Результаты наблюдения

∟DOB

∟AOD

Вид угла Величина угла Вид угла Величина угла
острый      
прямой      
тупой      

Методические рекомендации

1. В процессе исследования детьми выдвигается одна или несколько гипотез, которые либо подтверждаются, либо опровергаются опытным путем. Например, одна из возможных гипотез в первом задании: Когда острый угол становится тупым, тупой угол становится острым.

2. Мы рекомендуем использовать табличную форму фиксирования промежуточных результатов измерений и наблюдений.

3. В результате анализа результатов, полученных в ходе практической деятельности при выполнении задания, учащиеся приходят к самостоятельным выводам:

— С увеличением величины угла DOB величина угла AOD уменьшается, и наоборот. Величины ∟DOB и ∟AOD равны при единственном значении величины углов, равном 90.

— Если угол DOB— острый, то угол AOD— тупой, и наоборот. Если угол DOB прямой, то угол AOD— прямой.

 

Существенным дополнением могут являться уроки компьютерной грамоты, на которых учащиеся будут учиться оформлять результаты своей исследовательской деятельности при помощи ресурсов программ Microsoft Word (создание таблиц, списков), Microsoft Excel (построение графиков на основе данных опросов, анкетирования; так, девочка, ис­следуя тему «Великие математики», на столбчатой диаграмме наглядно показала уровень известности ученых среди учащих­ся IV классов), поиск информации в сети Интернет.

 

 

5. Виды учебных исследований, проводимых в начальной школе:

по количеству участников: индивиду­альные (самостоятельные), групповые, кол­лективные;

по месту проведения: урочные, вне­урочные;

по времени: кратковременные или долговременные;

по теме: предметные, свободные.

Очень важным этапом является этап представления резуль­татов исследования. Он позволяет решить несколько задач: развитие научной речи; развитие умений работать с текстом; анализ продукта собственной деятельности; воз­можность продемонстрировать свои дости­жения; пополнение знаний других учащих­ся новыми сведениями; умения оценки и самооценки результатов исследования.

Любое балльное выра­жение оценки результатов исследователь­ской деятельности в начальных классах школы не должно иметь местов силу следу­ющих причин:

— учащиеся должны чувствовать себя успешными;

— учащиеся лишь учатся проводить ис­следования, любое их достижение уже яв­ляется движением вперед;

— исследовательская работа — желание самих учащихся достичь нового знания, расширить свой кругозор или достичь дру­гой какой-то цели. Следовательно, никто другой так, как он, не сможет почувство­вать, увидеть, оценить свой труд.

Но подобные положения вовсе не озна­чают бесконтрольность исследовательской деятельности, ведь младший школьник в силу своего возраста не обладает самокри­тичностью, не имеет достаточно базы для оценки полноты исследования, практич­ности используемых методов. С целью пре­одоления подобных проблем педагог, уча­щиеся, другие участники собрания могут высказывать оценочные суждения, имею­щие форму пожелания, совета.

6. Формы занятий, позволяющих представить резуль­таты исследования:

— конференции, на которых учащимся представляют краткий доклад о проделан­ной работе и отвечают на вопросы ауди­тории;

— презентации, на которых ярко, кра­сочно и привлекательно представляются достижения учеников;

— выступления, как правило, для опре­деленного круга своих одноклассников, учащихся параллельных классов, заинтере­сованных данной темой, — представление доклада с целью сообщения нового знания. Исследователи выступают как бы в роли педагога, что имеет дополнительное моти­вирующее значение;

— выставка достижений, проводится в основном для родителей и может быть пос­вящена определенной теме, дисциплине.

С целью активизации познавательной деятельности учащихся на занятиях по ис­следовательской деятельности, соответ­ствия материала возрастным особенностям детей рекомендуется использование:

— загадок, ребусов, шарад, задач-шуток, логических заданий и заданий на развитие творческих способностей;

игровых моментов, связанных с вве­дением в ход урока сказочных героев Поче­мучки и Поисковичка (помоги задать воп­рос, изучить, рассмотреть, исследовать, описать и т.п.);

— связи материала с наглядно-образ­ным игровым материалом;

— связи с литературным сказочным ма­териалом: исследование Знайкой и Незнай­кой лунного камня как источника невесо­мости; измерение удава в попугаях и мар­тышках;

— игр-исследований, фантастических исследований;

— ролевых игр, дающих возможность провести квазиисследования возможнос­тей каждой профессии: если б я был строи­телем (поваром, учителем, фермером и т.п.);

— игр-путешествий, например во вре­мени, для знакомства с великими откры­тиями и изобретениями, в новые страны — пути Великих географических открытий; фантастические путешествия на другие планеты.

Темы, выбираемые учащимися начальных классов для проведения исследования.

Можно указать следующие темы, вы­бираемые учащимися для проведения ис­следования: «Моя семья», «История моего города», «Мой домашний любимец», «Свойства... (бумаги, ткани и т.п.)», «Ис­тория... (слова, цифр, растения, откры­тия)», «Игры на уроках математики», «Как люди научились измерять расстоя­ние», «История чисел», «История возник­новения приборов измерения времени», «Архимед», «Мера длины», «Что мы знаем о календаре», «Опорно-двигательная сис­тема человека», «Вулканы», «Кактусы», «Животные Томской области», «Цер­ковь», «Динозавры», «Разные кошки — разные характеры», «История комсомольского футбола», «Семь чудес света», «Великие ученые», «Растения Хабаровского края», «Как вырастить цветок» и т.п.

Вывод.

Таким образом, описанные в данной ра­боте организационно-педагогические усло­вия, реализуясь в учебном процессе, позво­ляют решить задачи развития исследова­тельских умений младших школьников и овладеть новыми способами добывания знаний.

 

IV. З аключение. Значение учебной исследовательской работы.

Исследовательская работа помогает младшим школьникам включиться в решение учебных задач и обрести вкус к учебной деятельности, а это значит – сделать важный шаг, направленный на достижение дальнего стратегического результата начального обучения. Чтобы учебная деятельность ребенка приобрела прочную мотивационную основу, он должен открыть для себя, что цель учебной деятельности – не просто в выполнении требований учителя, а в овладении знаниями, умениями и навыками, в развитии собственных способностей, возможностей.

Ученик должен испытать радость умственного напряжения, преодоление интеллектуальных трудностей, которые доставляет решение учебных задач. Исследование, проводимое школьниками самостоятельно, именно в этом и может оказать им помощь. Исследовательская работа – это один из эффективных способов, позволяющих помочь маленькому ученику увидеть и оценить собственные учебные успехи, особенно в том случае, если на уроке возникает такая ситуация, когда школьник оказывается в позиции учителя. Он стремится передать другим ученикам свои знания, умения, навыки.

 

 

V. Библиография.

1. Методический сборник «Развитие исследовательской деятельности учащихся», М. Народное образование,2001 год. Н.Г. Алексеев, М.В. Гущина.

2. Журнал «Исследовательская работа школьников» №1,2007 год. Технология научного исследования. Е.А. Нинбург.

3. Исследовательская работа школьников. Минск ИООО «Красико-Принт»,2005 год. Н.С. Криволан.

4.Вторая общероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве».

5. Начальная школа № 2.Исследовательская деятельность младших школьнков,2006 год. Н.А. Семенова.

6. Начальная школа + до и после № 6. Урок лингвистического исследования в начальной школе, 2004 год. Л.Д. Мали.

7. Начальная школа + до и после №5. Исследовательская деятельность при изучении окружающего мира в 4 классе, 2004 год. Л.А.Боровская.

8. Начальная школа + до и после № 4. Роль исследовательской деятельности учителя начальных классов в реализации идей развивающего обучения, 2006 год.

9. Начальная школа + до и после № 3. Проведение экологических исследований в начальной школе, 2008 год.

10. Исследовательская работа школьников № 2. 2003 год. Психология исследовательского поведения и исследовательские способности. А.И. Савенков.

11. Исследовательская работа школьников № 4. 2003 год. Исследовательская позиция и исследовательская деятельность: что и как развивать? А.С. Обухов. Исследовательская деятельность учащихся: формирование норм и развитие способностей. Г.Г.Копылов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: