И ЛИБЕРАЛЬНЫХ РЕЖИМОВ
Основная задача урока: объяснить выбор различных моделей развития и дать представление о тоталитарном, авторитарном и либеральном обществах (взаимоотношениях государства и граждан).
Семинар по материалам § 12—13
Рекомендуется начать урок с вводного объяснения о формах политического и государственного развития: тоталитарной, авторитарной, либеральной. Затем предложить учащимся на материале учебника проследить причины возникновения и развитие этих режимов в странах Европы и США.
Вопросы и задания:
Тоталитарные режимы в Европе в 30-е гг. (на примере Германии)
1. Объясните термин «тоталитаризм».
2. Назовите причины возникновения тоталитарных режимов.
3. Что можно отнести к основным чертам тоталитарного режима?
4. По каким причинам к началу 30-х гг. в Германии крайне популярной стала партия нацистов во главе с Гитлером? (При ответе на вопрос желательно использовать материалы документа 1: "Жан Ришар Блок. «Надежды на молодежь».)
|
|
5. Охарактеризуйте внутреннюю политику фашистов в Германии. Какие из проводимых мероприятий могли вызвать одобрение у различных слоев населения страны? Почему?
6. Изложите основу расовой теории фашистов и подумайте, на какие социальные слои населения она была рассчитана. В какую политику эта теория вылилась на практике?
7. Охарактеризуйте идеологию фашизма и объясните цели этой идеологии. (В качестве дополнительного материала для рассуждения учитель может рассказать о геополитических теориях фашистов: «биологическое учение о государстве» — молодое развивающееся государство, подобно молодому биологическому организму, имеет право на завоевание своего места под солнцем, на агрессию; «учение о жизненном пространстве» — от количества территорий зависит уровень жизни населения, и Германия должна взять для развития необходимое жизненное пространство на Востоке, где плотность населения маленькая; «учение о естественных границах» — государство должно стремиться к естественным границам, определенным самой природой, которыми являются крупные реки, горы, в конце концов границы материка.)
8. Известно, что фашисты лозунгом пропаганды своих идей сделали лозунг «Простота, размах и концентрация». Объясните эту фразу и оцените такие принципы ведения пропаганды и агитации.
9. Сформулируйте цели внешней политики фашистского режима и дайте им оценку. (При обсуждении вопроса можно использовать текст документа 2: «Гитлер о целях внешней политики Германии».)
|
|
10. На VII конгрессе Коминтерна в 1935 г. болгарский коммунист Георгий Димитров
выступил с докладом о сущности фашизма. Ознакомьтесь с выдержкой из этого доклада
и попытайтесь фактами из учебника и дополнительным материалом подтвердить
или опровергнуть его выводы:
26
«Фашизм — это свирепейшее наступление капитала на трудящиеся массы.
Фашизм — безудержный шовинизм и захватническая война.
Фашизм — это бешеная реакция и контрреволюция.
Фашизм — это злейший враг рабочего класса и всех трудящихся».
Либеральные режимы в 30-е гг. (на примере правления Рузвельта в США)
1. Дайте определение понятию «либеральный режим».
2. Какие моменты в развитии страны способствуют выбору и установлению либерального режима?
3. Перечислите основные черты либерального режима и попытайтесь выделить ключевые из них. Свое мнение обоснуйте.
4. Раскройте смысл названия «новый курс». Постарайтесь объяснить, почему Рузвельт обратился к резкой смене внутренней политики, были ли у него реальные альтернативы.
5. Как «новый курс» проявился в экономике, социальной политике? Как бы вы оценили эти меры нового президента? (При рассуждениях учащимся предлагается использовать дополнительный материал. В качестве одной из первых мер помощи безработным президентом Рузвельтом была организована раздача нуждающимся 500 млн долларов. Для безработной молодежи были организованы лагеря в лесной зоне, где ежегодно 500 тыс. молодых людей получали жилье, питание, одежду и 1 доллар в день за работу по оздоровлению лесов. В 1935 г. был принят закон о справедливых условиях найма.)
6. Рузвельт по праву считается одним из самых популярных президентов США, он избирался на этот пост четыре раза. Подумайте, как популярность совмещается с его политикой усиления регулирующей роли государства в сфере частного капитала (особенно в США, где утвердились принципы индивидуализма).
7. Повлияло ли утверждение и развитие либерального режима на курс внешней политики США в 30-е гг.? Свое мнение подтвердите фактами.
Гражданская война в Испании в 30-е гг.
1. Какие общественные силы в Испании выступали за демократический режим и почему, какие — за установление тоталитарного режима?
2. Проследите консолидацию профашистских сил Испании в 1935—1936 гг. и оцените ответные действия Народного фронта. К каким выводам о соотношении сил можно прийти и почему?
3. Как развивалась гражданская война в Испании? Какие внешние факторы играли в ней роль? Можно ли утверждать, что именно внешняя помощь фашистским силам генерала Франко сыграла решающую роль в его победе? (Учитель может при обсуждении привести дополнительный материал: Германия направила силам Франко 650 самолетов, 200 танков и 50 тыс. человек; Италия — 1000 самолетов, 950 танков, 200 тыс. солдат и офицеров.)
4. Как вы можете объяснить фразу советского писателя И. Эренбурга по поводу войны в Испании: «Совесть всего мира восстала»? Предположите, почему именно война в Испании стала таким известным и запоминающимся событием в мировой политике 30-х гг.
Подводя итоги семинара, обсудите, в чем кроется самое важное различие между тоталитарным и либеральным режимами.
Урок 12 (§ 14). ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ
ГОСУДАРСТВ АЗИИ, АФРИКИ И ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ