В соответствии со ст. 144 Трудового кодекса Российской Федерации, постановлением Губернатора Новосибирской области от 28.01.2008 № 20 «О введении отраслевых систем оплаты труда работников государственных бюджетных учреждений Новосибирской области» было установлено, что:
- месячная заработная плата работников, отработавших норму рабочего времени и качественно выполнивших нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже прожиточного минимума трудоспособного населения области, устанавливаемого постановлениями Губернатора Новосибирской области;
- при переходе на новые системы оплаты труда заработная плата работников (без учета премий и иных стимулирующих выплат), не может быть ниже заработной платы (без учета премий и иных стимулирующих выплат), выплачиваемой до введения новых систем оплаты труда, при условии сохранения ими объема работ той же квалификации;
- объем средств на оплату труда работников муниципальных бюджетных учреждений, предусмотренных соответствующим главным распорядителям средств бюджета города Новосибирска, может быть уменьшен только при условии уменьшения объема предоставляемых муниципальными бюджетными учреждениями услуг.
|
|
Оклады работникам детского сада устанавливаются на основании утвержденного перечня размеров окладов по общеотраслевым должностям служащих и окладов по профессиям рабочих.
Установление стимулирующих выплат для педагогического персонала происходит при условии выполнения следующих критериев:
1. повышение качества обучения с ведением мониторинга;
2. участие в методической работе;
3. сохранность контингента воспитанников, снижение пропусков без уважительных причин;
4. качественная подготовка планов ведения занятий и отчетов, заполнения журналов и т.д.;
5. отсутствие обращения родителей по конфликтным ситуациям;
6. интенсивность труда, выполнение особо важных и сложных заданий и другие.
Критерии по установлению стимулирующих выплат для учебно-вспомогательного, медицинского и обслуживающего персонала:
1. своевременное оформление документов в установленном порядке;
2. качественное исполнение основных задач учреждения;
3. обеспечение условий для функционирования учреждения;
4. сохранение и укрепление здоровья детей, обеспечение качественного питания воспитанников;
5. высокий уровень исполнительской дисциплины;
6. качественная уборка помещений, улиц, тротуаров;
7. участие в благоустройстве прилегающих территорий, мероприятиях по повышению эстетики и привлекательности учреждения;
8. интенсивность труда, выполнение особо важных и сложных заданий и другие.
|
|
Приведем расчет заработной платы на основе применения новой системы оплаты труда (табл. 15).
Таблица 15 – Расчет заработной платы для рабочего персонала за сентябрь 2008 г.
№ п/п | Должность | Оклад | Ежемесячные компенсацион-ные выплаты | Ежемесячные стимулирую-щие выплаты | Районный коэффици- ент | Всего з/ плата |
1 | Старший воспитатель | 6020,00 | 1204,00 | 5000,00 | 3056,00 | 15280,0 |
2 | Воспитатель 1 категории | 6020,00 | - | 2400,00 | 2105,00 | 10525,0 |
3 | Воспитатель 2 категории | 5570,00 | - | 2800,00 | 2092,50 | 10462,0 |
4 | Воспитатель | 5160,00 | - | 3500,00 | 2165,00 | 10825,0 |
5 | Воспитатель | 3900,00 | - | 2200,00 | 1525,00 | 7625,00 |
6 | Педагог-психолог (0,75 ст.) | 4177,50 | 835,50 | 2500,00 | 1878,30 | 9391,30 |
7 | Младший воспитатель | 2560,00 | 360,80 | 2000,00 | 1537,75 | 6151,00 |
8 | Учитель логопед 1 категории | 6020,00 | 1806,0 | 2500,00 | 3334,00 | 12907,5 |
9 | Старшая мед. сестра | 4245,00 | 1222,56 | 4000,00 | 2366,90 | 11834,5 |
10 | Бухгалтер | 3400,00 | 788,80 | 3000,00 | 1797,20 | 8986,00 |
11 | Музыкальный руководитель | 5570,00 | - | 1000,00 | 1642,50 | 8212,50 |
12 | Техник | 3560,00 | 534,00 | 3600,00 | 1923,50 | 9617,50 |
13 | Сторож | 2300,00 | - | 2000,00 | 1161,30 | 5806,30 |
14 | Кладовщик | 2300,00 | - | 2000,00 | 1161,30 | 5806,30 |
15 | Шеф-повар | 5360,00 | 1543,68 | 4000,00 | 2725,90 | 13629,6 |
16 | Повар | 3800,00 | 720,00 | 4200,00 | 2180,00 | 10900,0 |
17 | Уборщица | 2390,00 | 483,32 | 1000,00 | 968,30 | 4841,70 |
18 | Дворник | 2300,00 | - | 3500,00 | 1450,00 | 7250,00 |
19 | Рабочий по обслуживанию | 3240,00 | 486,00 | 1500,00 | 1306,50 | 6532,50 |
Данные таблицы 15 свидетельствуют о значительном увеличении размера заработной платы всех работников МДОУ. Рост заработной платы, безусловно, произошел за счет увеличения окладов и преимущественно в результате установленных компенсационных и стимулирующих выплат. По данным таблицы мы можем наблюдать не равнозначность заработной платы воспитателей: ее размер колеблется от 7625,0 руб. до 15280,0 руб. – старший воспитатель, этот аргумент является мощным стимулом повышения квалификации кадров и профессионального роста.
Далее (табл. 16) проведем аналитическое сравнение системы оплаты труда на основании ЕТС и новой системы оплаты труда (НСОТ). Сравним размеры должностных окладов и заработной платы всего.
Таблица 16 – Сравнительный анализ заработной платы по ЕТС и НСОТ.
№ п/п | Должность | Оклад по ЕТС | Оклад с 01.09.08 г. | Всего ЗП по ЕТС | Всего ЗП с 01.09.08 г | Прирост | |
оклад, % | ЗП, % | ||||||
1 | Заведующая | 4536,00 | 10350,00 | 18887,50 | 28094,30 | 128,2 | 48,8 |
2 | Зам по АХЧ | 3644,00 | 7245,00 | 12042,42 | 16664,7 | 98,8 | 38,4 |
3 | Главный бухгалтер | 4226,00 | 9315,00 | 11404,38 | 19729,38 | 120,4 | 73,0 |
4 | Старший воспитатель | 3644,00 | 6020,00 | 11805,00 | 15280,0 | 65,2 | 29,4 |
5 | Воспитатель | 2365,00 | 5160,00 | 7496,99 | 10525,0 | 118,2 | 40,4 |
6 | Воспитатель | 3373,00 | 5570,00 | 7657,50 | 10462,0 | 65,1 | 36,6 |
7 | Педагог-психолог | 3373,00 | 4177,5 | 7966,25 | 9391,3 | 23,9 | 17,9 |
8 | Младший воспитатель | 1958,00 | 2560,00 | 5971,25 | 6151,00 | 30,8 | 3,0 |
9 | Учитель логопед | 3644,00 | 6020,00 | 8558,75 | 12907,5 | 65,2 | 50,8 |
10 | Старшая мед. сестра | 3121,00 | 4245,00 | 7887,50 | 11834,5 | 36,0 | 50,0 |
11 | Бухгалтер | 2597,00 | 3400,00 | 6286,88 | 8986,00 | 30,9 | 42,9 |
12 | Музыкальный руководитель | 3373,00 | 5570,00 | 7533,75 | 8212,5 | 65,1 | 9,0 |
13 | Техник | 2152,00 | 3560,00 | 9625,73 | 9617,5 | 65,4 | -0,1 |
14 | Сторож | 1392,00 | 2300,00 | 3970,00 | 5806,3 | 65,2 | 46,3 |
15 | Кладовщик | 1448,00 | 2300,00 | 4180,00 | 5806,3 | 58,8 | 38,9 |
16 | Шеф-повар | 1958,00 | 5360,00 | 9540,84 | 13629,6 | 73,7 | 42,9 |
17 | Повар | 1590,00 | 3800,00 | 5740,63 | 10900,0 | 40,0 | 89,9 |
18 | Уборщица | 1448,00 | 2390,00 | 3453,75 | 4841,7 | 65,1 | 40,2 |
19 | Дворник | 1392,00 | 2300,00 | 5440,00 | 7250,0 | 65,2 | 33,3 |
20 | Рабочий по обслуживанию | 1590,00 | 3240,00 | 3300,00 | 6532,5 | 103,8 | 98,0 |
Результаты таблицы 16 подтверждают, что проведенные мероприятия по введению отраслевой системы оплаты труда оправдали все ожидания. Мы смело можем говорить об увеличении заработной платы работников детского дошкольного учреждения в среднем на 30 – 40 %, преимущественно за счет увеличения размеров должностных окладов, по некоторым категориям работников рост составил 100 и более процентов, к ним относятся должности заведующей, гл. бухгалтера, воспитателя и т.д. Если сравнивать заработную плату с минимальным размером оплаты труда 4330 рублей, то заработок всех работников МДОУ превышает его, а следовательно поставленная задача – «оплата труда работников не может быть ниже государственного минимума заработной платы, ориентированного на величину прожиточного минимума» -решена.
|
|
В целях усиления материальной заинтересованности работников МДОУ № 482 «Радуга», в повышении качества образовательного и воспитательного процесса; развития творческой активности и инициативы при выполнении поставленных задач; повышения профессионального мастерства, мотивации работников в области инновационной деятельности, современных образовательных технологий, необходимо разработать положение о распределении стимулирующего фонда оплаты труда, которое позволит более тщательно распределять доплаты и внесет «прозрачность» в структуру заработной платы.
В таблице 17 приведены условия стимулирования работников МДОУ д/с № 482, носящие компенсационный характер, применимые ко всем категориям работников, где К – коэффициент к должностному окладу.
Таблица 17 - Условия стимулирования работников МДОУ д/с № 482.
Основание для стимулирования | Критерии стимулирования | Сроки |
Выплаты за непрерывный стаж работы в ДОУ воспитателям, младшим воспитателям, медицинским работникам. -при стаже от 2-до 5 -при стаже от 5-до 10 -при стаже от 10-до 15 -при стаже от 15 | до 70.00 до 120.00 до 170.00 до 250.00 | ежемесячно |
Выплаты награжденным знаком отличия в сфере образования | К – 0,2 | ежемесячно |
Выплаты за категорию д/с – «Детский сад второй категории» | К-0.03 | ежемесячно |
Выплаты за сложность и приоритетность возрастной группы: -Ясельные группы -Младшие группы -Подготовительные к школе группы | К-0.25 К-0.20 К-0.15 | ежемесячно |
Выплаты победителям районных городских конкурсов профессионального мастерства | К-0.1-0.2 | по факту |
Педагогический персонал является основным звеном в образовательном процессе, от его деятельности зависит будущее наших детей. Для глубокой и тщательной мотивации педагогического персонала к более качественному выполнению своих должностных обязанностей разработаем условия стимулирования для данной категории работников (табл. 18, приложение Е).
|
|
Приведенные в таблице 18 основания для стимулирования, позволят каждому педагогу анализировать качество своей деятельности, которое прямо пропорционально влияет на уровень оплаты труда. Данные критерии побуждают работника к постоянному контролю своей деятельности и стимулируют к наращиванию показателей качества.
Аналогично таблице 18 необходимо разработать положение о порядке распределения стимулирующих выплат для других категорий работников (учебно-вспомогательный персонал, младший обслуживающий персонал и т.д.).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Труд работников отраслей бюджетной сферы характеризуется высоким уровнем ответственности, квалификацией и максимальным проявлением творчества в их деятельности. Это накладывает отпечаток на организацию их заработной платы. Наряду с общими принципами, организация оплаты труда в бюджетной сфере имеет свои особенности, такие как использование единых основ регулирования заработной платы во всех уровнях бюджетной сферы, дифференциация тарифных ставок и окладов работников, тарификация и присвоение им разрядов оплаты труда.
В данной работе был проведен анализ организации системы оплаты труда на основе применения Единой тарифной сетки. В результате чего были выявлены некоторые недостатки:
1) низкий уровень тарифной ставки 1-го разряда (за период существования ЕТС - иногда даже ниже минимального размера оплаты труда);
2) недостаточность 18 разрядов для отражения дифференциации условий и уровней оплаты труда во всех отраслях бюджетной сферы;
3) недостаточный учет отраслевых особенностей в оплате труда. В основном отраслевые особенности отражены через систему доплат и надбавок.
Проведенные исследования по материалам МДОУ детские ясли-сад № 482 «РАДУГА» позволили сделать следующие выводы и предложения:
1. Экономический анализ показателей по труду и средств на его оплату показал, что в 2008 году на заработную плату из местного бюджета было выделено 9869148 рублей, что по сравнению с 2007 годом больше на 3621915 рублей. Это связано с мероприятиями по введению новой системы оплаты труда, и ростом средней заработной платы.
В МДОУ детские ясли-сад № 482 «РАДУГА» наблюдается увеличение размеров средней заработной платы, так, в 2008 году по сравнению с 2007 годом прирост средней заработной платы одного работника составил 2671,93 рублей, за счет введения новой системы оплаты труда и увеличения фонда заработной платы.
2. Получая заработную плату по ЕТС, работники Учреждения, равнодушно относятся к качественным показателям профессиональной деятельности. Недостатком данной системы является отсутствие связи между размерами оплаты труда работника и качеством, результативностью и эффективностью его работы. Использование ЕТС не мотивирует работника к достижению высоких результатов труда, в связи, с чем возникла необходимость перехода на новую систему оплаты труда. Основным принципом, которой является разделение заработной платы работников на две части: базовую (гарантированную) часть, которая выплачивается работнику за исполнение должностных обязанностей, и стимулирующую часть, размер которой зависит от качества, эффективности и результата работы сотрудника.
3. С переходом на новую систему оплаты труда заметно сократилась текучесть кадров, к концу 2008 года штат сотрудников МДОУ был укомплектован на 100 %. Наблюдается улучшение психологического климата в коллективе. Также, внедрение стимулирующих выплат положительно повлияло на участие воспитателей в мероприятиях, конкурсах и конференциях, что привело к высоким результатам методической деятельности.
Предложение разработать положения по распределению стимулирующих выплат для всех категорий работников МДОУ позволит:
1. повысить качество воспитательно - образовательной работы сотрудников муниципального дошкольного образовательного учреждения - детского сада № 482 «Радуга»;
2. повысить рост профессионального мастерства сотрудников;
3. развить творческую активность и инициативу при выполнении поставленных задач;
4. повысить мотивацию работников в области инновационной деятельности, современных образовательных технологий, успешного и добросовестного исполнения должностных обязанностей;
5. сотрудникам учреждения почувствовать социальную защищенность и материальную поддержку.
6. в целом повысить эффективность деятельности МДОУ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Анопченко Т.Ю. Основы менеджмента: - М: Издательство "Феникс", 2007. 365 с.
2. Войтов А. Г. Экономика. Общий курс. (Фундаментальная теория экономики): Учебник. - 8‑е перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2003- с.301
3. Волгин Н.А., Одегова Ю.Г. Экономика труда (социально - трудовые отношения). – М.: “Экзамен” 2006.
4. Волгин Н.А. Оплата труда: производство, социальная сфера,
государственная служба (Анализ, проблемы, решения). - М.,
2006.
5. Вэриан Х.Р. Микроэкономика. Промежуточный уровень. Современный подход. Перевод с английского. ─ М.: ЮНИТИ, 2005-с.211
6. Единые рекомендации трехсторонней комиссии, на 2007 год. “Российская газета”
7. Заработная плата. Изд. второе переработанное и дополненное. - М.: Инф.-издат. дом "Филинъ", 2007-с.82
8. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (с изменениями на 21 января 2000 года)
9. Конституция РФ от 12.12.1993 г.
10. Курова Н.Н. Проектная деятельность в развитой информационной среде образовательного учреждения: Учеб. пособие для системы доп. проф. образования. – М.: Федерация Интернет образования, 2002. 180 с.
11. Раицкий К.А. Экономика организации (предприятия): Учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Кº", 2003
12. Райзберг, Б.А. Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг, Л.Ш.Лозовский, Е.Б. Стародубцева. - 5-е изд.; перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2006. 495с.
13. Рофе А.И. О некоторых основополагающих вопросах о труде: материал для дискуссии // Известия Академии труда и занятости. - 2002. - № 1-2.
14. Рофе А.И. Рынок труда: Учебник для вузов. - М., 2003.
15. Рофе А.И. Труд: теория. Экономика. Организация. // Труд и социальные отношения. - 2005.
16. Рофе А.И., Стпрейко В.Т., Збышко Б.Г. Экономика труда: Учебник для вузов. - М., 2006.
17. Саркисянц Е.А. Развитие системы оплаты труда работников организаций бюджетной сферы и возможные пути ее совершенствования // Кадры предприятия – 2005. - №7
18. Третьяков П.И., Белая К.Ю. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам. – М.: Новая школа, 2001. – 304 с.
19. Трудовое законодательство для главного бухгалтера // Заочный семинар для подписчиков журнала “Главбух”, 2005
20. Трудовой Кодекс РФ по состоянию на 13 марта 2006 г.
21. Федеральный закон РФ № 122-ФЗ от 01.01.20005 г. "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
22. Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. ─М.: Финансы и статистика, 2004-с.186
23. Хрестоматия по экономической теории / Сост. Е.Ф. Борисов. - М.: Юристъ, 2003.
24. Шекова Е.Л. Экономика и менеджмент некоммерческих организаций. Учебное пособие. С-Пб. – 2003. 154с.
25. Яковлев Р.А. Оплата труда в организации. – М.: МЦФЭР, 2005.
26. Экономика труда (Социально-трудовые отношения) / Под ред. Н.А. Волгина, Ю.Г. Одегова. – М.: Экзамен, 2005
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение Е
Таблица 18 - Условия стимулирования педагогического персонала МДОУ детский сад № 482
Основание для стимулирования | Критерии стимулирования | Сроки |
Качество условий: 1.Психологический климат: · Доброжелательное отношение воспитателя к детям · Положительные отзывы родителей. · Сотрудничество с родителями. · Адаптация детей · Ориентированное отношение «педагог-ребенок». · Создание эмоционального комфорта | К-0.01 | ежемесячно |
Создание условий сохранению, укреплению здоровья ребенка: · Уменьшение количество дней, пропущенных по болезни на одного ребенка в группе, в сравнении с предыдущими показателями предыдущего месяца · Сохранение здоровья детей (Организация закаливающих процедур, организация занятий по сознательному отношению детей к своему здоровью, организация прогулки, спортивных мероприятий, развлечений.) · Отсутствие травм. · Смена видов деятельности, в группе, на прогулке · Двигательный режим на занятии. · Размещение детей по остроте зрения. · Проведение физпауз. · Проведение гимнастики для глаз. · Соблюдение проведение всех режимных процессов в соответствии с режимом дня, сеткой занятия, времени. · Качественная организация питания (сервировка, процесс кормления, создание психологического комфорта в процессе кормления) | 0.005 До -0.01 | ежемесячно ежемесячно |
Санитарно-гигиенические нормы: · соблюдение светового режима; · соблюдение воздушного режима и температурного режима. · чистота и порядок в групповой комнате(мытье игрушек, одежда кукол, и др.). · состояние зеленых насаждений в группе. | К-0.01 | ежемесячно |
Организация и оснащение педагогического процесса · Организация занятий по подгруппам. · Организация работы по развитию речи детей. · Использование дидактического, раздаточного материала, демонстрационного материала, различных пособий · Использование активных форм обучения. · Организация развивающей среды в группе. · Выполнение санитарных норм по организации занятий. · Активное использование оборудования: (аудиотехники, оргтехники, компьютеров) | До 0.5 | ежемесячно |
Использование современных технологий: · личностно-ориентированных технологий · технологий развивающего обучения. | До 0.5 | 1 раз в год |
· Подготовка и организация участия детей в конкурсах, выставках, фестивалях детского творчества, спортивных мероприятий. | К-0.1 | По факту |
· Качественная подготовка к новому учебному году. | К-0.2 | 1 раз в год |
· Эффективная и качественная работа по написанию совместных проектов. | К- 0.5 | По факту |
· Качественная организация открытых занятий | К-0.05 | По факту |
Посещаемость: · За посещаемость свыше 75%-15 баллов · За посещаемость свыше 80%-20 баллов · За посещаемость свыше 85%-25 баллов · За посещаемость свыше 90%-30 баллов · Свыше 95% - 35 баллов · 100% - 40.00 баллов * превышение сверх установленных норм плановой наполняемости групп относительная посещаемость (свыше 100 % по 100 баллов за каждый процент) | До 0.1 | ежемесячно |
Интегрированное обучение · Единство учебной и внеучебной деятельности · Практическая направленность | До -0.02 | По факту |
Участие в инновационной деятельности: · ведение экспериментальной работы. · внедрение авторских программ. · Исследовательская деятельность · Опытническая деятельность. · Реализация программы обучения | До -0.02 0.004 0.004 0.004 0.004 0.004 | По факту |
Исполнительская дисциплина. · Безупречное выполнение инструкции по охране жизни и здоровья детей. · Безупречное выполнение правил пожарной безопасности. · Безупречное выполнение правил внутреннего трудового распорядка. · Соблюдение трудовой дисциплины. · Соблюдение исполнительской дисциплины (качественное ведение документации: планы, журнал посещаемости, тетрадь со сведениями о детях, родителях, документы по самообразованию. своевременная сдача документаций, и т.д.) | до 0.01 0.002 0.002 0.002 0.002 0.002 | 1 раз в квартал |
Обобщение опыта · Участие в семинарах, мастер-классах. · Выступление на педсоветах, конференциях и т.д. · Создание программ, учебных пособий, разработка технологий. · Победа в профессиональном конкурсе. | От 0.01 до 0.05 | По факту |
Социальное партнерство: · Привлечение родителей · Взаимодействие со специалистами. · Сотрудничество со школой. · Сотрудничество с жителями микрорайона | До -0.01 0.0025 0.0025 0.0025 0.025 | 1 раз в год |
Работа с родителями. · Качественное оформление родительских уголков (сменяемость, актуальность, соответствие возрасту) · Организация групповых мероприятий. · Совместная проектная деятельность. · Организация предметно-развивающей среды в группе и прогулочной площадке. · Организация своевременной оплаты родителей за содержание ребенка. | до 0.1 0.02 0.02. 0.02 0.02 0.02 | ежемесячно |
За качественное выполнение санитарно-гигиенических норм в отсутствие младшего воспитателя | 0.2 | По факту |
[1] Волгин Н.А., Одегова Ю.Г. Экономика труда (социально - трудовые отношения). – М.: “Экзамен” 2006.
[2] Рофе А.И. Труд: теория. Экономика. Организация. // Труд и социальные отношения. - 2005.
[3] Рофе А.И., Стпрейко В.Т., Збышко Б.Г. Экономика труда: Учебник для вузов. - М., 2006.
[4] Вэриан Х.Р. Микроэкономика. Промежуточный уровень. Современный подход. Перевод с английского. ─ М.: ЮНИТИ, 2005-с.211
[5] Заработная плата. Изд. второе переработанное и дополненное. - М.: Инф.-издат. дом "Филинъ", 2007-с.82
[6] Саркисянц Е.А. Развитие системы оплаты труда работников организаций бюджетной сферы и возможные пути ее совершенствования // Кадры предприятия – 2005. - №7