Формирование литературного языка

Центральное место в русской культуре XIX в. занимала литература. Именно она наиболее ярко и талантливо отразила главные противоречия общественной жизни.

Одной из предпосылок развития литературы стало формирование литературного языка. В России уже давно существовали особые языки, возвышающиеся над языком повседневного общения. Это были язык церковной литературы и позднее язык правительственной канцелярии. Церковно-славянский язык в XVIII в. рекомендовался и для литературы. В.К. Тредиаковский призывал его использовать для выражения «высоких» мыслей и «важных» сюжетов.

Из-за отсутствия литературного языка произведения писателей быстро устаревали, что затрудняло формирование литературной традиции. Язык В.К. Тредиаковского казался грубым уже его современникам, язык М.В. Ломоносова совершенно устарел во времена Г.Р. Державина. С созданием литературного языка подобные перевороты стали практически невозможны. Литературная речь установилась, и это было основой непрерывности русской литературной традиции.

В течение XVIII в. писатели в целом недооценивали прозу, принадлежавшую к «низкому» стилю. Единственным путем к творческому признанию считалась поэзия. Поэтому издательство популярных романов перешло в руки полуграмотных компиляторов. Любовные коллизии составляли главное содержание подобных романов, так привлекавших читателей. В конце XVIII в. потребность в «чувствительной» литературе встречает некоторый отклик со стороны господствующего ложноклассического «высокого» стиля. Ода уступает место трагедии, трагедия - комедии. А.П. Сумароков, обычно следовавший Расину, начинает писать комедии, затем переходит от стихов к прозе. Литература предоставляет все большее место приключениям, чувствительным сценам и театральным эффектам. В моду входит так называемая «слезная» комедия Н.М. Хераскова. Комическая опера сближается с водевилем, приобретая тем самым огромный успех у публики. А.А. Шаховской, Д.И. Фонвизин создают комедии из русского быта. Большую популярность приобретает басня. Сначала это были подражания Эзопу, затем зарождается оригинальное творчество, внушенное западноевропейскими образцами (Лафонтен). Басни пишут Сумароков, Дмитриев, Хемницер и только И.А. Крылов сумел сделать русскую басню художественной. В 1814г. на смену старым романам появляется первый опыт оригинального бытового романа - «Российский Жилблаз, или Похождения князя Гаврилы Симоновича Чистякова» В.Т. Нарежного.

В выработке нового литературного языка главную роль сыграл Н.М. Карамзин. Однако победа над «высоким» стилем не досталась «народному» языку. Новый литературный язык не был и «книжным» языком в прежнем смысле слова. Это был язык, выработанный в процессе развития литературы XIX в. Литературный язык стал языком русской читающей публики.

Основное направление в художественной культуре первых десятилетий XIX в. - романтизм, суть которого состоит в противопоставлении реальной действительности обобщенного идеального образа. Русский романтизм неотделим от общеевропейского, но его особенностью был ярко выраженный интерес к национальной самобытности, отечественной истории, утверждение сильной, свободной личности. Затем развитие художественной культуры характеризуется движением от романтизма к реализму. В литературе это движение особенно связано с именами Пушкина, Лермонтова, Гоголя.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: