Предложения по реализации основных направлений приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» в Пензенской области

В соответствии с концепцией приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» органами власти всех уровней принимаются меры по дальнейшему развитию правовой базы, обеспечению сбалансированной бюджетной и организационной поддержки расширения спроса и предложения на рынке жилья.

Происходит формирование и развитие финансовых механизмов в жилищной сфере: долгосрочного ипотечного кредитования граждан, кредитования жилищного строительства и развития коммунальной инфраструктуры. Реализация указанного национального проекта тесно связано с общим уровнем жизни, с возможностью граждан зарабатывать.
Обеспечение граждан России доступным и комфортным жильем потребует в 2010 и последующих годах концентрации усилий органов власти всех уровней, активного вовлечения бизнес-сообщества, общественных и профессиональных объединений, а также граждан в реализацию национального проекта.

В качестве рекомендаций по повышению эффективности механизма реализации на территории Пензенской области приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» в целях реализации на территории Пензенской области указанного национального проекта, обеспечения сбалансированного увеличения предложения и спроса на рынке жилья, а также выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан следует предложить:

1. Правительству Пензенской области:

1.1.) ускорить принятие нормативных правовых актов Пензенской области, необходимых для формирования рынка доступного жилья, и прежде всего схемы территориального планирования, нормативов градостроительного проектирования Пензенской области;

1.2.) для решения проблемы реконструкции и модернизации жилых домов первых массовых серий разработать проект закона Пензенской области «О целевой программе «Реконструкция и модернизация жилых домов первых массовых серий в Пензенской области на период до 2012 года»;

1.3.) ускорить разработку стратегии развития строительного комплекса Пензенской области;

1.4.) в целях увеличения объемов ипотечного жилищного кредитования на территории Пензенской области рассмотреть возможность за счет бюджета Пензенской области снизить расходы, связанные с оформлением заемщиками ипотечных кредитов для отдельных категорий граждан;

1.5.) по областной целевой программе «Дом для молодой семьи в Пензенской области» на 2001–2006 годы»:

- рассмотреть возможность продлить действие указанной программы (доработанной с учетом федерального законодательства);

- разработать механизм реализации программы, обеспечивающий финансирование в полном объеме ее участников не позднее 1 мая очередного финансового года;

- рассмотреть возможность страхования строения, возводимого за счет средств бюджета Пензенской области, страхования трудоспособности участников программы и предоставления им отсрочек по уплате задолженности за комплект строительных материалов на дом в связи с выполнением государственных обязанностей;

- изыскать возможность учета фактора сезонного повышения и снижения цен на строительные материалы;

- рассмотреть целесообразность и возможность на договорной основе привлечь строительные организации, которые производят комплекты домов в рамках реализации программы, к кредитованию комплектами домов застройщиков, участников указанной программы, и обеспечению выполнения ими обязательств по своевременному возврату средств, предоставленных в виде комплекта строительных материалов на постройку дома с рассрочкой платежа;

1.6.) предусмотреть возможность финансирования за счет средств бюджета Пензенской области в 2007 году программ «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Пензенской области» на 2004–2010 годы» (Закон Пензенской области от 27 ноября 2003 года № 549-ЗПО) и «Переселение граждан из ветхого и аварийного фонда в 2003–2010 годах по Пензенской области» (Закон Пензенской области от 20 февраля 2003 года № 454-ЗПО);

1.7.) усилить взаимосвязь между рыночной ценой земельного участка и его кадастровой стоимостью. [8]

2. Рекомендовать органам местного самоуправления:

- принять необходимые меры для разработки градостроительной документации в соответствии с требованиями федерального законодательства, в том числе генеральных планов муниципальных образований, правил землепользования и застройки для размещения объектов индивидуального жилищного строительства;

- усилить контроль за предоставлением земельных участков под жилищное строительство;

- наладить систематический учет и мониторинг земельных участков, находящихся на их территории;

- предусмотреть при формировании бюджетов муниципальных образований на очередной финансовый год расходы на строительство, реконструкцию или капитальный ремонт инженерных коммуникаций и дорог, необходимые для осуществления строительства и эксплуатации жилых домов;

- разработать мероприятия по обеспечению коммунальной инфраструктурой земельных участков, выделяемых под строительство жилых домов, а также земельных участков, занимаемых ветхим и аварийным жилищным фондом, планируемым к сносу, для строительства нового жилья;

- разработать мероприятия по строительству жилья, предоставляемого гражданам на условиях социального найма;

- отработать механизм изъятия земельных участков у их владельцев и пользователей, в случае нецелевого их использования, в соответствии действующим законодательством;

- обеспечить информирование граждан о ходе реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России». [8]

3. Обратиться в Правительство Российской Федерации по следующим вопросам:

- о рассмотрении возможности снижения ставки по ипотечному жилищному кредиту;

- об увеличении объема средств, выделяемых из федерального бюджета на выполнение полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем граждан;

- о создании государственной строительной компании в целях регулирования цен на рынке жилья;

- о выделении средств федерального бюджета для участия государства в ликвидации ветхого и аварийного жилья;

- о рассмотрении возможности выделения средств федерального бюджета на реконструкцию и модернизацию жилищно-коммунального комплекса.

 

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Национальный проект «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» - это лишь один из элементов социальной политики государства на современном этапе

В условиях динамичного роста населения городов и высоких темпов миграционных процессов спрос на жилье постоянно растет. Это привело к возникновению значительного дисбаланса на рынке недвижимости. В результате уменьшились возможности для появления на рынке массового предложения доступного широким слоям населения жилья. Сделать жилье по-настоящему доступным затрудняет ряд факторов, среди которых не только административные барьеры и непрозрачность земельного рынка, но и отсутствие ясных правил игры в отношениях между государством и девелопером. [19, 23]

В связи с этим эффективная реализация приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» невозможна без прозрачных механизмов сотрудничества власти и бизнеса, без своевременной поддержки государства и практического применения опыта девелоперских компаний по строительству недвижимости в рыночных условиях.

Ключевым моментом эффективности программы является определение четких критериев отбора компаний, реализующих национальный проект. В настоящее время на рынке складывается ситуация, когда некоторые дома и поселки, заявленная стоимость жилья в которых относится к верхнему ценовому сегменту, могут позиционироваться в рамках проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России». В результате подобные объекты обеспечиваются государственной поддержкой по созданию инфраструктуры, дорог, коммуникационных сетей и т.д. Но в итоге государство получает лишь ограниченное количество жилой пощади, стоимость которой застройщик окупает за счет коммерческих продаж, что в свою очередь также влияет на рост рыночного уровня цен на жилье.

 

Удовлетворению потенциального спроса на жилье препятствуют низкие объемы массового жилищного строительства и ипотечного жилищного кредитования. Огромной проблемой остается высокий уровень износа коммунальной инфраструктуры. В России он составляет 60% - из общего количества аварий на водопроводных и канализационных сетях 53% происходят из-за их ветхости.

Сами собой эти проблемы не решатся. Для обеспечения достойной жизни граждан от государства необходимы колоссальные усилия и средства. Необходимо предложить возможность приобретения доступного жилья молодежи, увеличить темпы строительства социального жилья.

Преодоление трудностей в ходе реализации национального проекта «Доступное и комфортное жильё – гражданам России» требует принятия комплексных мер и усиленной работы, как бизнеса, так и государства. В связи с только государственно-частное партнерство в состоянии создать условия для формирования среднего класса и стимулирования массового производства экономичного жилья.

Для решения жилищных проблем необходимо также менять базовые представления о жилье, сами термины и устаревшие стандарты качества жизни. Такие меры требуют грамотной государственной программы и пропаганды новых условий и возможностей.

После рассмотрения и анализа вышеизложенных проблем и предложений по их решению, без которых немыслимо существование и плодотворная жизнедеятельность нашего общества, напрашивается единственно возможный в этой непростой ситуации вывод, что для реализации основных направлений социальной политики необходимы большие финансовые затраты, которые на прямую связаны с развитием экономического сектора в Пензенской области.

Список использованных источников:

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. //
http://www.garant.ru/main/10003000-Q00.htm

2. Указ Президента РФ  от 29.03.1996 № 431 «О новом этапе реализации государственной целевой программы «Жилище» http://moskv.ru/laws/fulltext/show/id/31/

3. Постановление Правительства РФ от 31.12.2005 г. № 865 «О дополнительных мерах по реализации федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» http://www.fcpdom.ru/prog.php?s=off&id=129

4. Постановлением Правительства РФ от 17.09.2001 г. № 675 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2002 - 2010 годы" http://www.obl.penza.net/PNP/norm/dom/kommunikacii

5. Закон Пензенской области от 1.11.2008 № 1618-ЗПО "О Порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, проживающих на территории Пензенской области" http://www.obl.penza.net/PNP/norm/dom/veterany

6. Закон Пензенской области от 22.12.2006 № 1199-ЗПО "О Порядке отбора муниципальных образований и инвестиционных проектов для участия в подпрограмме "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" http://www.obl.penza.net/PNP/norm/dom/kommunikacii

7. Закон Пензенской области от 25.12.2003 № 564-ЗПО "Об ипотечном жилищном кредитовании в Пензенской области" http://www.obl.penza.net/PNP/norm/dom/ipoteka

8. Постановление Законодательного Собрания Пензенской области от 08.09.2006 № 1166-47/3 ЗС "О ходе реализации на территории Пензенской области приоритетного национального проекта "Доступное комфортное жилье - гражданам России" http://www.obl.penza.net/PNP/norm/dom/ogms

9. Постановление Правительства Пензенской области от 10.12.2009 № 953-пП "Об утверждении долгосрочной целевой программы Пензенской области "Социальная поддержка отдельных категорий граждан Пензенской области в жилищной сфере" на 2010 – 2015 годы"    http://www.obl.penza.net/PNP/norm/dom/ogms

10. Постановление Правительства Пензенской области от 26.12.2008 № 929-пП "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Капитальное строительство объектов собственности Пензенской области" на 2009 - 2011 годы" http://www.obl.penza.net/PNP/norm/dom/modern

11. Постановление Правительства Пензенской области от 14.05.2008 № 309-пП "Об утверждении программы "Переселение граждан, проживающих на территории Пензенской области, из аварийного жилищного фонда" на 2008 - 2011 годы" http://www.obl.penza.net/PNP/norm/dom/pereselenie

12. Постановление Правительства Пензенской области от 14.05.2008 № 308-пП "Об утверждении целевой программы "Капитальный ремонт многоквартирных жилых домов Пензенской области" на 2008 - 2011 годы" http://www.obl.penza.net/PNP/norm/dom/kap_remont

13. Распоряжение Правительства Пензенской области от 14.04.2006 № 77-рП "Об утверждении критериев и индикаторов отбора муниципальных образований для участия в пилотных проектах реализации подпрограммы "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры" в Пензенской области" http://www.obl.penza.net/PNP/norm/dom/modern

14. Распоряжение Правительства Пензенской области от 10.04.2006 № 68-рП "О ходе реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" на территории Пензенской области" http://www.obl.penza.net/PNP/norm/dom/ogms

15. Приказ Департамента градостроительства Пензенской области от 21.11.2007 № 204/ОД "Об утверждении Методического пособия по реализации на территории Пензенской области подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" http://www.obl.penza.net/PNP/norm/dom/gjs

16. Миронова Т.К. «Фундаментальная основа социальных прав» // "Гражданин и право", № 4, июль-август 2003 г.

17. Приоритетные национальные проекты на 2006-2008 годы   //Издательский дом «Пензенская правда» Специальный выпуск.

18. Филиппова Е.С. Проблемы реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" // "Законодательство и экономика", № 8, август 2006 г.

19. Яковлев В.А. Национальный проект "Доступное, комфортное жилье - гражданам России" и Федеральная целевая программа "Жилище" // Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование", № 4 (25), Декабрь 2005г.

 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: