Установление тоталитарных, авторитарных

И ЛИБЕРАЛЬНЫХ РЕЖИМОВ

Основная задача урока: объяснить выбор различных моделей развития и дать представление о тоталитарном, авторитарном и либеральном обществах (взаимоотношениях государства и граждан).

Семинар по материалам § 12—13

Рекомендуется начать урок с вводного объяснения о формах политического и государственного развития: тоталитарной, авторитарной, либеральной. Затем предложить учащимся на материале учебника проследить причины возникновения и развитие этих режимов в странах Европы и США.

Вопросы и задания:

Тоталитарные режимы в Европе в 30-е гг. (на примере Германии)

1. Объясните                                      термин                                       «тоталитаризм».

2. Назовите       причины       возникновения       тоталитарных       режимов.

3. Что можно отнести к основным чертам тоталитарного режима?

4. По каким причинам к началу 30-х гг. в Германии крайне популярной стала партия нацистов во главе с Гитлером? (При ответе на вопрос желательно использовать материалы документа   1:   "Жан   Ришар   Блок.   «Надежды   на молодежь».)

5. Охарактеризуйте внутреннюю политику фашистов в Германии. Какие из проводимых мероприятий могли вызвать одобрение у различных слоев населения страны?  Почему?

6. Изложите основу расовой теории фашистов и подумайте, на какие социальные слои населения она была рассчитана. В какую политику эта теория вылилась на практике?

7. Охарактеризуйте идеологию фашизма и объясните цели этой идеологии. (В качестве дополнительного материала для рассуждения учитель может рассказать о геополитических теориях фашистов: «биологическое учение о государстве» — молодое развивающееся государство, подобно молодому биологическому организму, имеет право на завоевание своего места под солнцем, на агрессию; «учение о жизненном пространстве» — от количества территорий зависит уровень жизни населения, и Германия должна взять для развития необходимое жизненное пространство на Востоке, где плотность населения маленькая; «учение о естественных границах» — государство должно стремиться к естественным границам, определенным самой природой, которыми являются крупные реки, горы, в конце концов границы материка.)

8. Известно, что фашисты лозунгом пропаганды своих идей сделали лозунг «Простота, размах и концентрация». Объясните эту фразу и оцените такие принципы ведения пропаганды и агитации.

9. Сформулируйте цели внешней политики фашистского режима и дайте им оценку. (При обсуждении вопроса можно использовать текст документа 2: «Гитлер о целях внешней политики     Германии».)

10. На VII конгрессе Коминтерна в 1935 г. болгарский коммунист Георгий Димитров
выступил с докладом о сущности фашизма. Ознакомьтесь с выдержкой из этого доклада
и попытайтесь фактами из учебника и дополнительным материалом подтвердить
или опровергнуть                                               его                                                выводы:

26

«Фашизм — это свирепейшее наступление капитала на трудящиеся массы.
Фашизм —        безудержный       шовинизм       и захватническая        война.

Фашизм —           это           бешеная           реакция           и контрреволюция.

Фашизм — это злейший враг рабочего класса и всех трудящихся».

Либеральные режимы в 30-е гг. (на примере правления Рузвельта в США)

1. Дайте          определение          понятию          «либеральный          режим».

2. Какие моменты в развитии страны способствуют выбору и установлению либерального     режима?

3. Перечислите основные черты либерального режима и попытайтесь выделить ключевые из них.     Свое                мнение                обоснуйте.

4. Раскройте смысл названия «новый курс». Постарайтесь объяснить, почему Рузвельт обратился к резкой смене внутренней политики, были ли у него реальные альтернативы.

5. Как «новый курс» проявился в экономике, социальной политике? Как бы вы оценили эти меры нового президента? (При рассуждениях учащимся предлагается использовать дополнительный материал. В качестве одной из первых мер помощи безработным президентом Рузвельтом была организована раздача нуждающимся 500 млн долларов. Для безработной молодежи были организованы лагеря в лесной зоне, где ежегодно 500 тыс. молодых людей получали жилье, питание, одежду и 1 доллар в день за работу по оздоровлению лесов. В 1935 г. был принят закон о справедливых условиях найма.)

6. Рузвельт по праву считается одним из самых популярных президентов США, он избирался на этот пост четыре раза. Подумайте, как популярность совмещается с его политикой усиления регулирующей роли государства в сфере частного капитала (особенно   в США,   где   утвердились   принципы   индивидуализма).

7. Повлияло ли утверждение и развитие либерального режима на курс внешней политики США в 30-е гг.? Свое мнение подтвердите фактами.

Гражданская война в Испании в 30-е гг.

1. Какие общественные силы в Испании выступали за демократический режим и почему, какие — за установление                 тоталитарного            режима?

2. Проследите консолидацию профашистских сил Испании в 1935—1936 гг. и оцените ответные действия Народного фронта. К каким выводам о соотношении сил можно прийти       и почему?

3. Как развивалась гражданская война в Испании? Какие внешние факторы играли в ней роль? Можно ли утверждать, что именно внешняя помощь фашистским силам генерала Франко сыграла решающую роль в его победе? (Учитель может при обсуждении привести дополнительный материал: Германия направила силам Франко 650 самолетов, 200 танков и 50 тыс. человек; Италия — 1000 самолетов, 950 танков, 200 тыс. солдат и офицеров.)

4. Как вы можете объяснить фразу советского писателя И. Эренбурга по поводу войны в Испании: «Совесть всего мира восстала»? Предположите, почему именно война в Испании стала таким известным и запоминающимся событием в мировой политике 30-х гг.

Подводя итоги семинара, обсудите, в чем кроется самое важное различие между тоталитарным и либеральным режимами.

Урок 12 (§ 14). ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ





ГОСУДАРСТВ АЗИИ, АФРИКИ И ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: