Всемирная сеть – это выход в мировое пространство, это возможность получения информации из ведущих научных и образовательных центров, виртуальных библиотек, возможность общения с носителями языка. Но чтобы все эти возможности стали реальностью, необходимо практическое владение английским. Одним учебником, даже самым удачным, учебно-методическим комплектом не обойтись, если мы действительно озабочены созданием наиболее благоприятных условий для языкового образования учащихся. Вполне естественно, что при таких условиях организации учебного процесса компьютер становится незаменимым помощником учителя. В настоящее время в распоряжении учителя имеется большое количество разнообразных электронных средств обучения, таких, например, как CD-ROM диски с многочисленными и подчас весьма интересными курсами иностранного языка. Компакт диски несут большое количество информации, не говоря уже об информационных ресурсах Интернет.
Свободный доступ к информационным ресурсам и услугам сети позволяет расширить информационно-образовательное пространство до уровня мирового образовательного пространства.
|
|
Однако, прямой вход в Интернет на уроке практически невозможен, поскольку вряд ли можно найти какое-то приемлемое количество кабинетов иностранного языка в российских школах, оборудованных достаточным количеством компьютеров с доступом в Интернет.
Реально мы можем рассчитывать на возможности Интернета обеспечивать нас текстовой, графической (статичной или динамичной) и звуковой информацией.
Проект, выполняемых с использованием таких компьютерных средств, как электронная почта и WWW (сеть Интернет-сайтов) -особый тип проекта – телекоммуникационный. Такие проекты почти всегда носят межпредметный и, часто, международный характер.
Проблематика и содержание телекоммуникационных проектов бывают такими, что их выполнение совершенно естественно требует привлечения средств компьютерной телекоммуникации. При использовании телекоммуникаций в отечественной и зарубежной школе хорошо себя зарекомендовали:
- интерактивные приключенческие игры между двумя или более школами;
- межшкольные литературные журналы, газеты и т. п.;
- проекты, предполагающие сбор разнообразных фактов или данных и статистическую обработку;
- экологические проекты;
- совместное написание литературных произведений различных жанров;
- сравнительное изучение курсов истории, географии и т. д. преподающихся в школах разных стран;
- изучение и анализ спортивных результатов и проведение совместных спортивных мероприятий.
Ряд телекоммуникационных проектов в развитых странах инициируется научными центрами, которые обращаются к школьникам, имеющим опыт элементарной исследовательской деятельности, с предложениями включиться в работу по наблюдению за звездным небом, климатом, экологическими загрязнениями и т. п.
|
|
Известна серия международных проектов, выполненных в Интернете под руководством В. Гезергуда, сотрудника Иллинойского университета, США. Эти проекты посвящены осмыслению современной молодежью литературных произведений. Одна группа проектов носит название «Проекты знакомства с культурой», другая - «Литературная персонификация». Их общая цель - помочь детям и учителям в разных странах мира расширить их понимание окружающего, понять сходство и различия между культурами разных) народов.
Пример телекоммуникационного проекта, выполненного учащимися МОУ СОШ № 21.
Тема: «Образование и карьера».
Участники: учащиеся 8 класса, учителя английского языка, информатики, педагог-психолог, классные руководители, родители.
Продолжительность: 3 месяца.
Педагогические цели: воспитание сознательного отношения к выбору будущей профессии, развитие самостоятельности, умения работать с партнерами, быть членом команды при решении различного рода задач, умения использовать информационные технологии, в том числе и возможности Интернета.
Роли: Социологи, Журналисты, Дизайнеры.
Презентация выполнена в программе Power Point. Она состоит из 17 слайдов. Основными из них являются 14.
Цель работы: Как мы планируем построить нашу жизнь? Выбранная нами тема актуальна, т.к. она касается лично каждого из учащихся.
|
|
Мы исходили из того, что базовым конструктором, вокруг которого выстраивается мировоззрение человека, является цель жизни. В подростковом возрасте цель жизни почти всегда принимает форму образа будущей профессии. Поэтому умение самоопределяться в профессиональной сфере, формирование своего профессионального будущего представляется нам как конструирование своей цели жизни.
Была проделана большая подготовительная работа. Сначала был определен круг заинтересованных лиц (включая участников проекта) среди которых оказались: старшеклассники, родители, школьный педагог-психолог, классный руководитель, администрация школы. Они и стали нашими респондентами и консультантами.
Между членами команды были распределены обязанности и составлены индивидуальные планы действий. Вся работа над проектом состояла из нескольких этапов:
- зарождение идеи;
- ее развитие;
- детальное осмысление проблемы;
- разработка курса действий;
- реализация проекта на практике
- оформление презентации.
В начале работы были выявлены жизненные ценности подростков участвующих в проекте. Внимание было сосредоточено на проблеме, которую предстояло решить, а также на тех обстоятельствах, которые мешают или помогают нам достичь желаемого.
Работа с целями помогла участникам проекта понять, каким они хотят видеть свое будущее. Учащиеся пытались оценить имеющиеся у них ресурсы, составить список альтернатив, оценить их и сделать выбор.
Обобщая проведенное исследование,школьники выделили факторы успеха в планировании жизненной и профессиональной карьеры. Справиться с этими им помог спецкурс предпрофильной подготовки «Я и мои пути самоопределения», который изучается в нашей школе. Участниками проекта была сделана попытка, выстроить проект в логической последовательности.
Работа над проектом они научились (по мнению самих учащихся):
1. планировать свою деятельность;
2. работать в команде;
3. использовать навыки работы с компьютером при изучении школьных дисциплин;
4. делать обратный перевод с русского на английский язык;
|
|
5. пользоваться справочной литературой и словарями в.ч. и электронными;
6. составлять и оформлять презентацию с использованием спецэффектов и многому другому.
Ожидания учащихся, участвовавших в проекте, оправдались. Наставники подсказали восьмиклассникам новые методы исследования проблемы и помогли их применить, поэтому они не чувствовали себя беспомощными при выполнении проекта. Все к кому школьники обращались за помощью или советом откликались с большой заинтересованностью. Работа группы над проектом даже была освещена на страницах нашей школьной малотиражной газеты «Доживем до перемены». Работа над проблемой была интересным путешествием в мир профессий, на который учащиеся посмотрели через своеобразную призму. В конце работы над проектом его участники пришли к выводу, что вся наша жизнь – проект (перефразируя Шекспира).
Заключение
Итак, можно выделить две ведущие линии в осуществлении проектной методики при обучении иностранным языкам. Оба направления одинаково важны. Первая линия состоит в том, чтобы выбрать тему проекта. Выделить в ней проблемы, наметить направление и ход ее разработки, наполнить ее интересным материалом и содержанием, логически ее завершить, продемонстрировать свою эрудицию в предмете исследования. В процессе этой исследовательской деятельности расширяется образовательный кругозор учащихся, возрастает стойкий познавательный интерес к знакомству с разными отраслями научного познания, естественным становится участие в диалоге культур, в известном смысле формулируется уровень профессионального общения, широкий взгляд на мир как на единую культурную, экологическую среду обитания в масштабе всей планеты. Ученик способный к такой исследовательской деятельности, взрослее в своем общественном сознании и способен занять определенную позицию здравомыслящего человека при оценке любой социальной, политической, экономической ситуации.
Вторая линия предусматривает изложение средствами ИЯ хода исследования и полученных результатов со всеми его составляющими. В этом аспекте работы учащиеся демонстрируют уровень владения ИЯ в его содержательном плане, в знании лингвистической системы и адекватном и корректном ее применении. Предстает ясная картина того, чему ученик научился в процессе овладения ИЯ.
Опыт использования школьных проектов свидетельствует о высоком уровне обученности учащихся ИЯ. Словарь работ богат и разнообразен, включает общенаучную лексику, терминологию, богат синонимами, эмоционально окрашенной лексикой. По всем параметрам такие школьные проекты можно считать исследовательскими, самостоятельно выполненными и дать им название «школьные исследовательские проекты».
В завершении следует напомнить что, каждый проект имеет следующее содержание:
1. Тема проекта.
2. Сведения об участниках проекта.
3. Краткая справка по проекту:
- актуальность проекта;
- цель и задачи, проблема проекта;
- ожидаемые результаты проекта;
- предмет проектирования (это то, что проектируется);
- объект проекта;
- научная новизна проекта;
- использование результатов проекта;
- содержание предполагаемой деятельности;
- обоснование проекта;
- реальность и сроки выполнения.
Одним словом, каждый проект должен иметь четкое название, сопровождаться краткой аннотацией.
Таким образом, кратко рассмотрев подходы к основным вопросам организации проектной деятельности учащихся в школе, что такое проектный метод, каковы основные требования к проекту, как правильно спланировать проектную деятельность на уроке и в масштабах школы, каковы основные проблемы и трудности метода проекта совершенно очевидно вытекает, что проект многогранен, эффективен и перспективен.
Подведем некоторые итоги [23]. Проект – это метод обучения. Он может быть использован на уроке и во внеклассной работе. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален. Он формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому эффективен. Он формирует опыт деятельности, и поэтому очень полезен.
Проект (проектирование) – это содержание обучения. Поэтому проектирование может стать основой профильных спецкурсов.
Проект – это форма организации учебного процесса.
Проект – это особая философия образования. Философия цели и деятельности. Философия результатов и достижений. Философия, позволяющая органично соединять несоединимое: ценностно-смысловые основы культуры и процесс деятельной социализации.
Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью.