Социальные роли руководителя детализируются и проявляются в его функциях. В литературе существуют достаточно разнообразные классификации функций руководителя. Основываясь на соответствующих разработках П. Шеттгена, И. Хентце и др., Е.П. Голландера, можно выделить следующие функции руководителя:
- оценка ситуации, разработка, обоснование (т.е. выяснение, насколько реальны, понятны и контролируемы цели) и постановка целей;
- определение и подготовка мероприятий по достижению целей;
- координация деятельности сотрудников в соответствии с общими целями;
- контроль за персоналом и соответствием результатов его деятельности поставленным задачам;
- организация деятельности сотрудников, т. е. использование существующих и создание новых организационных структур для руководства персоналом и его деятельностью;
- информирование сотрудников;
- интерактивное, контактное взаимодействие (коммуникация) — деловое общение с целью получения информации, консультирования, оказания помощи и т.п.;
- формирование системы стимулирования сотрудников и их мотивация;
- делегирование задач, компетенций и ответственности;
- предотвращение и разрешение конфликтов;
- распространение специфических для организации ценностей и норм;
- забота о подчиненных и обеспечение их лояльности;
- формирование сплоченного коллектива и поддержание его дееспособности;
- ослабление чувства неуверенности в действиях персонала и обеспечение организационной стабильности.
Как видно из приведенного перечня функций руководителя, они значительно различаются по своей сложности и объему деятельности, а частично пересекаются. Некоторые авторы объединяют названные и некоторые другие функции в две основных функции:
1) достижение групповой цели;
2) сплочение группы и забота о ее сохранении. Рассмотрим эти функции несколько подробнее.
Достижение групповой цели. Сюда входят все функции, связанные с определением групповых целей и задач, а также мобилизацией сотрудников на их реализацию:
- постановка целей и определение ролей отдельных членов команды;
- выявление проблем, возникающих при реализации заданий;
- координация действий группы;
- планирование и организационная подготовка групповых собраний, включая определение их состава;
- формирование «нормальных» групповых коммуникаций (например, беседы со специалистами, получение разносторонней информации о состоянии дел у каждого члена группы и т.п.);
- выявление и прояснение неясных вопросов;
- контроль за соблюдением временных планов и обобщение промежуточных результатов;
- проверка правильности восприятия и интерпретации информации, получаемой членами группы;
- методическая помощь сотрудникам и содействие развитию у них инициативы и творческого подхода при решении задач;
- обеспечение сотрудников будущей работой с учетом их возможностей и желаний;
- развитие взаимопомощи при выполнении трудных заданий и в непредвиденных ситуациях;
- регулярное подведение индивидуальных трудовых итогов;
- забота о повышении квалификации и овладении смежными профессиями;
- развитие внешних связей группы и подготовка соответствующей информации;
- приобретение финансовых и всех других необходимых для работы ресурсов.
Сплочение группы и забота о ее сохранении. В содержание этой общей функции входит решение задач, связанных с обеспечением оптимальности и постоянства состава членов команды, с налаживанием внутригрупповых отношений, в том числе отношений членов группы с руководителем. К числу таких задач относятся:
- обнаружение и устранение эмоциональной напряженности в групповых отношениях;
- оповещение о групповых нормах, правилах игры (например, о честности и искренности во взаимоотношениях) и своевременное напоминание о них;
- защита и ободрение «тихих» членов команды, торможение стремления чрезмерно активных сотрудников к доминированию и притеснению более скромных;
- разрешение конфликтов;
- защита отдельных сотрудников от тех, кто ущемляет их личное достоинство;
- развитие здорового коллективизма, взаимного доверия и солидарности, доброжелательности и стремления к поиску компромиссов;
- всяческая поддержка групповых собраний;
- внимательное и терпимое отношение к сотрудникам при решении вопросов, возникающих при совместной работе в команде (правильного понимания общих целей, возможностей, проблем и т.д.);
- мотивация сотрудников;
- инициирование конструктивной критики.
Заключение
Руководитель - человек, наделенный полномочиями принимать управленческие решения и осуществлять их выполнение. Под ролью руководителя понимается «набор определенных поведенческих правил, соответствующих конкретному учреждению или конкретной должности» (Минцберг). Выделяют десять основных ролей руководителя. Эти роли руководитель выполняет в различные периоды своей работы. Укрупнено роли руководителя разделяют на три группы:
1. Межличностные роли.
2. Информационные роли.
3. Роли по принятию решений.
Все эти роли руководителя, в своей совокупности, определяют объем и содержание работы менеджера любой организации.
Список литературы
1. Бухалков М.И. Управление персоналом: Учебник-М.: ИНФРА-М, 2005. – 386 с.
2. Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе.- М.: Юристъ, 2007. – 381 с.
3. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент.- М.: Высшая школа, 2004. – 528с.
4. Гордиенко Ю.Ф. Управление персоналом.- Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 429 с.
5. Мескон М.Х. Основы менеджмента.- М.: Дело, 2001. – 704 с.
6. Травин В.В. Менеджмент персонала предприятия. - СПб.: Флинта, 2003. – 321 с.