Статья 6. Субъекты стандартизации
Субъектами стандартизации являются:
1) национальный орган стандартизации Украины;
2) Совет стандартизации;
3) Технические комитеты стандартизации;
4) Другие органы, которые занимаются стандартизацией.
Статья 7. Национальный орган стандартизации Украины.
Национальным органом стандартизации Украины является специальный уполномоченный орган центральной исполнительной власти, который организует, координирует и проводит деятельность относительно разработки, утверждения, принятия, пересмотра и отмены национальных стандартов.
Статья 8. Совет стандартизации.
Совет является консультативным органом правления Кабинета Министров Украины. Основной целью Совета является развитие диалога между изготовителями, потребителями продукции и органами исполнительной власти, содействию развития стандартизации.
Стандарты применяются на добровольной основе: непосредственно или путем ссылки на них в других документах. Применение стандартов или их отдельных положений становится обязательным:
1) для всех субъектов хозяйственной деятельности, если на стандарты есть ссылка в технических регламентах или других нормативно-правовых актах;
2) для участников соглашения относительно разработки, изготовления или поставки продукции, если в нем есть ссылка на определенный стандарт;
3) для изготовителя или поставщика продукции, если он составил декларацию про соответствие продукции определенным стандартом или применил значение этих стандартов в маркировке;
4) для изготовителя или поставщика, если его продукция сертифицирована относительно требований стандарта.
Стандарты, примененные во время изготовления продукции, должны сберегаться у производителя в течении 10 лет после выпуска последнего изделия. Международные, региональные и стандарты других стран, если они не противоречат законодательству, могут применяться в Украине в установленном порядке.
Статья 9. Технические комитеты стандартизации.
Национальный орган стандартизации создает технические комитеты стандартизации, предназначенные и согласовать международные, региональные и национальные стандарты.
Технические комитеты стандартизации могут иметь статус юридического лица.
Статья 10. Другие органы по стандартизации.
Имеют право разрабатывать и принимать статуса соответствующих уровней.
Раздел 3
Стандарты и их применение.
Статья 11.Разработка и принятие стандартов
В зависимости от уровня органа, который принимает или утверждает стандарты, их делят на:
1) национальные стандарты и своды правил, принятые или утвержденные национальными органами стандартизации Украины;
2) стандарты, своды правил и технические условия, принятые или утвержденные другими органами стандартизации;
Национальные стандарты разрабатываются техническими категориями стандартизации, а в случае их отсутствия – другими организациями, которые имеют для этого соответствующий научно-технический потенциал.
Статья 12. Порядок применения стандартов
Статья 13. Применение стандартов в технических регламентах и других нормативно-правовых актах
Технические регламенты и другие нормативно-правовые акты, которые устанавливают обязательные требования относительно: а) защиты жизни, здоровья и имущества людей;
б) охраны окружающей среды;
в) безопасности продукции, процессов и услуг;
г) предупреждения введения в обман относительно предназначения и безопасности продукции;
д) устранения угрозы для национальной безопасности.
Статья 14. Знаки соответствия национальным стандартам.
Раздел 4
Информационное обеспечение
Статья 15. Издание и распространение нормативных документов.
Статья 16. Предоставление информационных услуг.
Раздел 5
Международное сотрудничество.
Раздел 6
Финансирование работ по стандартизации.
Раздел 7
Концевые положения
Роль унификации в промышленном производстве
Максимальная унификация узлов, деталей, материалов, конструктивных элементов является одним из важнейших рычагов повышения эффективности деятельности отраслей промышленности и отдельных предприятий.
Унификация машин, приборов и материалов позволяет:
на стадии производства – резко уменьшить время на технологическую подготовку за счёт применения стандартной переналаживаемой оснастки, создания поточных линий для создания однотипных сборочных единиц и деталей;
на стадии эксплуатации – получить большую эффективность за счёт резкого сокращения номенклатуры и количества запасных частей, инструмента и принадлежностей, сокращения сроков обслуживания, ускорения подготовки и обслуживающего персонала.
К сожалению, унификация проводится, в основном, в интересах производства, в рамках одного предприятия без учёта интересов потребителя, что приводит к удорожанию обслуживания и ремонта техники. Медленно решаются вопросы межотраслевой унификации.
Для достижения максимальной унификации необходимо провести мероприятия, направленные на:
оптимизацию типоразмеров машин, оборудования и приборов и разработку на этой основе унифицированных базовых конструкций;
существенное увеличение выпуска унифицированных изделий в общем объёме производства продукции машиностроения.