Влияние вступления России в ВТО на сельское хозяйство

Существует мнение, что аграрный сектор - самая уязвимая отрасль национальной экономики, способная сильнее других пострадать от членства России в ВТО. Доводы тех, кто выступает против вступления нашей страны в эту организацию, как правило, сводятся к следующему: якобы, вступив в ВТО, мы откроем дорогу для дешевых иностранных продуктов, которые поступят на наш рынок и сделают продукцию отечественных производителей неконкурентоспособной. В результате наше сельское хозяйство упадет, и Россия попадет в полную зависимость от импортного продовольствия.

Но не стоит забывать, что правила и нормы ВТО предусматривают различные способы защиты внутреннего рынка и поддержку собственного производителя. Способы эти - тарифное регулирование, тарифное квотирование, субсидирование сельского хозяйства - общеизвестны и практикуются в большинстве государств.
Есть страны с низким уровнем господдержки и защиты рынков, как, например, Австралия и Новая Зеландия. Местный благодатный климат сам по себе способствует хорошим урожаям, привесам и надоям, что дает этим странам возможность полностью обеспечивать себя продовольствием. А географическое положение отбивает у других стран всякую охоту экспортировать туда продукты, тем самым обеспечивая естественные преимущества местным фермерам. Сельское хозяйство ЕС, Японии и США, напротив, защищены всеми возможными способами.

Россия, с одной стороны, является крупным импортером продовольствия, а с другой стороны, имеет хороший потенциал для развития собственного сельскохозяйственного производства. Поэтому она намерена отстаивать для себя членство в ВТО на условиях, сходных с теми, что имеют развитые страны. Каждая мера защиты отечественного сельхозпроизводителя - предмет переговоров со странами-членами ВТО.

Поскольку в ВТО вступают не на один год, то сейчас, в процессе переговоров, России надо выработать и согласовать с торговыми партнерами политику по защите аграрного сектора на много лет вперед. После того, как достигнутые договоренности.будут зафиксированы в двухсторонних соглашениях, вносить какие-либо корректировки будет довольно сложно. Поэтому выбирать защитные меры необходимо разумно и взвешенно, учитывая как нынешние возможности отечественного производителя, так и просчитывая с максимальной точностью его перспективы на будущее.

Правилами ВТО предусмотрен переходный период сроком на шесть лет с момента вступления. За это время страна должна снизить степень защиты (это касается и пошлин, и объемов субсидирования) своего внутреннего рынка с тем, чтобы сделать его максимально доступным для других стран-членов ВТО и обеспечить равные условия конкуренции. Развивающиеся страны могут претендовать на более длительный переходный период - до 10 лет (например, на таких условиях были приняты Литва и Латвия, попросившие соответственно девять и восемь лет). Однако Россия по части сельского хозяйства намерена вступать в ВТО на правах развитой страны.
Проанализируем все возможные способы защиты рынка и попытаемся определить, что может выгадать и прогадать российский АПК от членства в ВТО.

Пошлины. Тарифное регулирование - одна из самых популярных мер защиты национальных рынков. При вступлении в ВТО России придется зафиксировать первоначальный уровень связывания тарифов, выше которого она обязуется не поднимать ставки ввозных таможенных пошлин, и конечный уровень, который будет достигнут в конце переходного периода.

Первоначально на переговорах с ВТО Россия предлагала средневзвешенные ставки пошлин на все виды сельхозпродукции в размере 48% (на начальный период) и 37% (на конечный). Страны-члены ВТО настаивают на том, чтобы наша страна зафиксировала средневзвешенный уровень пошлин в 15%, а впоследствии еще и снизила его на 36%. Россия согласилась урезать планку до 35% на начальный период с тем, чтобы в течение шести лет снизить ставки до 23,4%. И сейчас отстаивает эту позицию.

Пока достичь компромисса не удалось. Сегодня средневзвешенная ставка импортных пошлин по сельскохозяйственной продукции составляет 14%. Партнеры по переговорам настаивают на том, что Россия не должна требовать более выгодных, по сравнению с существующими, условий.

То, что Россия пытается получить для себя возможность устанавливать высокий уровень пошлин, вовсе не означает, что вслед за этим сразу же будут повышены импортные тарифы на все продукты. Наша страна пока не может полностью обеспечить себя продовольствием. В отношении отдельных видов сельскохозяйственной продукции импортные пошлины могут варьироваться в зависимости от сезона. Так, в России на протяжении нескольких лет осенью, когда созревает сахарная свекла, повышаются пошлины на сахар, чтобы создать благоприятные условия для отечественного производителя.
В принципе высокие пошлины призваны сдерживать импорт, чтобы стимулировать развитие национальной промышленности и побуждать иностранных инвесторов организовывать производство внутри страны, а не ввозить готовую продукцию. Тем не менее, российский АПК развивается, несмотря на самую низкую по сравнению с другими европейскими странами тарифную защиту рынка, практически полное отсутствие господдержки национального сельхозпроизводителя (см. ниже) и существенные объемы импорта.

Барьеры. Представители некоторых политических партий и профессиональных объединений в целях защиты отечественного производителя требуют ограничить импорт продовольствия. По их мнению, росту внутреннего производства препятствует исключительно массовый импорт по демпинговым ценам. Россия по-прежнему не в состоянии полностью обеспечить себя продовольствием. Мы производим лишь 45% потребляемой сельхозпродукции, и вынуждены закупать практически все виды продуктов, особенно это касается сырья (производимого в стране мяса не хватит, чтобы загрузить и треть имеющихся у мясоперерабатывающих заводов мощностей). Кроме того, даже запретив импорт, в одночасье производство не восстановишь по объективным причинам.(Например, из -за производственого цикла)
     Строя прогнозы о том, что и за какой срок реально восстановить, не стоит руководствоваться только лишь природными и физиологическими факторами. Ведь помимо продолжительности производственного цикла, нужно учитывать и состояние кормовой базы, необходимость перевооружения и освоения новых технологий. От всего этого зависит продуктивность, которой наши крестьяне пока похвастаться не могут (например, российские коровы дают в несколько раз меньше молока, чем заграничные).

Безусловно, значимые и стратегически важные для рынка отрасли, как например, мясная и молочная, надо защищать. Однако совсем необязательно прибегать к радикальным мерам. Правила ВТО предусматривают тарифное квотирование импорта. Россия на переговорах отстаивает возможность квотировать импорт мяса, птицы, сахара, зерна, молочных продуктов. Суть этой меры в следующем. Определяется группа продуктов, внутреннее производство которых либо уже в значительной степени покрывает потребности, либо еще не покрывает, но динамично развивается и имеет хорошие перспективы. По каждому такому продукту вычисляются недостающие объемы (квоты), которые необходимо восполнить за счет импорта. Товар, ввозимый в пределах квоты, облагается льготной тарифной ставкой, а к "лишнему импорту" применяется повышенная пошлина.

Тарифное квотирование может стать полезным для рынка. Однако перед теми, кто будет устанавливать квоты, стоит непростая задача. Необходимо максимально точно определить истинные потребности рынка по каждой группе продуктов. Дело осложняется из-за отсутствия достоверной статистики.

Система тарифного квотирования получила широкое распространение в странах с переходной экономикой (Чехии, Венгрии, Польше, Румынии, Словении). Но не все в состоянии обеспечить даже этот минимальный (в рамках квоты) доступ на свой рынок для ряда продуктов (не исключено, что из-за отсутствия спроса на импортные продукты). Некоторые страны-члены ВТО требуют, чтобы Россия отказалась от претензий на возможность ограничивать импорт. И, возможно, по некоторым товарам имеет смысл пойти на уступки. Не стоит рассматривать тарифное квотирование исключительно как защиту местного производителя. Например, можно зафиксировать в договоре возможность ввозить по льготному тарифу больше зерна, чем требуется. А если образуются "излишки", продавать их потом в другие страны.

Вложения в экспорт. Вопрос о субсидиях стал главным камнем преткновения на переговорах России с членами ВТО. Ситуация осложняется тем, что среди наших зарубежных партнеров существуют разногласия по этому вопросу. Наиболее радикально настроены Австралия и Новая Зеландия, которые настаивают на жестких условиях вхождения России в ВТО. Россия выдвинула следующие требования: максимальный уровень совокупных госдотаций аграрному сектору в размере 16,2 млрд. долларов на первые шесть лет с последующим сокращением до 12,9 млрд. и возможность субсидировать экспорт в размере 620 млн. долларов (с последующим ограничением до 450 млн.). Основной аргумент нашей стороны: сумма в 1-1,5 млрд. долларов слишком мала и ее никак нельзя закладывать на будущее. Возможно, через несколько лет страна сможет выделять аграрному сектору гораздо больше средств. К тому же Россия хочет обеспечить себе равные с другими государствами условия конкуренции. Торгуясь с ВТО, российская сторона готова снизить свои требования по субсидиям до 12-13 млрд. долларов на переходный период.

Однако, планируя выйти на мировой рынок, следует позаботиться об улучшении транспортной системы. Ведь развитие транспорта является важным звеном в процессе превращения отрасли из импортирующей в экспортирующую (например, развитие речного транспорта позволит экспортировать картофель в Иран). Даже если завтра в России появятся большие излишки зерна, вывезти за границу их будет неоткуда, кроме как из Новороссийского порта.

Условием полномасштабного выхода на мировой рынок является необходимость приведения российских стандартов и санитарных требований в соответствие с международными. При вступлении в ВТО России придется подписать соглашение о санитарных и фитосанитарных стандартах (СФС), суть которых сводится к следующему Если страна-экспортер обеспечивает уровень охраны здоровья, который является желательным для страны-импортера, то эти меры должны быть приемлемы даже в том случае, если они отличаются от используемых страной-импортером. Национальное законодательство стран не должно противоречить условиям соглашения СФС.

Экспорт российского продовольствия во многом сдерживается внутренними причинами, а не барьерами со стороны западных стран, как считают многие. Его развитию препятствует не только несоответствие стандартов. В частности, экспорт сдерживается российской системой внешнеторгового регулирования - более высокие транспортные тарифы при вывозе продукции за рубеж. В процессе переговоров о присоединении к ВТО Россия будет вынуждена привести свое законодательство и систему регулирования внешнеэкономической деятельности в соответствие с мировыми нормами и правилами. Это в облегчит жизнь экспортерам и в конечном итоге принесет выгоды российскому АПК.

Таким образом, вопрос должен состоять не в том, вступать или не вступать в ВТО, а в том, что надо делать для развития агропромышленного сектора. Существующая система социальной поддержки с\х неэффективна. Необходимо развивать системы кредитования и страхования сельскохозяйственных производств. В этом решающую роль должны сыграть земельная реформа и создание нормальных механизмов оборота земли. На данном этаме с\х страны не готово ко вступлению в ВТО. Если не исправлять эти недостатки,не решать вопросы по вступлению страны в ВТО, то Россия будет задавлена импортом в области АПК, будет происходить упадок сельского хозяйства.

 

 





Заключение.

Всемирная торговая организация – самая значительная экономическая организация. Влияние ВТО на мировую экономику настолько велико, что любая страна, считающая себя развитой и цивилизованной, либо является членом ВТО, либо стремиться им стать. Членство в ВТО, по сути, необходимое условие полноправного участия государства в мировой торговле и международной экономике. Помимо того, что ВТО является мощным источником, предоставляющей ценную информацию об экономических ситуациях во всех странах, об экономических преобразованиях и их последствиях, она оказывает непосредственное влияние на каждую страну в отдельности и на все страны вместе, не смотря на то, является страна членом ВТО или нет.

Задача ведущихся переговоров о присоединении России – добиться наилучших условий присоединения к ВТО, то есть наиболее выгодного соотношения преимуществ от вступления и уступок в виде снижения тарифов и открытия внутренних рынков.

Долгосрочная задача стоит еще шире - не просто совершить модернизацию, но и обеспечить поддержание конкурентоспособности российского хозяйства в мировой экономике. Так же необходимо задуматься о срочной подготовке кадров, тех, кто сможет отстаивать интересы России.

Сам процесс вступления в эту организацию должен сыграть важную роль в поддержке экономической либерализации, а решительное начало должно убедить иностранных инвесторов в российской приверженности реформам. Усилия по вступлению в ВТО и меры, связанные с ними, пойдут в одном направлении с российскими экономическими реформами, нацеленными на построение свободного рынка, открытость и конкуренцию. Все это подведет реформы вплотную к благоприятному международному уровню и, по завершении процесса вступления, вознаградит совокупностью новых возможностей торговли, недоступных за пределами системы ВТО.

В рамках проблемы присоединения России к системе ВТО, обобщим стоящие перед ней цели:

- приоритетное применение ценовых методов и механизмов в регулировании внешней торговли. В регулировании импорта основным инструментом должны стать таможенные тарифы. В отношении экспорта существующие экспортные квоты должны быть постепенно заменены на экспортные пошлины, которые соотносились бы с разницей между внутренней и мировой ценой.

- упразднение правительственных закупок. После отмены централизованного импорта, практика централизованного экспорта должна быть также исключена, равно как и разрешительные процедуры для экспортеров.

- расширение экспорта и диверсификация его географической и товарной структуры. Основным приоритетом здесь является устранение существующих экспортных барьеров, в частности лицензирования и различных экспортных пошлин.

- формирование адекватной системы защитных мер в отношении импорта. Недавнее увеличение импортных пошлин свидетельствует о тревожной тенденции к установлению неприемлемо жестких защитных мер в отдельных секторах. Протекционистское давление этих секторов должно быть преодолено путем принятия ограничительных обязательств в отношении уровня ставок таможенных тарифов, а также обязательств по их последовательному снижению.

- отказ от использования инструментов регулирования внешней торговли в других, не связанных с этой сферой деятельности, целях. В частности, поддержание приемлемого уровня бюджетных поступлений не может осуществляться за счет увеличения ставок таможенных тарифов и других, связанных с торговлей, налогов и сборов.

 

Список использованной литературы

1. Абрамов В.Л.Мировая экономика[Текст]:учебное пособие.-5 изд.,перераб.-М:Издательско –торговая корпорация «Дашков и ко»,2008,-312с.

2. Булатов А.С.Мировая экономика[Текст]:учебник\под ред.А.С.Булатова.-2-е изд.,перераб.и доп.-М:Экономистъ,2007.-860 с.

3. Российский информационный сайт Всемирной торговой организации (ВТО)[Электронный ресурс ].- http://www.wto.ru/

4. Васильев И. Россия и Всемирная торговая организация: проблемы и перспективы присоединения[Текст]:учебное пособие, М:Экономистъ 2002.

5. Д.Преображенский:Всемирная торговая организация [Электронный ресурс]/ Д.Преображенский //,Энциклопедия Кругосвет.-URL: http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/ekonomika_i_pravo/VSEMIRNAYA_TORGOVAYA_ORGANIZATSIYA_VTO.html

6. Смитиенко Б.М. Международные экономические отношения [Текст]: учебник. – М.: Инфра-М, 2005. – 115с.

7. Портанский А. В многосторонней торговой системе назревают серьезные перемены[Текст]/ Портанский А.// Внешнеэкономический бюллетень № 2, 2004.

8. Дюмулен И.И. Всемирная торговая организация,[Текст] - М.: Экономика, 2003.

9. Всемирная торговая организация.Краткое пособие для бизнеса[Текст].М.:ООО «ИПП «Куна»,2006/-112 c.

10. Милосердов В. «А нужна ли России ВТО?»[Текст]/В.Милосердов//Российская Федерация сегодня №18.-2008,- с.40-41

11. Захаров А.Н.Проблемы присоединения России к ВТО[Текст]/А.Захаров//Российский внешнеэкономический вестник №12, 2008.

12. Членство России в ВТО: время думать о последствиях[Текст]/Институт стратегических оценок и анализа//Российская Федерация сегодня, №13.-2008.,-с.42-43.

13. Последствия вступления в ВТО для отдельных отраслей [Электронный ресурс]/Торгово промышленная палата.-URL: http://www.tpprf.ru/ru/main/wto/otrasli/

14. http://generaleducation.biz/2007/08/27/vstuplenie_rossii_v_vto_pljusy_i_minusy.html

15.  В.Шорников. ВТОржение в Россию: последствия для бизнеса.[Текст]/М: Издательство «Вершина»,2008.

16. Котляров Н.Н.Вступление в ВТО и либерализация страхового рынка Китая[Текст]/Котляров Н.Н.//Страховое дело №11,2004.

17. Белова И.В. Влиятние факторов экономического роста на показатели Среднесрочного бюджета[Текст]/И.В.Белова//ЭКО.Экономика и организация промышленного производства,№3.-2008,-106-116

18. Муранов А.И.Российские патентные поверенные:жертва некомпетентности,проявленной в ходе переговоров по вступлению в ВТО[Текст]\Муранов А.И.//Московский журнал международного права №3.-2008.

19. Изрина А.А.Россия и ВТО:эксперты советуются[Текст]/пищевая промышленность.2008.-№6.-с.80

20. Панорама новостей[Текст]:[подборка статей]//Российскя Федерация сегодня.-2008,- №17

21. Чернышева Н.А. Россия и ВТО. Актуальные проблемы присоединения и перспективы сотрудничества[Текст]/ Чернышева Н.А., Москва, МГИМО-Университет.-2007.

22. http://www.politforums.ru/other/1238948474.html

23. http://surin.marketolog.biz/vto.htm#1

24. http://www.ereport.ru/articles/ecunions/wto.htm


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: