Методика направлена на исследование объема и скорости слухоречевого запоминания, возможности и объема отсроченного воспроизведения данного материала, возможности целенаправленной и длительной работы ребенка со слухоречевым материалом. Данные этой методики помогут нам выявить особенности слухоречевой памяти, фонематического восприятия, так как для детей с нарушениями зрения на первый план выходит слуховой анализатор, как один из механизмов компенсации.
2. «Методика исследования мотивации учения у первоклассников» «Методика исследования мотивации ученияу первоклассников» направлена на изучение адаптационных возможностей детей в начальный период обучения. Данные этой методики помогут нам более точно представить адаптационные возможности учащихся на начальный период обучения. Так же она помогает исследовать специфику эмоционального развития ребенка.
Методика Пьерона-Рузера
Методика Пьерона-Рузера направлена на исследование основных свойств внимания, исследует особенности темпа деятельности, «врабатываемость» в задание, проявление признаков утомления и пресыщения, скорость и качество формирования простого навыка, усвоения нового способа действий. Однозначно, что нарушение процесса внимания влияет на формирование познавательной деятельности учащихся, а, следовательно, и на деятельность в целом и адаптацию ребенка. Нарушение процесса внимания часто встречаются у учащихся с нарушениями зрения. Их внимание обладает меньшей, по сравнению нормой, устойчивостью. У детей возникают трудности и при распределение внимания между несколькими объектами или видами деятельности. Отрицательное влияние на развитие внимания оказывает свойственная повышенная утомляемость. Важно установить, что же является причиной нарушения процесса внимания, а это значит и низких результатов работы: отсутствие интересов, непонимание задания, повышенная истощаемость или не сформированности внимания, прежде всего таких свойств, как устойчивость, объем, концентрация, переключаемость, распределение.
|
|
Для того, что бы более полно исследовать это процесс, была использована именно эта методика, т.к. эта методика помогает исследовать все свойства внимания: объем, устойчивость, концентрацию, переключаемость и распределение.
Методика «Подбор парных аналогий»
Спецификой процесса мышления у детей с нарушениями зрения является то, что у детей страдает один из самых важных видов восприятия – зрительное, следовательно, у них не сформированы или неправильно сформированы какие-либо образы и представления. Таким детям сложно овладевать общими, абстрактными понятиями, мыслительными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование), с трудом усваивают причинно-следственные связи.
|
|
Методика полно отображает сформированности процессов восприятия и мышления, которые играют немаловажную роль в формирование деятельности школьника с нарушением зрения, а также на адаптативные возможности.
Методика «Скажи, что это»
Данная методика направлена на диагностику восприятия (кинестетического и, если это возможно, зрительного), также с помощью данной методики можно судить о знаниях цветов, форм, возможности ребенка описывать предмет, давать ему характеристику на основе обследования руками и использования остаточного зрения. По выявленным данным можно определить уровень сформированности учебных знаний, объем пассивного и активного словаря.
II.2. Анализ экспериментальных данных
Для доказательства поставленной нами гипотезы проводилось исследование, для которого использовалась подборка, диагностического материала. Составлялась она на основании возрастных особенностей психического развития и исходя из факторов определяющих адаптационные возможности испытуемых, это - воспитание, обучение, условия и образ жизни ребенка. По каждой из методик можно сделать вывод.
Методика «Запоминание 10 слов»
По результатам данной методики можно составить следующий график.
Рисунок 1.