∟DOB | ∟AOD | ||
Вид угла | Величина угла | Вид угла | Величина угла |
острый | |||
прямой | |||
тупой |
Методические рекомендации
1. В процессе исследования детьми выдвигается одна или несколько гипотез, которые либо подтверждаются, либо опровергаются опытным путем. Например, одна из возможных гипотез в первом задании: Когда острый угол становится тупым, тупой угол становится острым.
2. Мы рекомендуем использовать табличную форму фиксирования промежуточных результатов измерений и наблюдений.
3. В результате анализа результатов, полученных в ходе практической деятельности при выполнении задания, учащиеся приходят к самостоятельным выводам:
— С увеличением величины угла DOB величина угла AOD уменьшается, и наоборот. Величины ∟DOB и ∟AOD равны при единственном значении величины углов, равном 90.
— Если угол DOB— острый, то угол AOD— тупой, и наоборот. Если угол DOB прямой, то угол AOD— прямой.
Существенным дополнением могут являться уроки компьютерной грамоты, на которых учащиеся будут учиться оформлять результаты своей исследовательской деятельности при помощи ресурсов программ Microsoft Word (создание таблиц, списков), Microsoft Excel (построение графиков на основе данных опросов, анкетирования; так, девочка, исследуя тему «Великие математики», на столбчатой диаграмме наглядно показала уровень известности ученых среди учащихся IV классов), поиск информации в сети Интернет.
|
|
5. Виды учебных исследований, проводимых в начальной школе:
— по количеству участников: индивидуальные (самостоятельные), групповые, коллективные;
— по месту проведения: урочные, внеурочные;
— по времени: кратковременные или долговременные;
— по теме: предметные, свободные.
Очень важным этапом является этап представления результатов исследования. Он позволяет решить несколько задач: развитие научной речи; развитие умений работать с текстом; анализ продукта собственной деятельности; возможность продемонстрировать свои достижения; пополнение знаний других учащихся новыми сведениями; умения оценки и самооценки результатов исследования.
Любое балльное выражение оценки результатов исследовательской деятельности в начальных классах школы не должно иметь местов силу следующих причин:
— учащиеся должны чувствовать себя успешными;
— учащиеся лишь учатся проводить исследования, любое их достижение уже является движением вперед;
— исследовательская работа — желание самих учащихся достичь нового знания, расширить свой кругозор или достичь другой какой-то цели. Следовательно, никто другой так, как он, не сможет почувствовать, увидеть, оценить свой труд.
|
|
Но подобные положения вовсе не означают бесконтрольность исследовательской деятельности, ведь младший школьник в силу своего возраста не обладает самокритичностью, не имеет достаточно базы для оценки полноты исследования, практичности используемых методов. С целью преодоления подобных проблем педагог, учащиеся, другие участники собрания могут высказывать оценочные суждения, имеющие форму пожелания, совета.
6. Формы занятий, позволяющих представить результаты исследования:
— конференции, на которых учащимся представляют краткий доклад о проделанной работе и отвечают на вопросы аудитории;
— презентации, на которых ярко, красочно и привлекательно представляются достижения учеников;
— выступления, как правило, для определенного круга — своих одноклассников, учащихся параллельных классов, заинтересованных данной темой, — представление доклада с целью сообщения нового знания. Исследователи выступают как бы в роли педагога, что имеет дополнительное мотивирующее значение;
— выставка достижений, проводится в основном для родителей и может быть посвящена определенной теме, дисциплине.
С целью активизации познавательной деятельности учащихся на занятиях по исследовательской деятельности, соответствия материала возрастным особенностям детей рекомендуется использование:
— загадок, ребусов, шарад, задач-шуток, логических заданий и заданий на развитие творческих способностей;
— игровых моментов, связанных с введением в ход урока сказочных героев Почемучки и Поисковичка (помоги задать вопрос, изучить, рассмотреть, исследовать, описать и т.п.);
— связи материала с наглядно-образным игровым материалом;
— связи с литературным сказочным материалом: исследование Знайкой и Незнайкой лунного камня как источника невесомости; измерение удава в попугаях и мартышках;
— игр-исследований, фантастических исследований;
— ролевых игр, дающих возможность провести квазиисследования возможностей каждой профессии: если б я был строителем (поваром, учителем, фермером и т.п.);
— игр-путешествий, например во времени, для знакомства с великими открытиями и изобретениями, в новые страны — пути Великих географических открытий; фантастические путешествия на другие планеты.
Темы, выбираемые учащимися начальных классов для проведения исследования.
Можно указать следующие темы, выбираемые учащимися для проведения исследования: «Моя семья», «История моего города», «Мой домашний любимец», «Свойства... (бумаги, ткани и т.п.)», «История... (слова, цифр, растения, открытия)», «Игры на уроках математики», «Как люди научились измерять расстояние», «История чисел», «История возникновения приборов измерения времени», «Архимед», «Мера длины», «Что мы знаем о календаре», «Опорно-двигательная система человека», «Вулканы», «Кактусы», «Животные Томской области», «Церковь», «Динозавры», «Разные кошки — разные характеры», «История комсомольского футбола», «Семь чудес света», «Великие ученые», «Растения Хабаровского края», «Как вырастить цветок» и т.п.
Вывод.
Таким образом, описанные в данной работе организационно-педагогические условия, реализуясь в учебном процессе, позволяют решить задачи развития исследовательских умений младших школьников и овладеть новыми способами добывания знаний.
IV. З аключение. Значение учебной исследовательской работы.
Исследовательская работа помогает младшим школьникам включиться в решение учебных задач и обрести вкус к учебной деятельности, а это значит – сделать важный шаг, направленный на достижение дальнего стратегического результата начального обучения. Чтобы учебная деятельность ребенка приобрела прочную мотивационную основу, он должен открыть для себя, что цель учебной деятельности – не просто в выполнении требований учителя, а в овладении знаниями, умениями и навыками, в развитии собственных способностей, возможностей.
|
|
Ученик должен испытать радость умственного напряжения, преодоление интеллектуальных трудностей, которые доставляет решение учебных задач. Исследование, проводимое школьниками самостоятельно, именно в этом и может оказать им помощь. Исследовательская работа – это один из эффективных способов, позволяющих помочь маленькому ученику увидеть и оценить собственные учебные успехи, особенно в том случае, если на уроке возникает такая ситуация, когда школьник оказывается в позиции учителя. Он стремится передать другим ученикам свои знания, умения, навыки.
V. Библиография.
1. Методический сборник «Развитие исследовательской деятельности учащихся», М. Народное образование,2001 год. Н.Г. Алексеев, М.В. Гущина.
2. Журнал «Исследовательская работа школьников» №1,2007 год. Технология научного исследования. Е.А. Нинбург.
3. Исследовательская работа школьников. Минск ИООО «Красико-Принт»,2005 год. Н.С. Криволан.
4.Вторая общероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве».
5. Начальная школа № 2.Исследовательская деятельность младших школьнков,2006 год. Н.А. Семенова.
6. Начальная школа + до и после № 6. Урок лингвистического исследования в начальной школе, 2004 год. Л.Д. Мали.
7. Начальная школа + до и после №5. Исследовательская деятельность при изучении окружающего мира в 4 классе, 2004 год. Л.А.Боровская.
8. Начальная школа + до и после № 4. Роль исследовательской деятельности учителя начальных классов в реализации идей развивающего обучения, 2006 год.
9. Начальная школа + до и после № 3. Проведение экологических исследований в начальной школе, 2008 год.
10. Исследовательская работа школьников № 2. 2003 год. Психология исследовательского поведения и исследовательские способности. А.И. Савенков.
|
|
11. Исследовательская работа школьников № 4. 2003 год. Исследовательская позиция и исследовательская деятельность: что и как развивать? А.С. Обухов. Исследовательская деятельность учащихся: формирование норм и развитие способностей. Г.Г.Копылов.