Обработка данных опытов и наблюдений

Любая обработка первичных научных данных сводится к концен­трации информации в максимально сжатом виде. Обычно резуль­таты опытов или наблюдений можно представить в виде таблиц; графиков, схем и диаграмм, которые позволяют легко заметить определённые тенденции, уловить какие-то закономерности.

Первое, что обычно делают, это сводят полученные результа­ты в таблицы. С ними гораздо удобнее работать, чем с первичны­ми записями данных.

График, гистограмма и секторная диаграмма — наиболее по­пулярные способы графического изображения результатов иссле­дования, хотя, конечно, используются и многие другие способы.

Работа с таблицами, графиками, диаграммами нужна не только для того, чтобы представить ваш материал читателю. Она помогает глубже вникнуть в содержание данных, сделать какие-то выводы. Закончив обработку материала, сделав выводы, можно приступить к заключительному этапу исследования — оформле­нию полученных результатов в виде научного отчёта.

Оформление результатов исследования.

Форм изложения исследовательских работ много: научный отчёт, статья, заметка, книга, доклад, тезисы доклада и т.п.

Отчет — это одна из простейших форм, являющаяся обоб­щением первичных данных для последующих исследований, а так­же обзорных статей, очерков и т.д. В то же время отчёт представ­ляет собой законченный материал, подводящий итог определён­ному периоду наблюдений.

Отчеты, как и другие научные работы, пишутся приблизи­тельно по одному и тому же плану. В изложении следует доби­ваться точности и общедоступности. Не следует злоупотреблять научными терминами (частый грех начинающих), тем более нель­зя пользоваться словами, смысл которых вам не вполне ясен. На­укообразное нагромождение учёных слов — верное свидетельст­во того, что автор — новичок в науке. Умение грамотно и понят­но писать приходит с опытом.

Описание работы (или результаты и их обсуждение) Здесь приводится изложение наблюдений, результаты опы­тов, измерений, сравнений, учётов и их обсуждение. /Описание работы не предусматривает переписывание дневника наблюдений. Все полученные данные должны быть обработаны и осмыслены.

Сведение всех полученных данных в таблицы или представ­ление их в графиках и диаграммах — самый наглядный и эконом­ный способ обработки первичных данных. Но сами по себе табли­цы, диаграммы и графики только материал для описаний и размы­шлений. Это и должно быть основным содержанием данной гла­вы. Кроме того, в этой главе целесообразно провести обсуждение полученных данных и их сравнение.

Все результаты, подлежащие обсуждению, должны отражать только собственные наблюдения и опыты. Сравнивать их можно (а иногда и необходимо) с данными, содержащимися в литературе по данной теме, с обязательной ссылкой на используемые источники.

Выводы. В этой главе приводятся краткие формулировки результатов работы, отвечающие на вопросы поставленных задач, в виде сжа­то изложенных пунктов.

Использованная литература.

Здесь необходимо перечислить все определители, методиче­ские разработки и рекомендации, статьи и монографии, которые использовались при выполнении работы, а также литературные источники, на которые ссылались при обсуждении и сравнении результатов.

Список составляют в алфавитном порядке по фамилиям ав­торов (или названиям сборников) и указывают: автора (-ов), на­звание, издательство и год издания, кол-во страниц.

При использовании источников на иностранных языках их помещают после списка русских источников, также по алфавиту.

Приложения.

Часто собранный в результате проведённых исследований материал бывает очень объёмным. И при его обработке делается очень много схем, таблиц, графиков и т.п. Нет смысла помещать их всех в основной текст отчёта или статьи. Они будут лучше смо­треться вынесенными в приложения после основного текста. Сюда же можно поместить и некоторый первичный материал, напри­мер, описания пробных площадок или данные промеров и учетов, а также схемы и фотографии, выполненные в процессе работы. Но в любом случае на помещённый в приложении материал должны быть ссылки в основном тексте работы.

 

III. Организация исследовательской деятельности младших школьников.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: