Исследование, проведенное Лайкертом, позволило прийти к выводу, что команды по продажам с высокими результатами деятельности обычно имеют менеджеров по продажам, которые сами показывают высокие результаты в работе.
Соответственно, для того чтобы иметь торговых представителей с высокой мотивацией, сам менеджер по продажам должен показывать в работе высокие показатели. Кроме того, он должен поощрять анализ и обсуждение показателей работы отдельных торговых представителей в ходе регулярно проводимых совещаний.
Можно считать, что мы рассмотрели уже достаточное количество теорий. Пора перейти к анализу данных, полученных из практики. Интересные результаты показали исследования наиболее значимых факторов мотивации.
В ходе исследования просили ранжировать восемь факторов (исключая заработную плату, бонусы или комиссионные), которые могут быть эффективными для стимулирования торговых представителей в получении ими более высоких результатов, чем те, которые они показывают обычно (таблица 1).
|
|
Таблица 1
Таблица значимых факторов мотивации
38% | Личные встречи для обсуждения вопросов карьеры, проблем по работе |
35% | Регулярные признания менеджером по продажам их достижений |
28% | Система продвижения по заслугам в работе, а не по другим критериям |
26% | Участие в определении целевых показателей по продажам |
22% | Конкурсы по продажам |
16% | Дополнительные аксессуары: телефон, компьютер, автомобиль |
4% | Страх увольнения и безработицы |
Как видно, целых 38% ответили, что на первом месте для них - возможность личной встречи с руководителем для обсуждения вопросов карьеры и проблем по работе. О чем это говорит? О том, что в основном руководители просто не работают со своим торговым персоналом. Они не встречаются со своими людьми, несмотря на то, что люди очень хотят, ждут этого.
35% отметили регулярное признание менеджера по продажам их личных достижений. И здесь получается странная картина. Руководители никак не хотят признать достижения своих подчиненных, или просто похвалить их.
28% считают важным наличие системы продвижения по карьерной лестнице в соответствии с реальными заслугами, а не по каким-нибудь другим критериям. То есть людям не нравится, когда присутствует фаворитизм. Они чувствуют себя неуютно, когда отсутствуют четкие критерии, говорящие о том, что является хорошей работой, а что плохой, за что именно сотрудник получает деньги.
26% ценят возможность принятия участия в определении важных целевых показателей в работе. А значит, они готовы добровольно взять на себя ответственность за достижение совместно принятых целей, если им разрешат это.
|
|
22% считают важным для себя участие в конкурсах по продажам. Да, любят продавцы конкурсы и соревнования.
16% ценят дополнительные аксессуары, телефон, компьютер и так далее.
И только для 4% существует страх увольнения, безработицы.
Какие выводы можно сделать? Самый интересный вывод, который может удивить многих руководителей, в том, что подчиненные, торговые представители, не боятся увольнения. Почему не боятся? Потому, что если открыть любую газету, легко найдете кучу объявлений, приглашающих на работу торговых представителей. Продавцы нужны везде и всегда. И они об этом знают. Потому не боятся увольнения.
Окончательное решение принимается именно руководителем независимо от процедуры обсуждения и согласования.
Полученная в ходе отслеживания информация необходима для проведения корректировки действий. Отслеживание и обратная связь занимают в работе менеджера много времени. При этом информация из первоисточника всегда лучше, чем подготовленный кем-то отчет или данные из «вторых» рук. В первом случае замечается больше деталей и нюансов, делается более правильная оценка и достигается более верное восприятие потенциальных проблем и их решений. Это также позволяет показать подчиненным интерес менеджера к выполняемому решению.
Большую роль в принятии решения играет интуиция. Она включает в себя предчувствие, воображение, проницательность. Развитая интуиция - это умение держать все, что связано с проблемой, в голове в течение всего процесса. Всеобщий и одновременный охват проблемы и ее решения позволяет менеджеру с развитой интуицией быстро переходить от этапа к этапу. Часто опытные руководители, приняв верное решение, затрудняются объяснить, как они это сделали.
ЗаключениеПонятие управленческих решений основывается на том, что руководитель, принимая решение, учитывает классификацию решений, их основной состав, а также общие этапы управленческих решений.
В зависимости от вида деятельности организации и сути принятого решения формируются управленческие решения, которые, в свою очередь, могут иметь различный состав. Однако существует общепринятая классификация основных подходов, в которые входят:
- планирование;
- организация деятельности;
- мотивация;
- контроль.
Решение - это выбор альтернативы. Необходимость принятия решений объясняется сознательным и целенаправленным характером человеческой деятельности, возникает на всех этапах процесса управления и составляет часть любой функции менеджмента.
Принятие решений (управленческих) в организациях имеет ряд отличий от выбора отдельного человека, так как является не индивидуальным, а групповым процессом.
На характер принимаемых решений огромное влияние оказывает степень полноты и достоверной информации, которой располагает менеджер. В зависимости от этого решения могут приниматься в условиях определенности (детерминированные решения) и риска или неопределенности (вероятностные решения).
Комплексный характер проблем современного менеджмента требует комплексного, всестороннего их анализа, т.е. участия группы менеджеров и специалистов, что приводит к расширению коллегиальных форм принятия решений.
Принятие решения не одномоментный акт, а результат процесса, имеющего определенную продолжительность и структуру. Процесс принятия решений циклическая последовательность действий субъекта управления, направленных на разрешение проблем организации и заключающихся в анализе ситуации, генерации альтернатив, выборе из них наилучшей и ее реализации.
Принятие решений является самым важным делом в работе менеджера. Поэтому учиться принимать решения нужно еще в процессе обучения, а не тогда, когда от руководителя уже зависит судьба предприятия. К тому сейчас можно учиться не только на собственных ошибках, но и на опыте других людей и организаций. Принимая решение, нужно осознавать, что руководитель распоряжается не только своей судьбой, но и судьбами работающих у него людей.
|
|
Литература
1. Авдошина З.А. Разработка управленческих решений в туристических организациях // Корпоративный менеджмент. 2009. N 2. С. 23 - 25.
2. Гомонов А. Планирование управленческих решений и оптимизация финансовых целей компании. // «Финансовая газета. Региональный выпуск», №7, 2010г.
3. Горелик О.М. Производственный менеджмент: Принятие и реализация управленческих решений: Учеб. пособие для вузов. М.: КноРус, 2008. 272 с.
4. Норка Д.И. Управление отделом продаж малого предприятия, стратегия и тактика успеха. ГроссМедиа. 2008.
5. Пласкова Н. Экономический анализ: Учеб. М.: Эксмо, 2007. 704 с.
6. Ременников В.Б. Управленческие решения. М.: ЮНИТИ, 2008. 140 с.
7. Салихов В. Наилучший вариант. Подходы у оценке качества управленческих решений. // «Кадровик. Кадровый менеджмент», №6, 2010.
8. Смирнов Э.А. Управленческие решения: Учеб. для вузов. М.: РИОР, 2009. 362 с.
[1] Горелик О.М. Производственный менеджмент: Принятие и реализация управленческих решений: Учеб. пособие для вузов. М.: КноРус, 2008., с.34.
[2] Ременников В.Б. Управленческие решения. М.: ЮНИТИ, 2008., с.5.
[3] Смирнов Э.А. Управленческие решения: Учеб. для вузов. М.: РИОР, 2009., с.10-11.
[4] Салихов В. Наилучший вариант. Подходы у оценке качества управленческих решений. // «Кадровик. Кадровый менеджмент», №6, 2010.
[5] Авдошина З.А. Разработка управленческих решений в туристических организациях // Корпоративный менеджмент. 2009. N 2. с. 24
[6] Гомонов А. Планирование управленческих решений и оптимизация финансовых целей компании. // «Финансовая газета. Региональный выпуск», №7, 2010г.
[7] Норка Д.И. Управление отделом продаж малого предприятия, стратегия и тактика успеха. ГроссМедиа. 2008.