Телекоммуникационный проект как особый вид учебного проекта

Всемирная сеть – это выход в мировое пространство, это возможность получения информации из ведущих научных и образовательных центров, виртуальных библиотек, возможность общения с носителями языка. Но чтобы все эти возможности стали реальностью, необходимо практическое владение английским. Одним учебником, даже самым удачным, учебно-методическим комплектом не обойтись, если мы действительно озабочены созданием наиболее благоприятных условий для языкового образования учащихся. Вполне естественно, что при таких условиях организации учебного процесса компьютер становится незаменимым помощником учителя. В настоящее время в распоряжении учителя имеется большое количество разнообразных электронных средств обучения, таких, например, как CD-ROM диски с многочисленными и подчас весьма интересными курсами иностранного языка. Компакт диски несут большое количество информации, не говоря уже об информационных ресурсах Интернет.

Свободный доступ к информационным ресурсам и услугам сети позволяет расширить информационно-образовательное пространство до уровня мирового образовательного пространства.

Однако, прямой вход в Интернет на уроке практически невозможен, поскольку вряд ли можно найти какое-то приемлемое количество кабинетов иностранного языка в российских школах, оборудованных достаточным количеством компьютеров с доступом в Интернет.

Реально мы можем рассчитывать на возможности Интернета обеспечивать нас текстовой, графической (статичной или динамичной) и звуковой информацией.

Проект, выполняемых с использованием таких компьютерных средств, как электронная почта и WWW (сеть Интернет-сайтов) -особый тип проекта – телекоммуникационный. Такие проекты почти всегда носят межпредметный и, часто, международный характер.

Проблематика и содержание телекоммуникационных проектов бывают такими, что их выполнение совершенно естественно требует привлечения средств компьютерной телекоммуникации. При использовании телекоммуникаций в отечественной и зарубежной школе хорошо себя зарекомендовали:

- интерактивные приключенческие игры между двумя или более школами;

- межшкольные литературные журналы, газеты и т. п.;

- проекты, предполагающие сбор разнообразных фактов или данных и статистическую обработку;

- экологические проекты;

- совместное написание литературных произведений различных жанров;

- сравнительное изучение курсов истории, географии и т. д. преподающихся в школах разных стран;

- изучение и анализ спортивных результатов и проведение совместных спортивных мероприятий.

Ряд телекоммуникационных проектов в развитых странах инициируется научными центрами, которые обращаются к школьникам, имеющим опыт элементарной исследовательской деятельности, с предложениями включиться в работу по наблюдению за звездным небом, климатом, экологическими загрязнениями и т. п.

Известна серия международных проектов, выполненных в Интернете под руководством В. Гезергуда, сотрудника Иллинойского университета, США. Эти проекты посвящены осмыслению современной молодежью литературных произведений. Одна группа проектов носит название «Проекты знакомства с культурой», другая - «Литературная персонификация». Их общая цель - помочь детям и учителям в разных странах мира расширить их понимание окружающего, понять сходство и различия между культурами разных) народов.

Пример телекоммуникационного проекта, выполненного учащимися МОУ СОШ № 21.

Тема: «Образование и карьера».

Участники: учащиеся 8 класса, учителя английского языка, информатики, педагог-психолог, классные руководители, родители.

Продолжительность: 3 месяца.

Педагогические цели: воспитание сознательного отношения к выбору будущей профессии, развитие самостоятельности, умения работать с партнерами, быть членом команды при решении различного рода задач, умения использовать информационные технологии, в том числе и возможности Интернета.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

Роли: Социологи, Журналисты, Дизайнеры.

Презентация выполнена в программе Power Point. Она состоит из 17 слайдов. Основными из них являются 14.

Цель работы: Как мы планируем построить нашу жизнь? Выбранная нами тема актуальна, т.к. она касается лично каждого из учащихся.

Мы исходили из того, что базовым конструктором, вокруг которого выстраивается мировоззрение человека, является цель жизни. В подростковом возрасте цель жизни почти всегда принимает форму образа будущей профессии. Поэтому умение самоопределяться в профессиональной сфере, формирование своего профессионального будущего представляется нам как конструирование своей цели жизни.

Была проделана большая подготовительная работа. Сначала был определен круг заинтересованных лиц (включая участников проекта) среди которых оказались: старшеклассники, родители, школьный педагог-психолог, классный руководитель, администрация школы. Они и стали нашими респондентами и консультантами.

Между членами команды были распределены обязанности и составлены индивидуальные планы действий. Вся работа над проектом состояла из нескольких этапов:

- зарождение идеи;

- ее развитие;

- детальное осмысление проблемы;

- разработка курса действий;

- реализация проекта на практике

- оформление презентации.

В начале работы были выявлены жизненные ценности подростков участвующих в проекте. Внимание было сосредоточено на проблеме, которую предстояло решить, а также на тех обстоятельствах, которые мешают или помогают нам достичь желаемого.

Работа с целями помогла участникам проекта понять, каким они хотят видеть свое будущее. Учащиеся пытались оценить имеющиеся у них ресурсы, составить список альтернатив, оценить их и сделать выбор.

Обобщая проведенное исследование,школьники выделили факторы успеха в планировании жизненной и профессиональной карьеры. Справиться с этими им помог спецкурс предпрофильной подготовки «Я и мои пути самоопределения», который изучается в нашей школе. Участниками проекта была сделана попытка, выстроить проект в логической последовательности.

Работа над проектом они научились (по мнению самих учащихся):

1. планировать свою деятельность;

2. работать в команде;

3. использовать навыки работы с компьютером при изучении школьных дисциплин;

4. делать обратный перевод с русского на английский язык;

5. пользоваться справочной литературой и словарями в.ч. и электронными;

6. составлять и оформлять презентацию с использованием спецэффектов и многому другому.

Ожидания учащихся, участвовавших в проекте, оправдались. Наставники подсказали восьмиклассникам новые методы исследования проблемы и помогли их применить, поэтому они не чувствовали себя беспомощными при выполнении проекта. Все к кому школьники обращались за помощью или советом откликались с большой заинтересованностью. Работа группы над проектом даже была освещена на страницах нашей школьной малотиражной газеты «Доживем до перемены». Работа над проблемой была интересным путешествием в мир профессий, на который учащиеся посмотрели через своеобразную призму. В конце работы над проектом его участники пришли к выводу, что вся наша жизнь – проект (перефразируя Шекспира).

Заключение

Итак, можно выделить две ведущие линии в осуществлении проектной методики при обучении иностранным языкам. Оба направления одинаково важны. Первая линия состоит в том, чтобы выбрать тему проекта. Выделить в ней проблемы, наметить направление и ход ее разработки, наполнить ее интересным материалом и содержанием, логически ее завершить, продемонстрировать свою эрудицию в предмете исследования. В процессе этой исследовательской деятельности расширяется образовательный кругозор учащихся, возрастает стойкий познавательный интерес к знакомству с разными отраслями научного познания, естественным становится участие в диалоге культур, в известном смысле формулируется уровень профессионального общения, широкий взгляд на мир как на единую культурную, экологическую среду обитания в масштабе всей планеты. Ученик способный к такой исследовательской деятельности, взрослее в своем общественном сознании и способен занять определенную позицию здравомыслящего человека при оценке любой социальной, политической, экономической ситуации.

Вторая линия предусматривает изложение средствами ИЯ хода исследования и полученных результатов со всеми его составляющими. В этом аспекте работы учащиеся демонстрируют уровень владения ИЯ в его содержательном плане, в знании лингвистической системы и адекватном и корректном ее применении. Предстает ясная картина того, чему ученик научился в процессе овладения ИЯ.

Опыт использования школьных проектов свидетельствует о высоком уровне обученности учащихся ИЯ. Словарь работ богат и разнообразен, включает общенаучную лексику, терминологию, богат синонимами, эмоционально окрашенной лексикой. По всем параметрам такие школьные проекты можно считать исследовательскими, самостоятельно выполненными и дать им название «школьные исследовательские проекты».

В завершении следует напомнить что, каждый проект имеет следующее содержание:

1. Тема проекта.

2. Сведения об участниках проекта.

3. Краткая справка по проекту:

- актуальность проекта;

- цель и задачи, проблема проекта;

- ожидаемые результаты проекта;

- предмет проектирования (это то, что проектируется);

- объект проекта;

- научная новизна проекта;

- использование результатов проекта;

- содержание предполагаемой деятельности;

- обоснование проекта;

- реальность и сроки выполнения.

Одним словом, каждый проект должен иметь четкое название, сопровождаться краткой аннотацией.

Таким образом, кратко рассмотрев подходы к основным вопросам организации проектной деятельности учащихся в школе, что такое проектный метод, каковы основные требования к проекту, как правильно спланировать проектную деятельность на уроке и в масштабах школы, каковы основные проблемы и трудности метода проекта совершенно очевидно вытекает, что проект многогранен, эффективен и перспективен.

Подведем некоторые итоги [23]. Проект – это метод обучения. Он может быть использован на уроке и во внеклассной работе. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален. Он формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому эффективен. Он формирует опыт деятельности, и поэтому очень полезен.

Проект (проектирование) – это содержание обучения. Поэтому проектирование может стать основой профильных спецкурсов.

Проект – это форма организации учебного процесса.

Проект – это особая философия образования. Философия цели и деятельности. Философия результатов и достижений. Философия, позволяющая органично соединять несоединимое: ценностно-смысловые основы культуры и процесс деятельной социализации.

Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: