовать при проведении наблюдений и опытов простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы: лупу, термометр, линейку, весы, штатив, стакан, колбу, часы, секундомер и др.; выполнять правила техники безопасности при использовании приборов и лабораторного оборудования.

 

6.1 Различать в описании наблюдения или опыта его ход и результаты (что делали и что получили). Выбирать план проведения наблюдения или опыта, отвечающий сформулированной цели.

Пример 1

Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

(1) Саша проводил дома опыт по заданию учителя. (2) Он выяснил, что в горячей воде растворяется больше соли, чем в холодной. (3) Для этого он взял два одинаковых стакана, налил в них одинаковое количество воды. (4) Но в первый стакан он налил холодную воду из-под крана, а во второй – горячую воду из чайника. (5) Затем в каждый стакан он насыпал по 3 г соли и следил, как она растворялась. (6) Когда он повторил это несколько раз, то заметил, что в стакане с холодной водой соль перестала растворяться.

 

Какое предложение текста представляет собой вывод из опыта Саши? (Запишите номер этого предложения).

 

/Ответ: 2

Какое предположение проверял Саша в своем опыте?

1) как зависит масса растворяемой соли от температуры воды

2) как зависит масса растворяемой соли от количества воды

3) от чего зависит скорость, с которой растворяется соль в воде

4) как зависит скорость, с которой растворяется соль в воде, от температуры воды

/Ответ: 1

 

Пример 2

Известно, что если бумажную полоску поместить между двумя книгами, а затем положить на нее небольшой грузик, то она прогибается. Предложите порядок проведения опыта по проверке следующего предположения: «Величина прогиба полоски зависит от ее ширины».

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

6.2 Собирать установку для проведения простейшего опыта по рисунку или описанию.

Пример 3

Прочитайте описание опыта.

Опустим колбу горлышком в воду. Заметим, что вода не входит в колбу, — ее «не пускает» воздух. Будет нагревать колбу в ладонях. Вскоре мы увидим, что из колбы стали выходить пузырьки воздуха. Следовательно, при нагревании воздух расширяется.

Какое оборудование вам понадобится для проведения этого опыта? (Подчеркните все необходимые приборы и материалы).

Вода, термометр, стакан, фильтр, микроскоп, колба, снег, спиртовка

/Ответ: вода, стакан, колба.

Пример 4

Вам поручили сделать прибор для измерения силы ветра. У вас имеются пластиковые стаканчики, дощечки и длинный шест. Предложите конструкцию такого прибора. Сделайте рисунок.

____________________________________________________________________

 

6.3  Следовать предложенному плану при проведении наблюдения или опыта. Фиксировать результаты наблюдений или опыта в предложенном формате (словесного описания, таблицы, условных обозначений).

Пример 5

Вам необходимо провести наблюдения за изменением вида Луны в течение месяца. Выберите из предложенных словосочетаний те, которые составят верный план проведения наблюдений.

1. Ежедневно (в любое время суток, в определенное время суток) находить на небе Луну.

2. Отмечать (дату и время наблюдения, погоду при наблюдениях).

3. Зарисовывать (положение Луны относительно соседних созвездий, видимую форму Луны).

/Ответ: в определенное время суток, дату и время наблюдения, видимую форму Луны)

Пример 6

Саше поручили провести в течение недели наблюдения за погодой. В своем дневнике наблюдений он должен был в полдень отмечать температуру воздуха, силу ветра, осадки и облачность.

1. Предложите условные обозначения для записи результатов наблюдений:

Сила ветра: Слабый — Средний —  Сильный — Осадки: Снег — Дождь — Облачность: Ясно —  Частичная облачность — Сплошная облачность —

2. В одни из дней наблюдений (28 октября) Саша определил, что в полдень был одни градус ниже нуля, небо полностью покрылось облаками, и пошел небольшой снег, сопровождающийся сильным ветром. В предложенную ниже таблицу занесите наблюдения за погодой, которые должен был бы сделать Саша. Используйте выбранные вами условные обозначения.

Дата Температура Облачность Сила ветра Осадки
         

 

6.4 Измерять массу своего тела (при помощи напольных весов с точностью до 1 кг), температуру воды (при помощи жидкостного термометра с ценой деления в 1°С), длину небольшого тела (например, тетради) при помощи линейки (с точностью до 1 мм), времени по часам, записывать численное значение полученной величины.

Пример 7

Назовите приборы для измерения

Длины — ___________________

Массы — ___________________

Времени — _________________

Температуры — _____________

 

Пример 8

Какой из перечисленных приборов вы выбрали бы для измерения длины классной доски?

а) линейку на 20 см 

б) линейку на 1 м 

в) рулетку на 5 м

/Ответ: 3.

 

Пример 9

Запишите словами:

+10°С __________________________________________________

-2°С ________________________________________________

Запишите числами:

пять градусов выше нуля ______________

четыре градуса мороза _____________

температура кипения воды ___________________________

Пример 10

Катя и Маша решили взвесить свои портфели и поставили их на напольные весы. Одно деление этих весов соответствует 1 кг. Чему равна масса портфелей девочек?

______________________________

 

Известно, что для сохранения правильной осанки в 4-5 классах масса портфеля ученика должна составлять не более 3 кг. Укладываются ли портфели девочек в эту норму? ____________________

 

Пример 11

Перед тем как начать делать уроки Катя посмотрела на свои часы:

После того, как она закончила делать домашнее задание, Катя снова взглянула на часы:

Сколько времени Катя делала уроки?

____________________________

/Ответ: 1 час 10 минут.

 

Требование №7

 В процессе обучения учащиеся научатся описывать объекты живой и неживой природы, сравнивать их и проводить простейшие классификации на основе внешних признаков и/ или известных характерных свойств.

 

7.1. Составлять описание объекта: по 2-3 характерным признакам самостоятельно выделяя признаки объекта; по 5-6 признакам, пользуясь предложенным планом и выбирая характерные для объекта признаки из имеющегося списка.

 

Пример 12

«Чёрный, проворный,

Кричит "крак" — червякам враг».

Вы узнали в этой загадке грача? Узнали, так как в ней описываются характерные особенности этой птицы: как выглядит, какие звуки издает, чем питается. Попробуйте придумать свои загадки о трех перечисленных ниже объектах:

1. синица ________________________________________________________

2. апельсин _______________________________________________________

3. лиственница ____________________________________________________

/Ответ: указано не менее двух характерных признаков.

Пример 13

Представьте себе, что перед вами стоит бутылка с подсолнечным маслом. Опишите подсолнечное масло, воспользовавшись следующим планом. 1. Цвет 2. Прозрачность 3. Состояние вещества 4. Сохраняет ли форму при переливании в другой сосуд?  

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

/Ответ: желтое, прозрачное, жидкое, не сохраняет.

Пример 14

Узнайте животных по их описанию.

    Это ласковое, пушистое, грациозное животное было одомашнено древними египтянами, считавшими его священным. Хищник по природе оно питается насекомыми, ящерицами, мышами, птицами.

    Это животное — ___________________

/Ответ: кошка

 

Эти милые ласковые зверьки прекрасно привыкли к жизни в городской квартире. Если их воспитывать там с первых дней, как собак и кошек.

На форме они, как правило, живут в вольерах, где им каждый день меняют воду и дают свежую травку. Самки этих домашних животных очень плодовиты: за один раз у них рождается от 2 до 12 малышей.

Это животное — _________

/Ответ: кролик

 

Пример 15

Предложите план описания осенних листьев клена. План должен содержать не менее 4 признаков листьев.

1 ___________________

2 ___________________

3 __________________

4 ___________________

/Ответ: форма листа, форма края листа, цвет, размер.

 

7.2. Выделять общий признак или общее название для однородной группы объектов из числа изученных в курсе «Окружающий мир», выявить «лишний» объект среди небольшой группы однородных объектов и обосновать свой ответ. Группировать объекты на основе существенных признаков, заполнять предложенные схемы, содержащие 2-3 уровня классификации.

 

Пример 16

Вам даны четыре слова. Найдите для каждой группы слов общее название, признак или свойство и запишите его.

1. Чайка, кайра, тюлень, белый медведь— __________________________

2. Глаз, ухо, нос, язык — _________________________________________

3. Нефть, природный газ, уголь, железная руда — ____________________

4. Роса, град, снег, дождь — _______________________________________

5. Закат, листопад, ураган, ледоход — _____________________________

6. Корень, ствол, листья, плоды -- ___________________________________

7. Нос, трахея, бронхи, легкие -- _____________________________________

/Ответ: 1 - животные Арктики, 2 - органы чувств, 3 - полезные ископаемые, 4 - осадки,5 - явления природы, 6 - органы растения, 7 - органы дыхания.

Пример 17

Вам даны четыре слова. Три из них объединены общим признаком. Четвертое слово к ним не подходит. Найдите его, подчеркните и поясните, почему выбрали этот объект.

1. Подберезовик, лисичка, подосиновик, белый гриб

___________________________________________________________________

2. Ласточка, воробей, грач, лебедь.

___________________________________________________________________

3. Верблюжья колючка, джузгун, кислица, солянка.

___________________________________________________________________

4. Черепаха, лягушка, крокодил, змея.

____________________________________________________________________

5. Соленое, горькое, легкое, сладкое.

____________________________________________________________________

6. Волк, слон, тигр, лев.

___________________________________________________________________

7. Меркурий, Венера, Юпитер, Марс.

___________________________________________________________________

/Ответ: 1 – лисичка, пластинчатый гриб, 2 – лебедь, водоплавающая птица, 3 – кислица, не растет в пустыне, 4 – лягушка, земноводное, а не пресмыкающееся, 5 – легкое, не является характеристикой вкуса, 6 – слон, травоядное, 7 – Юпитер, газообразная планета, а не твердая.

 

Пример 18

Прочитайте предложенные слова.

1) клен

2) сирень

3) растения

4) деревья

5) малина

6) сосна

7) смородина

8) кустарники

Впишите их в схему, так чтобы она отражала классификацию для растений. 

 

(Правильный ответ:

Схема: растения – кустарники (сирень, малина, смородина) и деревья (клен, сосна).

Баллы: схема – 3 балла, полностью верная, 2 балла — 1 ошибка в отнесении растения к деревьям или кустарникам (третий уровень схемы), 1 балл — 2 ошибки в отнесении растений к группам или неверное указание второго уровня схемы.

 

7.3. Сравнивать однородные объекты (например, листья разных растений, птичьи гнезда, горные породы и т.п.) по 3-4 предложенным признакам.

 

Пример 19

Вам необходимо сравнить листья клевера и кислицы. Заполните таблицу с указанными признаками сравнения.

Кислица Клевер

 

Признак Кислица Клевер
Строение листьев    
Форма листовых пластинок    
Цвет листьев    

Сделайте вывод о том, чем похожи и чем различаются листья этих растений.

____________________________________________________________________

Пример 20

Вам необходимо сравнить воду и молоко.

      

Для этого нужно заполнить все пропуски в приведенной ниже таблице.

 

Свойства Вода Молоко
1. Цвет бесцветна  
2. Прозрачность прозрачна  
3. Вкус без вкуса  
4. Сохраняет ли форму?   не сохраняет
5. Сохраняет ли объем?   сохраняет

Сделайте вывод о том, какие свойства воды и молока различны, а какие сходны.

____________________________________________________________________

 

 

Требование №8

В процессе обучения учащиеся научатся искать и находить необходимую информацию с помощью популярной литературы о природе для младшего школьного возраста, пользоваться адаптированными справочными изданиями: словарь по предмету «Окружающий мир», определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт.

 

8.1 Находить необходимую информацию в учебнике или детской энциклопедии при помощи оглавления и предметного указателя. Выбирать вид справочного издания (словарь, определитель, атлас карта) в зависимости от типа запрашиваемой информации.

Пример 21

Вам предложили найти в книге о животных сведения об утках. Но в книге нет предметного указателя и специального раздела об утках. В каких из перечисленных ниже разделах вы вероятнее всего найдете упоминание об утках?

1. Размножение пресмыкающихся

2. Насекомоядные птицы

3. Обитатели прудов и озер

4. Сообщество луга

5. Птицеводство

/Ответ: 3, 5

Пример 22

Перед вами находятся определитель растений, атлас карт и энциклопедия о животных. При помощи этих книг найдите ответы на три вопроса. В каждом случае запишите сначала какую книгу вы использовали (1), а затем найденный ответ на вопрос (2).

Как размножаются аквариумные рыбки меченосцы?

1) ________________
2) __________________________________________________________________

Как называется и куда впадает самая длинная река Южной Америки?

1) ________________
2) __________________________________________________________________

Какого цвета цветы у комнатного растения хлорофитума?

1) ________________
2) __________________________________________________________________

 




Требование №9

В процессе обучения учащиеся научатся использовать различные виды чтения (просмотровое, выборочное, углубленное) популярных естественнонаучных текстов с рисунками, таблицами и простейшими схемами с целью отбора источников, поиска и извлечения информации для создания собственных устных или письменных текстов, ответов на вопросы, аргументации.

 

9.1 Выделять ключевое предложение в небольшом тексте, ответить на прямые вопросы по тексту, разбивать текст на несколько частей, выделить в каждой из них ключевое предложение или слово (словосочетание) и подготовить на этой основе краткий пересказ текста.

Пример 23


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: