Этапы организации проектной деятельности учащихся

При организации работы учащихся предполагается определенная последовательность в выполнении. Каждый этап проектирования связан с выполнением определенных процедур. Процедура – это совокупность действий или операций, обеспечивающая реализацию и переход с одного этапа проектирования на другой. В учебно-методической литературе существует несколько различных вариантов последовательности шагов в разработке и реализации учебного проекта. Один из наиболее приемлемых вариантов последовательности шагов проектирования предлагается в книге В. П. Пахомова «Кинель-Черкасские варианты проекта «Гражданин» [21]. Этот вариант создан как раз для системы школьного образования и универсален. Вот он:

1 стадия. Подготовка учащихся к работе над проектом. Целью этого этапа является определение уровня подготовленности школьников (их знаний, умений, ценностей.

2 стадия. Выбор проблемы. Учащиеся выбирают проблему, над которой им предстоит работать. Так как всегда существует разнообразие вариантов, то эта стадия требует проведения широкого социального исследования, результаты которого помогут отобрать наиболее актуальную проблему.

3 стадия. Сбор информации. Учащиеся делятся на несколько групп, которые могут проводить социологические исследования, изучать материалы средств массовой информации, получать экспертные оценки специалистов. Необходимы разные стратегии при использовании источников. Вначале учащиеся используют просмотровое чтение – они должны определить, имеет ли отношение информация текста к проблематике проекта. С этой целью читается название книги, просматривается оглавление, иллюстрации. Схемы и т.д. Если источник заинтересовал ученика в ходе беглого чтения, он переходит к чтению с полным пониманием текста. Таким образом, путем разных стратегий чтения отбираются тексты важные для исследовательской работы по проекту.

4 стадия. Разработка собственного варианта решения проблемы. Полученный материал обрабатывается, выясняются различные способы решения проблемы, выбирается одна из возможных стратегий, разрабатывается программа реализации проекта.

5 стадия. Реализация плана действий команды. Эта стадия имеет два направления действий — собственное участие команды по реализации проекта и обращение к заинтересованным лицам, организациям.

6 стадия. Подготовка к защите проекта. Оформление материала на стендах, которые отражают стадии работы команды над Проектом. Эти стенды могут включать фотографии, рисунки, плакаты, схемы, диаграммы. Также идет подготовка устного выступления команды, в котором важно использовать собранную информацию и показать свое отношение к проблеме проекта. Участники проекта готовятся отвечать на вопросы. Собирается папка документов (портфолио), в которых работа над проектом представлена более подробно. Проекты могут оформляться как путем публичной защиты, так и в письменном виде. Объем письменных проектов будет разным в зависимости от типа проекта и времени его выполнения. Меньшим, как правило, будет объем краткосрочного монопроекта. Если проект серьезен по проблематике, предполагает углубленное исследование, время его реализации может доходить до нескольких месяцев. В этом случае целесообразнее представить его в письменном виде.

7 стадия. Презентация проекта. Устная защита проекта. Устно защищаемый проект должен быть зафиксирован в какой-то форме у исследователя. Это может быть развернутый план, конспектированное изложение проблем, развернутый отчет или видеопленка, что позволит сохранить проделанный учениками труд. Данная часть работы организуется в режиме конкурса команд и оценивается квалифицированным жюри.

8 стадия. Рефлексия. Анализ самими учащимися стадий подготовки проекта и его представления на конкурсе. Определяются встретившиеся трудности, оценивается вклад каждого участника, выявляются ошибки.

Проектной технологии присуще четкое структурирование содержания с указанием сроков выполнения определенных работ и подведением промежуточных итогов - так дети учатся самостоятельно планировать и руководить своей дея­тельностью.

Далеко не все вопросы проектирования в школьном образовании имеют сегодня достаточно серьезную научную разработку.

Выполнение большинства проектов предполагает информационный диапазон, исследовательский и языковой аспекты.

Информационный диапазон. Это означает, что ученик должен уметь ориентироваться в большом количестве источников (письменных, устных, изобразительных); отобрать те сведения, события, факты, которые помогут ему наилучшим образом раскрыть предмет своего исследования и исключить более, частные, второстепенные сведения, детали.

Исследовательский аспект. Ученик должен уметь выбирать из многочисленных проблем, связанных с темой проекта, те, которые значительны, интересны для окружающих, актуальны. При этом ученик должен обладать способностью анализировать материал, сравнивать, прогнозировать, обобщать, делать выводы, опираясь на свой жизненный, учебный опыт, эрудицию, творчество.

Языковой аспект. Ученик должен уметь описать или устно изложить средствами ИЯ ход и результат своего исследования. По жанру в обоих случаях изложение должно быть близко к общенаучному стилю, носить академический характер. При этом важно выразить авторское отношение к предмету исследования, к рассматриваемым проблемам. Изложенные характеристики касаются как монопроекта, так и коллективного проекта. Каждый выбранный проект предполагает выработку своей стратегии и тактики выполнения, организации деятельности учащихся, оценивания результатов работы.

Основными принципами проектирования можно назвать: добровольность, учет возрастных, психологических, творческих, региональных особенностей, интеграцию учебной и внеклассной деятельности, системность.

Какие общеучебные умения и навыки формируются в проектной деятельности? Порой сложно определить и грамотно сформулировать ответ на вопрос о том, каковы педагогические цели определенного учебного проекта. Вообще говоря, главная педагогическая цель любого проекта - формирование различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации. Однако внешне компетенции проявляются, как правило, в форме умений. Поэтому наиболее простой и вполне грамотный путь формули­ровки целей проекта — выбор подходящих для данного проекта общеучебных умений и навыков из предложенного ниже списка (2-3 позиции). В случае монопредметного проекта выбранные позиции могут быть дополнены перечнем предметных знаний и умений, формирующихся в процессе работы над ним.

Общеучебные умения и навыки, формирующиеся в процессе проектной деятельности.

1. Рефлексивные умения:

- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;

- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

2. Поисковые (исследовательские) умения:

- умение самостоятельно генерировать идеи, т. е. изобретать способ действия, - привлекая знания из различных областей;

- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;

- умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);

- умение находить несколько вариантов решения проблемы. Помимо педагогических, каждый проект имеет еще и практическую цель: разрешить обозначенную социально значимую проблему (например, разработать проект письма в ЮНЕСКО о необходимости сохранения исторического памятника в городе... и т. п.);

- умение выдвигать гипотезы;

- умение устанавливать причинно-следственные связи.

3. Навыки оценочной самостоятельности.

4. Умения и навыки работы в сотрудничестве:

- умения коллективного планирования; умение взаимодействовать с любым партнером;

- умения взаимопомощи  в решении чего-либо;

- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

5. Менеджерские умения и навыки:

- умение проектировать процесс (изделие);

- умение планировать деятельность, время, ресурсы;

- умение принимать решения и прогнозировать их последствия;

- навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов).

6. Коммуникативные умения:

- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми — вступать в диалог, задавать вопросы и т. д.;

- умение вести дискуссию;

- умение отстаивать свою, точку зрения;

- умение находить компромисс;

- навыки интервьюирования, устного опроса и т. д.

7. Презентационные умения и навыки:

- навыки монологической речи;

- умение уверенно держать себя во время выступления;

- артистические умения;

- умение использовать различные средства наглядности при выступлении;

- умение отвечать на незапланированные вопросы.

Ценности, формирующиеся в процессе проектной деятельности:

· ответственное принятие решения;

· законопослушность (лояльность);

· уважение права;

· терпимость;

· компромисс;

· уважение частной жизни;

· активность участия в общественной жизни;

· стремление к образованию и самообразованию;

· готовность к улучшению общественной жизни.

Проектная деятельность представляет собой в последовательноститри основных этапа деятельности:

подготовительный;

основной (реализация проекта);

заключительный (анализ результатов).

Рассмотрим каждый из этапов подробнее.

Подготовительный этап распадается на несколько направлений деятельности: содержательную часть, организационную часть и ресурсную часть.

В содержательную часть могут входить следующие элементы — анализ проблемы, выяснение общественного мнения, определение целей и задач, ожидаемых результатов, гипотез, идеологических оснований и принципов, освещение имеющегося опыта. Над монопроектами работает один ученик. Вначале он на уроке сообщает выбранную им тему проекта. Желательно, чтобы учащийся выбрал ее сам. Автор обосновывает мотивы выбора конкретного проекта. Ученик подчеркивает актуальность темы проекта для общественной жизни, для расширения познавательного уровня тех, кто будет знакомиться с результатами исследования, желание и возможность раскрыть и развить тему интересно для своих товарищей, для учителей своей школы. Уже на этом этапе ясен уровень языковой подготовки ученика, так как автор проекта будет излагать аргументы на иностранном языке. Затем формулируются проблемы, которые ученик выбрал для исследования. К этому моменту у него было время подумать, осмыслить тему, прежде чем самостоятельно определить вопросы, ориентирующие на примерное содержание работы. Скорее всего, полностью ученик не справится с этой задачей. На помощь ему должны придти учитель, одноклассники. Вот примерная проблематика по проекту «Английский язык и Англия в моей жизни»:

- изучение английского языка пробудило интерес к английской музыке, кино, литературе, ко всему, что касается Англии.

- я много думал об Англии. И увидел, почувствовал духовное богатство народа. Знакомясь с жизнью современной Англии, я невольно думаю о том, что роднит простых людей Англии России, чем может духовно обогатиться Россия.

- возможно, моя будущая профессия тоже будет связана с иностранными языками.

- я хочу показать связь культур мира. Мне все это нужно для поддержания дружбы, общения, переписки с друзьями.

В организационную часть могут входить: формирование команды (если это необходимо для реализации проекта). Предполагается, что участники разных проектов обсудят конкретные проблемы: определение сроков, представление о последовательности действий, формулировка критериев оценки результативности проекта, распределение ролей, составление детальных графиков. В процессе обсуждения выявляется эрудиция участников, их образовательный кругозор, знание ими других источников кроме учебников. Также очень важно участие в обсуждении учеников, не задействованных в работе над проектами, поскольку они чувствуют себя причастными к исследовательской деятельности, расширяют круг своих интересов, обогащаются новыми реалиями, знаниями. Учитель может выразить свое отношение, согласие или несогласие с выбранной темой проекта и убедительно обосновать свою точку зрения, может посоветовать изменить название, направление.

В ресурсную часть могут входить: материальные ресурсы (требуемые и имеющиеся: техника, канцелярские принадлежности, учебные пособия и словари; анализируются способности школьной базы удовлетворить все потребности, начинается поиск дополнительных ресурсов путем привлечения родителей, общественных организаций и т. п.), финансовые ресурсы (денежные средства, необходимые для реализации проекта), людские ресурсы (определение круга лиц, задействованных в проекте, их творческого потенциала, рассмотрение возможности помощи со стороны взрослых, перспективы привлечение специалистов в качестве консультантов или экспертов).

Основной этап проектной деятельности (действия по реализации намеченных планов).

Заключительный этап (итоговая или рефлексивная часть проекта) проектной деятельности. Итоговая часть проекта призвана акцентировать внимание на характеристики результатов работы. Эта характеристика может быть как количественной, так и качественной. Вторая характеристика более субъективна, но представляется не менее важной, чем первая. Желательно, чтобы формы отчетности по результатам проекта были подготовлены заранее, и на них обращалось внимание в ходе реализации проекта. В итоговой части следует также соотнести ожидаемые результаты (цели и задачи проекта) с реальным положением дел после реализации проекта (или на определенном этапе его реализации).

Реализация проекта может нести самые разнообразные эффекты: обучающий (знание новых понятий и т. д.), воспитательный (формирование культуры, воспитание уважения к иной культуре, развитие гражданской активности среди молодежи); административный (взаимодействие различных участников образовательного процесса, повышения эффективности управления классом, школой).

Оценки проекту могут давать как его разработчики, так и эксперты, окружающие люди (учащиеся, педагоги, родители ).

Среди критериев оценки проектной деятельности могут быть названы следующие:

· нестандартность и оригинальность решений;

· научный кругозор и теоретическая грамотность;

· самостоятельность суждений;

· общественная значимость;

· логичность и последовательность;

· обоснованность суждений;

· грамотность оформления результатов работы.

Отдельно следует обсудить как положительные результаты проекта, так и то, что не получилось или что можно было бы изменить.

На долю учителя выпадает трудная задача выбора проблем для проектов, а проблемы эти можно брать только из окружающей действительности, из жизни. Проектный метод позволяет широко использовать межпредметные связи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: