Бракоразводный процесс и распад брака

 

Бракисторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обще­ством форма отношений между женщиной и мужчиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу, и к детям.

От характера брачных отно­шений в значительной мере зависит рост населения, физическое и духовное состояние новых поколений. Реализуется естественная. потребность людей в продолжении рода, преобразованы социальными условиями и культурой.

Социальная сущность брака определяется господствующими об­щественными отношениями, он также испытывает влияние политики, права, нравственно­сти, религии. Санкционируя брак, общество берёт на себя определенные задачи по его охра­не и налагает на людей, вступивших в брак ответственность за материальное обеспе­чение и воспитание детей, а, следователь­но, за будущее семьи [[xxxi]].

Брачная форма регулирования отношений между представителями разных полов появилось не сразу. В глубочайшей древности отношения между людьми, в том числе между полами, регулировалось только биологическими импульсами. В это время в половое общение могли вступать друг с другом все члены общества: братья с сёстрами, родители со своими детьми. Такая форма отношений между полами, беспорядочная связь между ними называется промискуитетом.

Каждая женщина данного стада могла принадлежать каждому мужчине этого же стада. Такое явление называется эндогамией, т.е. браком внутри данной общности. Впоследствии такие связи стали угрожать существованию данного рода. Было введено половое табу, полный запрет на сексуальные связи между людьми внутри данного рода. Постепенно это породило новые, экзогамные связи между людьми: лишенные возможности вступать в связь с женщиной своего рода, мужчины стали вступать в случайные связи с женщинами другого рода. От этой связи рождались более жизнестойкие дети. Поэтому постепенно эндогамные связи были совершенно запрещены. Таким образом, первой формой брака был групповой дуально-родовой брак. При нём все мужчины одного рода имели право на супружеские отношения с любой женщиной другого рода.

Групповой брак существовал до конца каменного века. Впоследствии преимущественные связи именно с наиболее предпочитаемыми партнёрами получили всё большее распространение, таким образом, общество постепенно перешло к новой форме брака - парному браку. В нём объединялась уже одна супружеская семья. Правда, любой из напарников мог при этом составлять такие пары одновременно, а тем более последовательно. Поскольку отцовство в таких условиях было трудно установить, родство считалось по материнской линии. Дети, рождённые данной женщиной, принадлежали тому роду, которому принадлежала сама эта женщина.

В самом конце каменного века, с возникновением земледелия, с ростом производительности труда постепенно создаются условия, когда супружеская пара оказывалась способной самостоятельно содержать и кормить своих детей. И постепенно эта пара отпочковывалась от рода. Муж и жена объединили свои усилия не только в деторождении, но и в производстве вещей. Отношение между полами стабилизировалось, стало более надёжным установление отцовства, и ответственность за семью всё более переходило к мужчине. Матриархатные отношения перешли в патриархатные, когда родство уже считалось по отцовской линии. И на смену парной семье пришла новая, высшая форма семьи - моногамная семья. Жена перешла на жительство к своему мужу и вместе с детьми попала под его власть.

Надо сказать, что патриархатная семья существовала и существует в форме не только моногамного брака, но и полигамного брака, когда муж имеет право владеть несколькими женами. Ныне полигамия существует в некоторых мусульманских странах. Но история знает и иную форму неравенства в браке: полиандрия, многомужество. И до сих пор полиандрия встречается в некоторых племенах Индии, Тибета. В Индии чаще всего жена старшего брата становилась общей женой всех братьев – и получалась так называемая фратериальная семья, или братская.

Как социальное отношение, брак имеет преимущественно нравственную природу, поскольку мужчина и женщина выступают в нём как личности.В числе нравствен­ных ценностей, имеющих особенно боль­шое значение для стабильности брака, – индивидуальная половая любовь, суп­ружеский и родительский долг, взаимное уважение и помощь.

Семейные правоотношения – правовые отношения, в которые многократно в течение всей своей жизни вступает каждый из нас. Можно даже сказать, что каждый из нас не прекращает выходить из семейных правоотношений, а последние только меняю свою форму, будь то правоотношения с родителями, брачные правоотношения и др. При этом мы можем быть одновременно участником сразу нескольких семейных правоотношений[[1]].

Мы редко задумываемся о содержании семейных правоотношений. Как правило, в семейном праве первоначальны личные правоотношения и только потом возникает имущественная составляющая семейных правоотношений. Это подтверждается и мнением ряда исследователей, которые отмечают, что семейные правоотношения в основном носят личный характер, имущественные отношения являются вторичными, производными от личных.

Прекращение брака – всегда является трудной психологической темой. Прекращение брака всегда связано с существенными изменениями сложившихся в семье правоотношений. Оно влечет не только изменение правового статуса собственности, но влияет на дальнейшую судьбу детей. Поэтому прекращение брака и цепочка личных и имущественных последствий этого шага подробнейше регулируется законом.

В классовых формациях моногамный брак приобретает ряд специфич­ных для данной формации социально-правовых черт. Так, в рабовладельческом об­ществе брак. признавался только для свободных граждан.

В раннем европейском средневековье был установлен обязательный для всех церковный брак. Однако крепостные мог­ли вступать в брак лишь с согласия феодала. Распространение при капитализме тру­довой деятельности женщин, падение престижа и влияния религии, демократи­зация брачно-семейного законодательства и половой морали привели, с одной сторо­ны, к дезорганизации и кризису брака (рост числа разводов). С другой — к развитию новой формы брачных отношений, ос­новывающихся преимущественно на взаимном чувст­ве и личном выборе и характеризующих­ся относительным, равноправием супругов.

В средневековье, такая форма прекращения брака как развод рассматривался православной церковью как тягчайший грех и разрешался только в исключительных случаях. Поэтому разводы были большой редкостью. Тем не менее, по мере изменения общественных условий, постепенной эмансипации женщин, уже в дореволюционное время менялись взгляды на ценности супружества, отношение к разводу [7, C.22].

Прекращение брака допускается по основаниям, установленным законом.

Современный Семейный кодекс РФ сохранил судебный порядок расторжения брака для супругов, имеющих общих несовершеннолетних детей. Однако процедура расторжения брака судом серьезно, можно сказать, концептуально пересмотрена. В отличие от прежнего, новый кодекс предусматривает различные правила для расторжения брака при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака (ст.22) и для расторжения брака при взаимном согласии на это супругов (ст.23).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: