Тема 45. Право и суд в Османской империи

Примерный план работы:

1. Особенности правовой системы и системы законодательства.

2. Организация юстиции.

3. Вещное и обязательственное право.

4. Брачно-семейные отношения.

5. Уголовное право.

Методические рекомендации:

В первом вопросе студент также должен в общем виде охарактеризовать основные элементы правовой системы. В качестве основы судебно-правовой системы турецкого государства необходимо назвать мусульманское право и собственного традиционное право (тюрё).  Обязательному освящению в рамках данного вопроса подлежат следующие моменты:

- Коран как основной источник мусульманского права - необходимо охарактеризовать его форму, структуру и основное содержание. Студент должен подчеркнуть, что весьма большую роль в Османской империи XV -XVIII вв. играло и государственное законодательство.

- место и роль судьи мусульманского права в судебно-правовой системе - например, можно отметить то обстоятельство, что они не могли и не смели прямо обра­щаться к Корану или сборникам сунн при решении дел;

- право истолкования священной догматики принадлежало только ученым-богословам, высказывания, решения и разъяснения которых  также являлись важным источником мусульманского права иджма. В данном случае требуется приведение конкретных примеров;

- общие поста­новления султана, касавшиеся населения и государственной ад­министрации, являлись законами (хаттами);

- особенности принятия светских общих законов (требовалась религиозная санкция);

- Собрания светских законов (кодексы) - Канун-наме в системе источников права. В качестве примера можно привести Капун-наме Мехмеда II (1453- 1456 гг.), Канун-наме Селима I (1512 – 1520 гг.), Канун-наме Сулеймана I (1520 – 1566 гг.) и др. Необходимо не просто перечислить их, а назвать основные отличительные особенности и новеллы.

Во втором вопросе уместно рассмотреть принципы организации и функционирования судебной системы (например, построение исключительно по территориальному принципу, на основе мусульманской традиции) и рассказать о структуре, составе и полномочиях судебных органов, а также статусе профессио­нального судьи - кади (хакима). Отдельное внимание следует уделить изучению положения верховного шариатского суда (Арз-о даст) как высшей апелляционной инстанции.

Третий вопрос. Рассматривая вопрос о вещном и обязательственном праве, необходимо уяснить:

- особенности социально-правового строя Османской империи, указав на отсутствие выраженного со­словного деления людей. Личный статус предопределялся, фактом подданства (или его отсутствием), а также принадлежностью к правоверной мусульманской общине. Во всем ином мусульмане считались равными друг другу (исключая свя­щенно-религиозные привилегии духовенства); практически одина­ковыми были их права в сфере имущественных отношений.

- классификацию вещей, отметив, что в полном смысле собственностью могли быть только движимые вещи, поскольку недвижимость считалась собственностью Аллаха, пере­данной правоверным с соблюдением тех или других условий;

- отсутствием же­стких формальных условий для действительности договоров в обязательственном праве;

- при­знание обязательств, вытекающих из одностороннего дейст­вия (обет, обещание и др.);

- критерии договоров, самым важным из которых был, считался он отменимым или неотменимым и др.

В четвертом вопросе студент должен рассмотреть особенности правовой регламентации брачно-семейных отношений. Следует рассмотреть условия, порядок заключения и форму брака (исходя из того, что брачный союз рассматривался как подобие договора, заклю­чаемого в ограниченных целях и при неравном положении сторон); статус членов семьи (мужа, жены, детей), рассмотрев в том числе вопрос о жесткой ответственности за пренебрежение супружескими обязанностями; основания и порядок прекращения брака (поскольку брак не имел священного характера); наследование.

Пятый вопрос. Изучение уголовного права предполагает раскрытие студентом следующих направлений:

1. понятие преступления, указав, что им считалось то, что прямо запрещено, или неис­полнение приказа (закона);

2. условное деление преступлений на 3 вида, которые далеко не охватывали возможных наказуемых деяний, особенно связанных с торговлей, городской жизнью:

- насильственные пре­ступления (от убийства до разного рода личных посягательств),

- преступления, прямо осужденные в Коране (свя­занные с нарушением заповедей ислама),

- прямо не обозначенные в законах, но наказуемые в целях общественного порядка;

- система наказаний (штраф, телесные наказания - битье палками, членовредительные наказания, тюремное заключение, смертная казнь и др.), подчеркивая возможность кровной мести за большинство насильственных преступлений против лично­сти (например, убийство, членовредительство, ранение, избиение);

- обстоятельства, смягчающие ответственность  (например, некото­рый мотив «вынужденности»).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: