Социальные роли руководителя

Социальные роли руководителя детализируются и проявляются в его функциях. В литературе существуют достаточно разнообразные классификации функций руководителя. Основываясь на соответствующих разработках П. Шеттгена, И. Хентце и др., Е.П. Голландера, можно выделить следующие функции руководителя:

- оценка ситуации, разработка, обоснование (т.е. выяснение, насколько реальны, понятны и контролируемы цели) и постановка целей;

- определение и подготовка мероприятий по достижению целей;

- координация деятельности сотрудников в соответствии с общими целями;

- контроль за персоналом и соответствием результатов его деятельности поставленным задачам;

- организация деятельности сотрудников, т. е. использование существующих и создание новых организационных структур для руководства персоналом и его деятельностью;

- информирование сотрудников;

- интерактивное, контактное взаимодействие (коммуникация) — деловое общение с целью получения информации, консультирования, оказания помощи и т.п.;

- формирование системы стимулирования сотрудников и их мотивация;

- делегирование задач, компетенций и ответственности;

- предотвращение и разрешение конфликтов;

- распространение специфических для организации ценностей и норм;

- забота о подчиненных и обеспечение их лояльности;

- формирование сплоченного коллектива и поддержание его дееспособности;

- ослабление чувства неуверенности в действиях персонала и обеспечение организационной стабильности.

Как видно из приведенного перечня функций руководителя, они значительно различаются по своей сложности и объему деятельности, а частично пересекаются. Некоторые авторы объединяют названные и некоторые другие функции в две основных функции:

1) достижение групповой цели;

2) сплочение группы и забота о ее сохранении. Рассмотрим эти функции несколько подробнее.

Достижение групповой цели. Сюда входят все функции, связанные с определением групповых целей и задач, а также мобилизацией сотрудников на их реализацию:

- постановка целей и определение ролей отдельных членов команды;

- выявление проблем, возникающих при реализации заданий;

- координация действий группы;

- планирование и организационная подготовка групповых собраний, включая определение их состава;

- формирование «нормальных» групповых коммуникаций (например, беседы со специалистами, получение разносторонней информации о состоянии дел у каждого члена группы и т.п.);

- выявление и прояснение неясных вопросов;

- контроль за соблюдением временных планов и обобщение промежуточных результатов;

- проверка правильности восприятия и интерпретации информации, получаемой членами группы;

- методическая помощь сотрудникам и содействие развитию у них инициативы и творческого подхода при решении задач;

- обеспечение сотрудников будущей работой с учетом их возможностей и желаний;

- развитие взаимопомощи при выполнении трудных заданий и в непредвиденных ситуациях;

- регулярное подведение индивидуальных трудовых итогов;

- забота о повышении квалификации и овладении смежными профессиями;

- развитие внешних связей группы и подготовка соответствующей информации;

- приобретение финансовых и всех других необходимых для работы ресурсов.

Сплочение группы и забота о ее сохранении. В содержание этой общей функции входит решение задач, связанных с обеспечением оптимальности и постоянства состава членов команды, с налаживанием внутригрупповых отношений, в том числе отношений членов группы с руководителем. К числу таких задач относятся:

- обнаружение и устранение эмоциональной напряженности в групповых отношениях;

- оповещение о групповых нормах, правилах игры (например, о честности и искренности во взаимоотношениях) и своевременное напоминание о них;

- защита и ободрение «тихих» членов команды, торможение стремления чрезмерно активных сотрудников к доминированию и притеснению более скромных;

- разрешение конфликтов;

- защита отдельных сотрудников от тех, кто ущемляет их личное достоинство;

- развитие здорового коллективизма, взаимного доверия и солидарности, доброжелательности и стремления к поиску компромиссов;

- всяческая поддержка групповых собраний;

- внимательное и терпимое отношение к сотрудникам при решении вопросов, возникающих при совместной работе в команде (правильного понимания общих целей, возможностей, проблем и т.д.);

- мотивация сотрудников;

- инициирование конструктивной критики.

 

 



Заключение

Руководитель - человек, наделенный полномочиями принимать управленческие решения и осуществлять их выполнение. Под ролью руководителя понимается «набор определенных поведенческих правил, соответствующих конкретному учреждению или конкретной должности» (Минцберг). Выделяют десять основных ролей руководителя. Эти роли руководитель выполняет в различные периоды своей работы. Укрупнено роли руководителя разделяют на три группы:

1. Межличностные роли.

2. Информационные роли.

3. Роли по принятию решений.

Все эти роли руководителя, в своей совокупности, определяют объем и содержание работы менеджера любой организации.



Список литературы

1. Бухалков М.И. Управление персоналом: Учебник-М.: ИНФРА-М, 2005. – 386 с.

2. Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе.- М.: Юристъ, 2007. – 381 с.

3. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент.- М.: Высшая школа, 2004. – 528с.

4. Гордиенко Ю.Ф. Управление персоналом.- Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 429 с.

5. Мескон М.Х. Основы менеджмента.- М.: Дело, 2001. – 704 с.

6. Травин В.В. Менеджмент персонала предприятия. - СПб.: Флинта, 2003. – 321 с.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: