Прочитайте текст и ответьте на вопросы после него

Тела и вещества

Все предметы, которые нас окружают, называют телами. Для тел характерны форма и объём. Каждое тело обладает массой. Изучая тела, ученые находят и другие их характеристики. Например, физики говорят о плотности тел, их теплопроводности или электрическом сопротивлении.

Форма тела может быть геометрически правильной или неправильной. Каждая правильная геометрическая форма имеет свой название — шар, куб и другие. Например, одинаковые по размеру кубики из дерева и из металла будут иметь одинаковые форму и объём, но обладать различной массой.

Все тела состоят из веществ. Вода, воздух, железо, древесина — все это примеры различных веществ.

Все вещества, в зависимости от температуры могут находиться в одном из трех агрегатных состояний: твердом, жидком или газообразном состоянии. При обычных условиях кислород в воздухе, например, находится в газообразном состоянии. А алюминий, из которого делают кастрюли, — в твердом состоянии.

Какое словосочетание наиболее точно отражает главную мысль первого абзаца текста?

1) форма и объём – характеристики тел

2) масса – главная характеристика тела

3) характеристики тел

4) изучение тел

Ответ: 3

 

Имея большой шар из пластмассы и маленький стальной шарик, можно считать, что они

1) обладают одинаковым объёмом, но разной массой

2) имеют разную форму, но одинаковый объём

3) имеют разную форму и разную массу

4) имеют одинаковую форму, но разный объём

Ответ: 4

 

В морозный день Боря внес в теплую комнату ведро с 5 кг льда. Через некоторое время весь лед растаял. Можно сказать, что осталась прежней

1) масса вещества, но изменились температура и агрегатное состояние воды

2) температура вещества, но изменились форма и масса воды

3) форма вещества, но изменились температура и масса воды

4) агрегатное состояние вещества, но изменились форма и температура воды

Ответ: 1

Пример 24

Прочитайте текст и ответьте на вопросы после него

КАК ПИТАЮТСЯ РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ

    Растения поглощают из окружающей среды минеральные вещества – воду, минеральные соли, углекислый газ и кислород. Из углекислого газа и воды, благодаря энергии солнечного света, в процессе фотосинтеза образуются органические вещества. Из них растения строят свое тело. Необходимые для их питания вещества - минеральные соли, и углекислый газ поглощаются в виде водных растворов. В окружающую среду растения выделяют кислород, углекислый газ, пары воды, органические вещества. Сюда же попадают плоды, семена и отмершие части растений: листья, корни, кусочки коры.

    Животные питаются готовыми органическими веществами растений или других животных, активно потребляют воду и кислород. Большинство способно заглатывать твердую пищу. В окружающую среду животные выделяют углекислый газ, образовавшийся при дыхании, пары воды, мочу, а также экскременты, содержащие непереваренные остатки пищи. В окружающую среду животные сбрасывают перья, волосы, рога, сюда же попадают покровы линяющих змей и насекомых.         

 

Какое словосочетание наиболее точно отражает главную мысль первого абзаца текста?

1) минеральное питание растений

2) обмен веществ между растением и окружающей средой

3) окружающая среда

4) органические вещества растений

/Ответ: 2

Какое из поглощаемых веществ используется растением при дыхании?

1) кислород

2) вода

3) углекислый газ

4) минеральные соли

/Ответ:1

Какие из перечисленных тел, попадающих во внешнюю среду, являются живыми?

1) покровы насекомых

2) опадающие листья 

3) перья птиц

4) семена

/Ответ: 4

Пример 25

Прочитайте текст и ответьте на вопросы после него

Небесные тела

Звёзды – огромные раскалённые газовые шары, излучающие свет. Они отличаются друг от друга блеском, цветом, размерами, массой и т.д. Самые маленькие по размерам звезды называют карликами, самые большие – гигантами. Цвет звезды зависит от ее температуры. Самые холодные звезды – красные. Самые горячие – голубые.

В нашей Солнечной системе насчитывают девять крупных планет. Среди них выделяют похожие на Землю твердые планеты: Меркурий, Венера, Земля и Марс; а также планеты-гиганты – Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. Между орбитами Марса и Юпитера находится много малых планет, которые называют астероидами.

Земля – самая удивительная из планет Солнечной системы. Только на ней существует жизнь. Земля имеет единственный спутник – Луну, которая вращается вокруг Земли и светит отражённым от Солнца светом. Все планеты солнечной системы, кроме Венеры и Меркурия также имеют спутники.

 

Какое словосочетание наиболее точно отражает главную мысль первого абзаца текста?

1) характеристики звезд

2) звёзды отличаются температурой

3) звёзды состоят из газа

4) характеристики планет

Ответ: 1

 

Звезда Бетельгейзе – красный гигант, а другая звезда называется белый карлик Койпера. Можно утверждать, что по сравнению с белым карликом звезда Бетельгейзе

1) холоднее и меньше по размеру

2) холоднее и больше по размеру

3) горячее и меньше по размеру

4) горячее и больше по размеру

Ответ: 2

 

Ученые открыли в солнечной системе новое твердое небесное тело, которое вращается вокруг Юпитера — пятой планеты солнечной системы. Это небесное тело является

1) пятой планетой Солнечной системы

2) одним из спутников Сатурна

3) астероидом, который находится между орбитами Марса и Юпитера

4) метеоритом, который движется к Сатурну

Ответ: 2

 

Требование №10

В процессе обучения учащиеся научатся все больше осознавать ценность природы для жизни человека и свою личную ответственности за ее сохранение: выделяя отдельные экологические проблемы в окружающей среде и причины их появления (например, загрязнение заводами или автомобильными выхлопами воздуха, появление свалок в неустановленных местах) и т.п.; соблюдая элементарные правила экологического поведения в быту (например, раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и в природе; составляя с помощью книг, энциклопедий, электронных изданий подборки информации об охраняемых территориях, заповедниках и их роли в сохранении природы, о животных и растениях, занесенных в Красную книгу, об охраняемых животных своей местности.

 

10.1 Учащиеся могут выявить во время экскурсий и/или обсуждений в классе экологические проблемы своей местности и рассказать о них, используя различные наглядные материалы. Они могут назвать некоторые пути их решения и указывать свой возможный вклад в решение тех или иных проблем.

Учащиеся могут самостоятельно или при минимальной помощи взрослых сортировать мусор для его раздельного сбора.

Пример 26

Что быстрее всего сгниет и не причинит вреда окружающей среде?

1) стеклянная бутылка

2) пластмассовый корпус телефона

3) металлическая консервная банка

4) опавшие плоды или целые деревья

 

Пример 27

Ребята решили собирать в классе мусор в три разных контейнера, чтобы потом можно было сдавать отходы в переработку.

На первом они нарисовали смятую бумажку.

На втором — пластиковую бутылку.

На третьем — огрызок яблока.

Укажите в какой из контейнеров дежурные должны поместить следующий мусор:

А. сломанная деревянная линейка

Б. кожура апельсина

В. остатки хлеба

Г. бутылка из-под кока-колы.

 

Пример 28

Напишите об одной из экологической проблеме нашей страны. Предложите способы ее решения.

__________________________________________________________________

 

10.2 Они могут по рисункам или гербариям узнавать 3-5 животных и 3-5 растений своей местности, занесенных в Красную книгу (охраняемых видов).

В процессе беседы приводить примеры положительного и отрицательного воздействия человека на природу. Высказывать оценивающие суждения о поведении человека в природе.

Пример 29

В природе взаимоотношения между организмами очень разнообразны. Так встречается:

конкуренция между организмами,

хищничество – поедание одних другими,

симбиоз – взаимовыгодное сожительство,

паразитизм – когда одни организмы живут за счет других.

Подберите для каждого из высказываний наиболее удачный тип взаимоотношений и запишите его.

1. Давай дружить! — ___________________________

2. Иди, я тебя съем — ___________________________

3. Дай куснуть! — ______________________________

4. Кто смел, тот и съел. — ________________________

 

Пример 30

Запишите названия животных, занесенных в Красную книгу.

_______________________________________________________________

 

 

Требование №11

В процессе обучения учащиеся овладеют элементарными навыками самоконтроля за собственным самочувствием, научатся следить за массой своего тела, оценивать правильность осанки и гибкость тела; выбирать здоровьесберегающие модели поведения на основе знаний о функциях основных систем органов в организме человека, овладеют навыками саморегуляции; научатся составлять оптимальный режим дня, понимать значимость соблюдения правил гигиены и рационального питания для сохранения здоровья, выбирать возможные продукты для сбалансированного ежедневного меню.

 

11.1 Измерять массу тела, оценить правильность осанки и гибкость тела, измерить пульс и частоту дыхания, перечислять основные элементы режима дня и гигиенических норм, рассортировать предложенные им изображения различных продуктов питания, выделив среди них группы продуктов, богатых белками, жирами, углеводами, витаминами. Они могут использовать результаты сортировки для подбора продуктов, содержащих всех основные элементы для полноценного питания.

Пример 31

Жиры содержатся, в основном, в

 1) картофеле  2) растительном масле 3) капусте         4) твороге

 

Пример 32

Миша решил определить насколько правильным является его питание и в одни из дней записал все блюда своего меню.

 

Завтрак 1.Каша рисовая 2.Булочка 3.Шоколадка 4.Молоко Обед 1. Гамбургер 2. Картофель 3. Сладкий коктейль 4.Конфета Полдник 1. Булочка 2.Чай сладкий Ужин 1.Мясо 2.Макароны 3.Мармелад 4.Какао с сахаром Перед сном 1.Кусок торта 2.Стакан молока

1) Определите, какие ошибки допускает Миша при подборе блюд.
_______________________________________________________________

2) Запишите те изменения, которые вы предложили бы внести Мише в ужин.

_______________________________________________________________

Пример 33

На морозе врачи советуют дышать носом, а не ртом. Объясните, почему они дают такой совет.

__________________________________________________________________

 

Пример 34

Сформулируйте три правила сохранения хорошего зрения.

1) _________________________________

2) _________________________________

3) _________________________________

 

Пример 35

Тренер следит за тем, чтобы во время тренировок по легкой атлетике Алеша следил за своим пульсом. Что происходит с пульсом во время физических упражнений?

_______________________________________________________

 

Пример 36

Познакомьтесь с таблицей, в которой (в граммах) указано приблизительное количество белков, углеводов и жиров, содержащихся в 100 граммах продукта.

Название продукта Белки Углеводы Жиры
Мясо 20 - 2
Яйцо 13 ½ 12
Колбаса вареная 14 4 15
Сосиски 13 - 13
Молоко 3 5 3
Сметана 4 2 26
Сыр 26 2 32
Масло 1 ½ 87
Хлеб черный 8 43 1
Хлеб белый 7 58 ½
Макароны 11 76 ½
Каша манная 9 76 1
Каша гречневая 13 65 3
Каша рисовая 8 76 1

 

Составь себе приятный завтрак, если известно, что в вашем возрасте необходимо съедать в сутки: белков 80 г. углеводов 80 г, жиров 9 г. За завтрак человек при трехразовом питании съедает 1/3 всего количества пищи.

_________________________________________________________________

Пример 37

Почему мы устаем, совершив физическое усилие?

1) нам не нравится его совершать

2) мы мало ели и поэтому устали

3) наше тело не привыкло совершать такое усилие, его нужно тренировать

4) у нас было плохое настроение перед физическим усилием

Ответ: 3

 

Пример 38

Почему тебе не следует оставлять комнатные растения в твоей комнате на ночь?

1) у них неприятный запах

2) они повышают влажность в комнате

3) они поглощают кислород и выделяют углекислый газ

4) паразиты, живущие на растениях, могут перебраться в твою постель

Ответ: 3

 

11.2 Узнавать по рисункам и описаниям и называть системы органов и отдельные наиболее значимые органы (легкие, сердце, позвоночник и т.п.).

Пример 39

Лена взяла в руки лимон и откусила кусочек. Опишите, что узнала Лена о лимоне при помощи каждого из перечисленных ниже чувств. Заполните таблицу.

Зрение  
Вкус  
Обоняние  
Осязание  

 

  Пример 40

Выберите из списка три органа, относящиеся к органам опоры и движения.

А. Мышцы

Б. Бронхи

В. Позвоночник

Г. Лёгкие

Д. Гортань

Е. Рёбра

 

Пример 41

Постарайтесь определить предназначение ваших зубов. Для этого первоначально перед зеркалом изучите их. Ближе всего расположены резцы, чуть дальше в глубь выступающие острые клыки, а сразу за ними плоские предкоренные и коренные зубы. Подсчитайте их и заполните таблицу (счет производится от цента челюсти)

Порядок Название Для чего служат
1,2 Резцы  
3 Клыки  
4,5 Предкоренные  
6,7,8 Коренные  

 

Пример 42

Вставьте пропущенные слова.

При дыхании человек потребляет __________________, а выделяет ______________.

 

Пример 43

Прочитайте текст. Найдите и подчеркните в нем ошибки.

    Скелет человека очень крепкий и тяжелый. Масса его составляет большую часть массы всего тела. Он состоит из костей и мышц. Кости мягкие, они легко гнутся, поэтому человек может нагибаться, поворачивать голову, поднимать руки. Движение костей скелета обеспечивают мышцы, которые прикрепляются к костям и коже.     


Требование №12

В процессе обучения учащиеся научатся понимать значение и выполнять правила дорожного движения для пешеходов, безопасного поведения при пожаре в доме и при прогулках на природе; выявлять ядовитые растения и грибы своей местности, ядовитых и опасных животных и выбирать безопасные модели поведения при встрече с ними; ориентироваться на местности по компасу; принимать меры и оказывать помощь при порезах, ушибах и кровотечениях из носа.

 

12.1. Называть (выбирать) характер действий в дорожной ситуации исходя из правил дорожного движения; порядок действий при возникновении пожара в доме; различать правила оказания первой помощи при порезах, ушибах и кровотечениях из носа и выбирать необходимые средства для оказания помощи.

Пример 44

Ваш друг порезал палец. Какие из перечисленных ниже средств вы выберите для оказания помощи?

йод, мазь от ушибов, бинт, таблетки аспирина

/Ответ: йод, бинт

Пример 45

Какую первую помощь можно оказать при кровотечении из носа?

________________________________________________________________

Пример 46

Что вы будете делать, если столкнетесь в лесу с гадюкой или ужом?

1. Возьму в руки ужа и не буду приближаться к гадюке

2. Не буду тревожить змей, ведь они – часть природы

3. Ударю гадюку, ведь она ядовитая

4. Попытаюсь аккуратно прогнать их с тропинки

/Ответ: 2

Пример 47

Закончите предложения формулирующие правила оказания помощи при незначительных повреждениях кожи. Воспользуйтесь для этого следующими вариантами ответов.

1) В начале рану следует промыть чистой ___________

2) С помощью стерильной марли или бинта пропитанного ______________ промокните поврежденную поверхность.

3) После обеззараживающей процедуры наложите на рану ______________ или пластырь, чтобы в нее не попала пыль и ____________________.

Варианты ответов: дезинфицирующее средство, стерильная повязка, вода, инфекция   

 

Пример 48

Закончите предложения формулирующие правила оказания помощи при отравлении грибами.

1. У отравившегося ядовитыми грибами человека нужно как можно скорее вызывать _________, чтобы удалить ядовитые вещества из пищеварительной системы.

2. Врачу очень важно знать конкретное вещество, вызывающее отравление, поэтому не забудьте захватить с собой в больницу образец ___________.

/Ответ: (рвота), (ядовитый гриб)

 

12.2 Узнавать на рисунках и в гербариях ядовитые растения и грибы своей местности (5-6 представителей), на рисунках и по описанию опасных животных своей местности (2-3 представителей).

Пример 49

На рисунке представлены различные ядовитые растения. Обведите три известных вам растения и запишите их названия.

1. ______________________ 2. ______________________ 3. ______________________

 

Пример 50

Подчеркните

1) лекарственные растения: подорожник, овес, ландыш, зверобой, мята, василек, нарцисс.

2) ядовитые растения: смолка клейкая, алоэ, дурман, наперстянка, шиповник, волчье лыко, подорожник, белена, зверобой.

/Ответ: 1 - подорожник, зверобой, мята; 2 – дурман, наперстянка, волчье лыко, белена

 

12.3 Определять стороны горизонта по компасу.

Пример 51

Вам необходимо двигаться на запад. Вы решили определить стороны горизонта при помощи компаса. На фотографии показано расположение стрелки компаса. В каком из указанных направлений вы будете следовать?

1
2
4
3

/Ответ: 3

Требование №13

В процессе обучения учащиеся научатся проводить простейшие опыты по определению характерных (легко определяемых) свойств воды, воздуха, песка, глины, почвы, отдельных полезных ископаемых; выполнять простейшие классификации тел и веществ; соотносить отдельные свойства веществ с различием в их строении (расположением частиц в газах, жидкостях и твердых телах); сравнивать внешний вид и отдельные свойства однородных веществ (например, разных жидкостей) или тел (полезных ископаемых).

 

13.1 Различать тела, вещества и явления природы, относить названные вещества к одному из трех агрегатных состояний (газ, жидкость, твердое тело). Перечислять основные (легко определяемые) свойства воды и воздуха, приводить примеры изменения состояния воды в природе.

 

Пример 52

Подчеркни слова, обозначающие явления природы:    

гром, радуга, компьютер, вода, закат, изменение времен года, книга, листопад, бумага, дерево, эхо, лев, шелест травы.

/Ответ: гром, радуга, закат, изменение времен года, листопад, эхо, шелест травы.

 

Пример 53

Подчеркни слова, обозначающие жидкости.

Автомобиль, кефир, кислород,   древесина,   подсолнечное масло,  бумага, растопленный воск, пластмасса, кислород, спирт, почва, вода.

/Ответ: кефир, подсолнечное масло, растопленный воск, спирт, вода.

Пример 54

Перечислите по три названия.

1. Явлений природы ______________________________________

2. Полезных ископаемых_______________________________

3. Неживых тел природы ___________________________________________

4. Тел, состоящих из одного и того же вещества ________________________

 

Пример 55

Найдите общее название, признак или свойство и запишите.

1. Спирт, вода, молоко __________________________________

2. Кипение, листопад, рассвет: __________________________________

3. Азот, кислород, углекислый газ: ________________________________

4. Нефть, уголь, природный газ ___________________________________

/Ответ: жидкости, явления, газы, полезные ископаемые

 

Пример 56

Отметьте знаком “+” в соответствующей графе, в каком из перечисленных состояний находится вещество данных тел.

Тела Твердое Жидкое Газооб-разное
1. Бумажный лист      
2. Пластмассовая указка      
3. Капля апельсинового сока      
4. Пузырек воздуха в воде      

/Ответ: твердое, твердое, жидкое, газообразное

Пример 57

Заполните таблицу:

Состояние вещества

Сохраняет ли

форму                     объем

Твердое    
Жидкое    
Газообразное    

 

Пример 58

Выберите правильный ответ о последовательности образования облаков и выпадении осадков:

1) Поднятие и охлаждение теплого воздуха - образование облаков- конденсация водяного пара - выпадение осадков

2) Конденсация водяного пара - поднятие и охлаждение теплого воздуха - образование облаков - выпадение осадков

3) Образование облаков - выпадение осадков - конденсация водяного пара - поднятие и охлаждение теплого воздуха

4) Поднятие и охлаждение теплого воздуха - конденсация водяного пара - образование облаков - выпадение осадков

 

Пример 59

Какой газ поддерживает горение и необходим для дыхания?

1) Азот                    2) Водород

3) Кислород            3) Углекислый газ

/Ответ: 3

Пример 60

Выберите три свойства, характерные для жидкой воды:

А. Прозрачность

Б. Твёрдость

В. Сохранение постоянной формы

Г. Сохранение постоянного объёма

Д. Растворяет поваренную соль

Е. Растворяет жир

/Ответ: АГД

 

Пример 61

Выберите три свойства, характерные для воздуха:

А. Прозрачность

Б. Упругость

В. Твёрдость

Г. Сохранение постоянной формы

Д. Сохранение постоянного объёма

Е. Сжимаемость

/Ответ: АБЕ

 

13.2 Указывать на плодородие как основное свойство почвы, узнавать основные составляющие почвы; называть отдельные горные породы, полезные ископаемые; показывать опыты, демонстрирующие различия песка и глины по их способности пропускать воду.

 

Пример 62

Заполните схему, указав основные вещества, входящие в состав почвы.

/Ответ: глина, песок, перегной, вода, минеральные соли, воздух.

 

Пример 63

Как доказать, что в состав почвы входит перегной?

1) Прокаленную на огне почву поместить в сосуд с водой и размешать

2)  Каплю почвенного раствора поместить на предметное стекло и подержать над огнем

3)  Прокалить почву на огне

4) Бросить комочек почвы в сосуд с водой

/Ответ: 2

 

Пример 64

Какое из перечисленных ископаемых используется для производства бензина:

1) Железная руда   2) Нефть  3) Кварцевый песок     4) Гранит

/Ответ: 2

 

Пример 65

Какое из перечисленных ископаемых используется для производства стекла:

1) Железная руда                             2) Нефть
 3) Кварцевый песок                       4) Гранит

/Ответ: 3.

Пример 66

Запишите названия природных богатств, из которых можно получить следующие вещи:

1) лист бумаги — ______________

2) белый хлеб — _______________

3) ситцевую рубашку — __________

4) бензин — _____________________

5) стальную иголку — ____________

6) пластмассовую расческу — ______

/Ответ: 1- древесина, 2 – пшеница, 3 – хлопок, 4 – нефть, 5 – железная руда, 6 – нефть.

 

Пример 67

Витя взял две воронки, поместил в каждую из них по бумажному фильтру. В одну воронку он насыпал речной песок, а в другую глину. Затем в каждую воронку он налил по стакану воды.

Запишите, что наблюдал Витя.

__________________________________________________________________

/Ответ: в воронке с песком вся вода вытекла, а с глиной — осталась.


Требование №14

В процессе обучения учащиеся научатся планировать и проводить простейшие исследования, связанные с ростом и развитием растений, наблюдения за сезонными изменениями в жизни растений; основываясь на различных классификациях выделять группы растений: деревья, кустарники и травянистые растения; хвойные и лиственные; дикорастущие, культурные; сравнивать по внешнему виду растения или отдельные части растений (например, листья разных деревьев); различать части растений и указывать их роль в жизни растений, называть условия необходимые для жизни растений; отличать грибы от растений, различать съедобные и несъедобные грибы;

 

14.1 Приводить примеры, узнавать по рисункам и фотографиям, коллекциям, гербариям: деревья, кустарники и травянистые растения (по 5-10 представителей); хвойные (2 представителя) и лиственные растения (10 представителей); дикорастущие и культурные растения (по 4-6 представителей).

Пример 68

Вам даны четыре слова. Три из них объединены общим признаком. Четвертое слово к ним не подходит. Найдите его и подчеркните.

1. Клен, сирень, ясень, дуб

2. Корень, стебель, пень, лист.

3. Яблоко, шишка, слива, апельсин

4. Ландыш, кислица, одуванчик, орешник

/Ответ: 1 – сирень, кустарник, 2 – пень, не часть растения, 3 – шишка, сухой плод, 4 - орешник, не травянистое растение.

Пример 69

Перечислите по три названия.

1. Травянистых растений: __________________________________

2. Хвойных деревьев:_________________________________________

3. Культурных растений: _____________________________________

Пример 70

Подчеркните

3) Травянистые растения: фасоль, ясень, сирень, подсолнечник, ива, ольха, белена, дуб, хлорофитум, клен, ландыш, лиственница.

4) Двулетние растения: ландыш, морковь, колокольчик, дуб, капуста, василек, липа.

Пример 71

Ниже приведены фотографии листьев деревьев. Запишите под каждой фотографией название дерева.

1. _________________________ 2. ______________________ 3. ___________________
4. _____________________ 5. _____________________  

/Ответ: 1 -клен, 2 - рябина, 3 - дуб, 4 – береза, 5 – осина.

 

Пример 72

На рисунке предложено девять листьев разных растений. Предложите свою классификацию этих листьев. Укажите общий признак, по которому вы относите лист к данной группе и запишите все номера листьев, которые вы отнесли к этой группе.

__________________________________________________________________

 __________________________________

/Ответ: округлые 8, 9; продолговатые 5,6, 7; «резные» 1,2,3,4.

14.2 Указывать на рисунках и схемах названия частей растений (корень, стебель/ствол, листья, цветы, плоды), их основные функции.

 Пример 73

Запишите, какие части растений обозначены на схеме цифрами.

1
2
2

1 ____________________ 2 ____________________ 3 _____________________

/Ответ: 1 – лист, 2 – стебель, 3 - корень

 

Пример 74

Укажите, какие части каждого из перечисленных в первом столбце растений человек использует в пищу.

Названия растений Части растений
1. капуста 2. морковь 3. слива   А. корень Б. стебель Г. листья Д. плоды Е. цветы

/Ответ: 1Г, 2А, 3Д.

Пример 75

Какой орган растения выполняет функции дыхания, испарения, фотосинтеза?

1) корень

2) лист

3) плоды

4) цветок

/Ответ: 2

 

Пример 76

Напишите к каждой строке название органа имеющего соответствующую характеристику.

1. Служит для образования органических веществ и участвует в испарении воды _______

2. Дает опору листьям и связывает все части растения _________________

3. Служит для укрепления в почве и всасывает воду _____________________

/Ответ: лист, стебель, корень

 

Пример 77

Какой газ выделяют растения в процессе фотосинтеза?

1) Азот       2) Водород      3) Кислород        4) Углекислый газ

/Ответ: 3.

Пример 78

Как доказать, что растения испаряют воду?

1) Поместить растения на солнечный свет

2) Обильно полить растения

3) Поместить лист комнатного растения в колбу и наблюдать за появлением воды на стенках колбы 

/Ответ: 3

 

Пример 79

Какие из перечисленных во втором столбце особенностей плодов и семян способствует их распространению разными способами?

Способы распространения Особенности
1. ветром 2 животными А. Наличие у них полостей, заполненных воздухом Б. Наличие у семян кожуры В. Наличие питательных веществ, крючочков, шипов Г. Наличие приспособлений в виде летучек, крылаток, парашютиков

 

 

14.2 Приводить примеры, узнавать (по рисункам и описаниям) 5-6 грибов, различая среди них съедобные и несъедобные.

Пример 80

Запишите названия грибов.

 

 

1.__________    2._____________   3. ___________     4. ____________

 

/Ответ: 1 – белый гриб, 2 – опята, 3 – лисички, 4 – сыроежка.

Пример 81

Перед вами рисунки шести видов грибов. Разделите грибы на две группы. Запишите общий признак каждой группы и названия грибов, которые вы отнесли к этой группе.

 


 

1. ________________________________________________________

2.  ________________________________________________________

/Ответ: 1— белый и подосиновик, трубчатые;2 — остальные, пластинчатые. Допускается: съедобные и несъедобные.

Пример 82

Зачеркните ядовитый гриб

1.   2.  3.   4.

/Ответ: 2 - мухомор


Требование №15

В процессе обучения учащиеся научатся планировать и проводить наблюдения за домашними животными, правильно ухаживать за своими питомцами; сравнивать животных по 2-3 характерным признакам (где живут, чем питаются, как размножаются и т.п.); выделять классы животных (насекомые, рыбы, млекопитающие, птицы, земноводные, пресмыкающиеся), различать особенности внешнего вида, питания, размножения представителей каждого класса.

 

15.1 Приводить примеры, узнавать по рисункам и фотографиям насекомых, рыб, земноводных (по 2-4 представителей), птиц, млекопитающих (по 5-10 представителей); приводить примеры хищных и травоядных животных, сравнивать животных по 2-3 характерным признакам.

Пример 83

Ниже приведены фотографии птиц средней полосы России. Запишите под каждой фотографией название птицы.

1. _________________________ 2. ______________________ 3. ___________________
4. _____________________ 5. _____________________  

/Ответ: 1 - снегирь, 2 - трясогузка, 3 - соловей, 4 – дятел, 5 – синица.

 

Пример 84

Подчеркните

1. зимующих в наших местах птиц: воробей, грач, цапля, снегирь.

2. перелетных птиц: ласточка, воробей, грач, синица, журавль, лебедь.

/ Ответ: 1 – воробей, снегирь. 2- ласточка, грач, журавль, лебедь.

Пример 85

К какой группе относят животных, которые питаются только растительной пищей?

1). Паразиты  2) Хищники     3) Всеядные    4) Растительноядные

 

Пример 86

Опишите, чем питаются перечисленные животные. Какие приспособления они используют для этого способа питания?
А) дятел — ___________________________________________________

б) гадюка — ___________________________________________________
в) щука — _____________________________________________________

 

Пример 87

Сравните этих животных по указанным признакам:

 
1. К какому классу относятся?    
2. Как размножаются?    
3. Как передвигаются?    
4. Чем питаются?    

 

Пример 88

Приведите по 3 примера животных, которые
а) прыгают — __________________________________________________
б) летают — __________________________________________________

в) бегают — __________________________________________________

 

Пример 89

Приведите по пять примеров

А) домашних животных — _____________________________________

Б) промысловых животных — __________________________________

Пример 90

Из перечня слов, обозначающих животных выберите сначала тех, которые на ваш взгляд, являются хищниками. Запишите их в левую колонку. В правую же колонку подберите им возможных жертв из числа оставшихся.

Животные: лиса, мышь, комар, олень, стрекоза, волк, рябчик, ёж, сова, ласточка, муха, ястреб.

 

Хищник Жертва
   
   
   
   
   
   

 

 

15.2 По описанию характерных особенностей внешнего вида относить данное животное к одному из классов и обосновывать свой ответ. Различать особенности внешнего вида, питания, размножения представителей каждого класса.

 

Пример 91

Кратко опишите птиц (как класс животных) по следующему плану:

1) представители (примеры),

2) внешние признаки,

3)способ размножения.

___________________________________________________________________________________________________________________________________

Пример 92

Запишите, к какому классу относится изображенное на картинке животное.

________________________

Перечислите внешние признаки, по которым вы отнесли животное к данному классу.

1. _____________________

2. _____________________

3. _____________________

Пример 93

 Какие особенности органов чувств есть у

а) рыб — __________________________________________

б) земноводных — _________________________________

в) млекопитающих — _______________________________

 

Пример 94

Вставьте пропущенные слова.

1. Икринка — ________________________— взрослая лягушка.

2. ______________ — мальки — рыба.

3. Яйцо — ______________ — птица.

 

Пример 95

Заполните таблицу. Напишите название группы животных по набору свойственных ей признаков.

Характерные признаки Название группы
Водные животные с обтекаемой формой тела, покрыты чешуей. Перемещаются с помощью плавников. Дышат с помощью жабр. Откладывают икру в большом количестве.  
Животные, обитают в воде и на суше. Кожа у них голая и склизкая. Дышат легкими и всей поверхностью кожи. Откладывают икру.    
Большинство животных, обитает на суше. Тело у них сухое и покрыто чешуей. Дышат с помощью легких. Откладывают яйца.  
Большинство животных обитает на суше. Тело покрыто шерстью. Рождают живых детенышей  
Летающие животные, покрытые перьями. Откладывают небольшое количество яиц  

 

Пример 96

Прочитайте текст и вставьте пропущенные слова из приведенного ниже списка.

Что едят птицы?

    У птиц очень разнообразное меню, которое часть зависит от размеров пернатых. Мелкие обитатели лесов, полей и городские «жители»:________, _________,_________,- питаются насекомыми, червями, зернами злаков, растущих в поле и фруктами. А _____________ едят только цветочный нектар.

    Птицы, живущие по берегам морей, рек и озер: _______, _______ - любят полакомится рыбой. Все они отличные рыболовы. Дневные и ночные хищники: ________, _______, – охотятся на мелких млекопитающих, чаще всего мышей и других грызунов, а также на змей и птиц.

Список птиц

1. синицы

2. филин

3. цапли

4. воробьи

5. колибри

6. фламинго

7. чайки

8.ястреб

9. ласточка

10.орел

Ответ: городские «жители»: 1,4,9. Едят нектар: 5. Птицы морей, рек и озер: 3,6,7. Хищники: 2,6,10





Требование №16

В процессе обучения учащиеся научатся планировать и проводить наблюдения звездного неба, при помощи адаптированной карты звездного неба; находить основные созвездия Северного полушария; используя справочные материалы определять названия наиболее ярких звезд; относить Солнце к звездам, Землю — к другим планетам Солнечной системы; характеризовать роль Солнца для жизни на Земле.

 

16.1 Называть 3-4 планеты Солнечной системы, показывать на схеме солнечной системы положение Солнца и Земли.

Пример 97

На схеме Солнечной системы планета Земля обозначена цифрой

3
1
2
4

1) 1 2) 2 3)  3 4) 4

/Ответ: 3

 

Пример 98

Выберите утверждение, которое наиболее полно отражает влияние Солнца на живые организмы.

1. Солнце помогает животным видеть друг друга и спасаться в минуту опасности.

2. Солнце обогревает Землю и ее обитателей.

3. Солнце – источник энергии для жизни всех организмов.

/Ответ: 3

Пример 99

Подчеркните названия планет солнечной системы:

Луна, Меркурий, Кассиопея, Венера, Марс, Процион, Сатурн, Альдебаран, Нептун.

/Ответ: Меркурий, Венера, Марс, Сатурн, Нептун

 

Пример 100

В каком случае планеты Солнечной системы правильно перечислены в порядке удаления от Солнца

1) Меркурий, Марс, Венера, Земля

2) Меркурий, Венера, Земля, Марс

3) Марс, Венера, Земля, Меркурий,

4) Венера, Меркурий, Земля, Марс

/Ответ 2

 

Пример 101

Узнайте планету по ее описанию.

Эта планета всего на одну пятую часть меньше Земли. Космические аппараты, посланные к ней, показали, что температура поверхности почти 500 градусов, атмосфера в сто раз плотнее земной и состоит, в основном, из углекислого газа. Увидеть поверхность этой планеты с Земли невозможно, так как она покрыта непроницаемой пеленой облаков.

Это планета — ___________________.

/Ответ: Венера

 

16.2 Называть 2-3 звезды, указывать на их сходство с Солнцем. Находить на карте звездного неба 2-3 созвездия Северного полушария.

Пример 102

При помощи карты звездного неба выберите из списка небесных объектов названия созвездий

А. Солнце

Б. Большая Медведица

В. Венера

Г. Кастор

Д. Кассиопея

Е. Орион

Ж. Полярная звезда

/Ответ: БДЕ

 

Пример 103

При помощи карты звездного неба подчеркните названия созвездий:

Орион, Сириус, Кассиопея, Вега, Ариадна, Плутон, Телец, Процион, Космея, Цефей, Денеб, Гидра.

/Ответ: Орион, Кассиопея, Ариадна, Телец, Цефей, Гидра.

 

Пример 104

Узнайте созвездие по его описанию (воспользуйтесь картой звездного неба).

Это одно из красивейших зодиакальных созвездий. Легенда гласит, что охотник Орион похвастался, что может убить любое животное. Ненавидевшая его Гера наслал на него животное, которое никто не мог уничтожить своим оружием. От ядовитого жала этого животного Орион умер, после чего Гера перенесла __________ на небо.

Пример 105

По карте звездного неба определите названия трех созвездий — соседей созвездия Малая медведица и запишите их

_________________________________________________________________

/Ответ: Большая медведица, Дракон, Цефей.

Пример 106

Определите названия созвездий и запишите их.

____________________________ ________________________

/Ответ: Кассиопея, Большая медведица

Требование №17

В процессе обучения учащиеся научатся на основе результатов наблюдений за природой выявлять и устанавливать закономерности в изменении длительности дня и ночи, изменении высоты Солнца над горизонтом, связывать их с сезонными изменениями в природе, описывать характерные особенности природных условий различных времен года для своей местности; используя динамические модели, соотносить смену дня и ночи с вращением Земли вокруг своей оси, смену времен года с наклоном земной оси и вращением Земли вокруг Солнца.

 

17.1 Показывать на модели положение Земли днем и ночью, называть причины смены дня и ночи, времен года, устанавливать закономерности в изменении длительности дня и ночи, изменении высоты Солнца над горизонтом, связывать их с сезонными изменениями в природе.

 

Пример 107

Как называют время, за которое Земля совершает полный оборот вокруг Солнца?

1) Неделя             2) Год               3) Сутки                      4) Месяц

/Ответ: 2

Пример 108

Смена дня и ночи объясняется вращением

5) Земли вокруг Солнца

6) Луны вокруг Земли

7) Земли вокруг своей оси

8) Солнца вокруг Земли

/Ответ: 3

Пример 109

Смена времен года объясняется

1) наклоном земной оси к орбите Земли

2) движением Солнца по зодиакальным созвездиям

3) вращением Земли вокруг Солнца

4) вращением Земли вокруг своей оси

/Ответ: 1

Пример 110

 Укажите на схеме, какое время года будет в южном полушарии в положении 1.

 

     
1
 

 

 


/Ответ: зима.

 

Пример 111

Укажите как изменяются в осенние месяцы перечисленные в первом столбце характеристики.

1. Полуденная высота Солнца над горизонтом 2. Продолжительность темного времени суток 3. Средняя дневная температура   А. не изменяется Б. уменьшается В. увеличивается

/Ответ: 1Б, 2В, 3Б.

 

17.2 Соотносить сезонные явления (половодье, снегопад, листопад и т.п.) с временами года, приводить примеры сезонных изменений в поведении животных, развитии растений.

Пример 112

Какое явление в жизни растений можно наблюдать осенью?

1) Распускание почек, цветение.                                                      

2) Активный рост и развитие.

3) Отмирание надземной части у травянистых растений.

 /Ответ: 3

Пример 113

Приведите три примера поведения животных характерных для осени.

1. ______________________________________________

2._______________________________________________

3._______________________________________________

 

Пример 114

Укажите для каждого из классов животных из первого столбца характерные весенние явления в их жизни.

1. звери 2. насекомые 3. рыбы   А. метание икры Б. откладывание яиц В. усиленное питание, запасание корма Г. линька (смена шерсти) Д. превращение в куколок Е. залегание в спячку

/ Ответ: 1Г, 2Б, 3А

Пример 115

Прочитайте текст о ежах.

Обычный рацион ежей включает жуков, слизней, червей, гусениц и других насекомых. Однако при случае они не упустят лягушку, мышь, разоряют птичьи гнезда, свитые на земле. Осенью ежи готовятся к долгой зимовке. Они должны нагулять жирок и стать похожими по форме на грушу, иначе они не смогут перезимовать.

Свое гнездо ежи могут устроить и в саду: в куче мусора, хвороста, штабеле дров. У моих знакомых семья ежиков жила в старой 50-литровой фляге, выброшенной в сад. Беременная ежиха с трудом протискивалась в узкое для нее горло лежащей фляги, но сменять жилище не желала.

Выпишите два словосочетания, которые показывают, как ежи готовятся к зимней спячке.

1. _________________________

2. __________________________

/Ответ: «нагулять жирок», устроить гнездо.


Требование №18

В процессе обучения учащиеся научатся, используя адаптированную для младшего школьного возраста физическую карту полушарий, различать материки и океаны, формы земной поверхности (равнины, горы, холмы, овраги), водоемы (океаны, моря, реки, озера, пруды) на физической карте полушарий, адаптированной для младших школьников; ориентироваться на местности, используя план местности.

 

18.1. Различать условные обозначения и соотносить их с объектами на карте и плане; показывать на физической карте равнины, горы, моря, озера и реки (без названия). Называть все материки и океаны, узнавать их по описанию и расположению на карте. Соотносить названия форм земной поверхности (равнины, горы, холмы, овраги) с их изображением на рисунках и фотографиях.

Пример 116

Перечислите названия всех:

Материков — ___________________________________________________

Океанов — ______________________________________________________

Пример 117

При помощи карты России выберите из списка водоёмов названия рек

А. Лена

Б. Ладога

В. Балхаш

Г. Байкал

Д. Енисей

Е. Амур

/Ответ: АДЕ

 

Пример 118

Воспользуйтесь картой полушарий и составьте краткое описание Атлантического океана по следующему плану:

1. Берега каких материков омывает.

__________________________________________________________________

2. Какие моря, заливы, проливы образует (по 2-3 примера).

__________________________________________________________________

3.Крупные острова и полуострова в его пределах (4 примера).

__________________________________________________________________

/Правильный ответ – 3 балла.

 

Пример 119

Пользуясь картой полушарий, найдите на каких материках (частях света) находятся перечисленные географические объекты:

1. Большая пустыня Виктория 2. Амазонская низменность 3. горы Анды 4. горы Гималаи 5. вулкан Этна 6. горная вершина Эверест. 7. река Миссисипи 8. река Инд А. Австралия. Б. Африка В. Южная Америка. Г. Северная Америка Д. Европа Е. Азия

/Ответ: 1А, 2В, 3В, 4Е, 5Д, 6Е, 7Г, 8Е

Пример 120

Пользуясь атласом карт, определите на каких материках (частях света) можно встретить перечисленных животных: жираф, бегемот, горилла, зебра, носорог.

1) Австралия 2) Северная Америка      3) Африка  4) Южная Америка

 

Пример 121

Пользуясь атласом карт, определите на каких материках (частях света) можно встретить перечисленные растения: саксаул, бамбук, рис, песчаная акация, лиственница.

1) Австралия 2) Азия      3) Африка  4) Южная Америка      

 

18.2 Указывать на карте и плане стороны горизонта, располагать план местности в соответствии с положением стрелки компаса. Находить на плане местности маршрут между указанными пунктами и описывать его.

 

Пример 122

Определите по компасу и запишите, в каком направлении от вас находится

а) ваш сосед слева _________________________

 б) классная доска ________________________

 

Пример 123

По плану г. Москвы определите и запишите, в каком направлении от вашей школы находится

 а) Красная площадь _______________________

б) Битцевский парк _________________________________

 

Пример 124

По справочным материалам к плану определите и запишите, на какой улице расположена Третьяковская галерея. Запишите названия двух улиц, расположенных вблизи этого музея.

__________________________________________________________________

 

Пример 125

Объясните гостю столицы, как пройти пешком от Музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина до Политехнического музея

__________________________________________________________________

Требование №19

В процессе обучения учащиеся научатся находить в атласе, учебной и справочной литературе примеры разнообразия климатических условий в разных природных зонах нашей страны, различать характерных представителей их растительного и животного мира; сравнивать условия и характерные особенности разных природных зон; на примере 1-2 природных сообщества родного края (луг, лес, водоем) выделять взаимосвязи (на примере простейших цепей питания) и приспособления растений и животных к среде обитания.

 

19.1 Используя карту природных зон нашей страны, указывать, как меняются при продвижении с севера на юг природные зоны, и называть эти зоны. Узнавать природные зоны по описанию климатических особенностей, характерным представителям растительного и животного мира и сравнивать особенности природы разных природных зон по характерным признакам.

Пример 126

Вставьте пропущенное название природной зоны.

Арктическая пустыня – _____________ — лес.

Лес — степь — _______________.

/Ответ: тундра, пустыня.

Пример 127

Для каждой из природных зон определите характерных представителей животного мира.

1) тундра    2) лес   3) пустыня     а) сайгак, скарабей, ушастый еж; б) чайка, кайра, тюлень, белый медведь; в) лось, белка, дятел, соболь; г) комар, лемминг, песец, олень; д) суслик, пустельга, дрофа

/Ответ: 1Г, 2В, 3А.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: