Выразительно-изобразительные средства художественной литературы и фольклора

Среди многообразия выразительно-изобразительных средств художественной литературы и фольклора хотелось бы выделить те, которые чаще всего встречаются в произведениях, вклю­ченных в круг детского чтения.

Большую роль в создании выразительности художественно­го произведения выполняют стилистические средства вырази­тельности. Среди них своей художественностью выделяется ме­тафора. Она основана на переносе наименования по сходству. В роли метафоры могут выступать различные части речи: глагол, существительное, прилагательное. Метафора выделяется своей оригинальностью и необычностью. Она вызывает эмоциональ­ные ассоциации, помогает глубже осознать или представить со­бытие, явление, предмет.

Именно метафора дает возможность ребенку воспринять по­нятие, сделать его вещественным, наделить его определенными качествами.

Распространенной разновидностью метафоры является худо­жественное олицетворение. Оно встречается в сказках, песнях, легендах. Имен­но в этих жанрах фольклора животные и предметы персонифи­цируются чаще и приобретают способность говорить и действо­вать как люди. Встречается персонификация и в литературных сказках, сочиненных писателями специально для детей дошколь­ного возраста.

Еще одной разновидностью метафоры, которая поэтизирует детскую речь, является гипербола. Нарушение в содержании произведения реальных пропорций и взаимоотношений, которое создается гиперболой, вызывает у дошкольников юмористичес­кие представления и образы.

Образное направление в произведениях литературы и фоль­клора имеет и такое средство выразительности, как сравне­ние. Оно позволяет более конкретно, ярко и точно охаракте­ризовать один предмет или явление при помощи другого. Чаще всего сравнение — это образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов или состояний, имеющих об­щий признак. Этот художественный троп  предполагает нали­чие трех данных: во-первых, то, что сравнивается («предмет»), во-вторых, с чем сравнивается («образ»), в-третьих, то, на ос­новании чего сравнивается с другими («признак»). Восприя­тие сравнения детьми развивает их творческие способности к художественному описанию, образности и красочности в речи.

Яркость и образность мысли передает в произведениях ху­дожественной литературы и фольклора эпитет. С его помощью речь приобретает свою высокую эстетическую функцию. Эпитет позволяет ярко характеризовать свойства, качества предмета или явления и тем самым обогащает содержание высказывания. Он помогает точнее нарисовать портрет литературного или сказоч­ного персонажа. В научной литературе обычно выделяют три типа эпитетов: общеязыковые (постоянно употребляются в ли­тературном языке, имеют устойчивые связи с определяемым сло­вом: трескучий мороз, быстрый бег); народно-поэтические (упот­ребляются в устном народном творчестве: чистое поле, серый волк); идивидуально-авторские (создаются авторами: голубая радость (А.Куприн)).

Как орнамент украшают полотно каждого литературного произведения уменьшительно-ласкательные суффиксы. При этом предметы, о которых говорится в литературных произведениях, приобретают музыкальность, нежность, благозвучие.

Под воздействием выразительных средств художественной литературы развивается эстетика речевой культуры дошкольни­ка. Дети овладевают искусством устной речи. Вместе со связно­стью у дошкольников развиваются такие коммуникативные ка­чества речи, как выразительность и образность.

 

Выявление уровня сформированности образности речи детей среднего дошкольного возраста
Художественная литература, как и малые формы фольклора, является действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания, оказывает большое влияние на общее развитие ребенка, непосредственно способствует формированию готовности к учению.
Для успешного последующего школьного обучения у шестилетнего ребенка должен быть сформирован определенный интерес и любовь к книге, умение воспринять и понять прочитанный ему текст, ответить на вопросы по содержанию, самостоятельно пересказать несложные произведения, дать элементарную оценку героям и их поступкам, определить свое отношение к ним. Готовить детей к этому нужно с начала посещения дошкольного учреждения. Эти качества и умения в дошкольном возрасте приобретаются ребенком и совершенствуются в процессе ознакомления с художественными произведениями и малыми формами фольклора.
Сказка, как и малые формы фольклора, – это кладезь народной мудрости, традиций и языка – об этом и так все знают. Сказка воспитывает детей интеллектуально и нравственно, развивает воображение и сопровождает нас на протяжении всей жизни.
Сказка оказывает огромное влияние и на развитие и обогащение речи ребенка.
Дошкольников отличает эмоциональная отзывчивость на образную речь. Очень важно, чтобы дети и сами использовали доступные им образные средства родного языка. Образную речь ребенка развивают на основе активизации его образного мышления.
Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов, метафор) сказки передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению. Изобразительные средства языка в них метки, эмоциональны, они оживляют речь, развивают мышление, совершенствуют словарь детей.
В речевом развитии ребенок проходит путь от ассоциативного установления связей между словом и конкретным предметом – к слову обобщающему и только при условии эмоционально-эстетического развития – к слову образному (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, О.И. Никифорова, Н.В. Гавриш и др.).
Образование ассоциаций лежит в основе физиологических процессов восприятия и воображения. Восприятие дошкольниками образных средств языка отражает ход познавательной деятельности человека: обнаружение в окружающем мире сходных вещей, процессов, перенос явления по сходству с одного явления на другое; выражение эмоций, оценки, субъективного взгляда на мир. Процесс восприятия включает в себя анализ свойств какого-либо образа, а также синтез чувств, вызываемых этими свойствами.
Речь детей не будет образной, если ребенок не будет владеть в полной мере художественными средствами выразительности и речевыми умениями в целом.
Поэтому целью констатирующего этапа эксперимента стало выявление уровня сформированности образной речи у детей 4-5 лет.
На констатирующем этапе эксперимента с целью определения уровня сформированности образной речи у детей 4-5 лет я использовала методика, предложенную Т.С. Комаровой и О.А. Соломенниковой.
Детям было предложено четыре задания.


№ п/п Ф.И ребенка Умение сравнивать и подбирать эпитеты Умение подбирать синонимы Умение подбирать антонимы Речевые умения Общее кол-во баллов
1 Веремейчик Михалина 2 1 1 2 6
2 Шумейко Маша 2 2 1 2 7
3 Соколовский Илья 2 2 2 2 8
4 Светлов елисей 1 1 1 1 4
5 Тарналицкая Ирина 1 1 2 1 5
6 Чистякова Полина 1 1 2 2 6
7 Ефимов Артем 1 1 1 1 4
8 Гавриленко павлина 2 2 2 2 8
9   Хрипач Кирилл 2 1 1 1 5
10 Курлович Илья 1 1 1 1 4
  Средний балл 1,5 1,3 1,4 1,7 5,7
               

 

 

Как видно, детей с высоким уровнем сформированности нет.
На среднем уровне находятся в 5 детей (50, на низком соответственно 5 (50%).
Анализ ответов детей показывает, что у многих детей вызвало затруднение задание по подбору синонимов. Так, 3 детей из 10 предложенных слов, правильно подобрали синонимы лишь к 4 словам; 3 детей подобрали менее 4 синонимов. Шумейко М. подобрала 5 синонимов соответственно к 5 словам, а Соколовский И.подобрал 8 синонимов так же к 5 словам.
Затруднение вызвало задание по подбору антонимов. Не справились с этим заданием 3 детей (30%), 7 (70%) детей справились с этим заданием частично.
Так, Ефимов А. к слову легкий подобрал синоним огромный, на вопрос почему именно это слово он считает противоположным заданному, мальчик ответил, что все, что огромное не бывает легким. Курлович И. к слову глубокий подобрал слово низкий, на вопрос он ответил, что если глубокий значит высокий, а низкий, значит маленький.
В первом задании дети затруднялись в подборе сравнения, так Тарналицкая И. ответила, что снег она сравнивает с сугробами, девочка не смогла ярко и образно придумать сравнение этому слову. Шумейко М. сравнила снег с мороженным, «Почему ты так решила? – Потому что он такой же вкусный», но Маша смогла подобрать эпитеты к слову береза «кудрявая, стройная». У Гавриленко Павлинки наоборот сравнение снега не вызвало затруднений «он, как перина, как белое покрывало, которое укрыло землю», а вот к слову береза девочка не смогла подобрать эпитет. Следует отметить, что большинство детей легко смогли подобрать эпитеты к слову лес. В данном задании детям, которые правильно подбирали сравнения и эпитеты, раздавались фишки.
Наибольшее количество фишек набрала Веремейчик михалина– 9 фишек, наименьшее – Светлов Елисей -3 фишки.

Качественный анализ результатов выполнения третьего задания показал, что в рассказах недостаточно присутствует субъективное отражение эстетически значимого объекта действительности, воплощенного в художественных произведениях. Многие дети испытывали затруднение при рассказывании сказки, редко использовали в своей речи синонимы, антонимы и обобщающие слова.
Особое удивление вызвал тот факт, что у некоторых детей вызвало затруднение в названии героев сказок, которые известны детям с младшего возраста.
Дети к показу выбрали сказку «Репка».
Было установлено, что затруднения у детей чаще всего возникали в начале пересказа сказки, при воспроизведении последовательности появления новых персонажей сказки и особенно ритмизированного повтора, представляющего собой предложно-падежную конструкцию. В пересказах почти всех детей наблюдались нарушения связности изложения (неоднократные повторы фраз или их частей, искажения смысловой и синтаксической связи между предложениями, пропуски глаголов, усечение составных частей и т.д.).
У 9 детей трудности в составлении пересказа носили резко выраженный характер (смысловые ошибки, нарушения связности, пропуски фрагментов текста и т.п.). Исследование выявило низкий уровень речевых умений, используемых детьми.
Речь детей поразила однообразием. Дети не проявляли желания рассказывать, а тем более показывать сказку. Художественные впечатления их бедны, они не обменивались впечатлениями от увиденного ими маленького спектакля, которые показывали их друзья. Речь детей была маловыразительной и непоследовательной.
У многих детей в рассказах отмечались пропуски моментов действия, представленных на картинках или вытекающих из изображенной ситуации; сужение поля восприятия картинок (например, указания на действия только одного персонажа – деда,), что свидетельствует о недостаточной организации внимания в процессе речевой деятельности. Часто нарушалось смысловое соответствие рассказа изображенному сюжету. У 7 детей рассказы сводились к простому называнию действий персонажей.
Результаты выполнения третьего задания свидетельствуют о том, что у многих детей возникали трудности в полной и точной передаче сюжета, отсутствовало смысловое обобщение сюжетной ситуации. Один ребенок, несмотря на оказываемую помощь, совсем не смог выполнить задание. У 8 детей различные нарушения при составлении рассказа были резко выражены. В целом ряде случаев, при сочетании грубых нарушений, рассказ практически сводился к ответам на вопросы и терял характер связного повествования.
При пересказе сказки наблюдались отдельные специфические нарушения (в логико-смысловом построении сообщения, на уровне программирования и контроля за реализацией высказывания). Были выявлены недостатки в языковом оформлении сообщении – нерезко выраженные нарушения связности повествования, лексические затруднения. Отмечалась большая степень самостоятельности при выполнении всех видов заданий. Наибольшие трудности у детей этой группы вызывало выполнение заданий творческого характера.
На основании проведенных заданий можно сделать следующий вывод: у детей отмечается значительное отставание в формировании образной речи. Это указывает на еобходимость целенаправленной воспитательно-образовательной работы по развитию данного вида речевой деятельности. Проведенные исследования с использованием различных видов заданий выявили ряд особенностей, характеризующих состояние образной речи детей, которые необходимо учитывать при проведении дальнейшей работы.

 






























Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: