Опыт №1
Цель: продемонстрировать наличие тепловой энергии у зажженной свечи.
Оборудование: свеча, спички или зажигалка.
Демонстрация: учитель зажигает свечу. Предлагает детям поднести ладонь к пламени свечи слева или справа и описать словами свои ощущения.
Вывод: пламя свечи обладает тепловой энергией.
Опыт №2
Цель: продемонстрировать наличие тепловой энергии человеческого тела.
Оборудование: кусочки льда, одеяло.
Демонстрация:
*Ученик помещает кусочек льда на ладонь. Лед тает.
Вывод: тело человека обладает тепловой энергией.
* Ученик укутывается в одеяло. Ему становится очень тепло, так как одеяло удерживает теплоту.
Вывод: тело человека обладает тепловой энергией.
* Ученики работают в парах. Попеременно дети касаются рук друг друга (длительное рукопожатие).
Вывод: тело человека обладает тепловой энергией.
Опыт №3
Цель: продемонстрировать наличие тепловой энергии электрической лампочки.
Оборудование: включенная настольная лампа
Демонстрация: ученик приближает ладонь к электрической лампочке. Ладони становится тепло.
Вывод: включенная электрическая лампочка обладает тепловой энергией.
Подведение итогов «Разведки бережливых дел»
Составление вместе с детьми памятки «Сохрани тепло» в школе
*Освобождайте пространство вокруг радиаторов
*Плотно закрывайте двери кабинетов
*Не допускайте возникновения сквозняков
*Устанавливайте алюминиевую фольгу за радиатором
*Утепляйте окна
Наметить мероприятия по устранению недостатков экономии тепла в классе.
6. Домашнее задание «Вместе с родителями»:
1. Провести «Разведку бережливых дел» дома.
2. Вместе с родителями выявить и устранить недостатки по сохранению тепла в доме.
3. Научить родителей утепляться с помощью алюминиевой фольги. Она может крепиться к подоконной стенке с помощью клея или клейкой ленты.
Подведение итогов проверки температурного режима дома до и после оклейки окон.
Рефлексия.
Литература
1. Домашняя экономия для детей и взрослых /Энергосбережение в домашнем хозяйстве.//Минск. - 2007.-24с.
2. Мозырь: РИФ/ «Белый ветер». - 1999.-28с.
3. Пачатковае навучанне № 8/ 2007.
4. Приключения Экоколобка: Экологические сказки/ под ред. Н.А.Ярошевой.
Игра для старшеклассников "Город мечты"
Савлевич Н.Н.,
учитель УО
«Сенненская государственная
общеобразовательная средняя школа №2»
Цели:
- расширять знания учащихся о способах экономии энергоресурсовпоосновным направлениям энергосбережения;
- воспитывать мотивацию и потребности учащихся к активной практической деятельности по энергосбережению;
- развивать способности анализировать энергетические проблемы города и искать возможные пути их решения.
Время проведения: учебное занятие (1,5 часа).
Оборудование: листы бумаги, ручки, бланки с ситуациями, требующими экономии энергоресурсов, для команд, бланки с экономическими правилами для жюри, карточки с изображением рублей или у.е., информационный материал.
Жюри: Между участниками жюри распределяются роли: налоговый инспектор, представитель Госбанка, Государственный контроль и надзор за использованием топливно-энергетических ресурсов др.
Условия игры: участники игры формируют команды, которым предстоит играть роль “районных управлений” города. Каждая команда выбирает начальника управления (защита работы команды на совещании), секретаря (оформление записей команды в режиме “мозгового штурма”, бухгалтера (распоряжается деньгами), заместителей начальника по экономике. Бухгалтерам выдается сумма денег. Общая задача всех команд – экономно использовать в течение года выделенные деньги, развивать энергоэффективность производства, сохранить при этом природные ресурсы города в состоянии, благоприятном для жизни человека. “Районные управления” работают год. Каждая ситуация рассчитана на 3 месяца работы. Педагог выдает (зачитывает) ситуацию, в команде происходит поиск решений (“мозговой штурм”), происходит взаимодействие педагога и учеников (разъяснения, коррекция)
Каждая ситуация решается в течение 10 минут, затем предоставляются краткие отчеты деятельности каждого управления (слово держит начальник), другие команды в это время внимательно слушают, могут задавать вопросы. Затем листы с ответами все команды сдают в проверяющие органы (жюри). Жюри оценивает деятельность управлений по итогам каждого квартала (1 ситуация – 3 месяца) в денежном эквиваленте.
По окончании работы за квартал жюри подводит итоги и оглашает их, тем самым выявляя победителей. Подводя итоги, игры необходимо проанализировать результаты работы команд, жюри. Можно обсудить способы решения игровых задач, причины удач, неудач и пути их преодоления.
ХОД ИГРЫ
I. Организационный момент.
II. Ввод участников в игру.
Ведущий: Ребята, сегодня у нас необычное занятие – игра “Город экономии”.
Ведущий сообщает правила игры
Общая задача всех команд – экономно использовать в течение года выделенные деньги, эффективно использовать энергоресурсы, развивать экономику города.
III. Игровое действие.
Педагог зачитывает ситуацию, после чего в команде происходит поиск решений (“мозговой штурм”). Каждая ситуация решается в течение 10 минут, педагог взаимодействует с учениками (разъясняет, корректирует, указывает направление деятельности), затем предоставляются краткие отчеты деятельности каждого управления (слово держит начальник), другие команды в это время внимательно слушают, могут задавать вопросы. По окончании листы с ответами сдают в проверяющие органы (жюри). Жюри оценивает деятельность управлений по итогам каждого квартала в денежном эквиваленте.